Серия «Курск»

Курск. Часть I. В ледяной бездне

Если Вы не понимаете, что это и почему написано сейчас - Вам сюда.

В первой части статьи мы разберём, как, при каких обстоятельствах и по чьей вине произошла катастрофа, унесшая жизни 118 человек во время учений Северного флота ВМФ РФ в августе 2000 года.

ХРОНОЛОГИЯ.

10.08.2000:

22:30 - Атомная Подводная Лодка К-141 “Курск” проекта 949А “Антей” вышла из залива Западная Липа в район учений в Баренцевом море.

11.08.2000:

15:50 - Запись в судовом журнале АПЛ “Курск” - “11 августа 2000 года, 15 часов 50 минут. Произвели замер давления (роста) в резервуаре окислителя за 12 часов. Давление возросло до 1 кг/см2. Произвели подбивку ВВД в воздушный резервуар до 200 кг/см2” (этот момент станет важен в следующих главах, пока просто запомним, что эта запись существует

12.08.2000:

06:00 - “Курск” занимает расчётную позицию для учебных стрельб. По плану учений “Курск” должен выполнить учебные стрельбы по условному противнику, который представлен группой российских военных судов во главе Тяжёлым Атомным Ракетным Крейсером (ТАРК) “Пётр Великий”, в период между 11:40 и 13:20.

11:00 - Условный противник “Курска” входит в квадрат учений.

11:28 - Первый взрыв практической (т.е., для практики, тренировки пуска, без боевой части) торпеды в торпедном отсеке в носовой части лодки. Взорвалась перекись водорода, служившая топливом для торпеды. Мощность взрыва - 200 кг в тротиловом эквиваленте. При этом взрыве погибают подводники, находившиеся в командном и торпедном отсеках, подлодка теряет управление.

11:29 - Лодка ударяется о дно на скорости 13 км/ч, что вызывает дополнительные повреждения корпуса.

11:30 - Детонация 10+ боевых торпед. Суммарная сила взрыва - 5+ тонн в тротиловом эквиваленте.

  • Именно этот взрыв фиксируют сейсмические датчики в Норвегии (в 470 км от места)

  • Волной от этого же взрыва досталось в борт другой подлодке, "Карелия", находившейся в 80 км от места катастрофы "Курска" и готовившейся к учебной стрельбе в рамках тех же учений. После выполнения стрельбы и всплытия, капитан подлодки "Карелия" докладывает об инциденте и передаёт координаты на

  • командный пункт. Координаты совпадают с координатами "Курска". Командующий учениями не приказывает прервать учения и начать поисково-спасательные работы.

  • Этот же взрыв из района, где располагался "Курск", фиксируют на крейсере "Пётр Великий" акустики, а так же весь экипаж, потому что "тряхнуло так, словно это был легкий баркас, а не огромный корабль водоизмещением 26 тысяч тонн". Крейсер "Пётр Великий" служил ставкой для командующего учениями адмирала Вячеслава Попова. Далее - фрагмент из показаний акустика "Петра Великого" Андрея Лавренюка:

"Я доложил в боевой информационный центр, на ходовой мостик и на центральный командный пункт. Сразу, в момент вспышки и хлопка из динамика, я почувствовал, что по кораблю прошел гидродинамический удар, который выразился в дрожи корпуса «Петра Великого». На мой взгляд, такого эффекта в виде дрожи корпуса от включения какой-либо аппаратуры на «Петре Великом» произойти не могло. Это был внешний динамический удар…"

Командующий учениями не приказывает прервать учения и начать поисково-спасательные работы.

После всего на допросе адмирал Попов будет отрицать факт доклада, однако, запись в гидроакустическом журнале сделанная Лавренюком по факту отправки сообщения о взрыве говорит об обратном.

12:30 - По действующим инструкциям "Курск", не выходивший на связь более часа, должен быть признан аварийным, должна немедленно начаться спасательная операция. Командующий учениями не приказывает прервать учения и начать поисково-спасательные работы.

13:34 - Этим временем обозначена запись на листах, вырванных из судового журнала АПЛ “Курск”, сделанная капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым - “Список л/с 6, 7, 8, 9 отс., находящихся в 9-м отсеке после аварии 12.08.2000 г.” Далее список из 23 фамилий людей, находившихся в девятом отсеке (т.н. “отсеке живучести”). К этому моменту 95 из 118 (111 членов экипажа, 5 офицеров штаба дивизии и 2 сотрудника завода “Дагдизель”) человек на борту были мертвы.

13:50 - Дежурным сделана запись в вахтенном журнале командного пункта Северного флота - "Начать действовать по худшему варианту". Очевидно, что подобный приказ на командном пункте флота могли принять только от командующего флотом или командующего учениями (верховный главнокомандующий и министр обороны на тот момент о случившемся не знали). В любом случае, это адмирал Попов. Командующий учениями не приказывает прервать учения и начать поисково-спасательные работы.

13:58 - Этим временем обозначена запись на листах, вырванных из судового журнала АПЛ “Курск”, по всей видимости, также сделанная рукой Колесникова. В записи говориться о том, что давление в отсеке №7 растёт. Точный текст записи мне найти не удалось.

~14:00 - Адмирал Попов, не дождавшись новостей о "Курске" и ничего не предприняв, улетает с крейсера на вертолете в Североморск, где даёт пресс-конференцию. На ней он заявляет журналистам о успешном прохождении учений, о том, что “все боевые задачи выполнены флотом на “отлично””  и ни слова не роняет про нештатную ситуацию на одном из судов.

14:12 - Крейсер "Пётр Великий" покидает район учений вместе с другими судами и авиацией, сопровождавшей учения.

14:30 - Предельное время для “Курска” для завершения стрельб и отчёта о всплытии (это уже третий плановый сеанс связи, который пропускает экипаж - после пуска торпед, после их подъёма и после всплытия).

14:31 - В связи с истечением предельного срока для выполнения стрельб и невыходом лодки на связь - это последний срок, когда должны были начаться поисково-спасательные работы. В дальнейшем именно это время будет фигурировать в официальных отчётах, хотя, мы видим, что к этому времени уже прошло три часа с момента, когда адмирал Попов обязан был отреагировать на сообщение о нештатной ситуации. Командующий учениями не приказывает начать поисково-спасательные работы.

~19:28 - Тогда по официальной версии погиб последний из укрывшихся в отсеке №9 (официально заявлялось, что все погибли через 4-8 часов после взрыва).

23:30 - Командующий Северным флотом адмирал Попов объявляет боевую тревогу и приказывает начать поисково-спасательные работы.

На этом этапе зафиксируем, что поисково-спасательные работы были начаты на 12 часов позже, чем могли (и должны были исходя из того, что командующий учениями обязан был принять доклад гидроакустика Лавренюка) и на 9 часов позже самого-пресамого крайнего срока.

13.08.2000:

01:04 - С базы Северного флота в Североморске выходит спасательное судно “Михаил Рудницкий” с поисковым аппаратом АС-32 и поисково-спасательным АС-34 на борту (в некоторых источниках фигурировал ещё аппарат АС-36, но мне не удалось найти достоверной информации по поводу его участия). По документам это судно должно было принимать участие в учениях и быть в море в момент катастрофы. В действительности, “Михаил Рудницкий” не просто не был готов к спасательной операции - его капитан даже не знал, когда будут проходить учения.

Ночь с 12 на 13 августа - Экипажи гражданских судов в акватории фиксируют сигнал SOS. Как мы узнаем позже, моряки стучали металлическими предметами по гермопереборкам, потому что понимали, что вокруг полно наших кораблей и их должны искать изо всех сил. Стук был записан. После проведения экспертизы было однозначно установлено, что стучали люди по переборке между отсеками в затопленной подводной лодке. В дальнейшем происхождение звуков пересмотрят. Сначала на “технические шумы”, а потом скажут, что стучали “неустановленные люди с не установленного следствием корабля”. Как человек, пусть немного и не в составе экипажа, но, всё же, прослуживший на судне, могу с уверенностью сказать, что, во-первых, на борту всегда есть дела помимо того, что бы постучать кружкой по борту (например), а, во-вторых, это прямо стопроцентный способ отхватить таких смачных и неиллюзорных от боцмана или старпома, что стучалка тут же отсохнет. И, конечно, никакой речи о том, что это можно делать хоть сколько-нибудь продолжительное время, просто не идет. Напоминаю, что звуки фиксировались, как минимум, на протяжении целой ночи.

~07:00 - Министр обороны Игорь Сергеев звонит Путину в Сочи, куда он улетел в отпуск 12 августа и сообщает о случившемся. С этого момента наступает полная ответственность верховного главнокомандующего за действия и отсутствие оных от его подчинённых. Верховный главнокомандующий не прерывает свой отпуск и остаётся в Сочи.

08:33 - Вылет поискового самолёта в район катастрофы.

~09:03 - Поисковый самолёт обнаружил местоположение “Курска”.

~10:00 - Судно “Михаил Рудницкий” достигает точного места катастрофы. С этого времени начинаются попытки спуска, которые приходится прерывать из-за постоянных неисправностей спускаемых аппаратов

13:15 - Запись без даты в судовом журнале “Курска” -  “13.15. Весь л/с из 6, 7 и 8 отсеков перешел в 9. Нас здесь 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием угарного газа. Давление повышается. Кончаются регенеративные патроны. При выходе на поверхность не выдержим декомпрессии. Не хватает ремней на индивидуальных дыхательных аппаратах. Отсутствуют карабины на стопорах. Протянем еще не более суток”. Можно несмотря на отсутствие даты смело говорить, что запись сделана не 12.08, так как, во-первых, записи идут подряд, а время этой записи меньше, чем время предыдущей, а, во-вторых, исходя из фразы “кончаются регенеративные патроны” мы делаем вывод, что моряки находятся там уже больше суток, т.к., того количества, что они взяли в отсек №9 хватило бы на сутки для 23 человек. Возможно, они не совсем кончились потому, что было решено их экономить и использовать меньше необходимого.

После 15:15 - Время записи не указано, но, судя по тексту и почерку, в отсеке уже почти полностью пропал свет - “Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: % 10–20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников”. Это последняя из найденных и опубликованных записей, снятых с тела Дмитрия Колесникова.

Попытки спуска продолжаются, всё так же безуспешно.

На этом этапе зафиксируем, что экипаж был жив, как минимум, до 15:15 13.08 (как мы увидим дальше - вероятно, до вечера-ночи 14.08, но это объявят только 19.08). Верховный главнокомандующий, получив информацию о катастрофе, продолжил свой отпуск и не прилетел из Сочи.

Также запомним, что “Михаил Рудницкий” - единственное спасательное судно, на тот момент числившееся а составе Северного флота - на деле не принимало участие в учениях, хотя, должно было (и по бумагам принимало).

14.08.2000:

10:45 - Начальник пресс-службы ВМФ РФ Игорь Дыгало сообщает журналистам: “”Курск” лег на дно в квадрате 69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 35 минут восточной долготы, экипаж жив, воздух и электричество подаются, связь с экипажем поддерживается, ядерный реактор заглушен”. Сразу после официального сообщения Норвегия и США предлагают свою помощь в спасательной операции.

День - Главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Куроедов отказывается от иностранной помощи и заявляет, что кислорода и других ресурсов может хватить выжившим до 25.08. Также, Куроедов заявляет, что на корпусе “Курска” присутствуют “признаки крупного и серьезного столкновения”, чем запускает конспирологическую версию о столкновении с иностранным подводным судном. Материалы, собранные в дальнейшем, (например, видеоматериалы, снятые аппаратом с норвежского судна, позволяющие оценить характер повреждений) показывают полную несостоятельность этой версии.

Вечер - Вице-премьер РФ Илья Клебанов, назначенный руководителем Правительственной комиссией по расследованию причин произошедшего с АПЛ “Курск”, заявляет, что имеющиеся у Российского флота “технические возможности по своему уровню не хуже американских”.

На этом этапе зафиксируем - соседние государства мгновенно предложили свою помощь, но РФ на официальном уровне отверг эти предложения, хотя, вероятно, тогда ещё был шанс спасти выживших при помощи исправной спасательной техники, находившейся на борту кораблей этих стран. Представители ВМФ и правительства тем временем вводили общество, семьи жертв и иностранные государства в заблуждение, по простому - врали. Кроме того, начала раскручиваться версия, по которой виновато не руководство флота, армии и страны, а “злокозненные иностранцы”.

Если по поводу авторства этой версии могут быть разные варианты, то отказ от международной помощи в спасении подводников был невозможен без прямой санкции Путина.

15.08.2000:

Ночь - В районе спасательной операции начинается шторм, операция практически остановлена.

День - Помощь в спасении моряков предлагают Великобритания, Италия, Германия и Франция.

16.08.2000:

Ночь - Шторм в зоне бедствия “Курска” утих и погода позволила продолжить операцию.

Утро - Продолжились попытки спуска аппаратов с “Михаила Рудницкого”. Так же безуспешно.

День - Президент Путин в разговоре с президентом США Биллом Клинтоном (Представляете, был когда-то такой президент. У них - четыре президента назад, а у нас… У нас всё тот же Путин. Извините, вырвалось.) соглашается принять помощь от Великобритании и Норвегии.

На этом этапе зафиксируем, что помощь от иностранных государств была принята Путиным только через два дня после предложения оной. Кроме того, если бы командующий учениями Попов соблюдал инструкции, эта помощь, если судить по реакции Норвегии и США на максимально безобидное и нейтральное изначальное сообщение о “залегании на грунт”, вероятнее всего, была бы предложена (и могла бы быть принята) уже 12.08, что могло бы позволить спасти моряков.

17.08.2000:

Раннее утро - В район операции выходят спасательные суда Normand Pioneer с британским спасательным аппаратом LR‑5 и Seaway Eagle с Глубоководным Водолазным Комплексом и 12 водолазами-глубоководниками на борту. От порта Тронхейм до нужного квадрата им идти больше 400 км.

На этом этапе зафиксируем, что норвежским судам понадобилось около 12 часов от момента принятия Путиным предложенной помощи до выхода из порта к месту спасательной операции. Это время сопоставимо со временем, прошедшим с момента появления записи в вахтенном журнале командного пункта Северного флота “Начать действовать по худшему варианту” до выхода из порта “Михаила Рудницкого”. Таким образом, мы можем предположить, что адмирал Попов отдал приказ [разыскивать команду и] готовить судно к отплытию уже тогда. Однако, это не снимает вины с командующего учениями, т.к.,  судно должно было принимать участие в учениях с самого начала, но не было об этом уведомлено. Это, однозначно, ответственность командующего. Также мы можем предположить причину того, что не были остановлены учения и не были немедленно начата полноценная спасательная операция ни в 11:30, ни в 12:30, ни в 14:30 - вероятно, адмирал Попов знал, что вина лежит на нём и хотел избежать ответственности за отсутствие спасательного судна в составе группы.

18.08.2000:

Продолжаются попытки погрузить и пристыковать спускаемые аппараты к “Курску”.

День - Газета “Комсомольская правда” обнародовала список членов экипажа «Курска». При этом издание сообщило, что купило его у офицера Главного штаба ВМФ за 18 тыс. руб. Все это время ВМФ скрывал имена подводников. По мнению командования флота, называть имена моряков, пока идет спасательная операция, было некорректно.

День - В военный гарнизон Видяево, где базировался «Курск», съезжаются родственники подводников. С ними встречается вице-премьер Илья Клебанов, но ничего конкретного он не говорит. На этой встрече выступает Надежда Тылик, мать лейтенанта Сергея Тылика. Она обвиняет власти в бездействии. В какой-то момент к женщине подходит медсестра и вкалывает успокоительное.

Вечер - Спускаемому аппарату удаётся погрузиться к “Курску”, но стыковку произвести не получается. Официальная версия - сильные подводные течения, однако, Моцак позже скажет в интервью о том, что течение доходило до “двух, полутора узлов”, а согласно ТТХ СГА проекта 1855, к которому принадлежал аппарат АС-34, крейсерская скорость в погружённом состоянии составляет 2,3 узла. Таким образом, и скорость удержания на течении составляет 2,3 узла. Кроме того, капитан 3-го ранга Андрей Шолохов, трижды погружавшийся на аппарате АС-34, утверждал, что “скорость подводного течения не более 0,7 узла, видимость допустима для спасательных работ и никакого крена нет”.

На этом этапе зафиксируем, что официальная версия причины неудач в стыковке опровергается ТТХ СГА вкупе с заявлением начальника штаба Северного флота и - отдельно - непосредственным участником операции.

19.08.2000:

Продолжаются попытки погрузить и пристыковать спускаемые аппараты к “Курску”

17:00 - В программе “Вести” на канале РТР выступает начальник штаба Северного флота Михаил Моцак и говорит о том, что сигналы SOS поступали до 15 августа

Вечер - Аппараты АС-32 и АС-34 окончательно выходят из строя, попытки использовать их для спасения экипажа прекращаются.

19:30 - Норвежское судно прибывает в район катастрофы и присоединяется к операции.

На этом этапе зафиксируем, что впервые официально озвучивается информация о том, что сигналы SOS с подлодки фиксировались не менее, чем до 15.08.

20.08.2000:

10:00 - Норвежское судно спускает к “Курску” камеру. Зафиксировано полное разрушение отсеков №№ 1 и 2. По результатам исследования записи определено, что повреждения, присутствующие на корпусе “Курска” не могли быть получены в результате столкновения с другой субмариной, о котором уже неделю говорит Куроедов.

13:15 - К “Курску” спускаются три водолаза с норвежского судна. Простукивание корпуса позволяет заключить, что все отсеки подлодки заполнены водой. Значит, выживших на борту точно больше нет.

21.08.2000:

17:07 - Официально объявлено о гибели всего экипажа АПЛ “Курск”

21:00 - В эфир ОРТ выходит программа “Время”. В интервью журналисту ОРТ министр обороны Сергеев говорит “Вы знаете, стуки были, тринадцатого и четырнадцатого. Даже была составлена специальная картограмма, на которой мы получили короткий и емкий ответ: “SOS, вода”. Это уже была оценка состояния людей, которые еще были живы, находились в отсеках. Очевидно, в отсеки уже поступала или просачивалась вода

Далее - вопрос журналиста: “Когда эти стуки прекратились?

Сергеев: “Ну практически после четырнадцатого”.

На этом этапе зафиксируем, что министр обороны ещё раз озвучивает информацию, что выжившие подводники передавали сигналы на поверхность по меньшей мере, до конца суток 14.08

22.08.2000:

21:15 - Владимир Путин наконец прилетает в Видяево, где жили моряки Северного флота и встречается с родственниками погибших на “Курске”. Собравшиеся в зале лютовали и требовали ответов и разбирательств. Сбавить градус удалось только после того, как семьям были обещаны выплаты з/п погибших за 10 лет.

23.08.2000:

День - Выходит обращение Путина - “Позавчера министр обороны Игорь Дмитриевич Сергеев, а вчера главнокомандующий Военно-морским флотом и командующий Северным флотом подали мне рапорты об отставке. Эти рапорты не будут приняты. Не будут приняты, повторяю, до полного понимания того, что произошло, в чем причины и есть ли виноватые. Действительно виноватые или это просто стечение трагических обстоятельств. Никаких огульных расправ под влиянием эмоциональных всплесков и под влиянием стечения обстоятельств не будет. Я буду с армией, буду с флотом и буду с народом. И вместе мы восстановим и армию, и флот, и страну, нисколько в этом не сомневаюсь”.

Также президент в своём обращении рассказывает, что спасательные работы начались через четыре часа после взрыва (на деле - от 12 до 30 часов, в зависимости от того, что считать началом операции - выход “Михаила Рудницкого из порта или первую попытку погружения), что “Курск” перестал выходить на связь в 23:30 (на деле - в 11:28), что Северный флот имел в распоряжении все необходимые средства для спасения экипажа и все они были полностью исправны (на деле - даже не близко; см. объяснение ниже), что иностранная помощь была принята тогда же, когда её предложили (на деле - больше, чем через двое суток), что спасти моряков было невозможно из-за отсутствия в системе ВМФ РФ водолазов-глубоководников (на деле - они были, причём, меньше, чем в двух часах лёта - в городе Ломоносов под Питером. Расстояние по воздуху - около 1050 км)

Почему заявление Путина о том, что Северный флот обладал всем необходимым для спасения команды “Курска” не отвечают действительности?

- В составе Северного флота на момент катастрофы было только одно спасательное судно - устаревший “Михаил Рудницкий” проекта 05360 с неисправными спускаемыми аппаратами на борту. Почему я называю судно 1978 года постройки устаревшим в 2000 году? Потому что, во-первых, судно не проходило модернизацию с момента постройки (да, до сих пор), а, во-вторых, суда этого проекта вообще были построены только для того, чтобы поскорее поставить во флот хоть что-то похожее на спасательное судно. Проект 05360 буквально на скорую руку перерисован из лесовоза проекта 1590М (по другим сведениям - 1590П) и построенные 4 судна поскорее поставлены во флот, пока на верфях строились суда проекта 537, изначально спроектированные, как спасательные. Впрочем, по проекту 537 всего было спущено на воду два судна - “Эльбрус” (принят на вооружение в 1980, на ремонте с 1993, не починен, выведен из состава флота в 1997, продан на металл в 1998) и “Алагез” (принят на вооружение в 1989, в строю. С 1993 года в составе Тихоокеанского флота)

- Главная часть всего поста. Почему спасение экипажа силами Северного флота было принципиально невозможно? Дело в том, что СГА при спасении экипажа затонувшей подлодки присоединяются, конечно, не в произвольном месте. На подводных лодках есть специальные люки для спасения экипажа в подобных ситуациях. В проекте 949А, к которому принадлежал “Курск” такой как раз располагается над отсеком №9. Собственно, потому экипаж и укрылся в этом отсеке. Над люком из отсека есть комингс-площадка, по сути являющаяся стыковочным модулем для СГА на корпусе подлодки. Чтобы функционировать, она должна выпирать из корпуса на 5-10 мм. Так вот, при разработке проекта 949А, это не было учтено и на судах этого проекта она наоборот утоплена в корпус. Таким образом, стыковка любого СГА с подлодками этого проекта невозможна чисто физически. То есть, так называемый сухой выход из девятого отсека был неосуществим. Вытащить выживших можно было только при помощи Глубоководного Водолазного Комплекса (ГВК).

- Итак, для спасения моряков необходимы были водолазы-глубоководники и судно с ГВК на борту. Водолазы, как я уже сказал, были. Они даже принимали участие в погружениях к “Курску”. В октябре 2000 года. С борта норвежского судна. Потому что судов с ГВК у Северного флота ВМФ РФ как не было в год трагедии “Курска”, так и нет 23 года спустя.

26.08.2000:

Ссылаясь на источники в правоохранительных органах, Интерфакс сообщает, что 23 августа Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели «Курска» по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»).

08.09.2000:

Интервью Путина на “Шоу Ларри Кинга”, одном из самых рейтинговых вечерних шоу США в то время. На вопрос Кинга “Что случилось с лодкой?” Путин с улыбкой маньяка отвечает “Она утонула”. Сколько не пересматриваю, не могу привыкнуть к этой жути.

20.10.2000:

Начинается операция по подъёму тел погибших моряков. За 16 дней поднято 12 тел, в том числе, тела Колесникова, Садиленко и старшего мичмана Борисова. Остальные 106 тел будут подняты уже только с лодкой в 2001 году.

Все основные события под водой уже произошли. Давайте вспомним основное из этой части трагедии. Поскольку моя статья об ответственности нынешней власти, с момента доклада президенту о трагедии я сконцентрируюсь на том, за что отвечает Путин лично:

  1. 12.08 - В нарушение всех инструкций, адмирал Попов не остановил учение и не начал спасательную операцию ни в 11:30, ни в 12:30, ни в 14:30. Кроме того, в нарушение инструкций, флот покинул квадрат учений до получения отчёта о завершении стрельб всеми судами. Такой приказ мог отдать только командующий учениями - адмирал Попов.

  2. 13.08 - Выжившие члены экипажа гарантированно оставались живы не менее, чем до 15:15. Верховный главнокомандующий принял доклад о трагедии и не стал вмешиваться, не настоял на опубликовании информации или на прямом запросе помощи у соседей.

  3. 14.08 - После сообщения об инциденте с “Курском” Норвегия и США предложили свою помощь в спасении моряков незамедлительно. Российская сторона отвергла помощь с формулировкой, которая ясно говорит о том, что во главе угла стоял имидж, а не жизни подводников. Такие действия могли быть предприняты только по согласованию с Путиным.

  4. 15.08 - Шторм. Никто не виноват.

  5. 16.08 - Путин соглашается принять помощь от Норвегии и Великобритании после разговора с Клинтоном. Можно догадываться почему, но факт в том, что из-за его решения не допускать иностранцев к спасательной операции, было потеряно больше двух дней.

  6. 17.08 - тщетные попытки спасения продолжаются, рано утром из норвежского Тронхейма выходят два спасательных судна. Можно предположить, что адмирал Попов отдал приказ готовить спасительный корабль ещё 12.08 в к 13:50, но его вину это не умаляет

  7. 18.08 - Заявлена официальная версия причины неудач со стыковкой. Она опровергается двумя разными источниками

  8. 19.08 - Официально озвучивается информация о том, что сигналы SOS с подлодки фиксировались не менее, чем до 15.08. Норвежцы прибывают к месту катастрофы

  9. 20.08 - Норвежцы фиксируют, что выживших на борту быть не может, т.к., вода заполнила отсек №9.

  10. 21.08 - Все подводники “Курска” объявлены погибшими.

Итак, в чём же в этой части виноват Путин?

А) Недооценил серьёзность ситуации, поэтому не настоял на том, чтобы запросить помощь 13.08

Б) Не принял помощь Норвегии 14.08

В) Протянул с принятием помощи до вечера 16.08

Получается, по вине лично Владимира Путина было потеряно 3 дня.

Даже если бы Путин запросил помощь сразу, как узнал о случившемся и если мы предположим (а основания для этого есть), что подводники в девятом отсеке оставались живы ещё как минимум 12 часов после того, как перестали передавать сигналы, времени только впритык хватило бы, чтобы норвежцы дошли до квадрата, спустили водолазов и вытащили подводников.

Таким образом (хоть он и не мог этого знать, принимая решение не просить/не принимать помощь, соответственно, должен был понести за это ответственность), я, изучив все обстоятельства, не могу сказать, что выживших с “Курска” убил Путин.

Зато, на основании изложенного в этой части я могу утверждать, что если бы адмирал Попов выполнял свои обязанности по контролю за подготовкой и проведением учений (а также, по контролю за состоянием флота, вооружений и экипажа) надлежащим образом, выжившие после взрыва подводники и вышли бы отсек №9 живыми.

Тогда почему же я говорю о вине нынешней власти? Это мы будем разбирать в третьей номерной части. В Части II мы затронем следствие о причинах катастрофы, его выводы, последовавшие суды и другие события, произошедшие [в основном] с октября 2000 по 2002 годы.

Конец Части I.

Список источников, использованных при написании Части I:

  • Статья Новой Газеты “Дата смерти - август 2000 года” ([Сайт Новой Газеты]/articles/2023/04/10/data-smerti-avgust-2000-goda) - изините, ссылку не оставить. Домен забанен на Пикабу.

  • Статья газеты Коммерсантъ “Хроника гибели подлодки «Курск» и сохранения памяти о ней в обществе” (https://www.kommersant.ru/projects/kursk/timeline).

  • Статья Радио Свобода “С гибелью “Курска” началась ложь!” ([Сайт Радио Свобода]/a/27183761.html) и инфографика от них - изините, ссылку не оставить. Домен забанен на Пикабу.

  • Официальная хронология на сайте Первого Канала (https://1tv.ru/news/2001-08-12/276611-hronika_gibeli_kurska)

  • Статья на сайте BBC Russia “20 лет со дня гибели подлодки "Курск": ответы на главные вопросы о трагедии” ([Сайт BBC]/russian/features-53739537) - изините, ссылку не оставить. Домен забанен на Пикабу.

  • Заметки по теме с сайта Лента.РУ (https://lenta.ru/news/2000/08/18/submarine_version/, https://lenta.ru/news/2000/08/19/submarine_putin/ и https://lenta.ru/news/2000/08/19/submarine/).

  • Статьи РИА Новости “Адмирал Попов рассказал, как "Курск" мог столкнуться с подлодкой НАТО” (https://ria.ru/20211122/podlodka-1760107354.html) и “Адмирал Попов заявил, что "Курск" погиб от столкновения с подлодкой НАТО” (https://ria.ru/20211122/kursk-1760100757.html).

  • Архивные выпуски новостей и интервью телеканалов ОРТ и РТР, относящиеся к периоду катастрофы.

  • Находящиеся в открытом доступе ТТХ СГА проектов 18392 и 1855, участвовавших в операции.

  • Запись передачи “Шоу Ларри Кинга” с участием Владимира Путина от 08.09.2000.

  • Фрагменты статей изданий “Aftenposten”, “Agderposten”, “Bondebladet”, “Dag og Tid” и др., относящихся к этому периоду. Отдельная благодарность разработчикам плагинов для Chrome, позволяющих переводить текст с норвежского, а то кукуха бы точно уехала.

  • Описание судна “Михаил Рудницкий” и проекта 05360 на информационном ресурсе Черноморского флота (https://www.kchf.ru/ship/spasat/mihail_rudnitsky.htm)

  • Текст Статей 4 и 13 №61-ФЗ “Об обороне” (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10591/).

  • Корабельный устав ВМФ РФ от 01.09.2001 (https://flot.com/law/ustav_korabelny/2001/)

К сожалению, найти текст устава от 1995 года, который действовал на момент аварии, мне не удалось, но изменений в сферах ответственности должностных лиц ВМФ между уставами 1995 и 2001 не было, а использовался устав именно для определения степени ответственности лиц, отвечавших за подготовку, проведение учений, инспекции судов и прочее. На этом основании информацию из более нового устава я считаю актуальной для описываемых событий.

Список дополнительных источников, использованных при написании каждой части, будет появляться в конце соответствующего поста.

Показать полностью

Курск. Вступление

Суть.

В комментарии к посту про 11 сентября я в обсуждении упомянул, что российское государство не вспоминает “Курск”, Беслан и “Норд-Ост” потому, что это - большие факапы нынешних властей. @Ka3aX.PK, ты меня попросил пояснить за “Курск”. Что ж, надеюсь, пояснение будет исчерпывающим - на момент написания предисловия я уже потратил на первую часть статьи почти три дня, а ещё нужно написать вывод для ленивых (Да, в конце будут обобщены мои основные тезисы и сделано заключение; промежуточные выводы будут даны в конце каждой части).

Структура.

Я хотел выпустить всё в одном посте, чтобы не отвечать в комментариях не те воросы, на которые отвечу в следующих частях. К сожалению, у Пикабу есть ограничение в 30к символов на пост. Вместить все необходимые для понимания ситуации события, показания участников, существенные подробности и свои комментарии в этот лимит я не мог, так что принято решение выпустить статью в несколький постах.

Посты с первого по третий будут описывать разные периоды истории - хронику тех страшных событий в первой части, всё связаное со следствием и судами - во второй и политические решения по следам катастрофы и их последствия - в третьей. Возможно (и даже наверняка), будут выходить отдельные посты, если надо будет рассказать о чём-то очень важном, привести объёмные цитаты и т.п.
Картинок/видео/аудио/гифок не планируется. Только текст, только хардкор.

Сбор и обработка информации.

Поскольку я понимал, что среди аудитории аудитории обязательно найдутся те, кто на любое упоминание Новой Газеты или BBC сходу закричат “А-а-а-а-а-а-а!!!! Вражеская пропаганда-а-а-а-а-а!!!” и убегут, а я писал для того, чтобы, всё же, текст был прочитан, мной был выбран следующий алгоритм работы над статьёй:

  1. Были выбраны и изучены материалы из нескольких источников - трёх, к которым нет вопросов у меня, трёх РосГосСМИ и одного нейтрального (потому что Лента не писала репортаж или расследование, а просто давала заметки о происходящем).

  2. Сначала были отобраны события, не вызывающие разночтений у изданий из разных лагерей. Из них был составлен скелет будущей хронологии.

  3. После этого были проверены те факты, которые отсутствовали в материалах прокремлёвских Первого, РИА Новости и Коммерсанта.

  4. Те факты, которые подтверждались материалами, выпущенными верифицируемыми источниками в момент событий или непосредственно после, добавлялись в общую хронологию.

  5. Даже не знаю почему (сарказм, есличо), но фактов, которые, наоборот, скрыли бы НГ, РС и BBC и предали гласности Коммерсантъ и Первый, не было вообще. Исключение составляет статьи РИА Новости - там было очень много нового, но из них в итоговый текст не прошло ни одного факта/события, так как буквально всё, что кроме базовых вещей, там служит продвижению ставшей особенно модной с 2022 антизападной версии и было опровергнуто в ходе официального следствия или опровергается изначально предоставленной информацией/вещественными доказательствами.

  6. Выводы делались мной на основе публично доступной информации, которую я смог найти и верифицировать (то есть, аноним, который на форуме некро-фурри-реконструкторов в 2007 году написал о том, что Путин в одном из интервью рассказал, как ест детей варёными в мешочек, на мои суждения не повлиял). В любом случае, к этому моменту у читателя уже должна сложиться полная картина, которая позволит сделать свои выводы из этой истории.

Кажется, все организационные вопросы осветил, поехали к сути. Букаф будет очень много. Пожелал бы приятного прочтения, но тема к приятностям не располагает, извините.

Часть I - здесь.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!