Серия «Из мира логопедии»

Чек-лист: что говорит (и понимает) ваш ребенок?

Сегодня я хочу поговорить о нормах речевого развития ребенка. Многие слышали истории: «А вот я знаю ребенка, который до пяти лет молчал, а потом заговорил предложениями». Эта фраза очень коварна. Потому что у каждого ребенка свои причины отсутствия речи. То, что сработало для одного, может вообще не работать для другого. Поэтому важно понимать, на какие еще процессы нужно обращать внимание, чтобы ничего не упустить.

Я специально привожу нормы речевого развития с самого раннего возраста, чтобы было видно – речь не появляется внезапно. Кирпичик за кирпичиком, элемент за элементом – только так.

Итак, начнем с самого начала.

Представьте себе младенца. Ребенка без проблем в анамнезе, мы же говорим о норме. Его мозг совершенно здоров, но речи еще нет. Как будто компьютер уже работает, но программы в него еще не установили. И вот, начинается установка и длится она около трех лет. Проблема в том, что если у ребенка в этом возрасте случится инфекция, сопровождающаяся очень высокой температурой (40 градусов), судороги, травма головы (поэтому логопеды спрашивают об этом, собирая анамнез), то в речевом развитии могут наметиться проблемы. Естественно это зависит от сложности заболевания и возраста ребенка.

Итак, уже в начале третьей недели ребенок начинает сосредотачиваться на мамином голосе. А к концу 2-го мес. Ребенок не просто слушает, он начинает следить за  лицом матери.

На 4 мес. демонстрирует "комплекс оживления": радуется родителям, гулит, активно двигает руками и ногами.

Появляются звуки - гласные А, Э, У, И, могут слышаться звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ;

К 6 мес. ребенок различает голоса близких, движениями реагирует на свое имя, начинает понимать инструкции: "дай ручку", "иди ко мне".

Гласные: А, О, У, Э, И, Ы, могут быть звукокомплексы «оп-оп», «аи-аи».


Если ребенок не отзывается на имя, не оборачивается на звуки и речь, первым делом проверяем слух. Возможно направят к сурдологу, предложат сделать КСВП.

(КСВП) – это метод диагностики слуха, то есть выявления места поражения слуховой системы у детей и взрослых, и единственным надежным объективным методом оценки снижения слуха у новорожденных и младенцев, а часто и у детей младшего возраста.

В 9 мес. ребенок усваивает значение 8-10 слов, понимает самые частые инструкции: "Ешь, пей, открой рот, бери чашку, дай ножку, дай другую, застегнем пуговку, почистим нос" и пр.

В это время развивается активное подражание движениям и звукам. По подражанию взрослому ребенок говорит "тя-тя, па-па, ля-ля-ля, тетя, папа, па...дай...тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя". Ребенок сам играет в ладошки и лепечет: "На, на, на...тятя".

По просьбе взрослого "дай" раскрывает ладонь в дающем жесте, выпускает предмет при слове "упал" или "бах", кладет игрушку на стол при слове "положи", умеет выполнять двух - и трехкратные действия по слову взрослого: "Найди собачку и дай мне", "Подними мячик и положи в ведерко".

В 10 мес лепет становится средством общения с другими людьми. Повышается способность подражания звукам, особенно после 10 мес. Слоги состоят из различных согласных и гласных: КА-ТЯ, МА-НЯ. Сначала говорит по слогам, затем слитно.

В 11 мес. возникают слова "не", "да" с соответствующими жестами. "Дай ам" - просит есть, употребляет мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит "дядя", на женщину - "тетя". Сопровождает слова взглядом, например, поднимает вверх голову и указательный палец и говорит "лю-на" (луна). Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес. " Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мамма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да,да".

В 12 мес. начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: "Иди сюда, встань, держись, подними ножку, переступи через порог"; интересуется улицей: машинами, людьми; использует указательный жест, показывая что-то.

Также в год ребенок:

-  Владеет 8-10 словами типа "баба, кис-кис, му, бэ" и др.

- Образовывает до 25 самостоятельных слов-названий предметов;

- Соотносит слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит "ав-ав", играет с самолетом -"тр-тр", смотрит на шарик и говорит "дли-ли", берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь, "ням-ням .

- Имеется нерасчлененность слова и предложения, слова и звука: "А!" - зовет мать, называя в другой раз ее "мама"; "у,би" - просит машину; мама, няня, тетя" - зовет взрослого.

- Появляются слова - предложения: "мама" - обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание.

В 1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. происходит скачок в формировании речи. Ребенок уже не тянется к предмету, теперь он его требует: «ябляко", "сяпка!", может добавить к просьбе слово «мама» или «папа».

Понимание речи также улучшилось: ребенок приносит по инструкции предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого согласие и отказ выражает эмоционально.

- понимает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий,

- уже знает названия некоторых качеств предметов и оценок: большой, маленький, хороший, плохой.

В 1 г 9 мес. - 1 г. 11 мес. ребенок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинках, где усы, уши. Говорит от 100 слов и больше (если называет корову – МУ, а гуся – ГА-ГА, это считается за слово!)

К 1 г. 11 мес. речь детей особенно активно развивается в играх с куклами, игрушками - животными. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, туг же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: "Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя".

В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

В 2 г. 3 мес. ребенок может по картинке рассказать что-то взрослому и другому ребенку.

В 2 г. 4 мес, задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, качество, действие имеют своё название. Так, показывая на утку, ребенок спрашивает: "А это что такое, гусь или утка?"

В 2 г. 5 мес. - 3 г. ребенок, сравнивая предметы, результат оформляет в речи: "Лицо красное, платье красное и тут красное, почему все красное?" Продолжается рост простого предложения, появляются сложносочиненные предложения без союзов, затем с союзами (в 2 г. 6 мес), особенно при рассматривании сюжетных картинок. В слоговой структуре слов еще наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда - приставки.

В 2 г. 7 мес ребенок может установить причину и следствие явления: "Плачет бедная - ручка болит", хотя на картинке этого не видно.

К 3 годам продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в мало знакомых словах.


Итак, весь этот процесс занял у ребенка три года. Начиная с развития слухового внимания, реакции на звуки и на голос матери, пока он лежал в колыбели. То есть, если ребенок придет ко мне в три года, и у него ничего из этого не будет, откуда мы начнем занятия? Будем учиться поворачиваться на звуки. С самого начала. В этом процессе нет лишних звеньев. Нельзя перепрыгнуть половину и лихо начать болтать предложениями.
Сначала слуховое внимание. Потом ребенок должен научиться различать речевые звуки и начать их повторять (А,О,И,У и все остальные). Потом сложить их в слоги. Начать формировать лепетные ряды – ПА-ПА-ПА, Ма-Ма-Ма. И так далее.
А если у ребенка есть сопутствующие проблемы? Память, внимание, визуальное восприятие – эти процессы сохранны, или над ними тоже надо будет работать? Тему интеллектуальных нарушений здесь трогать не будем.
Благодарю вас за интерес к теме логопедии. Очень приятно читать неравнодушные отзывы. Цель этой статьи - ответить на многочисленные вопросы "Ждать или нет?", "Все ли в порядке с ребенком в этом возрасте?", и "Что уже должно быть в определеннном возрасте?".
Чем раньше обнаружится проблема, тем быстрее и легче она будет решаться.
При подготовке к статье обращалась к источнику: Волкова Г.Л. «Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи».

Показать полностью

Эффект домино, или поговорим о пользе закрытого рта

Сейчас будет неожиданная информация, но без неё никак.
Наружным органом для дыхания является нос. Дам вам несколько секунд отойти от шока этого нежданного откровения, и продолжу.

Воздух, проходящий через нос, согревается и очищается. Благодаря этому обеспечивается нормальный газообмен в легких: кислород поступает в кровь, а углекислый газ выводится из организма.

Вторая неожиданная информация: рот не является органом дыхания и служит резервным органом при невозможности дышать носом.

Чем дышат ваши дети? Носом или ртом?

Ко мне приходят на занятия разные дети. Открытый рот всегда вызывает у меня вопросы. Почему рот открыт? Как давно? Все отвечают так: это только сегодня. У ребенка небольшие сопли/заложенность/аллергия/плакал, миллион причин. У части детей это так. А некоторые на каждое занятие приходят с открытым ртом. Однажды ребенок начинает прокладывать язык между зубами, его становится видно. Ребенку не мешает, он привык. А в его челюсти, и во всем организме начинают происходить неприятные изменения (звучит тревожная музыка).

Эффект домино, или поговорим о пользе закрытого рта Родители и дети, Воспитание, Речь, Логопед, Развитие детей, Воспитание детей, Длиннопост

Тест на тип дыхания: предложите ребенку набрать в рот воды и минутку постоять с закрытым ртом. Если нос не дышит, ему будет сложно.

Я обязательно в конце статьи приведу ссылки на статьи, которые можно будет почитать.

Итак, к чему приводит открытый рот? Приведу выдержки из статьи Сатыго Елены Александровны (Сатыго Елена Александровна, доктор медицинских наук,  профессор, заведующая кафедрой детской стоматологии СЗГМУ  имени И. И. Мечникова, практикующий детский стоматолог).

- Затрудненное носовое дыхание характеризуется несмыканием губ, неправильным положением языка, что отрицательно влияет на формирование зубных рядов и прикуса в целом. Язык у таких детей расположен внизу, иногда между передними зубами или с упором во фронтальный участок нижней челюсти, рот приоткрыт. Часто у таких детей нижняя челюсть сдвинута кзади.

- Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте не только вредно влияет на развитие скелета грудной клетки, но и приводит к деформации лицевого отдела: верхняя челюсть развивается аномально, сближаются ее боковые части, твердое нёбо становится узким, высоким.

- В результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное и тесное положение зубов сначала верхней челюсти, а затем и нижней.

- Ребенок с нарушением носового дыхания не может нормально жевать и глотать, а также произносить ряд звуков.

- При изучении изменения электрической активности околоротовых, жевательных и лицевых мышц установлена связь снижения их функции с нарушениями дыхательной проводимости. Было показано, что круговая мышца рта имеет низкую электрическую активность. У некоторых пациентов была достоверно снижена активность всех лицевых и мимических мышц. Жевательные мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, также имеют низкую электрическую активность.

- При затрудненном дыхании у многих детей выявили аденоидные разрастания на задней стенке глотки, у сошника, увеличенные нёбно-глоточные миндалины и другие виды патологии носоглотки.

-  При таком нарушении развития ноздри обычно узкие, переносица широкая, губы не сомкнуты, контур подбородка нередко двойной, речь нарушена.

- Поскольку биоэлектрическая активность всех мышц имеет стандартные показатели для поддержания скелета в равновесном состоянии, мышцы шеи, подбородочная мышца и даже трапециевидная мышца берут на себя нагрузку «ослабленных» мышц. У детей с ротовым типом дыхания часто можно увидеть парафункции мышц при произношении звуков, при глотании. Ротовое дыхание неблагоприятно отражается на биоэлектрической активности всех мышц скелета, поскольку приводит к деформациям на всех уровнях.

Делаем паузу на осмысление прочитанного. Ребенок родился здоровым (или если есть какие-то сопутствующие нарушения, они с этим не связаны), но в результате ряда причин (о них позже), произошло следующее. В норме у любого человека при закрытом рте язык поддерживает нёбо (прямо сейчас протестируйте себя, где язык в свободном положении при закрытом рте?) . Длительное открытие рта приводит к изменению положения языка, он либо лежит на дне ротовой полости, либо проложен между зубами (а теперь откройте рот, язык окажется внизу). Круговая мышца рта ослаблена, в результате чего речь становится нечеткой. (Неожиданное последствие – так как ребенок нечетко выговаривает гласные, он потом начинает пропускать их при письме, или писать неправильно. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Эта информация из статьи Архиповой Е.Ф. доктора педагогических наук, профессора МПГУ, ссылка в конце. )

Итак, нарушения мышечного баланса в челюстно-лицевой области отражаются на формировании лицевого скелета и повышения тонуса мышц шеи. В результате перераспределения нагрузки происходит искривление шейного отдела позвоночника (на уровне 3-4 позвонков).  Часто у детей с ротовым типом дыхания врачи-ортопеды отмечают нарушение осанки и плоскостопие (Архипова Е.Ф,).

Также у ребенка, который не дышит носом, появляется хроническое кислородное голодание. (опять отсылка к статье Архиповой Е.Ф.). Ребенок постоянно в гипоксии. Утомляем, невнимателен, работоспособность снижена.

А теперь самое интересное – причины.
В самом названии – миофункциональном нарушении, кроется ответ. Это нарушение функции мышцы. (Есть отдельное нарушение дизартрия, может выглядеть похоже, но оно имеет неврологические причины). Миофункциональное нарушение не неврологическое.

У взрослых людей строение определяет функцию. Их челюстно-лицевой аппарат уже сформировался. А у детей наоборот, функция определяет строение. Сначала эта функция – сосание. Потом ребенок становится старше и приходит пора жевать. Но если ребенок в год продолжает питаться через соску (и сосать соску!) у них формируется задержка в формировании правильных процессов жевания и глотания.
(пример из практики: девочка, 2г.2мес. нормотипичная, но речь непонятная, губно-губных звуков п,б,м в речи нет, хотя отдельно есть. Круговая мышца слабая, рот приоткрыт. Из чашки пить не хочет, пьет из поильника с соской, ночью сосет обычную соску. Рекомендация: убрать соску, делать упражнения для развития круговой мышцы рта).

Помимо сосания сосок, пальцев и карандашей есть еще один враг – пюрированная пища. Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.

Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение).

И вот мы пришли к тому, с чего начинали.
Я не буду давать вам способы решения этой проблемы, в статье Елены Александровны и Елены Филлиповны есть все ответы. Я хочу привлечь внимание к этой проблеме. Очень важно понимать, откуда все началось. Чем раньше получится обнаружить нарушение и начать действовать, тем быстрее будет результат.

Ссылки:
Архипова Е.Ф. https://cyberleninka.ru/article/n/k-chemu-privodit-privychno...
Сатыго Е.А. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://bukbook.ru/media/files/book/book/Miofunktsional'naya... - не пугайтесь слова трейнеры, в статье приведены упражнения.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!