Серия «Из мира логопедии»

406

Может ли ребенок не говорить до 7 лет, а потом без последствий научиться?

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей.
Недавно мне задали вопрос:

Является ли неумение говорить до школы такой уж катастрофой? В школе научится всё равно же.

Итак:
Для ответа на этот вопрос нам потребуется изучить тему о взаимосвязи мышления и речи.

Что появилось раньше? Курица или Яйцо? Мемы или интернет? Речь или мышление?

Крик, лепет и даже первые слова ребенка являются совершенно явными стадиями в развитии речи, но стадиями доинтеллектуальными. Они не имеют ничего общего с развитием мышления.
Это я про гуление (Агу в 3 месяца) и лепет (в 8 месяцев на-на, па-па-па, та-та).

Но и доречевые проявления интеллекта можно засвидетельствовать у детей первого года жизни, особенно 10, 11 и 12 месяцев. Что делают дети в этом возрасте? Все открывают, проверяют, роняют, катают машинки. Все, у кого есть дети этого возраста, отлично знают, сколько всего интересного могут сделать карапузы. Даже если ребенок не лепетал (по своим причинам), эти действия могли быть в наличии.

Сначала мышление и речь не пересекаются. Самое важное происходит около двух лет.

Линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения.

В. Штерн лучше и раньше других описал это важнейшее в психологическом развитии ребенка событие. Он показал, как у ребенка «пробуждается сознание значения языка и воля к его завоеванию». Ребенок в эту пору, — как говорит Штерн, — делает величайшее открытие в своей жизни. Он открывает, что «каждая вещь имеет свое имя». Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым, характеризуется двумя совершенно несомненными и объективными признаками, по которым мы можем с достоверностью судить о том, произошел ли этот перелом в развитии речи или нет еще, а также — в случаях ненормального и задержанного развития речи — насколько этот момент сдвинулся во времени по сравнению с развитием нормального ребенка. Оба эти момента тесно связаны между собой.

  • Первый заключается в том, что ребенок, у которого произошел этот перелом, начинает активно расширять свой словарь, свой запас слов, спрашивая о каждой новой вещи, как это называется.

  • Второй момент заключается в чрезвычайно быстром, скачкообразном увеличении запаса слов, возникающем на основе активного расширения словаря ребенка. Как известно, животное может усвоить отдельные слова человеческой речи и применять их в соответствующих ситуациях. Ребенок до наступления этого периода также усваивает отдельные слова, которые являются для него условными стимулами или заместителями отдельных предметов, людей, действий, состояний, желаний. Однако в этой стадии ребенок знает столько слов, сколько ему дано окружающими его людьми. Сейчас положение становится принципиально совершенно иным. Ребенок, видя новый предмет, спрашивает, как это называется. Ребенок сам нуждается в слове и активно стремится овладеть знаком, принадлежащим предмету, знаком, который служит для называния и сообщения.

Если первая стадия в развитии детской речи, как справедливо показал Мейман, является по своему психологическому значению аффективно-волевой, то, начиная с этого момента, речь вступает в интеллектуальную фазу своего развития.

Здесь нам важно отметить только один принципиально важный момент: лишь на известной, относительно высокой стадии развития мышления и речи становится возможным «величайшее открытие в жизни ребенка». Для того чтобы «открыть» речь, надо мыслить.

Итак, мы подошли к мышлению. Как оно развивается в норме?

Рассмотрим этапы развития мышления:

· этап наглядно-практического мышления;

· этап наглядно-образного мышления;

· этап вербально-логического мышления.

Первый этап, этап наглядно-практического мышления, возникает в период с 1 до 3 лет. В это время дети активно манипулируют предметами, собирают/разбирают, рвут, наливают и разливают (чаще разливают), открывают ящики и все из них выкидывают.

Следующий этап — наглядно-образное мышление. Оно начинает формироваться в возрасте от 3 до 4 лет. Дети начинают больше анализировать, стараются предсказать какие-то моменты, еще не видя предмета. Например, если спросить, какой им подарят подарок, мои ученики этого возраста отлично рассказывают и цвет, и размер и форму того, чего они еще в глаза не видели. Пример: «мама мне подарит синюю машинку с большими колесами»

Ближе к 6-7 годам начинают проявляться первые признаки вербально-логического мышления. Ребенок развернуто отвечает на вопросы, определяет закономерности, сопоставляет события в правильной последовательности. Выполняет разные действия в уме. Понимает слова, не имеющие образного выражения (стоимость, честность, гордость).

Так вот, что будет, если ребенок до 7 лет не говорил? А ничего этого не будет. Если у него были моторные трудности в произнесении слов (ребенок не может управлять губами и языком и поэтому не может произносить слова) – они не пройдут. Если были трудности с пониманием речи, которыми никто не занимался – они тоже останутся. Самое страшное, что ребенок, который в доинтеллектуальной стадии развивался хорошо, интеллектуально развиваться без речи не сможет.
Вы меня спросите, а как же глухие или слабослышащие? Так у них язык жестов есть. Язык жестов - это тоже речь, альтернативная коммуникация. Еще есть карточки PECS или электронные коммуникаторы (Есть миф, родители или некоторые специалисты боятся, что если дать ребенку карточки или жесты, он точно не заговорит. Хотя все совсем наоборот. У ребенка, у которого есть коммуникация развивается интеллект. И в итоге шансов заговорить у него больше, чем у того, у кого этой коммуникации нет).
Также давайте не будем исключать последствия для психики. Дети без речи могут уходить в себя. Потому что их никто не понимает, или они никого не понимают. Формируются вторичные аутичные черты. Но это не аутизм. Это последствия отсутствия речи. Вторичные черты отлично сглаживаются, если вовремя начать коррекцию. Ребенок с вторичными чертами очень быстро впитывает слово и начинает им пользоваться в общении.

Другое последствие – дети не уходят в себя. Они начинают бить родителей, кричать, кусаться.


Я приведу пример. Есть у меня один сенсорный алалик (нарушение понимания речи). В самом начале нашей работы он не умел отказываться. И вместо слова «Не хочу» он сразу поднимал визг. Потому что привык, что после визга от него все отстают. Сейчас он говорит «не хочу», и не визжит.
Также не все такие дети понимают концепцию ожидания. Например, ребенок хочет домой. Мама и ребенок стоят возле двери, но она чуть замешкалась, пока доставала ключи, дверь не открылась в ту секунду, в которую надо было ребенку. Началась истерика. Про это я могу очень долго говорить.

А теперь представим себе неговорящего семилетнего ребенка. У меня такой был.
У него было какое-то понимание речи (существительные по карточкам) и способность повторять слова – за год этот ребенок научился составлять рассказы по сюжетным картинкам (по три-четыре слова на картинку), что-то просить у родителей (включи телевизор, налей воды, купи конфету), отвечать на простые вопросы (кто, что, где, какой). Его объем прилагательных сформировался в рамках большой/маленький, чистый/грязный, холодный/горячий (еще цвета и формы). И несколько простых предлогов. И это все к 8 годам при регулярных занятиях три раза в неделю. Естественно в обычную школу он не пойдет, пойдет в коррекционную.

Хочу закончить выводом. Речь – это не просто знание языка. Развивая речь – вы развиваете мышление.

Про Альтернативную Коммуникацию я писала здесь

Статья основана на труде Л.С. Выготского "Мышление и речь".

Показать полностью
61

Взрослый плохо говорит - поговорим про афазию

Я логопед, учу говорить неговорящих детей. Но сегодня мне хочется поговорить о нарушениях речи, которые могут случиться со взрослыми. Сразу предупреждаю, с этой категорий лиц я не работала, статья носит информационный характер. Итак: поговорим об афазии.

Чем афазия отличается от алалии?

При алалии нарушено формирование речи. Дети без целенаправленного обучения не могут научиться говорить. При афазии происходит утрата уже сформированной речевой функции. Речь как будто распадается у вас на глазах – человек перестает вас понимать, или начинает говорить не внятно, не может припомнить слова или составлять предложения.

В чем причина?

К афазии могут привести разные причины, самые частые это инсульты и травмы.

Инсульт является вторым по частоте «убийцей» людей во всем мире. В современной России среди причин смертности на втором месте после инфаркта миокарда стоит инсульт головного мозга. Ежегодно 450000 человек переносят инсульт, фактически это население большого города. Показатели смертности населения в России в 4 раза выше, чем в США и Канаде. По данным Всероссийского центра профилактической медицины, в нашей стране от цереброваскулярных заболеваний умирает 25% мужчин и 39% женщин.  В Санкт-Петербурге ежегодно регистрируется 12 тысяч случаев инсульта, причем каждый четвертый пациент — моложе 65 лет. Эти показатели выше, чем в среднем по России.
По данным Всемирной организации по борьбе с инсультом (World Stroke Organization) речевые нарушения (афазия) появляются у каждого третьего.

Почему у разных людей нарушения речи разные?

Афазия принимает различные формы в зависимости от локализации очага повреждения. Это связано с тем, что язык, которым мы пользуемся, имеет сложную структуру, а именно состоит из звуков, слов, разнообразных грамматических средств. Каждая из этих частей мозга осуществляется определенной зоной мозга: звуки речи в одних участках мозговой коры, слова – в других, грамматические средства – в-третьих. Кроме того, за то, чтобы звук речи, слово или предложение были услышаны, отвечают одни участки мозга, за то, чтобы они были сказаны – другие, а за то, чтобы они были написаны или прочитаны – третьи.

Виды Афазии:
1. Сенсорная афазия

У больного распадается представление о звуках, умение различать их на слух. При этом физический слух в норме.
Пример: просишь показать кошку, человек показывает кружку. То есть сходные по звучанию звуки смешиваются.

Люди с этим нарушением говорят много, торопливо, сбивчиво, с разнообразными ошибками. Они не контролируют (не слышат) того, что говорят, и пытаются восполнить это многоречием. Не в состоянии они написать то, что хотят сказать. Такое происходит при нарушении левой височной доли мозга.

2. Моторная афазия

Здесь поражается тот участок мозга, который дает команду нашим органам артикуляции. В результате речь становится нечеткой.
У моторной афазии (как у алалии) есть два варианта:

Афферентная моторная алалия (поражение нижнетеменной доли):
Человек заменяет одни звуки другими (или менять их местами).
Пример: вместо стол – слот.

Эфферентная моторная афазия (очаг поражения в премоторной зоне):
Здесь человек может произнести звуки по отдельности, а вместе не может (потому что нужно переключаться между разными звуками и именно в этом сложность).

Люди с моторной афазией слышат и осознают, что они неправильно говорят. Это их злит, они могут вообще отказаться говорить.

3. Амнестическая, акустико-мнестическая афазия

Здесь у меня есть личный пример. После ковида у меня было похожее состояние - я начала забывать слова. Причем обычные, простые, бытовые. Например, я должна сказать слово «огурец». И вот я помню, что он зеленый, в пупырышках. Я помню, как поливала огурцы у бабушки в теплице. Что их можно солить, что соленые огурчики с жареной картошечкой это вкусно, все про них помню. А слово – «огурец» - не помню.
«Ну этот…ну зеленый, в пупырышках, ну такой длинный» - так выглядит объяснение человека, который забыл слово.
Сейчас уже у меня это прошло, но мне не понравилось, повторять не хотелось бы.
Чаще всего при этом нарушении забываются имена собственные (имена и фамилии, географические названия). Такую афазию называют амнестической.
Забывание слов, в большинстве случаев представляет собой не только простое выпадение из памяти названия предмета. Сложность состоит в том, что теряются смысловые связи между словами, понимание переноса смысла слов. Также человеку может быть сложно подобрать синонимы и антонимы, находить обобщающие слова.

А вот если человеку сложно удерживать в памяти только что воспринятую речевую информацию, т.е. страдает оперативная слухоречевая память – ее обозначают как акустико-мнестическую (задневисочная область левого полушария).

4. Динамическая и семантическая афазии

Человек правильно артикулирует звуки. Знает и помнит слова. А в предложения их соединить не может. Или соединяет, но неправильно. Как будто в один момент он позабыл все правила грамматики. Это динамическая афазия (поражение заднелобной коры левого полушария). То есть страдает «динамичность речи».
Существуют и трудности понимания сложных грамматических конструкций.
Петю ударил Ваня (Кто кого ударил?)
Письмо подругИ или письме подругЕ?
Отец брата или брат отца? И т.д.

Знаменитый русский лингвист Щерба придумал шуточный текст "глокая куздра Штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка". Это помогает нам увидеть роль грамматических элементов кодировании смысла. Мы понимаем, что бокрёнок – это малыш, а бокр – взрослая особь. И эту самую особь каким-то образом обидели.

А вот еще мое любимое (Л. Кэррол, пер. Орловский): Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.
Здесь тоже все понятно. Кто, где и что делал.

Так вот, грамматика – это не просто правила связи слов в предложении, это еще и дополнительные значения смысла слов.
Пальчик – это маленький палец.
А ручища – это огромная рука.
Напрыгнул/запрыгнул/перепрыгнул/отпрыгнул/выпрыгнул – здесь от приставки кардинально меняется смысл.
Так вот, афазия, проявляющаяся в трудностях понимания логико-грамматических конструкций, а также слов значение которых меняется от наличия или отсутствия грамматического элемента – называется семантической. Возникает она при поражении зоны, расположенной на стыке сразу трех областей мозга (теменной, височной, затылочной долей).

Разные исследователи предлагают разные классификации, мы рассмотрели наиболее часто встречаемые афазии.

Важно помнить, что своевременное лечение и реабилитация могут значительно улучшить качество жизни пациентов с афазией. Необходимо своевременно подключать логопедов-афазиологов для логопедической терапии для улучшения речевых навыков и коммуникации.

Что почитать по теме?

  • https://nnp.ima-press.net/nnp/article/viewFile/1254/991 - статья об огромном вкладе Александра Романовича Лурии.  

  • Цветкова Любовь Семеновна - ученица, сотрудница и последовательница А. Р. Лурии. Заслуженный профессор МГУ (1999) «Афазии и восстановительное обучение»

  • Визель Татьяна Григорьевна  - Доктор психологических наук, профессор кафедры специального дефектологического образования Московского института психоанализа (МИП) – «Как вернуть речь», 2018г. - в этой книге все очень просто написано, есть примеры упражнений, если будете сами заниматься с больным дома. Также, именно на эту книгу я опиралась, при составлении краткого экскурса в мир афазий.

    Так как я работаю с детьми, у меня нет практического опыта взаимодействия со взрослыми. Но возможно, у кого-то здесь он есть. Поделитесь, я буду рада прочитать.

Показать полностью
383

Фразовая речь без логопеда

Я логопед. Занимаюсь развитием речи у неговорящих детей. Сегодня мне хотелось бы поднять тему самостоятельных занятий с детьми и помочь родителям иначе взглянуть на такие занятия.

Итак, возьмем частую ситуацию:

Мама занимается с ребенком. Он знает много существительных: ему знакомы животные, птицы, транспорт, продукты питания, овощи, фрукты, инструменты. Знает буквы и цифры, считает до 10. А вот фраз, состоящих хотя бы из двух слов нет. Почему?

Чтобы ребенок умел использовать фразу, надо заниматься фразой. Если учить с ним птиц, он выучит птиц, к фразе это не приведет.

1. Всегда задавайте себе вопрос: "Зачем это ребенку прямо сейчас?"

Я искренне не понимаю, зачем детям в три года буквы, птицы, породы собак? Иногда действительно бывает интерес. Ребенок сам хочет знать буквы, цифры, всех динозавров, всех рыб, всех птиц и т.д. Тогда да. А если он не хочет, зачем его специально этому учить? Как умение отличать колибри от воробья поможет ему прямо сейчас, в его реальной жизни, если он еще не научился просить пить?

(Иногда мы действительно учим детей со сложными нарушениями читать, чтобы научить говорить. Но это не тот случай)

Еще один мой "любимый" очень частый вопрос про неговорящих детей: а когда вы будете учить слова "спасибо" и "пожалуйста"? Пионер должен быть вежлив. Ребенку сейчас эти слова не нужны. Ему нужны глаголы: Дай, налей, открой, иди, помоги. И некоторые другие.


2. Правильно расставляйте приоритеты:

"Я считаю, что ребенок должен быть самостоятельным. Пусть пойдет и сам возьмет, тут слуг нет".

Зачем ребенку, который может все сделать сам, что-то у вас просить?

Либо самостоятельность, либо речь, выбирайте, что вам нравится больше.

Чтобы ребенок с вами говорил - дайте ему глаголы повелительного наклонения. И выполняйте его просьбы. Просит включить? Включите. Просить налить воды? Налейте. Ему ведь все равно придется идти в школу или в сад, и там по движению его брови никто понимать не будет, ему придется просить у других людей что-то.

Это кажется логичным, но часто я объясняю это много раз, но воз и ныне там.

Более того, я прошу увеличить количество ситуаций, в который ребенок что-то будет вам говорить. Например Кидай (мяч), толкай (тележку по рельсам), дуй (пузыри или шарик), подними ( на руки), чини ( если сломалось), беги (чтобы вы после этого слова вместе куда-то бежали) и т.д.

3. Снова про приоритеты:

Далее, важно помнить, что ребенок, который учится говорить ( любого возраста) не может одновременно все. Он не может сразу правильно использовать падежи, не все звуки будут красивыми, не все предложения будут правильно построены, не все слоги будут в слове правильно. Это нормально. Он же учится. Любого ребенка поощряйте, хвалите за речь. Пусть он видит, что речь делает его жизнь легче и лучше (попросил конфету - дали конфету). Поэтому не надо с самого начала начинать исправлять ребенка: "скажи правильно", "надо говорить красиво". Пусть это катета или ката, а не конфета - какая разница, если ребенок только начал что-то вообще говорить. Если каждую просьбу ребенка поправлять, он вообще говорить не захочет, будет сам брать, или пальцем показывать.

4. Учите комбинировать слова

Некоторые дети привыкают к тому, что определенные слова идут в связке. "Чисти зубы", "Люблю папу", "Света привет" и т.д. А потом очень сложно эти пару разбить. Оказывается, кроме зубов можно чистить бананы, а Свете можно сказать что-то еще, кроме "привет", например "Света дай". Так что важно не увеличивать количество существительных, а учить ребенка работать с тем, что есть. Пусть он не будет знать пород собак, но сможет комментировать то, что видит: собака идет, собака пьет, собака бежит, это собака и т.д.

5. Используйте игры

Игровые моменты могут быть отличным способом развивать фразы. Игры, в которых ребенок должен что-то просить или объявлять, делают обучение естественным и увлекательным. Например, игра в магазин, где ребенок должен попросить что-то у "продавца". Или игра в лото, где ребенок просит у ведущего недостающие карточки: "дай хлеб", "дай сыр".

Кидай! Бросай! Лови! - выбирайте, что нравится и включайте слова в игру с мячом.

Прекрасно, когда мама и папа занимаются дома. Но помните, родитель - не учитель. Никому не хочется заниматься в саду или у логопеда, потом приходить домой и снова заниматься. Играйте, моделируйте бытовые ситуации так, чтобы ребенку надо было вам что-то сказать, подключайте ребенка к домашним обязанностям (мой тарелку, вытирай стол, полей цветок), так он гораздо быстрее освоит речь, чем с карточками за столом.

P.s. в тексте я специально не указываю возраст и нарушения. Потому что дети с пачкой существительных и без фразы приходили ко мне разные: и маленькие и большие, и те, кому психиатр поставил аутизм, и те, кому нет.

Показать полностью
148
Дети и родители
Серия Из мира логопедии

Как развивать речь дома?

Я логопед для неговорящих детей. По предыдущим постам я увидела, что у некоторых родителей есть потребность в специалистах, но своего специалиста по развитию речи они еще не встретили.

Что с этим можно сделать? Организовать развивающую речевую среду дома.
Для этого не надо сидеть часами за столом и зубрить карточки. Гораздо эффективнее будет игровой подход.

1. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игра. А пусковой механизм речи - глаголы.

Придумывайте активности, которые понравятся ребенку. Например, дети очень любят мыльные пузыри. Чтобы продолжить эту деятельность, ребенку надо будет сказать "Дуй", "Мама, дуй", "Мама, надувай огромные пузыри", или просто показать пальцем на баночку с пузырями. Просьба, которую вы ждете, обязательно должна соответствовать возможностям ребенка. Если он сам не просит, помогите ему. В тот момент, когда он будет тянуться к пузырям - помогите ему сложить указательный жест. Если он уже умеет за вами повторять - Скажите слово "Дуй". Как только ребенок повторит - сразу надувайте пузыри, как будто он сам попросил. Если деятельность интересная, он постарается запомнить слово, которое ее продолжает.

Катать машинки - кати. Лить воду - лей. Петь колыбельную - пой. Попробуйте для каждой интересной деятельности найти свое слово. Помните, здесь главное - это развитие инициативы. Даже если ребенок произнес слово недостаточно четко, лучше выполнить просьбу, не заставляя ребенка сказать лучше. Иначе он перестанет просить вообще. Никому не нравится, когда его поправляют.

2. Используйте книги
Наверняка вы много читаете ребенку стихи или сказки. И это здорово. Теперь я предлагаю превратить ребенка в активного участника чтения. Существует огромное количество детских книг, в которых мало текста, но много картинок. Используйте такие книги. Сейчас много прекрасной современной детской литературы с окошками и движущимися вставками. Рассматривайте их, играйте в то, что вы видите. Это подойдет ребенку с любым уровнем речевого развития. Если ребенок не говорит и у него плохо развито визуальное восприятие - можно предлагать ему сопоставлять реальные объекты с теми, что нарисованы (например раскладывать игрушечных зверей на соответствующих книжных). Если ребенок говорит только первыми слогами, можно предлагать ему рассказывать так, как получается ( Тут дом [ту до]. А тут кот [а ту ко]. Мама иди [ма ди]). Можно задавать вопросы на понимание, чтобы ребенок показывал пальцем предметы или существ. Или спрашивать, кто большой, а кто полосатый. Или учить рассказывать по картинке.
Вы можете мне возразить - книги дорогие, не напасешься. И я отвечу - идите в библиотеки. Сейчас библиотеки хорошо комплектуются. Я видела там даже антивандальные книги для малышей - которые нельзя порвать. Библиотекари будут вам очень рады.

3. Выключите фоновый телевизор и четче проговаривайте слова
Ребенок с проблемами речи - как иностранец в чужой стране. Чтобы научиться нас понимать, ему надо научиться расслышивать каждое слово. А если у вас темпераментная речь, особенно на фоне работающего телевизора, ребенок не сможет ничего разобрать. Говорите с ребенком учитывая его уровень речевого развития. Эмоционально, но односложно комментируйте происходящее. Что то упало? - покажите на это пальцем и четко произнесите - упало. Проговаривайте рутинные действия, предметы одежды в тот момент, когда ребенок сам, или с вашей помощью их надевает.
Если у ребенка все отлично с пониманием, но он не может за вами повторять - инструкции не меняются. Пусть ребенок видит ваше лицо. Пусть видит, как двигаются губы и язык (насколько это возможно) , когда вы произносите тот или иной звук.

4. Делайте зарядку
Делая с ребенком простые физические упражнения, вы помогаете ему развивать навык имитации. Ребенок привыкает смотреть на вас и повторять движения. Учится чувствовать свое тело. Если он не повторяет за вами артикуляторные движения (не открывает рот, не улыбается, не делает губы трубочкой, не показывает язык и т.д.) работа с крупной моторикой вам поможет. Если ребенок вооще никак не повторяет - помогайте ему сами, выполняйте движения его руками. Лучше будет, если один человек дает инструкцию, а второй помогает ее выполнить. Главное - постепенно снижать такую подсказку, чтобы ребенок не привык, что всё делают за него.

Помните, вы находитесь с ребенком больше всего времени и ваше влияние на него очень велико. Даже если у вас нет логопеда, а неврологи говорят вам приходить после трех лет, это не значит, что ничего сделать нельзя. И без логопеда можно отлично развивать речь дома.


Еще я что-то пишу здесь https://vk.com/logo_svetlana

Показать полностью
215

Почему дети не говорят? Поговорим об алалии

Когда я рассказывала про своих неговорящих детей, в комментариях меня часто спрашивали о причинах этих состояний. Мне захотелось написать статью, которая бы смогла дать некоторые ответы.

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи ребенка.

Впервые этот термин встречается в работах фониатра Р. Коэна (1888г) - я специально написала год, чтобы вы увидели, что нарушение заметили не вчера.

Важно подчеркнуть еще один момент, если у взрослого пропадет речь (в результате травмы или инсульта, к примеру), - это афазия. Еще раз, недоразвитие детской речи – алалия, утрата или распад речи у взрослого – афазия. Не перепутайте.

Причины алалии

  1. Дородовые причины могут развиться на фоне токсикоза беременных, угрозы выкидыша вследствие резус-конфликта, соматических заболеваний матери (гипертонии, легочной или сердечной недостаточности), нейроинфекции, травм плода.
    2. В время родовой деятельности ведущая роль в возникновении алалии принадлежит черепно-мозговым травмам и кислородному голоданию.
    У ряда моих учеников с алалией были длинный безводный период, гипоксия, синий цвет лица при рождении.

  2. После рождения, алалия бывает следствием соматического заболевания, вызывающего истощение ЦНС, нарушения питания и сна, нарушения обмена веществ, болезни ЖКТ, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей. Также не стоит списывать со счетов нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит).

  3. Есть версии, что алалию может вызывать наследственная предрасположенность.
    С одной стороны у части моих учеников действительно есть минимум один родитель, имевший в детстве проблемы речи. Но сколько таких взрослых воспитывают здоровых детей – не знаю, они ко мне не ходят, по естественным причинам.

После рождения

Представьте себе, что вы купили компьютер. Свеженький, новенький, только из магазина. Вы его уже поставили на стол и… не можете им пользоваться. Потому что без установленных программ он работать не будет. Сначала нужно все установить.
Так вот, развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде. Активное формирование клеток мозга ребенка происходит в первые три года его жизни.
Поэтому, даже если в беременности и родах все прошло хорошо,  в период активного развития речи, может произойти запаздывание созревания нервных клеток в разных областях коры головного мозга из-за травмы или инфекции (при аналогии с компьютером – что-то помешало установке и программа не установилась).
(Пример: ребенок до полутора лет развивался по возрасту, были звукоподражания, простые слова - мама и папа. Потом очень тяжело переболел короновирусом и произошел откат. Речь пропала, понимание речи ушло, диагноз – сенсорная алалия, РАС нет – смотрели психиатры).

Вы можете возразить, сказать, что мозг ребенка пластичный и он сможет с этим справиться. И справился бы. Но проблема в том, что при алалии имеют место не резко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий. Из-за этого компенсация становится резко затруднительной.

Механизм алалии

Это не просто временная речевая задержка!

Это системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи. Что это значит?

Ребенок с алалией:

  • путает звуки в словах, кажется, что у него каша во рту;

  • путает порядок слов в предложениях, как будто у вас не ребенок, а маленький магистр Йода;

  • не может сказать сложное слово целиком, говорит только ударный слог (самолет – алет). Или дублирует слоги (таракан – каакан);

  • обладает очень бедной лексикой – ему часто не хватает слов для описания чего-либо;

  • ему сложно связать несколько предложений в рассказ (Не хватает слов, сложно их все поставить в нужном порядке);

Часто родителям неговорящих детей кажется, что нужно немного подтолкнуть ребенка, он заговорит и все будет хорошо. Но, когда ребенок с алалией заговорит, вы встретите все описанное выше, и это я еще не про все рассказала. Естественно, с этим всем можно и нужно работать и при регулярности занятий дома и у логопеда будут очень хорошие результаты.

Особенности детей помимо языковых нарушений:

  1. Эти дети не умеют играть в игры по своему возрасту. Чаще всего они играют в аварии (одна машинка врезается в стену или в другую машинку, или падает со стола). Или самолет, который сосредоточенно куда-то летит (вжжж). Но сюжеты этих игр почти не меняются.

    – как это решать? – учить детей играть. Учить качать пупса и кормить его с ложечки. Учить копать песок экскаватором и загружать в самосвал. Катать на поезде зверей, строить дом из кубиков, одевать картонных кукол в магнитную одежду, разравнивать песочную дорогу бульдозером. Это нужно и мальчикам, и девочкам, вне зависимости от пола.

  2. Моторная неловкость.

    Есть у меня трехлетний карапуз – падает на ровном месте. Постоянно синяки и царапины. Может сесть мимо стула. Когда он прыгает на батуте, я его со всех сторон страхую как осьминог, так как не знаю, куда он полетит. Таким товарищам рекомендуют заниматься физкультурой и ритмикой, отправиться на занятия по сенсорной интеграции. Важно научить ребенка чувствовать свое тело.

  3. Плохая ориентировка в пространстве.
    Этот пункт вытекает из первого. Ребенок не чувствует свое тело, не понимает где верх, а где низ, путает право/лево. Потом у него будут проблемы с использованием предлогов, еще дальше пойдут проблемы с письмом и чтением.
    Один мой юноша при составлении рассказа по серии сюжетных картинок искренне не понимал, почему я выкладываю картинки слева направо. Сам он выкладывал как угодно, но не так как надо. Причем даже рассказ хороший получался.

  4. Проблемы с пространством и плохое чувствование тела? До свидания навыки рисования. Как иначе управлять рукой, с зажатым карандашом, и делать это на плоскости листа? А еще надо придумать что рисовать, знать из каких частей это состоит и как они располагаются.

    Как решать? - рисовать рука в руке. Некоторые дети сами дают свою руку с зажатым карандашом и называют предмет, который хотят нарисовать.

  5. Часто родители радуются, что хоть их дети не говорят, но знают буквы и цифры. Ну как знают, поют как мантру. Один два три четыре и т.д. Но посчитать предметы, соотнести число с количеством они не могут. А буквы знают, как ЭЛЬ, ЭМ, ЭН, – это отдельная головная боль, но проявится она лишь при обучении ребенка чтению.

  6. Он не говорит, зато знает все цифры, буквы и цвета на английском!
    Стоит убрать от ребенка английский язык, если он не живет в соответствующей стране. Пусть сначала с одним языком разберется.

  7. Имеют лишь простые навыки самообслуживания
    Здесь то же, что и в предыдущих пунктах. Не чувствует свое тело, чтобы знать, как и куда натянуть носок, руки плохо слушаются.

    Как решить? Закладывать больше времени на одевание, чтобы не торопиться и не одевать его. Как он иначе научится?

  8. Нарушения поведения

    Этого можно избежать, если не подкреплять плохое поведение ребенка. Дети постоянно прощупывают ваши границы. Если он начал орать в магазине и вы дали ему конфету, лишь бы он замолчал - поздравляю. Может он не умеет говорить, но он понял путь получения сладкого. И, если с говорящим еще можно договориться, то у неговорящего мало вариантов. Как еще ему получить то, что он хочет, или избежать чего не хочет? Не хочет ходить к логопеду? - надо стукнуть логопеда. Сработало? Ура, будем бить всех логопедов. Тетя логопед попалась стойкая, уворачивается и дает задания? Начнем орать во всю силу легких. Либо логопед, либо родители сдадутся.
    Как решить? Водить на ABA-терапию. Иногда можно и без АВА, если соблюдать все рекомендации и с ребенком все -таки получается договориться.

    Еще один важный момент – у ребенка с алалией изначально интеллект не был нарушен. То есть, если вовремя отследить проблемы и начать их решать, то проблем с интеллектом не будет, при должном уровне развития речи.

    Но если ничего не делать, нарушение не даст ребенку развиваться, и по интеллекту ребенок начнет отставать от сверстников. А чем больше будет эта пропасть, тем сложнее будет ее компенсировать.


    Я пыталась доступным языком рассказать вам об этом нарушении, если будет интерес, то рассмотрим виды алалий.

    Помогала мне в этом книга

    Клиника речевых нарушений, Карелина И.Б., Соломатина Г.Н., Шиленкова В.В., Елецкая О.В., Строганова В.В., Усенкова Е.В. / Ярославль, 2023.

Я здесь https://vk.com/logo_svetlana

Показать полностью
173

Чек-лист: что говорит (и понимает) ваш ребенок?

Сегодня я хочу поговорить о нормах речевого развития ребенка. Многие слышали истории: «А вот я знаю ребенка, который до пяти лет молчал, а потом заговорил предложениями». Эта фраза очень коварна. Потому что у каждого ребенка свои причины отсутствия речи. То, что сработало для одного, может вообще не работать для другого. Поэтому важно понимать, на какие еще процессы нужно обращать внимание, чтобы ничего не упустить.

Я специально привожу нормы речевого развития с самого раннего возраста, чтобы было видно – речь не появляется внезапно. Кирпичик за кирпичиком, элемент за элементом – только так.

Итак, начнем с самого начала.

Представьте себе младенца. Ребенка без проблем в анамнезе, мы же говорим о норме. Его мозг совершенно здоров, но речи еще нет. Как будто компьютер уже работает, но программы в него еще не установили. И вот, начинается установка и длится она около трех лет. Проблема в том, что если у ребенка в этом возрасте случится инфекция, сопровождающаяся очень высокой температурой (40 градусов), судороги, травма головы (поэтому логопеды спрашивают об этом, собирая анамнез), то в речевом развитии могут наметиться проблемы. Естественно это зависит от сложности заболевания и возраста ребенка.

Итак, уже в начале третьей недели ребенок начинает сосредотачиваться на мамином голосе. А к концу 2-го мес. Ребенок не просто слушает, он начинает следить за  лицом матери.

На 4 мес. демонстрирует "комплекс оживления": радуется родителям, гулит, активно двигает руками и ногами.

Появляются звуки - гласные А, Э, У, И, могут слышаться звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ;

К 6 мес. ребенок различает голоса близких, движениями реагирует на свое имя, начинает понимать инструкции: "дай ручку", "иди ко мне".

Гласные: А, О, У, Э, И, Ы, могут быть звукокомплексы «оп-оп», «аи-аи».


Если ребенок не отзывается на имя, не оборачивается на звуки и речь, первым делом проверяем слух. Возможно направят к сурдологу, предложат сделать КСВП.

(КСВП) – это метод диагностики слуха, то есть выявления места поражения слуховой системы у детей и взрослых, и единственным надежным объективным методом оценки снижения слуха у новорожденных и младенцев, а часто и у детей младшего возраста.

В 9 мес. ребенок усваивает значение 8-10 слов, понимает самые частые инструкции: "Ешь, пей, открой рот, бери чашку, дай ножку, дай другую, застегнем пуговку, почистим нос" и пр.

В это время развивается активное подражание движениям и звукам. По подражанию взрослому ребенок говорит "тя-тя, па-па, ля-ля-ля, тетя, папа, па...дай...тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя". Ребенок сам играет в ладошки и лепечет: "На, на, на...тятя".

По просьбе взрослого "дай" раскрывает ладонь в дающем жесте, выпускает предмет при слове "упал" или "бах", кладет игрушку на стол при слове "положи", умеет выполнять двух - и трехкратные действия по слову взрослого: "Найди собачку и дай мне", "Подними мячик и положи в ведерко".

В 10 мес лепет становится средством общения с другими людьми. Повышается способность подражания звукам, особенно после 10 мес. Слоги состоят из различных согласных и гласных: КА-ТЯ, МА-НЯ. Сначала говорит по слогам, затем слитно.

В 11 мес. возникают слова "не", "да" с соответствующими жестами. "Дай ам" - просит есть, употребляет мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит "дядя", на женщину - "тетя". Сопровождает слова взглядом, например, поднимает вверх голову и указательный палец и говорит "лю-на" (луна). Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес. " Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мамма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да,да".

В 12 мес. начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: "Иди сюда, встань, держись, подними ножку, переступи через порог"; интересуется улицей: машинами, людьми; использует указательный жест, показывая что-то.

Также в год ребенок:

-  Владеет 8-10 словами типа "баба, кис-кис, му, бэ" и др.

- Образовывает до 25 самостоятельных слов-названий предметов;

- Соотносит слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит "ав-ав", играет с самолетом -"тр-тр", смотрит на шарик и говорит "дли-ли", берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь, "ням-ням .

- Имеется нерасчлененность слова и предложения, слова и звука: "А!" - зовет мать, называя в другой раз ее "мама"; "у,би" - просит машину; мама, няня, тетя" - зовет взрослого.

- Появляются слова - предложения: "мама" - обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание.

В 1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. происходит скачок в формировании речи. Ребенок уже не тянется к предмету, теперь он его требует: «ябляко", "сяпка!", может добавить к просьбе слово «мама» или «папа».

Понимание речи также улучшилось: ребенок приносит по инструкции предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого согласие и отказ выражает эмоционально.

- понимает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий,

- уже знает названия некоторых качеств предметов и оценок: большой, маленький, хороший, плохой.

В 1 г 9 мес. - 1 г. 11 мес. ребенок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинках, где усы, уши. Говорит от 100 слов и больше (если называет корову – МУ, а гуся – ГА-ГА, это считается за слово!)

К 1 г. 11 мес. речь детей особенно активно развивается в играх с куклами, игрушками - животными. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, туг же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: "Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя".

В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

В 2 г. 3 мес. ребенок может по картинке рассказать что-то взрослому и другому ребенку.

В 2 г. 4 мес, задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, качество, действие имеют своё название. Так, показывая на утку, ребенок спрашивает: "А это что такое, гусь или утка?"

В 2 г. 5 мес. - 3 г. ребенок, сравнивая предметы, результат оформляет в речи: "Лицо красное, платье красное и тут красное, почему все красное?" Продолжается рост простого предложения, появляются сложносочиненные предложения без союзов, затем с союзами (в 2 г. 6 мес), особенно при рассматривании сюжетных картинок. В слоговой структуре слов еще наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда - приставки.

В 2 г. 7 мес ребенок может установить причину и следствие явления: "Плачет бедная - ручка болит", хотя на картинке этого не видно.

К 3 годам продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в мало знакомых словах.


Итак, весь этот процесс занял у ребенка три года. Начиная с развития слухового внимания, реакции на звуки и на голос матери, пока он лежал в колыбели. То есть, если ребенок придет ко мне в три года, и у него ничего из этого не будет, откуда мы начнем занятия? Будем учиться поворачиваться на звуки. С самого начала. В этом процессе нет лишних звеньев. Нельзя перепрыгнуть половину и лихо начать болтать предложениями.
Сначала слуховое внимание. Потом ребенок должен научиться различать речевые звуки и начать их повторять (А,О,И,У и все остальные). Потом сложить их в слоги. Начать формировать лепетные ряды – ПА-ПА-ПА, Ма-Ма-Ма. И так далее.
А если у ребенка есть сопутствующие проблемы? Память, внимание, визуальное восприятие – эти процессы сохранны, или над ними тоже надо будет работать? Тему интеллектуальных нарушений здесь трогать не будем.
Благодарю вас за интерес к теме логопедии. Очень приятно читать неравнодушные отзывы. Цель этой статьи - ответить на многочисленные вопросы "Ждать или нет?", "Все ли в порядке с ребенком в этом возрасте?", и "Что уже должно быть в определеннном возрасте?".
Чем раньше обнаружится проблема, тем быстрее и легче она будет решаться.
При подготовке к статье обращалась к источнику: Волкова Г.Л. «Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи».

Показать полностью
2347

Эффект домино, или поговорим о пользе закрытого рта

Сейчас будет неожиданная информация, но без неё никак.
Наружным органом для дыхания является нос. Дам вам несколько секунд отойти от шока этого нежданного откровения, и продолжу.

Воздух, проходящий через нос, согревается и очищается. Благодаря этому обеспечивается нормальный газообмен в легких: кислород поступает в кровь, а углекислый газ выводится из организма.

Вторая неожиданная информация: рот не является органом дыхания и служит резервным органом при невозможности дышать носом.

Чем дышат ваши дети? Носом или ртом?

Ко мне приходят на занятия разные дети. Открытый рот всегда вызывает у меня вопросы. Почему рот открыт? Как давно? Все отвечают так: это только сегодня. У ребенка небольшие сопли/заложенность/аллергия/плакал, миллион причин. У части детей это так. А некоторые на каждое занятие приходят с открытым ртом. Однажды ребенок начинает прокладывать язык между зубами, его становится видно. Ребенку не мешает, он привык. А в его челюсти, и во всем организме начинают происходить неприятные изменения (звучит тревожная музыка).

Эффект домино, или поговорим о пользе закрытого рта Родители и дети, Воспитание, Речь, Логопед, Развитие детей, Воспитание детей, Длиннопост

Тест на тип дыхания: предложите ребенку набрать в рот воды и минутку постоять с закрытым ртом. Если нос не дышит, ему будет сложно.

Я обязательно в конце статьи приведу ссылки на статьи, которые можно будет почитать.

Итак, к чему приводит открытый рот? Приведу выдержки из статьи Сатыго Елены Александровны (Сатыго Елена Александровна, доктор медицинских наук,  профессор, заведующая кафедрой детской стоматологии СЗГМУ  имени И. И. Мечникова, практикующий детский стоматолог).

- Затрудненное носовое дыхание характеризуется несмыканием губ, неправильным положением языка, что отрицательно влияет на формирование зубных рядов и прикуса в целом. Язык у таких детей расположен внизу, иногда между передними зубами или с упором во фронтальный участок нижней челюсти, рот приоткрыт. Часто у таких детей нижняя челюсть сдвинута кзади.

- Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте не только вредно влияет на развитие скелета грудной клетки, но и приводит к деформации лицевого отдела: верхняя челюсть развивается аномально, сближаются ее боковые части, твердое нёбо становится узким, высоким.

- В результате происходит сужение верхнего зубного ряда, скученное и тесное положение зубов сначала верхней челюсти, а затем и нижней.

- Ребенок с нарушением носового дыхания не может нормально жевать и глотать, а также произносить ряд звуков.

- При изучении изменения электрической активности околоротовых, жевательных и лицевых мышц установлена связь снижения их функции с нарушениями дыхательной проводимости. Было показано, что круговая мышца рта имеет низкую электрическую активность. У некоторых пациентов была достоверно снижена активность всех лицевых и мимических мышц. Жевательные мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, также имеют низкую электрическую активность.

- При затрудненном дыхании у многих детей выявили аденоидные разрастания на задней стенке глотки, у сошника, увеличенные нёбно-глоточные миндалины и другие виды патологии носоглотки.

-  При таком нарушении развития ноздри обычно узкие, переносица широкая, губы не сомкнуты, контур подбородка нередко двойной, речь нарушена.

- Поскольку биоэлектрическая активность всех мышц имеет стандартные показатели для поддержания скелета в равновесном состоянии, мышцы шеи, подбородочная мышца и даже трапециевидная мышца берут на себя нагрузку «ослабленных» мышц. У детей с ротовым типом дыхания часто можно увидеть парафункции мышц при произношении звуков, при глотании. Ротовое дыхание неблагоприятно отражается на биоэлектрической активности всех мышц скелета, поскольку приводит к деформациям на всех уровнях.

Делаем паузу на осмысление прочитанного. Ребенок родился здоровым (или если есть какие-то сопутствующие нарушения, они с этим не связаны), но в результате ряда причин (о них позже), произошло следующее. В норме у любого человека при закрытом рте язык поддерживает нёбо (прямо сейчас протестируйте себя, где язык в свободном положении при закрытом рте?) . Длительное открытие рта приводит к изменению положения языка, он либо лежит на дне ротовой полости, либо проложен между зубами (а теперь откройте рот, язык окажется внизу). Круговая мышца рта ослаблена, в результате чего речь становится нечеткой. (Неожиданное последствие – так как ребенок нечетко выговаривает гласные, он потом начинает пропускать их при письме, или писать неправильно. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Эта информация из статьи Архиповой Е.Ф. доктора педагогических наук, профессора МПГУ, ссылка в конце. )

Итак, нарушения мышечного баланса в челюстно-лицевой области отражаются на формировании лицевого скелета и повышения тонуса мышц шеи. В результате перераспределения нагрузки происходит искривление шейного отдела позвоночника (на уровне 3-4 позвонков).  Часто у детей с ротовым типом дыхания врачи-ортопеды отмечают нарушение осанки и плоскостопие (Архипова Е.Ф,).

Также у ребенка, который не дышит носом, появляется хроническое кислородное голодание. (опять отсылка к статье Архиповой Е.Ф.). Ребенок постоянно в гипоксии. Утомляем, невнимателен, работоспособность снижена.

А теперь самое интересное – причины.
В самом названии – миофункциональном нарушении, кроется ответ. Это нарушение функции мышцы. (Есть отдельное нарушение дизартрия, может выглядеть похоже, но оно имеет неврологические причины). Миофункциональное нарушение не неврологическое.

У взрослых людей строение определяет функцию. Их челюстно-лицевой аппарат уже сформировался. А у детей наоборот, функция определяет строение. Сначала эта функция – сосание. Потом ребенок становится старше и приходит пора жевать. Но если ребенок в год продолжает питаться через соску (и сосать соску!) у них формируется задержка в формировании правильных процессов жевания и глотания.
(пример из практики: девочка, 2г.2мес. нормотипичная, но речь непонятная, губно-губных звуков п,б,м в речи нет, хотя отдельно есть. Круговая мышца слабая, рот приоткрыт. Из чашки пить не хочет, пьет из поильника с соской, ночью сосет обычную соску. Рекомендация: убрать соску, делать упражнения для развития круговой мышцы рта).

Помимо сосания сосок, пальцев и карандашей есть еще один враг – пюрированная пища. Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.

Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение).

И вот мы пришли к тому, с чего начинали.
Я не буду давать вам способы решения этой проблемы, в статье Елены Александровны и Елены Филлиповны есть все ответы. Я хочу привлечь внимание к этой проблеме. Очень важно понимать, откуда все началось. Чем раньше получится обнаружить нарушение и начать действовать, тем быстрее будет результат.

Ссылки:
Архипова Е.Ф. https://cyberleninka.ru/article/n/k-chemu-privodit-privychno...
Сатыго Е.А. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://bukbook.ru/media/files/book/book/Miofunktsional'naya... - не пугайтесь слова трейнеры, в статье приведены упражнения.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!