Вспомнилась моя история про самый быстрый и самый долгий экзамен.
Получал я тогда свое первое высшее образование в МГИЭМ.
И была у нас преподавательница по математическому анализу- Елена Борисовна Шабат.
Умнейшая женщина, очень требовательная, но у нее мы хоть что-то стали понимать.
Уточню, что образование первое мое попало на период застоя в науке, когда шел развал некогда великой страны и все были заняты выживанием и зарабатыванием денег, чем передачей знаний дальше. В подтверждение этого приведу пример, что только на 5-м курсе один (!!!) раз нам объяснили как посчитать некоторые параметры работы радиоаппаратуры используя интегралы и пределы. Все давалось как бы отдельными предметами.
Так вот, 2-й курс, экзамен по математическому анализу, как раз все направлено на совершенно ненавистную мной лично тему- уравнения с параметрами. Матрицы, пределы, интегралы, многоуровневые уравнения- все легко давалось, но параметры- никак.
Беру билет- пытаюсь решить, отвечаю- на пересдачу.
Ну, думаю, все бывает.
Пересдача 1: Беру билет, решаю, отвечаю- на пересдачу)))
В это время одногруппники пометили часть билетов, поэтому специально зубрю тот, что помечен для меня и спокойно жду пересдачи.
Пересдача 2: Беру помеченный билет, решаю задачу, понимаю (!!!) реально понимаю что там как и почему, но в этот момент на экзамен приходит еще один принимающий, какой-то хрен с кафедры, причем с капитальным перегаром, вызывает к себе. Отвечаю ему все, объясняю откуда и как. Он говорит- все не так. Ну вот тут было просто обидно, так как реально разобрался в билете и задачах, решил сам подобные при подготовке, а этот алкаш говорит что все не так.
Призываю к Шабат, мол можно я вам отвечу, а не ему.
На что она сообщает, что да, уже 2 раза не сдал, видимо и сейчас ничего не знает.
Итог: Пересдача 3.
А это уже последняя пересдача, перед отчислением.
Готовлюсь, напомню, что тему с параметрами вообще не понимаю.
Пересдача 3: тащу билет, понимаю что жопа. Но на мое счастье впереди сидело тело, которое идеально знало матан, и появилось только на эту пересдачу, так как отсутствовал в Москве в это время. Он помогает мне решить, сам пока спорит по некоторым задачам с преподавателем, где-то убеждает ее, где-то нет. Получает свое "отл" и сваливает.
Мой черед, иду, на что-то отвечаю, на что-то нет, честно признаюсь, что это самая сложная для меня тема, получаю "уд".
Это был самый длинный мой экзамен и единственный трояк в всем аттестате, в котором были преимущественно пятерки.
Ну и самый быстрый экзамен: там же, в МГИЭМ. Теоретическая механика.
Была поставлена задача нарисовать привод жесткого диска (не такого как сейчас конечно).
Рисую, подбираю передаточные числа, размеры - все нравится самому.
Иду сдавать- тыдыщь: масса критики от преподавателя, куча вопросов, которые оказались не проработанными, изделие не годное для испытаний и т.д.
М-да думаю, ну часть исправил, а часть даже не понимаю, в силу отсутствия опыта реально, как сделать.
Звоню дедушке, говорю мол так и так- ответ "Приезжай".
Беру чертеж, еду к нему.
Вижу он приготовил уже доску, которая дома ему служила кульманом. Берет мой чертеж, смотрит, говорит "не плохо, но есть над чем поработать". Работали мы с ним весь день.
Вечером отправляет меня спать, остался у них.
Утром просыпаюсь, смотрю на свой чертеж и понимаю, что там остался только корпус и осевое расположение. Все остальное перерисовано, изменено, дополнено. Но только в виде набросков, все пришлось перерисовывать самому.
Нравится? - спрашивает дедуля, - а теперь поехали разбираться.
И он, по каждому моменту меня спрашивал, пока я сам не объяснял почему так, как и зачем.
То есть он не просто выдал решение, которое я мог бы сдать, а заставил меня понять, запомнить и ответить ему о причинах тех или иных решениях. Как пример, там было решено: Облегчение массы, улучшенные скоростные характеристики, защита от перегрева элементов, скорость считывания данных и много еще чего.
Выдал мне этот чертеж только после полных ответов на все вопросы.
Иду на пересдачу, преподаватель разворачивает чертеж и замирает.
Зависон длился, без преувеличений, минут 5.
После этого он поднимает на меня глаза и задает вопрос: "Кто это делал?"
- Я.
- Один?
- нет
- а с кем?
- с дедушкой.
- а дедушка кто?
- ведущий конструктор в НИКИЭТ.
- хм.... ну дедушке точно отлично, а ты ответь вот на что....
Мне было задано очень много вопросов, на которые я сразу отвечал, так как реально понимал что и как.
В итоге получил отлично и просьбу оставить чертеж на кафедре. Когда заканчивал институт- он, чертеж, висел на стенде кафедры термеха.
В итоге это был мой самый быстрый экзамен, на который я шел со 100% уверенностью что все знаю и понимаю. Вот она , старая школа.
ЗЫ. Не беру в расчет экзамен по теории вероятности, когда в билетах был один с текстом "Вам повезло, подойдите к преподавателю за оценкой "отлично" и 235 (если не ошибаюсь) страницу методички, где в нуднейшем тексте была фраза "если вы это прочитали - вам отл.