Ответ на пост «Почему стоит прочесть "Птицу малую": самобытный и драматичный роман о первом контакте и вере»
Ознакомившись с комментариями, решил вспомнить, как же я сам оценил эту книгу. Благо, воспоминания сохранились в виде сообщения другу, который мне её и посоветовал. А ведь я закончил чтение всего два месяца назад!
В общих чертах.
Завязка начинается где-то после первой трети книги. Поначалу какой-то сумбур: кто-то там откуда-то вернулся, весь поломанный и в чём-то повинный; в следующей главе уже какие-то люди в недалеком прошлом ведут околофилософские разговоры, балуются с ИИ и ловят сигналы из космоса; затем ГГ куда-то увозят, он молчит, блюёт и всех ненавидит; потом снова любовь-морковь, вкусные ужины и знакомство с прошлым героев. Зочем, а главное, нах*я?
Ну и типа затравочка: вот этот вот персонаж в будущем сыграет трагическую роль в жизни героев. Вот только пока повествование дойдёт до него, вы забудете сложное и непонятно зачем применённое имя Хлавина Китери.
Потом, вроде, сюжет на какое-то время становится интересным: полёт, приземление, контакт с внеземным разумом. Который, кстати, очень напоминает племя из "Улитки на склоне" Стругацких. Смерть первого из главных персонажей не потрясает — она логична и для сюжета, и для всей книги в целом: этот персонаж просто не нужен. Он даже не второстепенный — он третьестепенный, и если бы его не было и никто бы не умер в начале — это было бы просто-напросто незаметно.
А потом начинается какая-то вакханалия: довольно продолжительная спокойная жизнь вдруг нарушается, и сперва это выглядит как встряска затянувшегося сюжета. Новые открытия, новые жители планеты, и вот, кажется, изначальная цель путешествия почти достигнута. Но вдруг авторша включает режим Джорджа Мартина и просто начинает выкашивать персонажей пачками (не спойлер, но напомню, что изначально их было всего восемь). Видимо, тётушка высосала палец до кости, да и редактор уже начал подгонять со сдачей книги в печать.
Финал — как писю к носу притянула. Скомкала несколько листов бумаги с сюжетом и просто написала "ну вот так всё и закончилось". Оставшиеся вопросы, даже не поверхностно философские, оставила, видимо, читателю для размышления.
А теперь самое интересное. Существует вторая книга — "Дети бога". Тут можно провести некую аналогию с "Гиперионом" Дэна Симмонса. Вторая часть," Падение Гипериона", представляет из себя как бы продолжение с кучей углублений в политику и унылейшими (особенно в сравнении с первой частью) затянутыми повествованиями.
В принципе, на этом аналогия заканчивается.
Потому что "Дети бога" начинаются с "повторения пройденного": первые несколько глав представляют собой пересказ "Птицы малой". Видимо, на тот случай, если кто-то начнёт читать именно со второй части.
Казалось бы, что ещё можно написать? Экспедиция Сандоса закончилась трагедией, вторая экспедиция, отправившаяся на спасение первой, пропала без следа (спойлер: автор так и не открыла тайну, что с ней произошло, даже во второй книге), ловить на Ракхате особенно нечего. Концовка почти слита, но сюжет можно считать завершённым.
А вот хрен вы угадали!
Во-первых, надо хоть как-то немножечко объяснить фанатам, что творилось "за кадром" основного сюжета.
Во-вторых, вроде как, появился даже некоторый фандом, и даже идея экранизации книги, так что надо успевать ловить уходящую волну славы.
В-третьих, гонорары сами себя не заработают.
И вот тут появляются внезапные рояли в кустах — чуть более неожиданные, чем концовка книги. И ты просто понимаешь, насколько это всё фальшиво — эти диалоги, эти преданные идеалы, этот выдуманный на ровном месте сюжет. Перескакивание из одних временных периодов в другие. Периодически сюжет грубо комкают и пересказывают то, что осталось "за кадром", ровно как в начале каждого фильма из саги "Звёздные войны". Абсолютно конченые персонажи — даже те, кто изначально таковым не казался. Ну и очередные псевдофилософские беседы ни о чём, конечно же.
Признаться, я удивлён, что у этой книги остаются преданные поклонники. Читать такую наивную литературу показано лишь до той поры, пока не начнёшь постигать что-то более серьёзное и глубокое, чтобы в процессе не восклицать "да ладно" и "ой, да что ты говоришь!"