Вырезки из интервью летчика-истребителя Ивана Бемова.
Я с 1922 года. Родом я с Волги, из Тверской области. Есть там такое село Завидово, не доезжая Твери по Ленинградскому шоссе. У меня обычная для того времени биография: школа, техникум, аэроклуб, училище…
А как вы вообще в авиацию попали?
Да, как, в принципе случайно… После школы поступил в речной техникум в Москве. Но тогда же время такое бурное было, то один комсомольский призыв, то другой. Слышали, наверное: «Комсомольцы – все на самолёт!» Вот и я во время учёбы в техникуме поступил в аэроклуб. Это был, наверное, уже 1940 год. А через год война…
На каких самолётах летали в училище?
На всяких.
А на И-16-м летали?
Да.
И как он вам? Говорят, очень строгий самолёт.
Да нет, нормальный.
Сколько у вас налёта было перед фронтом?
Ну, это я уже не скажу, но много.
В какой полк вы попали?
В 92-й ИАП. Вначале осваивали Ла-5, а в боевых действиях стали участвовать только с Ясско-Кишиневской операции.
Первый бой запомнился?
Сейчас уже трудно сказать, первый он был или пятый. Помню только, что первый бой получился самым тяжёлым. Нас было четверо. Почти все одногодки, но вот кто звено вёл, я уже и забыл… Эх, парень, если бы ты раньше пришёл, я бы тебе столько всего рассказал, а сейчас уже голова не та, путаю всё, забыл многое…
В полку были какие-то известные летчики?
Да всякие были.
А у вас на счету есть сбитые?
Целых три.
Помните, как первого сбили?
Кажется, это «Хейнкель» был.
А помните подробности, как сбили его?
Затрудняюсь… Вроде мы с Тимошенковым взяли его в оборот. А если в хвост зашёл, он уже не вывернется…
А другие два?
Это «мессеры». Но подробностей уже не помню…
А вас самого не сбивали?
На земле только. Не помню уже где, я в составе звена дежурил на аэродроме. Сидели в кабинах в готовности №1. А рядом стояли наши ребята. Вдруг один из них увидел пару самолётов, показавшихся из-за лесочка. Они летели прямо на нашу стоянку, на высоте 50-80 метров. Причём, летели с выпущенными шасси, и мой приятель закричал: «Смотрите, УТ-2! Откуда они тут?» А они уже подлетели, полоснули очередью по нашим самолётам, и так же внезапно скрылись. Вот тут меня ранило в голову, правда, легко. Ребята тут же взлетели, но немцев уже было не догнать. (по данным наградного листа, мл.лейтенант Бемов был легко ранен 20.10.44 г.- прим.ред.) А приятель потом объяснял, что он в училище начинал летать на УТ-2, причём, я удивился, что на У-2 они не летали совсем, поэтому пару «мессеров» принял за УТ-2. Действительно, спереди с выпущенными шасси они проектировались как УТ-2.
На каких истребителях вам пришлось воевать?
Только на «лавочкиных». Вначале на Ла-5. Хороший самолет! Мощный, с хорошим вооружением. А в конце войны летали уже на Ла-7.
А какой самолет лучше – Лавочкин или Як?
Трудно сказать. И тот и другой хорошие. Только у Ла двигатель был с воздушным охлаждением, а у Яков с водяным.
А какой у вас был номер на самолёте?
Кажется, 11-й. Не помню точно.
А у немцев, какой самолёт лучше: мессер или фоккер?
Мне кажется «мессерщмидт».
Какие задания вам приходилось выполнять?
Разные. И на патрулирование зоны ходили, и разведчиков сопровождали, но чаще всего Илы сопровождали. Не помню уже.
А на штурмовки ходили?
Да, приходилось. Стреляли и по грузовым машинам, и по легковым.
Пропадаю на одном хорошем сайте и просто зачитываюсь. Интересно вам надеюсь было, если надо - просите еще)
Интервью: С.Смоляков
Лит. обработка: Н.Чобану