yutenruu

yutenruu

На Пикабу
133 рейтинг 12 подписчиков 18 подписок 3 поста 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
5

Слияние книжных сетей "Читай-город" и "Буквоед" глазами бывшего сотрудника. Ч.3.

Часть 1 | Часть 2


Продолжаем рассказ после небольшого перерыва.


В самом конце сентября я вышел из отпуска и сразу же, в первый же рабочий день, попал на подготовку к открытию будущего большого магазина. Правда, первый день был не особо интересным - нам только привозили около двух тысяч коробок, поэтому один человек их считал, а остальные потихоньку начали принимать. Как проходит приёмка, можно почитать во втором посте этой серии. Из плохого в этот день была только новость, что приезжают уже известные Н. и Л. К счастью, в день приезда они до нас не докапывались


Во второй день выяснилось две вещи. Во-первых, высшее начальство позволило нам нанять мерчендайзеров, то есть людей, которые помогли бы принять коробки и расставить всё по полочкам. Во-вторых, Н. изменила порядок приёмки. Чтобы ускорить процесс, она дала распоряжение НЕ ПЕРЕСЧИТЫВАТЬ товар в коробках, а просто распределять его по разным кучкам: отдельно детство, отдельно канцелярия, отдельно книги по отделам. Зал, в котором мы работали, условно разделили на несколько зон, и в зависимости от того, какие отделы были в той зоне, так и собиралась кучка. "Адресно", как это назвала Н. Дело действительно пошло гораздо быстрее, вот только мы теперь не могли узнать, есть какой-либо недовоз или нет. Мы пытались сказать, что так нельзя, но наше недоумение было проигнорировано, потому что открыться надо было через неделю, а впереди больше двух тысяч коробок. Я не знаю, насколько правильное решение приняла Н. Но недовоз точно был, это мы поняли, когда проводили подверку подарочных изданий в последние дни перед моим увольнением. Самое обидное, что после ревизии магазина могут оштрафовать сотрудников, которых на момент открытия даже не было, и они не смогут доказать, что товар нам просто не доложили.


Дни приёмки были монотонными. Мы пытались разбавить их болтовнёй. Впрочем, в один день так случилось, что трое мерчендайзеров под вечер разгулялись и принялись петь во весь голос, что вывело Н. из себя, и она на них наорала. Не берусь судить ни мерчендайзеров, ни Н. С их стороны поведение было излишне шумным. С её стороны - не самая адекватная реакция там, где можно было спокойно, но твёрдо приказать успокоиться. Без истерических воплей на весь зал. Без заявлений, что она работает с восьми утра и до десяти вечера, в отличие от всех нас. Без нападок на каждого другого сотрудника, который начинал говорить вполголоса. Последнее особенно забавно: одна девочка спросила меня, в какой отдел определить книгу, на что Н. налетела на неё и претензией, что-де работаешь в "Буквоеде" уже целый месяц, до сих пор не можешь определить по коду отдел книги. К слову, кодов очень много, и не каждый опытный сотрудник может сходу назвать отдел. Мне тогда показалось, что реакция нашего куратора несколько неадекватна ситуации.


Следующие три дня мы занимались чистовым выставлением книг. Самое, на мой взгляд, интересное занятие на любом открытии. Меня определили в отдел зарубежной прозы, где я и ковырялся, собирая по восьми стеллажам серии к сериям и авторов к авторам. Оказалось, что серии "Эксклюзивная классика" нам прислали столько, что она просто не помещалась на выделенный ей стеллаж, а для того, чтобы убрать дубликаты, нужно в первую очередь собрать эту серию в алфавитном порядке. Разумеется, времени на это не было, и выставление алфавита поручили двум грузчикам, которым всё равно нечем было заняться. На других этажах полным ходом шло выставление канцелярии, хобби-товаров и сувениров под руководством Л. Меня там не было, но поверьте на слово - это очень монотонная работа, которой с удовольствием занимаются только те, кто любит возиться с мелочёвкой. "Книжники", которые предпочитают возню с книгами, стараются обходить канцелярию стороной. Конечно, если понадобится, "книжник" всё сделает, но ему будет банально скучно.


Открытие было запланировано на 13 октября. Мы привели отделы в более-менее приличный вид уже 12 октября, что неимоверно обрадовало Н. Она громко говорила кому-то по телефону, что мы с удовольствием откроемся прям сегодня, уже всё-всё готово, ждём только клининг, чтобы они сделали уборку. По её мнению, "всё-всё готово" это: выставленные ровным рядком, но без определённой логики, алфавита и серий большинство книг, отсутствие навигации, украшений и программы открытия.


Напоминаю: это большой магазин на два с половиной этажа, который должен стать центром притяжения потенциальных покупателей. Это значит, что открытие должно быть как минимум грандиозным и длиться целый день. О нём должны сообщить в группах "Буквоеда", должна была проводится какая-то рекламная компания (нет, по моему мнению плакат на витрине "Скоро открытие!" - это не реклама). Должна быть хоть какая-нибудь акция, которая привлечёт ещё больше покупателей. Это не мои фантазии. Я работал на открытии такого же большого книжного магазина в другом городе. Мало того, что там последний день перед открытием всё максимально вылизывали, чтобы не ударить в грязь лицом. Магазин был празднично украшен шарами, были приглашены аниматоры для детей, проводились игры, пригласили писателей для выступления. И была акция "50% на вторую книгу в чеке". Магазин открылся в десять утра, программа началась в полдень и длилась до самого закрытия. Выручка в тот день была огромная. Мы, конечно, очень устали, но так как вокруг царила атмосфера праздника, мы чувствовали себя более чем хорошо, потому что ощущали себя частью этого праздника и гордились, что работаем в таком месте.


Именно такого открытия я ждал для этого магазина. Можно даже без аниматоров, супер-программы и писателей, но хотя бы, чтобы это был действительно маленький праздник. У нас впереди ещё был целый день, мы могли успеть украсить магазин и причесать полки, чтобы клиенту же было легче найти что-то без нашей помощи, а на следующий день прийти отдохнувшими и готовыми к огромному наплыву покупателей.


Н. заявила, что откроемся сегодня вечером.


Мы пытались протестовать. Приводили аргументы. Говорили, что у нас ещё есть время, что нельзя просто открыть дверь, мол, заходите. Давили на то, что так ни один магазин не открывается, это просто неуважение и к покупателям, и к сотрудника, и к самой компании. На что мне было сказано, что "если бы мы не жрали, то успели бы навести порядок в магазине", что у нас с этого дня пошла считаться выручка (раз уж "мы готовы"), и что это МЫ не уважаем компанию, раз не хотим сделать всё ради открытия на день раньше. По итогу, именно мы оказались тварями и ленивыми сволочами, которые не хотят работать. После всего этого мне было сказано, что я настраиваю всех на бунт и вообще могу валить домой, потому что такие шибко умные здесь не нужны.


Уйти я не смог, потому что не хотел подставлять управляющую. Уж она-то точно не виновата в том, что наши кураторы рухнули с дубу. Остался, но только для виду. Желание работать, которое ещё оставалось, исчезло. Закопался в книги и время от времени направлял людей в нужный отдел и помогал что-то найти.


Из забавного: из двух информационных терминалов (такие компьютеры, которые стоят в зале и помогают узнать, есть ли в магазине нужная книга) работал только один - на первом этаже. Тот, что был в основном книжном зале, не реагировал на прикосновения. Не было также навигации. Были только рубрикаторы на стеллажах, которые обозначали тематику отдела. Но люди, которые заходили в магазин, не могли понять, что у нас есть ещё два больших зала (на первом этаже только кусочек канцелярии, подарочная упаковка и подарочные издания, плюс подиумы и эконом-панели с новинками и фокусным ассортиментом), а поднявшись на второй этаж не могли сообразить, где же основной зал с книгами. У нас такая дурацкая планировка, что для того, чтобы попасть в книжный зал, нужно пройти через не очень заметную арку и подняться немного по лестнице. Эту самую арку и лестницу всегда замечало два человека из десяти, остальные потерянно кружили по отделу с хобби и жаловались, что нет никаких указателей. К слову, указателей нет и по сей день, они всё ещё тестируются где-то в Питере, а нарисованные стрелочки на бумаге нам вешать запретили едва ли не с истериками, несмотря на то, что на сотрудников даже орали матом разозлённые "клиентоориентированностью" покупатели.


Кроме того, все пожарные двери, через которые покупатели по незнанию выходили из отделов в другие части здания, не принадлежащие нам, тоже никак не были выделены. Эти двери свободно открываются от себя, но с другой стороны уже не войти, дверь заблокирована. Также основная входная дверь внизу дублировалась прозрачными дверьми прямо напротив лестницы со второго этажа. В день открытия в эту дверь могли свободно заходить и, соответственно, выходить люди. Противокражных ворот там не было, они стояли у другой двери. Эти двери мы закрыли на велосипедный замок, но не сразу - сначала нам не разрешили никак их блокировать, потребовался целый день, чтобы согласовать с Питером разрешение на то, чтобы хоть как-то их закрыть. Хомуты на пожарные двери нам тоже выдали не сразу, но хотя бы разрешили повесить собственноручно напечатанные бумажки, что выхода здесь нет. Хомуты, к слову, легко рвутся при попытке открыть дверь в случае пожара, проверенно лично нами при первой же эвакуации.


Кстати, для того, чтобы люди вообще заходили к нам, Н. пришлось выйти на улицу и говорить каждому: "Заходите, мы открылись!". Люди даже не догадывались, что тут собирается что-то открыться, о чём они нам говорили и удивлялись, что как-то никаких украшений, никаких акций, даже объявления никакого не было хоть где-то.


Вся эта простыня была для того, чтобы показать, в каком состоянии "Читай-город" позволяет себе открывать магазины, лишь бы только уже скорей-скорей. На то, чтобы привести магазин в божеский вид, требуется ещё около месяца.


Под конец дня, когда до закрытия оставалось двадцать минут, ко мне подошла Л. и приказала напечатать ценники на ручки "Паркер" и переставить их по-другому. Я ответил, что займёмся этим уже завтра. Во-первых, у меня не было настроения (и это мои личные проблемы, в любой другой день я бы этим занялся спокойно, несмотря на эту "причину"). Во-вторых, мне принципиально не хотелось ничего сегодня делать (и это тоже мои личные проблемы). Я не стал это делать, потому что не захотел.


Через пятнадцать минут мы с Л. схлестнулись. Она требовала, чтобы я немедленно пошёл и сделал эти ценники, а она будет стоять рядом и следить, и пока не сделаю, домой не пойду. Я попросил не орать на меня, в конце концов, мы оба взрослые люди. Мне было сказано, что она будет орать, потому что никакого уважения я не заслуживаю, настраиваю всех сотрудников против них, кураторов, и вообще, я такая неблагодарная тварь, что она сделает всё, чтобы я здесь больше не работал.


Что ж, я действительно тут больше не работаю, но не потому, что меня выжили - знаете, как-то уже даже не хочется работать в компании, где к твоим словам не то, что не прислушиваются: даже не пытаются сделать вид, что твоё мнение хоть что-то значит. Ты - продавец, сиди и не вякай, за тебя всё давно решили, и мало ли, что ты хочешь, как лучше - ты ничего не понимаешь и понять не достоин.


Вот так в одном отдельно взятом городе произошёл плавный, но корявый переход из-под крыла "Буквоеда" (не самой организованной компании, но хотя бы умеющей с уважением себя поставить) под крыло "Читай-города" (компании, в которой продавца готовы попрекать законным обедом и которые не особо заботятся о том, как любой их магазин будет выглядеть в глазах потенциального клиента).


Далее нас, ещё буквоедовцев, начали перекраивать под систему ЧГ, которая почему-то у нас начала работать через одно место. Мы даже не удивлялись, почему. Этого следовало ожидать. И об этом я расскажу когда-нибудь потом :)

Показать полностью
11

Слияние книжных сетей "Читай-город" и "Буквоед" глазами бывшего сотрудника. Ч.2.

Начало здесь


Что вообще представляет из себя открытие магазина глазами рядового сотрудника? Толпа человек приходит в помещение, уже отремонтированное, с собранными и установленными стеллажами и заваленное горами коробок с товаром. Говоря "горы" я имею в виду, что коробками заставлено всё помещение так, что и не протиснуться, и возвышаются они почти в полный человеческий рост.


Первым делом нужно принять товар, потому что мало ли, где мог накосячить склад. Коробка открывается, достаётся накладная, по накладной пересчитывается количество товара. Если количество в накладной и в коробке совпало - всё хорошо. Если нет - бери в зубы ручку и проверяй каждую позицию отдельно. Сканеры? Аж десять сразу. Компьютера два, сканер один, и тот не работает. А в коробке может быть и более 600 позиций, причём если это коробочка с ручками - нельзя заочно сказать, что там 24 ручки, на складе могли одну умыкнуть. Было у нас такое, только с закладками: в упаковке должно быть 12 штук, а по факту 9.


Ещё одно веселье на приёмке: товар в коробке лежит вперемешку. Разумеется, в большинстве случаев книги с книгами, а канцелярка-сувениры - с канцеляркой и сувенирами. Но бывало и так, что в коробке с книгами завалялась стопка тетрадей, а среди китайского разноцветного барахла откапывалась книга. Иногда и того, и другого в коробке было поровну. Но самая мякотка, это когда есть коробка, в которую по твоим прикидкам может влезть минимум десять книг в мягких обложках, но на деле там одна-единственная книга (и радуйся, что не одна тоненькая раскраска), а всё остальное - бумага, чтобы место занять.


Кроме того, сразу товар на полки мы не расставляли: сначала принять, потом растащить по отделам. Поэтому, чтобы облегчить себе же задачу, мы при приёмке раскидывали книги по разным кучкам: детская литература, ДБД (отдел Хобби или Дом-Быт-Досуг), детективы, фантастика. Я разгребал товар возле полок с зарубежной прозой, поэтому всё, что мне попадалось из этого отдела, ставил сразу на место. Остальное из коробок по другим коробкам, потом как-нибудь растащим.


На открытие нашего маленького магазина приехали два куратора из Москвы. Одна из них, Н. оказалась шустрой женщиной, которая быстро определила всем фронт работ, поставила задачи и в течение всего дня бегала среди коробок, решала с управляющими какие-то свои вопросы и время от времени подбадривала всех, говоря, что мы хорошо продвигаемся, но можно и быстрее, желательно за один день принять всю тысячу коробок. Вторая, Л., поначалу показалась гиперспокойной, как удав. "Поначалу" - это в первые пять минут, когда мы с коллегой пришли, поздоровались и спросили, что нам делать. Нас сначала отрядили в канцелярию - раскладывать принятые вчера пачки тетрадей на полки. Правда, все тетради оказались запаянными в полиэтилен и без этикеток с ценой, то есть прежде всего надо было поэлитилен содрать, этикетки наклеить, а потом уже класть на полку. Занятие для дураков, можно быстро шевелить руками и тихонько обсуждать с коллегой какие-нибудь интересности.


Не тут то было. Едва мы заговорили, одновременно обрабатывая этикетками тетради, как на нас наорала Л.: "Нечего молоть языком. Заткнулись и работайте". На минуточку: клиентов в зале нет и быть не может, мы пока что одни и вообще пришли на полчаса раньше положенного, а обклеивание тетрадей этикетками не требует особой сосредоточенности, в отличие от непосредственного приёма товара. Попытались оправдаться, что разговоры не отвлекают это такой деятельности, на что нам снова было рекомендовано заткнуться и работать быстрее.


Через полчаса нас перекинули на приёмку. В принципе, это не так интересно, потому что за этой работой день пролетал незаметно и быстро, кураторы шуршали каждый в своём углу и не особо до нас докапывались - повода не было. В отличие от следующего дня.


Так как за предыдущий день мы не успели принять часть коробок, а открытие уже было на носу, Н. решила поставить меня сразу наводить порядок на полках в детском отделе, пока остальные доразгребают товар. Детский отдел, наравне с учебным отделом, это одно из самых нелюбимых мест сотрудников. Книг много, они все маркированы только по возрасту (0-3 года, дошкольники, младший школьный возраст и средний школьный возраст), а расставить надо и развивашки, и энциклопедии, и сказки, и раскраски-наклейки. Это несложно, когда определишь для себя логику, но когда четыре стеллажа завалены книгами и развивашками вперемешку, и из этого хаоса надо сотворить конфетку, первые два часа ты просто пытаешься нащупать нужную для расстановки логику.


Не буду подробно описывать, как я разгребал этот отдел, скажу только, что мне потребовалось полторы смены, чтобы привести четыре стеллажа в приличный вид, причём за первую смену я расставил всё по логике, а ещё половину смены собирал серии, расставлял алфавит и просто наводил лоск. Впрочем, мне всё равно было сказано, что "надо было быстрее шевелить клешнями".


Н. потирала руки и говорила, что мы откроемся сегодня, как только установят кассы. Само открытие было по графику запланировано только через два дня. Кассы собирались установить после трёх дня, а открыться Н. хотела хотя бы на пару часиков вечером. Мы тем временем доделывали рубрикаторы, пытались привести в божеский вид переполненный книгами отдел исторической литературы и полупустые полки отдела ДБД и заполняли эконом-панели. Если кто-то был в "Читай-Городе", то видел, как книги поштучно стоят на стене. Это или новинки, или фокусный ассортимент. У нас даже был список книг, которые надо было выставить, но как-то так получилось, что половины новинок и фокуса склад нам не прислал. А зачем, действительно? Дыры пришлось заполнять книгами на свой вкус. В процессе по залу ещё ходил мальчик, который оклеивал антикражными магнитами дорогие книги - те, что дороже 900 рублей, хотя по регламенту клеить надо было на всё, что дороже 500. Но антикражных магнитов прислали мало, их не хватало на такое количество книг, пришлось поднять ценовую планку.


К трём часам дня установщики касс не пришли, сказав, что придут к пяти. Магазин в принципе выглядел так, что он вроде бы готов принимать посетителей, но ему ещё не хватает порядка. Всё-таки открытие, всё должно быть, как на картинке, чтобы стыдно не было. Как это бывает в нормальных компаниях, которые уважают себя и клиента. Ну, например, шарики, какое-нибудь мероприятие, акция в честь открытия. Всё-таки "Буквоед", огромная книжная сеть, которые делают помпезное открытие даже маленькому магазину, чтобы все знали, куда ходить за книгами и красивой, но дорогой китайской канцелярией.


Кассу в итоге установили только к семи вечера. Да, только одну кассу. Магазин не особо большой, одной должно было хватить по логике высшего руководства. Причём изначально расчёт был на то, что в смену будет работать один кассир, один консультант и старший продавец. Но через пару месяцев в смене осталось только двое, и кассир вынужден не только работать за кассой, но и консультировать клиентов, которые на редкость несамостоятельны и жутко недовольны, что единственный взмыленный продавец не целует их в попу. Забегая вперёд, скажу, что мы просили руководство увеличить штат этого магазина, чтобы в смену был хотя бы ещё один человек, но нам сказали, что двоих хватает за глаза и за уши и ничего они менять не собираются. В декабре этому магазину сократили ещё и ставку второго старшего продавца, поэтому управляющая вынуждена работать по графику два через два, выполняя и свои обязанности, и старшего продавца.


Но это было небольшое отступление. С установленной кассой возникли небольшие проблемы, которые пришлось решать дистанционно по телефону с Питером. Почему-то не хотело вставать правильное время (Калининград на час отстаёт от Московского времени), да и просто было что-то не так, не печатались нужные отчёты. Подключение терминала было отложено на следующий день, а в шесть вечера приехали антикражные ворота, которые сразу начали ставить.


Н. нервничала. Они с Л. и управляющей уже отфотографировали магазин для фотоотчёта и получили добро на открытие на два дня раньше. Насколько мы поняли, за открытие раньше срока им светила некислая премия, поэтому они так дёргались. Время шло и "давайте откроемся хоть на пару часиков" переросло в "давайте откроемся в восемь вечера!" (за час до закрытия торгового центра, кстати). Касса всё ещё не хотела работать - видимо, боги услышали мольбы сотрудников, которые пронзали маразм в намерении наспех открыть магазин. Поэтому, когда касса наконец-то заработала, на часах уже было пол-девятого вечера. Н. была вынуждена отпустить нас всех и отложить открытие на следующий день.


Открытие всё же случилось. Несмотря на среду, поток людей был большим и плотным, на единственной кассе то и дело образовывалась длинная очередь. Почти у каждого товара приходилось вручную исправлять цену, потому что во время путешествия от склада до магазина товар подорожал, но на момент приёмки мы этого узнать не могли. Изменять цену самостоятельно кассир не имел права (в принципе логично), поэтому приходилось звать старшего продавца едва ли не каждую минуту. В итоге старшая просто оставила свой бейдж с правами на кассе, потому что иначе ей вообще никуда нельзя было бы уйти. К счастью, у нас хорошо сработавшийся коллектив, в котором можно со спокойной душой оставить бейдж и знать, что кассир не накосячит, а если накосячит, то всегда знаешь, с кого спрашивать.


Через две недели после открытия этого магазина я ушёл в отпуск, но до этого провёл тут несколько смен. На сменах мы занимались тем, что печатали и выставляли ценники (то, что по-хорошему надо было сделать ещё до открытия и на что мы могли бы потратить тот самый сэкономленный день) и стопками таскали книги с полок сначала на кассу, чтобы проверить цену, а потом, составив длинный список кодов номенклатуры, где цены не совпадали, распечатывали толстый рулон этикеток и проводили переоценку товара. В зале работало двое (на тот момент), и в процессе обслуживания клиентов, поток которых в торговом центре всегда бесконечный, мы должны были доделывать то, что нам не дали сделать ранее, плюс переставлять товар, который по мнению руководства стоял не так, при том, что они видели всё на первом фотоотчёте. В буквальном смысле: "Поменяйте регистраторы и глобусы местами. Уберите с этого стеллажа игрушки и организуйте кросс-выкладку с фруктами. Нет столько товара с фруктами? Тогда с енотами и лисами. Нет, вот эти коробочки не могут стоять все вместе, поставьте часть с левой стороны, а часть с правой стороны полки. Тут у вас выкладка с котиками. Уберите котиков, этот стеллаж только под продукцию сувенирной еды. Нет еды? ладно, пусть пока будут котики, но уберите с околовитринных подиумов стопки дневников, выложите туда акцию. Нет, что-то скудно эта акция лежит, уберите акцию, положите обратно дневники".


Сразу после отпуска я вышел на открытие второго, уже своего, магазина. И после этого открытия у меня впервые зародилось желание уволиться. Но об этом в следующий раз :)


Добавлено немного позднее.

Перед открытием, где-то между разбором оставшихся коробок по полкам и расстановкой товара, у одного нашего мальчика среди книг попался блокнот "Уничтожь меня" - такая креативная штуковина, популярная сейчас у детей. Он отнёс его в раздел канцелярии и вежливо спросил у Л., которая там руководила раскладкой товара, куда лучше положить этот блокнот. Она сначала отмахнулась, но когда мальчик повторил свой вопрос, разоралась. Мол, оставьте её все в покое, хватит её дёргать, какие мы все тупые и безрукие. Наша управляющая попыталась её утихомирить, но без толку. Л. продолжала кричать на мальчика, мальчик в полном очумении реагировал на неё, как на неадекватную. Гораздо позже мне сказали, что эта Л. пожаловалась высшему руководству на нашу управляющую, которая сделала ей замечание, и требовала чуть ли не уволить её. Не ручаюсь за точность этой информации, но конфликт точно имел место быть. Причём родился он на совершенно пустом месте из вопроса: "Куда положить этот блокнот? Вам же лучше это известно".

Показать полностью
19

Слияние книжных сетей "Читай-город" и "Буквоед" глазами бывшего сотрудника. Ч.1.

Пикабу читаю уже долгое время, но вот пришло время и самому что-то сюда написать. Очень хочу поделиться своим опытом в работе сети книжных магазинов "Буквоед" и рассказать, почему я уволился. Думаю, этот пост (или, скорее, серию постов) можно назвать открытым письмом руководству сети. Пусть люди, которые подумывают, идти сюда работать или нет, почитают взгляд изнутри и сделают для себя личные выводы.


"Буквоед" вообще был неплохой сетью. Да, много работы, невысокая зарплата, но в принципе работалось интересно. Однако в конце позапрошлого года опытные сотрудники начали чуять неладное. Моя умудрённая опытом управляющая говорила: "Сеть начинает умирать". Не было причин не верить её предчувствию: на её глазах умерла известная несколько лет назад сеть книжных "Буква". Там руководство разворовало всё, что могло разворовать, и стремительно умотало в закат. В работе "Буквоеда" управляющая видела те же признаки "хапнуть больше, чем можно прожевать", которые уже привели одну прекрасную сеть к краху. Тогда мы ещё не знали, что нас поглотит "Читай-город" - мы активно готовились к открытию второго в городе магазина и к новогоднему сезону, который немного потрепал нам нервы, но это неизбежно в любой сезон.


Где-то в ноябре мы узнали, что в апреле собираются открыть большой Парк культуры и чтения (ПКЧ), по типу того, что в Питере на Невском проспекте. Два с половиной этажа, комнаты для мастер-классов, сцена для выступления писателей, кофейня - планы были грандиозные. Особенно это радовало меня, как человека, которого готовили в этот большой магазин старшим продавцом. Мы начали собирать и обучать штат, потому что на ПКЧ требовалось много сотрудников. Забегая вперёд скажу, что в итоге этот штат сократили в три раза.


Но в марте произошло печально известное событие: сгорела "Зимняя вишня". По всем торговым центрам бросились проводить проверки. Наш ПКЧ должен был занять правое крыло в небольшом торговом доме на центральном проспекте. Конечно же, там нашли целый ряд нарушений, в результате чего открытие отложили до тех пор, пока нарушения не будут устранены. Весь набранный штат, включая обученную новую управляющую, терпеливо приготовился ждать. В самом деле, много ли времени нужно, чтобы устранить нарушения? Мы тогда ещё не знали, что ремонт в магазине ещё даже не начинался. Но нам объявили новые даты открытия: середина июня.

В июне же на наш город обрушился Чемпионат мира, и об открытии не могло быть и речи. Нужно было ждать, пока не стихнет шумиха и не откроют границы для набитых товаром фур: небольшой минус проживания в Калининградской области. Мы продолжали ждать. Коридор и подсобки нашего магазина были забиты коробками с товаром, который должны были перебросить на новый магазин. Мы с трудом лавировали между гор коробок по узкому проходу. Очень пожаробезопасно, но у нас не было иного выхода. Мы знали, что если нагрянет проверка, нам не сдобровать. Мы просто ждали и надеялись, что проверка не сунется, а за месяц не произойдёт никаких чрезвычайных ситуаций, требующих эвакуации покупателей.

Примерно в это же время, летом 2018, уважаемый директор "Буквоеда" написал пространное письмо всем сотрудникам, которое в приказном порядке нужно было распечатать и повесить на видное место (спасибо, что ещё не потребовали расписаться о прочтении). В письме директор рассказывал, что сеть постигли тяжёлые времена, но сотрудники должны постараться и продолжить нести великую миссию компании. Классическое "денег нет, но вы держитесь". Держаться было тяжело: город накрыла небывалая для Калининграда жара, а маленький магазин страдал без кондиционера. Сделать что-либо не представлялось возможным. Единственное спасение - рекламные наклейки на окнах, задерживающие прямые лучи солнца - сняли после очередной акции. Всё лето мы задыхались от духоты, чувствуя себя в террариуме, а два вентилятора с жарой не справлялись.

В конце июня снова появилась информация об открытии нашего прекрасного магазина. Правда, с датами никак не могли определиться. То десятого июля, то пятнадцатого, то двадцать пятого. При этом помещение всё ещё не было готово. Мы продолжали ждать.

В июле мы впервые узнали, что "Буквоед" сливается с "Читай-городом". Даже обрадовались. Думали, новая метла заметёт по-новому. Надеялись, что хотя бы в ЧГ сотрудникам дадут вздохнуть свободнее. Мы не отлынивали от работы, добросовестно проводили переоценки, принимали товар и обслуживали покупателей, но в отсутствие дел было принято придумывать работу просто ради того, чтобы сотрудник не отдыхал в пустом зале и не читал. Чем-то это напоминало сказку про Золушку: тот момент, где ей приказали разобрать в разные кучки перемешанные чечевицу и пшеницу (или что-то вроде этого). В буквальном смысле, если не было никаких занятий, нам нужно было переставить что-то с одного стеллажа на другой, лишь бы не болтаться без дела. В изнуряющую жару именно таких бестолковых занятий нам не хватало, при том, что за день выручки едва доходили до 40 тысяч - работать было попросту не с кем.

Ближе к середине июля нам, наконец, объявили: будет открыто два новых магазина, причём почти одновременно, с разницей примерно в пару дней. Один маленький - в торговом центре. Второй - наш большой ПКЧ. Причём открытие было назначено на конец августа. На минуточку: август и сентябрь - это школьный сезон, когда в книжным магазинам из-за наплыва покупателей требуется усиленный штат сотрудников. Открытие магазина - тоже тяжёлое дело, к которому привлекают много человек, чтобы открыться в срок. Казалось бы, можно нанять людей на временную подработку, чтобы они занимались открытием, а основной костяк сотрудников работал в сезон. Но "Буквоед", как и "Читай-город", славятся своей неописуемой жадностью и готовы удавиться за лишнюю копейку. Поэтому открытие магазинов в разгар сезона ложилось на плечи обученного штата будущего ПКЧ. К слову, тогда из всего штата осталось всего человек десять, но мы рассчитывали, что сможем ещё донабрать после открытия.


Ещё несколько недель усиленной работы с клиентами и ожидания, и нам, наконец, выдали окончательную информацию о новых магазинах. Маленький открывается в конце августа, большой - в середине октября. При этом с ПКЧ произошла удивительная трансформация - он вдруг усох до всего лишь книжного супермаркета, потеряв почти все свои отличительные черты: кофейню, сцену для писателей, комнаты для мастер-классов. Остались только два с половиной этажа и 1500 квадратов площади. Даже адресного хранения мы теперь не заслуживали, потому что это привилегия в первую очередь магазинов с пометкой "книжный клуб" и ПКЧ, а остальным - как придётся и если потребуется.

Мы, конечно, расстроились, но что ж тут поделаешь. Переживать и сердиться не было времени. Нас ждали два месяца усиленной работы на благо любимой сети и два прекрасных новых магазина.


Это первая часть из запланированной череды постов о моей работе в сети "Буквоед". Я обязательно расскажу, чем закончилась эта история с открытием, что произошло уже после слияния сетей, а заодно поделюсь закулисными историями о работе. Здесь не будет имён руководства и моих коллег. Будет только то, что я лично видел своими глазами и в чём сам принимал участие. Спасибо за внимание к этой истории :)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!