В 1972 году во время Великой Французской революции обновленной республике был необходим символ, олицетворяющий свободную Францию. Национальное собрание Франции выбрало изображение женщины во фригийском колпаке с копьем в руках. Почему во фригийском колпаке? Этот головной убор знаменовал собой свободу— его носили еще во времена Древнего Рима рабы, отпущенные на волю. Почему с копьем? А как же иначе — пусть только кто-то посмеет посягнуть на свободу, отвоеванную с таким трудом. Почему республику, провозгласившую свободу, равенство и братство, назвали именно Марианной — доподлинно неизвестно. Есть предположение, что в те времена самыми популярными именами у простых женщин из народа были Мари и Анна — соответственно и освобожденную республику назвали народным именем. Почему женским? Об этом история также умалчивает. Популярный в те времена шансонье Гийом Лавабр в одной из своих песен назвал Францию Марианной — с тех пор это имя закрепилось за страной.
Вплоть до середины 20 века это был абстрактный образ, придуманный скульпторами и художниками. А в 1968 году французы решили, что отождествлять государственный символ должна реальная женщина. Главные требования: она должна быть красива, известна и француженка. Выбирать новую «Марианну» доверили мэрам городов Франции.
Первой одушевленной «Марианной» стала Бриджит Бордо - иначе и быть не могло, актриса была символом новой женщины — раскрепощенной, смелой, независимой, сексуальной. Ее обожали, ей подражали. Женщины всего мира одевались, как Бриджитт Бордо, укладывали волосы, как Бриджит Бордо, рисовали стрелки на глазах, как у Бриджит Бордо. Вариантов не было - выбор мэров был с восторгом одобрен французами.
Следующей «Марианной» в 1972 году стала актриса Мишель Морган. Наверное, чтобы как-то уравновесить бунтарский дух, заданный Бриджит Бордо, символом Франции стала одна из самых утонченных женщин и актрис. Это была полная противоположность предыдущей коллеге. Актрисе было уже 52 года, когда ее выбрали символом . Мишель Морган считалась одной из самых интеллектуальных женщин того времени.
В 1978 году честь олицетворять Францию выпала Мирей Матье, девушке из простой семьи, которую знал весь мир. Певицу, ставшей знаменитой, благодаря своему таланту и трудолюбию, одинаково любили и французские аристократы, и простые рабочие. Ее называли «послом французской песни» неслучайно.
Четвертой «Марианной» в 1985 году стала актриса Катрин Денев — как говорили французы, «если не она, то кто же?». По результатам общественного опроса выбор Катрин Денев одобрили практически все граждане Франции. Актриса к тому моменту стала популярной не только в своей стране, но и за ее пределами. Изысканная, утонченная, незавсимая, к тому же, блондинка с карими глазами. Франция была влюблена в свою героиню, и на следующие четыре года статуэтка с лицом Катрин Денев украшала все мэрии страны.
В 1989 году стать официальным лицом свободы Франции впервые удостоилась чести известная модель Дома Chanel Инес де ля Фрессанж. Для французов это имя столь же популярное, как, например, Мирей Матье. В 80-е годы профессия модели становится очень популярной — моделей знают в лицо не хуже актрис, за ними охотятся журналисты и папарацци. Инес де ля Фрессанж французы полюбили за ее внешнее сходство с Коко Шанель, хорошие манеры, элегантность и острый ум. Они называли ее «манекенщица, которая умеет разговаривать». При сочетании таких качеств, Инес де ля Фрессанж просто обязана была стать символом Франции.
Шестой «Марианной» в 2000 году стала опять модель — самая молодая из всех Марианн, 21-летняя Летиция Каста. Не все французы были довольны таким выбором. Во-первых, слишком молода, еще ничего не доказала - ну и что, что годом ранее ее назвали моделю года и пригласили сниматься на обложку Pirelli. Во-вторых, нет вызова Бриджит Бордо , таланта Мирей Матье, утонченности Катрин Денев и элегантности Инес де ля Фрессанж. Но как бы там ни было, именно она стала олицетворением Франции на ближайшие 4 года. Правда, Летиции не удалось продержаться весь срок — французы, и без того имевшие «зуб» на нее, не простили ей того, что сразу после избрания модель уехала в Лондон. Сама она объяснила это производственной необходимостью, но сограждане были уверены, что таким образом, модель хотела избежать налогов. Следующая «Марианна» была избрана досрочно — через три, а не через четыре года, как это было заведено.
Летицию Касту сменила на посту «лица» Республики телеведущая Эвелин Тома. Это «назначение» повергло часть жителей франции. Такого символа они никак не ожидали: не красавица, не актриса и даже, на худой конец, не знаменитая модель. Подумаешь, журналистка, подумаешь, ведущая ток-шоу, ну и что, что самого популярного в стране..., но ведь не красавица...., и 39 лет... Зато другая часть Франции, те, кого принято называть народом, были счастливы — наконец-то Францию представляет обычная женщина — не актриса, не модель, не красавица. К тому же, не боящаяся говорить правду. Это была первая «Марианна», не укладывающаяся в заданные стандарты.
В 2012 году французы выбрали восьмую по счету «Марианну» - ею стала Софи Марсо. При голосовании она опередила двух соперниц — Ванессу Паради и Марийон Котийяр. Вообще-то, Софи Марсо уже несколько раз собирались выдвинуть на эту почетную «должность», но каждый раз что-то не складывалось. На этот раз французы ликовали — ничего, что в личной жизни у актрисы не все безупречно: развод, замужество, опять развод... Зато красива, талантлива и лучше всех олицетворяет образ француженки в глазах иностранцев.