stalinsbukvar

stalinsbukvar

Проект «Сталинский букварь»
На Пикабу
158 рейтинг 4 подписчика 5 подписок 7 постов 0 в горячем
6

120-летие со Дня рождения советского художника, иллюстратора детских книг Юрия Аркадьевича Сырнева

Юрий Аркадьевич Сырнев

Юрий Аркадьевич Сырнев

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Юрия Сырнева — талантливого советского художника и иллюстратора детских книг, судьба которого сложилась очень трагично. Юрий Сырнев прожил всего 38 лет, но за свою короткую жизнь он успел оставить после себя богатое творческое наследие. Он оформил множество популярных советских книг для детей, иллюстрации из которых знакомы многим из нас.

Юрий Сырнев Родился 30 мая 1905 года в Казани. Детство и юность провёл в Таллине (Ревеле).

В 1923 г. приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский государственный художественно-промышленный техникум, который окончил в 1927 году. Его педагогами были М. И. Авилов, Л. Ф. Овсянников. В техникуме познакомился с художником Павлом Басмановым, с которым поддерживал дружбу до конца жизни. С 1927 по 1932 г. учился во ВХУТЕИНе, на графическом факультете, у В. М. Конашевича и П. А. Шиллинговского.

Юрий Сырнев работал в разных техниках: станковой акварели и печатной литографии, а также в книжной иллюстрации. Его самая известная работа в книжной графике — иллюстрации к «Барону Мюнхгаузену» Э. Распэ. Эта книга неоднократно переиздавалась.

С 1930 г. работал в детском отделе Госиздата у В. В. Лебедева. Сырнев не принадлежал к «лебедевской школе», но считал себя учеником других близких ему художников, иллюстраторов детской книги Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаевой и Н. А. Тырсы. Искусствовед Л. В. Мочалов уверенно включает имя Сырнева в список «таких ярких творческих личностей, как Тырса, Лапшин, Юдин, Успенский, Сырнев, Ермолаева».

В 1938–1941 гг. работал в Экспериментальной полиграфической мастерской в ЛОССХ. Литографические циклы Сырнева особо выделяются исследователями в этот, очень успешный для развития ленинградской литографии период 1930-х гг.

С 1938 года он начал участвовать в групповых выставках. Его первая и последняя персональная выставка прошла в 1940 году в ЛССХ.

Когда читаешь о художниках и людях других творческих профессий, которые в определённые моменты истории подавали большие надежды и на самом пике своих возможностей внезапно ушли из жизни, становится невероятно больно и обидно. Сколько прекрасных детских книг могло выйти после войны в авторском оформлении Сырнева на радость юным советским читателям... но этому не суждено было сбыться...

Войну Юрий встретил в городе Кирове. В 1942 году он добровольно ушёл на фронт и стал снайпером. Погиб в бою на Конотопском направлении 11 сентября 1943 года.

Показать полностью 8
13

День памяти Александра Николаевича Барсукова

День памяти Александра Николаевича Барсукова

Сегодня мы чтим память Александра Николаевича Барсукова — выдающегося математика, педагога, доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедрой методики преподавания математики Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина и ветерана Великой Отечественной войны.

Александр Николаевич родился 29 марта 1891 года в селе Ильинском Судогодского уезда. Получив начальное образование, он успешно сдал конкурсный экзамен и в 1906 году поступил в учительскую семинарию. Однако он так и не окончил её из-за ареста в 1907 году за участие в подпольной организации учащихся. Хотя у следствия не хватило улик, чтобы доказать его вину, из-под ареста его освободили, но из семинарии исключили.

Несмотря на эти трудности, будущий ученый продолжал заниматься самообразованием. Он посещал московские общеобразовательные курсы и готовился к экстерну экзамена на аттестат зрелости. В 1909 году Александр Николаевич успешно сдал экзамен и поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Однако в 1911 году за участие в студенческих волнениях его исключили. С большим трудом он восстановился в университете и успешно окончил его.

После окончания университета Александр Николаевич был назначен преподавателем в Ковровское реальное училище (сегодня это Ковровская гимназия №1). В 1916 году он вступил в революционную молодежную организацию «Клуб якобинцев», собрания которой часто проходили на его квартире.

После Февральской революции 1917 года начался новый этап в жизни Александра Николаевича. Через несколько дней после революции в Коврове был создан Совет рабочих депутатов, и А.Н. Барсукова избрали его председателем. Позже его назначили комиссаром по просвещению и заведующим отделами народного образования — городским и уездным.

В 1920 году Александр Николаевич открыл в Коврове первый в губернии рабочий факультет (рабфак) и вечерний университет, где сам преподавал математику. В 1921 году его избрали в губернскую комиссию РКП(б), а через год перевели во Владимир. Там он также создал рабфак, став его заведующим и преподавателем математики.

В 1927 году Александр Николаевич был отозван в Москву, где ему поручили создать Центральные курсы профдвижения. Затем он занимал различные должности: был деканом физмата МГУ, заместителем ректора по учебной части, начальником и главным редактором Учебно-педагогического издательства.

С 1934 года он редактировал журнал «Математика и физика в школе», а с 1937 года — «Математика в школе». Этот журнал был основан по его личной инициативе. В тот период Александр Николаевич вёл активную научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Он написал 33 исследования по разделам алгебры, а его учебник для средних школ «Алгебра» помнят многие поколения.

В Великую Отечественную войну Барсуков добровольцем вступил в Московское ополчение и стал пулеметчиком. Он храбро сражался под Москвой, Смоленском и на Ленинградском фронте. В послевоенные годы Александр Николаевич полностью посвятил себя научной и педагогической деятельности, продолжая редактировать журнал «Математика в школе». За свои заслуги перед Родиной он был награжден двумя орденами «Знак Почета», медалью Ушинского и значком «Отличника просвещения».

Александр Николаевич Барсуков ушел из жизни 21 апреля 1958 года. Он был похоронен в Москве на Ново-Девичьем кладбище.

Показать полностью 1
3

К 97-летию профессора Авенира Ивановича Уёмова

К 97-летию профессора Авенира Ивановича Уёмова

Сегодня, 4 апреля, исполняется 97 лет со дня рождения Авенира Ивановича Уёмова, доктора философских наук, профессора, создателя ряда научных теорий, автора книг по логике и философии.

Авенир Иванович Уёмов родился 4 апреля 1928 года в деревне Поречье Шуйского района Ивановской области. До 1945 года окончил два курса Дальневосточного политехнического института.

Прочитав работу Гельвеция «О человеке», увлёкся философией. С 1945 года — в Москве, где поступил учиться в МИИГАиК, однако был отчислен за пропуски лекций. Экстерном сдал экзамены за три семестра философского факультета МГУ и был зачислен на второй курс в феврале 1946 года. Факультет окончил с отличием (1949, дипломная работа «Пространство и время в теории относительности»), затем аспирантуру кафедры логики (1952), кандидатская диссертация «Аналогия в современной технике» (1952, науч. рук-ль В. Ф. Асмус). Работал на кафедрах философии Ивановского государственного педагогического института (1952—1964) и Одесского университета (1964—1973, профессор). Тема докторской диссертации — «Вещи, свойства, отношения и теория выводов по аналогии» (1964).

С 1973 по 1996 год Авенир Уёмов заведовал отделом теории управления и системного анализа Одесского отделения Института экономики АН Украины, продолжая активно заниматься педагогической деятельностью. С 1996 года и до конца своих дней он занимал должность профессора философского факультета Одесского национального университета.

Авенир Иванович Уёмов — выдающийся учёный, известный своими научными достижениями. Он является автором общепризнанной общей параметрической теории систем и языка тернарного описания, который представляет собой неклассическую логику.

Уёмов внёс огромный вклад в развитие теории аналогии, открыв около 50 её видов.

Более 500 научных трудов Уёмова были изданы в России, Украине, Польше, Германии, США, Бразилии, Китае и других странах. Он написал ряд оригинальных учебников по логике, философии и общей теории систем, а также подготовил более 30 кандидатов и нескольких докторов наук.

Умер 29 мая 2012 года в Одессе.

Основные публикации:

• Логические ошибки. М., 1958;
• О временном соотношении, между причиной и действием. Иваново, 1960;
• Задачи и упражнения по логике. М., 1961;
• Вещи, свойства и отношения. М., 1963;
• Системы и системные параметры // Проблемы формального анализа систем. М., 1968;
• Аналогия в практике научного исследования. М., 1970;
• Логические основы метода моделирования. М., 1971;
• Системный подход и общая теория систем. М., 1978;
• Основы формального аппарата параметрической ОТС // Системные исследования. 1984. М., 1984;
• Принцип простоты и меры сложности. [В соавт.]. М., 1989;
• Основы практической логики с задачами и упражнениями. Одесса, 1997;
• Системный подход к классификации наук и научных исследований // ФИ. 2000. 2;
• Системные аспекты философского знания. Одесса, 2000.
• Общая теория систем для гуманитариев. (В соавт.). Варшава, 2001;
• К проблеме построения измерительной шкалы для определения степени целостности систем // Системные исследования: • Методологические проблемы: Ежегодник, 2002. М., 2004.

Показать полностью 1
16

135 лет со дня рождения А. С. Пчёлко1

135 лет со дня рождения А. С. Пчёлко

28 марта отмечаем 135-летие со дня рождения Александра Сприридоновича Пчёлко (1890—1981), методиста-арифметика, автора учебников для начальных классов, одного из организаторов советской начальной школы.

Александр Спиридонович родился 28 марта 1890 г. Свою трудовую деятельность он начал с 1903 г. в качестве помощника учителя церковно-приходского училища, а затем учителя грамоты. Тогда ему было немногим более 13 лет.

Окончил Полоцкую учительскую семинарию (1910). Преподавал в высшем начальном училище Витебска.

В 1920 году молодого учителя пригласили в Народный комиссариат просвещения РСФСР, где он проработал 26 лет.

А. С. Пчёлко возглавлял сектор начального обучения в НИИ содержания и методов обучения AПН CCCP (1945—1962). Был заместителем главного редактора журнала «Начальная школа» (1946—1960). Соавтор учебников по математике для начальной школы, которые использовались во всех школах СССР с 1930-х по 1960-е годы.

Александр Спиридонович Пчёлко – автор первой советской предметной программы по математике. Автор учебников арифметики для I–IV классов, по которым до 1969 года получали образование миллионы советских школьников, автор учебников и методических пособий для трехлетней начальной школы. Перу Александра Спиридоновича принадлежат более 150 книг и статей, посвящённых вопросам педагогики начальной школы. Особенную известность приобрела его «Методика преподавания арифметики в начальной школе», выдержавшая несколько изданий и переведённая на ряд иностранных языков.

Александр Спиридонович Пчёлко в соавторстве с Григорием Борисовичем Поляком создал серию учебников арифметики для начальной школы, по которым в течение 15 лет (1954 — 1969 г.г.) обучались миллионы советских школьников. Также перу А. С. Пчёлко принадлежит «Методика преподавания арифметики в начальной школе» (1951).

Скончался Александр Спиридонович в 1981 году. Похоронен на Введенском кладбище.

Показать полностью 1
10

Никифор Алексеевич Костин — самый загадочный автор учебников русского языка

25 февраля 1886 года родился знаменитый автор учебников по русскому языку Никифор Алексеевич Костин. Подробнее читайте в статье от художника-иллюстратора проекта «Сталинский букварь» Ланы Грома.

Дорогие читатели, многим из вас хорошо известны популярнейшие учебники русского языка для начальной школы под авторством Никифора Алексеевича Костина линейки 1949 года и начала 1950-х годов. Учебники эти выделяются среди других пособий приятным стилем изложения и внятностью подачи материала. Существует целый пласт преподавателей русского языка, которые считают Никифора Алексеевича Костина эталонным автором учебников, заслужил он и большую любовь среди широкой аудитории родителей, кто самостоятельно обучает детей дома.

Но если вы будете искать информацию в сети, то не сможете найти даже верную биографию данного автора без ошибок в датах, не говоря уже о фотографиях. Долгое время я искала хоть какую-то правдивую достоверную информацию о Никифоре Алексеевиче Костине, и мне улыбнулась удача. Неожиданным образом судьба столкнула меня с человеком, который знал Никифора Алексеевича при жизни и смог рассказать мне хоть немного фактов из его биографии.

Валерий Степанович Звонов — внучатый племянник Никифора Алексеевича — был непосредственным участником процесса создания тех самых знаменитых учебников и «Букваря Костина» 1947 года. Маленький Валерий в конце сороковых годов был дошкольником и только начинал учиться читать и писать, готовился к поступлению в первый класс. Такое стечение обстоятельств очень помогло Никифору Алексеевичу Костину «обкатать» учебные пособия на маленьком добровольце. Валерий рассказывал, что ему очень нравилось вытаскивать из стопки картинки, подходящие к тексту, помогать подбирать понятные среднестатистическим первоклассникам изображения для сопровождения заданий в пособиях, выполнять упражнения по письму разной степени сложности и выявлять максимально подходящие для эффективного процесса обучения малышей.

Никифор Алексеевич Костин родился 25 февраля 1886 года. Он был методистом, учителем русского языка. До революции Никифор Алексеевич преподавал в Высшем педагогическом начальном городском 6-классном училище города Ставрополя. Десятки лет своей жизни он посвятил не только учительству, но и работе над учебными пособиями для начальной школы.

Высшее педагогическое начальное городское 6-классное училище, г. Ставрополь.

Высшее педагогическое начальное городское 6-классное училище, г. Ставрополь.

Первые советские буквари, составленные по так называемому «методу целых слов», были заменены в 1932 году букварями, в которых был восстановлен звуковой аналитико-синтетический метод, автором которого и был Н. А. Костин совместно с П. О. Афанасьевой. С того времени все буквари составлялись исключительно по данной методике.

Букварь, Н.А. Костин, 1947 г.

Букварь, Н.А. Костин, 1947 г.

Вначале ребёнок на кубиках учит алфавит, затем его просят найти, из каких букв на слух состоит слово, например: МАША — М-А-Ш-А. Затем ребёнок приступает к составлению слов из слогов: МА-ША.

После Великой Отечественной войны Костин переехал в Ленинград и преподавал в Ленинградском государственном педагогическом институте имени М. Н. Покровского (в 1957 году этот ВУЗ был объединён с ЛГПИ имени А. И. Герцена).

В 1949 году Никифор Алексеевич Костин выпустил свою первую экспериментальную полную линейку учебников по русскому языку для начальной школы (четырёхтомник с 1 по 4 классы). Эксперимент оказался удачным, и он начал работу над первой полноценной откорректированной стабильной линейкой учебников.

Однако Никифор Алексеевич скоропостижно скончался 7 мая 1952 года в возрасте 66-ти лет, успев отдать в печать только учебники для 1 и 2 классов начальной школы. Незавершённую Костиным линейку стабильных учебников 1950-х годов пришлось завершать Марии Леонидовне Закожурниковой в соавторстве с Николаем Сергеевичем Рождественским.

В 1960-х годах была осуществлена попытка выпустить новую реформаторскую отредактированную и упрощённую линейку учебников русского языка под фамилией «Костин», за которой на самом деле скрывался коллектив соавторов. Данная линейка хоть и имела красивое визуальное оформление, манила знаменитой фамилией на обложке, как знаком качества, на самом деле сильно уступала по уровню исполнения и содержанию настоящим линейкам Н.А. Костина, выпущенным непосредственно им самим при жизни.

Похоронен Н. А. Костин в Ленинграде на Большеохтинском кладбище (проспект Металлистов, 5). Если идти от церкви по центральной аллее, то могила будет по правую руку, примерно в 300 метрах от главного входа (надгробие из чёрного мрамора).

Дочь Никифора Алексеевича и его жены Антонины Васильевны Костиной (Образцовой) — Нина Никифоровна Костина-Панайотова (1913–2000 гг.) стала физиком, закончила физфак ЛГУ и работала заместителем заведующего лабораторией академика Линника в ГОИ.

К сожалению, к моменту выхода данного поста, Валерий Звонов внезапно ушёл из жизни. Я уже больше не имею возможности расспросить его, как последнего очевидца, заставшего легендарного живого Костина, узнать такие интересные и важные для истории подробности. Тем не менее, он был бы очень рад тому, что мы поделились его воспоминаниями с широкой аудиторией подписчиков группы «Сталинский Букварь».

Показать полностью 6
7

145 лет со дня рождения Льва Владимировича Щербы

145 лет со дня рождения Льва Владимировича Щербы

Сегодня, 20 февраля, 145 лет назад родился Лев Владимирович Щерба (20 февраля 1880, Игумен, Минская губерния — 26 декабря 1944, Москва) — русский и советский лингвист, автор учебников и пособий, академик АН СССР (1943) и АПН РСФСР (1944).

«Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Нельзя терпеть неграмотных чиновников, секретарей, машинисток, переписчиков и т. д., и т. д.
И, конечно, по мере налаживания жизни, поднятие грамотности будет осуществляться самым безжалостным образом этой самой жизнью: плохо грамотных будут удалять со службы, а то и просто не принимать на службу; при прочих равных условиях предпочтение во всяких обстоятельствах будет даваться более грамотному и т.д., и т.д. Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество». (Л.В. Щерба. «Безграмотность и её причины» [„Вопросы педагогики“, 1927, вып. II]).

В 1903 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ.

В 1916–1941 годах был профессором Петроградского (Ленинградского) университета. Преподавал на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, на курсах для учителей глухонемых и учителей иностранных языков.

Щерба вошёл в историю лингвистики как выдающийся специалист по фонетике и фонологии, лексикографии, психолингвистике. Он является основателем Ленинградской фонологической школы.

Ввёл в науку понятия отрицательного языкового материала и лингвистического эксперимента. Предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Ф. де Соссюра, то есть ввёл разграничение речевой деятельности, языковой системы и языкового материала.

Как лексикограф-практик он (совместно с М. И. Матусевичем) был автором большого Русско-французского словаря.

Щерба был блестящим педагогом: много лет он проработал в Ленинградском, затем в Московском университетах, подготовил целую плеяду учеников, которые стали выдающимися лингвистами (В. В. Виноградов, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич).

Учебники русского языка для средней школы издают и в настоящее время: учебные пособия прошли актуализацию в соответствии с реформой орфографии русского языка в 1956 году.

Показать полностью 1
8

Об учебнике геометрии А.П. Киселева

Об учебнике геометрии А.П. Киселева

Учебник геометрии А.П. Киселева, вышедший первым изданием в 1893 году и служивший долгие десятилетия нашей школе, много раз переиздавался, после 1931 года – с изменениями, безусловно не улучшившими его (в частности, были устранены самые трудные задачи). В 1980 году был переиздан подлинный авторский текст в качестве «книги для учителей», причем в предисловии можно было прочесть, что «содержание книг А.П. Киселева можно считать в какой-то мере устаревшим», поскольку «со времени выхода первых учебников А.П. Киселева и математика и школьное образование далеко шагнули вперед». [Несколько лет назад был переиздан и тот вариант «Геометрии А.П. Киселева, который использовался в советской школе с 30-х по 60-е годы.]

Можно сомневаться, шагнуло ли вперед школьное образование за сто лет, прошедших со времени создания этого учебника; во всяком случае, в нашей стране дело обстояло как раз наоборот. Но, конечно, невозможно отрицать значительное развитие математики за это время, не столь зависевшее от наших отечественных условий. Возникает вопрос, устарел ли учебник Киселева и есть ли у нас лучшие учебники, способные его заменить.

Теперь принято думать, что все новое лучше старого, и даже если мода возвращает нам что-нибудь из забытого прошлого, то непременно в карикатурном виде. Во всяком случае, мы не сомневаемся, что в науках «далеко шагнули вперед» по сравнению с предками, и поэтому науки надо изучать в самом современном виде, а следовательно по новейшим учебникам.

Есть две причины, по которым это мнение можно оспаривать, по крайней мере в отношении геометрии. Первая причина состоит в том, что содержание школьного курса в некоторых важных случаях не так уж зависит от новейших достижений науки. Геометрия пришла к нам из классической древности, и все, чему учат в курсе элементарной геометрии, по существу было уже известно во времена Евклида; необходимые уточнения, например, касающиеся предельных переходов, также были хорошо известны сто лет назад. Дело обстоит здесь точно так же, как с учебниками истории, повествующими о давно прошедших не подлежащих пересмотру событиях: новшества, вносимые в их изложение, не обязательно свидетельствуют о лучшем понимании этих событий, и очень редко – о лучшем мастерстве преподавания. Это сравнение не так уж искусственно, как можно подумать, потому что математика во многом родственна гуманитарным наукам.

Традиция преподавания геометрии, идущая от «Начал» Евклида, самая древняя из всех: ей больше двух тысяч лет. Элементарная геометрия возникла как синтетическая наука, основанная на непосредственном восприятии геометрических фигур и не прибегавшая к вычислениям. Она всегда служила первым образцом точной науки, наиболее доступным детскому уму; при изучении геометрии у детей вырабатывались навыки логического рассуждения, и они находили в ней то особое эстетическое удовлетворение, которое вызывает познание научной истины. Более двух тысяч лет «Начала» Евклида были для людей образцом науки и доказательством возможности достоверного знания.

Сам Евклид вовсе не имел в виду написать учебник геометрии для начинающих. Он создал систематический трактат для ученых, преследовавший цель строгого логического обоснования геометрии. Но в средние века его «Начала» использовались в качестве учебника.

Начиная с XVIII века, когда понадобилось преподавать математику более широкому кругу учащихся, трудную книгу Евклида начали сменять более доступные учебники, заимствовавшие из «Начал» свое основное содержание; но в них применялись также неизвестные древним методы алгебры. Эти учебники совершенствовались в течение двух столетий на практике школьного преподавания, и попутно вырабатывалась особая культура решения геометрических задач, незаменимая в воспитании детского ума. Все ученые, создавшие современную науку, прошли эту подготовку, недаром на фронтоне академии Платона красовался девиз: «Да не войдет сюда не знающий геометрии».

А.П. Киселев был достойным продолжателем этой традиции. Он был опытный учитель средней школы, проверявший свои педагогические замыслы на практике преподавания; в этом смысле его учебник вышел из школы – если можно так выразиться, появился «снизу», а не был «спущен сверху», как нынешние учебники, навязанные школе бюрократическим путем. К тому же в гимназиях и реальных училищах не было ничего подобного обязательным «стабильным учебникам», и выбор способов преподавания был свободен. Таким образом, учебники Киселева были обязаны своим широким распространением не воле начальства, а своим внутренним достоинствам.

Вторая причина, по которой нельзя предпочесть новые учебники старому учебнику Киселева, состоит в том, что эти новые учебники крайне неудовлетворительны. Используемый теперь учебник А.В. Погорелова написан весьма небрежно, плохо продуман и не прошел серьезной проверки в школьной практике. Например, определение треугольника и доказательства признаков равенства треугольников в этом учебнике создают логическую ловушку, из которой учащийся вряд ли сумеет выбраться. [Подробнее об этом см. в статье А.В. Гладкого «О некоторых определениях в учебном пособии А.В. Погорелова», «Математика в школе», 1990, № 6.] А.В. Погорелов как будто не принимает во внимание древнее правило педагогики, предписывающее не накапливать трудности, а по возможности разъединять их. Трудно понять, зачем уже в седьмом классе он вводит координаты и составляет уравнения окружности и прямой, а в восьмом неожиданно появляются векторы. В десятом же классе объем шара вычисляется с помощью интегрального исчисления, что, разумеется, очень просто для того, кто уже владеет основами анализа. Но поскольку формулы интегрального исчисления в нашей нынешней школе просто заучиваются без понимания, такой способ доказательства ничем не лучше откровенного сообщения готового результата. Все это разрушает научное и эстетическое единство изложения, придавая ему неоднородность и причудливость. Трудно понять, чем понравился этот учебник утвердившим его высоким инстанциям; разве тем, что автор похвальным образом избегает трудных задач, развивающих ум ученика, но могущих снизить «показатели успеваемости».

Учебник геометрии, составленный под руководством покойного А.Н. Колмогорова, написан гораздо тщательнее, и в нем видно общее направление – теоретико-множественный подход к основаниям геометрии. При таком подходе прямая, плоскость и все геометрические фигуры последовательно трактуются как точечные множества; но такая трактовка, в сочетании с разнообразными скрупулезно соблюдаемыми обозначениями, нарушает то же правило ненакопления трудностей, о котором уже была речь. Я наблюдал, каким образом в практике некоторых учителей заучивание всей этой символики вытеснило всякое содержание предмета, и у меня нет уверенности, что таких учителей у нас мало. Вряд ли надо возлагать на школьника бремя одновременного усвоения основ геометрии и теории множеств: можно думать, что за редкими исключениями они не справятся ни с тем, ни с другим.

Авторы новых учебников чрезмерно озабочены так называемой «строгостью изложения» математики. Но строгое построение геометрии в школьном учебнике совершенно недостижимо. Сам Евклид не достиг этой цели, и только в конце прошлого века немецкий математик Д. Гильберт сумел разрешить проблему безупречного логического обоснования геометрии. Таким образом, усилия авторов, «наводящих строгость» в школьном преподавании, ведут к чисто иллюзорным результатам, и не только школьники, но и учителя обычно не понимают, для чего эти авторы хлопочут. [См., например, статью А.Д. Александрова «О строгости изложения в учебном пособии А.В. Погорелова», опубликованную в журнале «Математика в школе», 1985, № 5.]

Ребенок обучается синтетически, он доверяет своим восприятиям и своей способности делать выводы. Если учитель тоже доверяет этой чудесной способности – подобно авторам старых учебников, – то она естественным образом развивается и в конечном счете может привести учащегося к потребности привести свои знания в логическую систему. На такой психологически оправданной позиции и стоял А.П. Киселев, вовсе не ставивший себе задачи все строго вывести из аксиом, но включивший в свой учебник список аксиом Гильберта (отнюдь не в самом начале и мелким шрифтом – для особо интересующихся старшеклассников!). Не лучше ли наглядные, но убедительные рассуждения Киселева, чем откровенный отказ А.Н. Колмогорова и его соавторов от доказательства признаков равенства треугольников, занимающих в этом учебнике совершенно непонятное для читателей положение – не то аксиом, не то принимаемых почему-то на веру и , по-видимому, очень трудных теорем?

Вообще погоня за «строгостью» в современных учебниках наводит на грустные размышления. Работа по такому учебнику напоминает изучение Евклида в средневековых школах, чаще всего сводившееся к заучиванию авторитетного текста. Происходит вырождение преподавания, тесно связанное с общей варваризацией современной культуры.

Другим признаком наступающего варварства является тенденция к замене непосредственного понимания слепым вычислением, тесно связанная с нарастающим отвращением к мышлению и так называемой «компьютеризацией» современной жизни. Евклидова геометрия – одно из последних препятствий на пути вычислительного варварства.

Пусть же этот плод прекрасного детства науки по-прежнему обращается к детскому уму!

«Новый педагогический журнал» (1997, № 4).

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!