Сегодня, знакомый многим, открыточный образ ресторана Гагрипш трудно представить без каскадной лестницы в обрамлении высоких слоновых пальм. Но эта лестница была устроена только в середине тридцатых годов (между 1935 и 1938 г.г.), а изначально вверх от шоссе шли только два пролета. Вместо теперешней широкой лестницы, ведущей прямиком к фронтальному входу в ресторан, изначально по пологому склону разбегались дугообразные дорожки с каменными ступеньками, одна из которых приводила ко входу, который располагался со стороны гостиницы.
Склон от шоссе до подъездной площадки занимал молодой сад с цветниками и экзотической растительностью: агавами, араукариями, цикасами, апельсиновыми деревьями и другими представителями тропической флоры.
С самого начала "Гагрипш" был задуман не только, как первоклассный ресторан, но и как центральное место проведения всех торжеств на курорте. Начиная с открытия Климатической станции Александр Петрович Ольденбургский регулярно организовывал праздничные мероприятия по различным случаям, будь то Пасха, Рождество или прибытие в Гагры членов царской семьи.
На рождественские праздники 1909 г. я опять отправился в Гагры. На торжественной ёлке, обычно устраиваемой за счёт принца в главной гостинице, я опять имел встречу и разговор с ним, и он опять спрашивал меня о цементе и о ходе работ по постройке дачи. На ёлку приглашались все гагринские дети без всяких исключений и ограничений: дети служащих, рабочих, прислуги, торговок и т.д. На ёлке 1909 г. их было около 400, и все получили подарки.
Кроме того, по замыслу принца, "Гагрипш" должен был стать местным храмом искусства. Помещение ресторана и сцена были приспособлены для того, чтобы быстро переоборудоваться в полноценный театрально-концертный зал на 350 зрителей. На время концертов и спектаклей нижний этаж превращался в партер: устанавливалось 12 рядов кресел и стульев, по 16 в каждом. Кроме того, на открытом балконе помещалось около 200 человек. Билет стоил от 6 до 8 рублей, а на балкон от 25 до 50 копеек.
С ростом популярности курорта, довоенный пик которой пришелся на 1911 - 1914 годы, "Гагрипш" стал принимать на своей сцене и столичных знаменитостей: мастеров оперы, балета, артистов ведущих театров. Для сцены в 1912 г. были написаны новые декорации.
В 1913 году местная интеллигенция организовала любительский драматический коллектив. Его дебютом стала пьеса знаменитого грузинского поэта Ильи Чавчавадзе «Помещик и крепостной». В декабре 1913 года состоялся концерт с участием артистов русской оперы: Н. Д. Славина, А. В. Шуриновой, Т. Н. Руслановой, Д. И. Месревина, Н. К. Некига, В. И. Гватуа и С. А. Маньинского. В 1914 году давали спектакли оперные артисты Петербургского народного дома, была поставлена опера "Евгений Онегин". Летом 1914 года труппа петербургских актеров поставила пьесу "Три сестры". Тем же летом собирался дать концерт и Шаляпин, но начавшаяся война помешала ему приехать.
Когда рассказывают о том, чем знамениты ресторан "Гагрипш" и бывшая "Временная" гостиница, непременно упоминают, что здания были куплены принцем Ольденбургским на Всемирной выставке в Париже и привезены морем в разобранном виде, а также, что ресторан был построен из норвежской сосны без единого гвоздя.
Возможно, всё так оно и есть. Но, пока, достоверных источников, свидетельствующих в пользу хотя бы некоторых из этих фактов, я не нашел. Весь этот набор штампов кочует по страницам многочисленных брошюр Пачулиа 60-х - 80-х годов издания. Наиболее же раннее упоминание об этом я встретил в мемуарах В. Зёрнова, которые он записал в 1944 году.
Самая привлекательная гостиница – «Деревянная», или «Гагрипш», у самого парка. Она была куплена принцем Ольденбургским в Париже после выставки 1900 года и в разобранном виде на пароходе доставлена в Гагры, где и поставлена на новый фундамент.
Направо и налево от входа идут коридоры, по обеим сторонам которых номера. В конце левого коридора парикмахерская. Из вестибюля ведет лестница во второй этаж. Во втором этаже, прямо против входа, библиотека и читальня. Направо по коридору фотографический кабинет для фотографов-любителей, дамский салон и лестница в помещение почтово-телеграфной конторы с приемом международной корреспонденции.
Читальня выходит балконом на море, богато и со вкусом меблирована. Мягкая мебель, книжные шкафы, письменный и газетный столы – все выписано из Вены, от фабрики Hermann. В читальне получается 30 изданий: 16 газет (11 русских, 1 английская, 1 французская, 3 немецких) и 14 журналов (8 русских, 2 английских, 2 французских и 2 немецких). Библиотека разделяется на три отдела: русский (372 тома), французский (498 томов) и немецкий (43 тома).
Дамский салон изящно отделан в том же стиле modern, прекрасно меблирован. Здесь хорошее пианино киевской фабрики А. Строболь и пианола. Игра на пианино в дамской комнате разрешается до 12 часов ночи. Салон выходит на балкон, обращенный к морю.
Большинство номеров имеют отдельные небольшие балконы, что в таком теплом климате является просто необходимостью. Номера в первом и втором этажах, обращены к морю, имеют ванные и уборные комнаты. Во всех номерах обстановка от Hermann, на которую не жалели средств. Нельзя не сознаться, что так комфортабельно обставленных гостиниц немного в России. Администрация сделала все, чтобы доставить посетителям всевозможные удобства. В каждом, даже самом дешевом, номере установлен телефонный аппарат Ideal, посредством которого можно переговариваться и который, в тоже время, служит будильником.
Отопление гостиницы паровое, освещение электрическое. В конторе гостиницы продаются билеты на страхование багажа на всевозможные суммы и на срок от одного дня до двенадцати месяцев.
О свободных помещениях в гостинице желательно справляться заблаговременно, а больным советуют списаться с врачём станции через Управление, так как во избежание заражения местности больные с ясно выраженными туберкулезом не принимаются.
Отдельно нужно сказать о противопожарной оснащенности гостиницы. Здание было снабжено образцовыми противопожарными средствами, имело массу запасных выходов на случай пожара. Помещения были оборудованы пожарным трубопроводом, по которому, в случае пожара, должна была накачиваться вода под давлением. Для предупреждения о пожарной опасности предусматривалась подача сигнала по телефонному аппарату, которыми был оборудован каждый номер.
В советское время, гостиница носила то же название, что и ресторан - "Гагрипш". Номера в ней, в отличие от Дома отдыха им. Сталина и пансионата "Жоэквара", где отдыхали трудящиеся, получала в основном непростая публика. А.Н. Пирожкова, жена Бабеля, вспоминала, что они с мужем, приехав в Гагры в 1933 году, заселились в знаменитый отель, но в разные комнаты. В те дни как раз шли съемки фильма "Весёлые ребята", съемочная группа жила в "Гагрипше", и свободных номеров не было. Позже, в начале войны, Пирожкова, как инженер, была командирована на строительство железнодорожных туннелей, и ей вновь довелось жить в той же гостинице.
К сожалению, "Временная" гостиница не сохранилась до наших дней. Ещё будучи в рабочем состоянии, здание регулярно получало повреждения после сильных ливней. Возможно, в конце концов, это и сыграло решающую роль в его закрытии.
Из воспоминаний автора:
- "Нас, школьников, посылали на уборку гостиницы и прилегающей к ней территории после сильного ливня. Тогда вода с камнями зашла в номера и здорово нашкодила. Помню, мы оттуда вытаскивали камни и не маленькие. С Комсомольской улицы всегда к этой гостинице после ливней реки текли.
Я помню, что был очень сильный ливень, моя мама как раз в ту ночь работала и рассказывала, как страшно было, когда потоки дождя вперемежку с камнями хлынули на гостиницу. Тогда некоторые номера сильно пострадали, их закрыли, но гостиница "выстояла". Но это летом было. Если нас и посылали на расчистку камней, то это должно было быть в другой раз - этого я не помню. В тот раз, о котором я говорю, Жоэквара тоже очень сильно поднялась, мы собирались уходить на гору, но все обошлось."
Гостиница просуществовала до середины 80-х годов. Последние лет десять здание не использовалось в его первоначальном предназначении, потому что в Новой Гагре открылась большая гостиница "Абхазия". Старые, уже порядком обветшалые помещения, были закрыты для общего пользования, но на протяжении нескольких лет некоторые комнаты ещё предоставлялись для проживания членов семей сотрудников милиции и пожарной охраны. По воспоминаниям режиссера Карена Шахназарова, к 1985 году, когда проходили съемки фильма "Зимний вечер в Гаграх", часть из которых проводилось в "Гагрипше", здание уже полностью было расселено для проведения реставрации.
Позже вся задняя часть была разобрана, нетронутым оставался лишь исторический фасад. В таком состоянии бывшая гостиница встретила грузино-абхазскую войну. Потом исчез и фасад - дрова и строительный материал в те годы пользовались повышенным спросом...