Мы все чего-то боимся. Различные фобии преследуют нас всю жизнь и в любую секунду грозятся вылезти на поверхность. Страх одиночества, боязнь стать бездомным, бесполезным и ничего не достигшим. Практически в любом из нас есть ящики, которые заперты до определенного времени. Самый большой из них – это, наверное, страх смерти. Ему и посвящен французский сериал «Les Revenants», получивший в русской локализации поэтичное название «На зов скорби».
Действие этой многосерийной драмы переносит в маленький альпийский городок, расположенный по соседству с лесом и озером. Четыре года назад в нем произошла трагедия - разбился школьный автобус. Каждый из родителей пережил потерю по-своему: кто-то смирился и по расписанию ходит на собрания в местный благотворительный приют, кто-то по-прежнему верит, что бог вернет им ребенка. Однажды молитвы были услышаны и на порогах домов появились те, кого считали давно умершими.
Массовая культура приучила зрителя к устоявшемуся образу зомби – существам, агрессивным ко всему, что дышит. В редких случаях среди них встречаются симпатичные экземпляры. Из последних примеров на ум приходят разве что «Тепло наших тел» и «Я – зомби», но и там герои были не прочь отведать немного человечинки. Как ни крути, возвращение к жизни не означает возвращение чувств и сознания.
На этом фоне разительно выделяются герои «Вернувшихся», а именно так можно перевести оригинальный заголовок Les Revenants. Они на самом деле не воскресли, не восстали из мертвых, а вернулись, словно ничего не произошло - никто из них не помнит о собственной смерти.
Здесь нет интригующего сюжета, как поначалу нет надежды в глазах тех, кто вернулся. Они приходят в свои дома, осознают, что выпали из жизни, что их место навсегда исчезло. Желавшие их возвращения сталкиваются с не меньшими трудностями — принять воскресших оказывается еще сложнее, чем смириться с утратой. Каждая серия – это рассказ о ком-либо из новоприбывших. События развиваются неспеша, постепенно погружая в ту безысходность, от которой безуспешно бегут герои. Кино на подобную тему и должно быть таким – тяжелым и несколько отстраненным.
Картину тотальной опустошенности дополняет саундтрек. Музыку к сериалу написала шотландская пост-рок группа Mogwai, а эти парни свое дело знают на отлично.
Ближайшие родственники «Вернувшихся» — «Твин Пикс» Линча и, пожалуй, «Оставленные» Линделофа. От первого тут таинственный городок со скелетами в шкафах в каждом доме. От второго - недосказанность, нежелание, а может и неспособность авторов раскрывать суть. Как и детище Деймона, «Les Revenants» заходит на ту территорию, где ответов можно никогда и не дождаться. Удивительно, но в какой-то момент они становятся не столь важны.
«На зов скорби» выворачивает наши страхи, заставляя заново переосмысливать их. Мы боимся совсем не того, а боль способны принести и исполненные желания. Возможно, сериал не такой захватывающий, но необходимый. Если хотите, это тот самый ящичек внутри нас, который до последнего оставляешь закрытым.