Реально ли продавать двери онлайн? Как мы построили федеральный маркетплейс дверей с партнеркой на 84 города
В 2004-м мы открыли в Томске первый магазин по продаже межкомнатных и входных дверей. По всем законам жанра нас ждала такая судьба: ±10 лет открывать еще магазины, а с приходом федеральных сетей сократить бизнес до пары низкоприбыльных точек, а то и вовсе закрыться. Но мы не боялись меняться и выросли в самый крупный маркетплейс дверей в России — фабрикадверей.рф. Рассказываем, как у нас это получилось.
Привет! Меня зовут Инна Сенаторова, я коммерческий директор компании «Фабрика дверей». В этой статье честно и подробно расскажу про путь нашего бизнеса от олдскульного торгового зала с настоящими дверями и настольными бумажными каталогами до федерального маркетплейса, где в пару кликов и один звонок можно выбрать и заказать двери.
Построили сеть филиалов из 29 магазинов в двух городах, но через 10 лет отказались от этой схемы
В 2004 году мы открыли в Томске наш первый магазин «Фабрика дверей» и стали продавать межкомнатные и входные двери экономического и среднего класса. Точка ничем не отличалась от тысяч российских дверных магазинов того времени: просторный торговый зал площадью 100 квадратов, образцы дверей в натуральную величину, солидные журналы-каталоги производителей и продавцы-консультанты.
Мы быстро набрали обороты и выросли в сеть из 14 магазинов. Залогом успеха стали три вещи:
Грамотно подобрали пул надежных поставщиков с комфортными для нас ценами.
С первых дней работы много внимания уделяли технологии продаж: разрабатывали основные правила, искали оптимальную последовательность действий продавца, писали скрипты, обучали сотрудников сервису и общению с клиентом.
Создали свою систему обучения и стажировки продавцов дверей.
Стандартный торговый зал магазина дверей: десятки дверей, рабочее место продавца и стул для покупателя
Через 4 года в Томске «Фабрике дверей» стало тесно, и мы решили открыть филиал в Красноярске. Ближайший крупный город — Новосибирск, но там бы нас ждала огромная конкуренция, а вот в Красноярске рынок был относительно свободен, сильных игроков не было. При этом уровень жизни — выше, чем в Томске, цены на двери — тоже. В Красноярске мы повторили успех: количество магазинов красноярской сети «Фабрики дверей» в лучшие времена достигало 15.
Мы с самого начала старались следить за трендами, и к 2010-му, после выхода в Красноярск, у нас уже был простой сайт-каталог. Тогда для локальной розницы в сибирском регионе это было круто и технологично :)
Сайт помогал продавать двери без перелистывания тонны бумажных каталогов: продавец и покупатель просто садились к монитору и выбирали нужную модель. Плюс люди уже активно осваивали интернет, могли еще дома найти сайт в поисковике или 2ГИС и заранее что-то присмотреть — это сокращало время нахождения в магазине.
В карточке товара были фото и краткое описание. Фильтров не было — двери можно было выбрать по двум критериям: вид двери и вид открывания
В 2014 году мы поняли, что дальше открывать филиалы не хотим, так как управлять таким бизнесом из другого города (даже ближайшего) крайне тяжело. Например, как-то раз мы открыли магазин в Юрге — городе в 100 км от Томска. Генеральный директор мотался туда раз в неделю — возил товар и проверял, как идут дела.
Только через полгода мы вскрыли схему, с помощью которой юргинский продавец на пару с монтажником продавали двери на сторону и обманывали нас. Решено было искать другой вариант масштабирования.
Начали продавать товарную франшизу, что позволило охватить 47 крупных, средних и маленьких городов Сибири
Как раз в начале 2010-х в России начала развиваться культура франчайзинга. Появились первые франшизы, а предприниматели в регионах узнали, что можно построить бизнес, используя готовые решения и схемы, опыт и поддержку франчайзера. Франшизы становились всё более популярными. Директор «Фабрики дверей» Сергей Грунтов принял решение развиваться именно в этом направлении — продавать товарную франшизу.
В чём суть товарной франшизы. Собственники одного-двух магазинов дверей в небольших городах (80 000 — 600 000 человек) не могли заказывать двери по низким ценам напрямую у производителей: они бы просто не переварили такие объемы товара.
К тому же у производителей не было складов в Сибири, они просто не могли привезти магазинам двери — ну не везти же их из Москвы или Кирова в условный Ленинск-Кузнецкий? Нам же эти поставщики продавали товар на отличных условиях, так как мы регулярно брали большие объемы для нашей сети. Еще мы наладили логистику и сами могли доставлять товар потенциальным партнерам в другие города.
Мы решили продавать товарную франшизу. Франчайзи работает под нашим брендом, обучает персонал магазина продажам по нашей технологии и стандартам, получает готовый сайт, рекомендации по организации торгового пространства и рекламе. Но товар при этом предприниматель может закупать только у нас, никаких сторонних поставщиков.
Слайды из презентации, которую бренд-менеджеры рассылали магазинам, предлагая подключиться к товарной франшизе
Бренд-менеджеры обзванивали дверные магазины по всей Западной Сибири, рассказывали про франшизу, выезжали на встречи и заключали договоры.
Паушальный взнос и роялти партнеры не платили вообще. Мы зарабатывали на марже — разнице между ценой закупки двери у поставщика и ценой, по которой мы продавали эту дверь партнеру.
Продажи франшизы продвигались довольно успешно, ведь условия мы предлагали хорошие: адекватные цены, доставка прямо до магазина, где бы он ни находился.
Кстати, еще тогда мы установили важное правило нашей франшизы: один город — один партнер. Без исключений. Это связано со спецификой ниши: конкурировать в дверном бизнесе можно только за счет цены, партнерам пришлось бы демпинговать, соответственно, снижать уровень обслуживания клиентов. Это убило бы доверие к «Фабрике дверей», уменьшило поток покупателей и навредило репутации франшизы.
Так мы прекратили открывать филиалы и стали подключать магазины к товарной франшизе. К 2020 году у нас было 56 партнеров по всей Сибири.
Производители из Центральной России пришли в Сибирь и всё нам обломали. Мы поняли, что нужно думать в сторону онлайна
В 2019-м в Сибирь начали активно заходить крупные производители дверей из европейской части страны. Они стали строить целые хабы в крупных городах вроде Новосибирска и Красноярска и налаживать собственное производство, склады, логистику. Местные производители тоже развивались: начали возить товар в Восточную Сибирь и на Дальний Восток, открывать там представительства.
Конечно, это всё повлияло на цены. Нашим партнерам стало невыгодно покупать двери только у нас, они стали задавать неудобные вопросы, говорили, что хотят работать и с другими поставщиками. Но по правилам нашей франшизы они не имели права этого делать — мы бы сразу их отключили.
В итоге возникла патовая ситуация. Партнеры понимали, что их бизнес не выдержит конкуренции и просто-напросто закроется, если они продолжат закупать товар только у нас и по нашим ценам. Мы, в свою очередь, понимали, что, если закроются магазины партнеров, придет конец и нашей франшизе.
Вопрос встал особенно остро весной 2020 года, в пандемию, когда почти все розничные магазины закрыли офлайн-продажи и не имели права работать. Это уже был вопрос выживания — и нашего, и партнеров.
Пандемия поменяла поведение покупателей, а нам дала стимул быстро сделать и запустить полноценный маркетплейс дверей
Еще в 2019 году у нас появилась задумка сделать интернет-магазин по продаже дверей — для себя и для партнеров. Но в нашей нише все считали, что онлайн-продажи дверей — это утопия и миф, вот почему:
Люди привыкли смотреть и щупать двери, прежде чем их купить. Невозможно было представить, что кто-то готов купить дверь по картинке.
Практически нереально правильно выбрать дверь на сайте, если в этом не разбираешься. Определить оптимальный вид покрытия, размер полотна и коробки, вид и количество фурнитуры — тут не обойтись без помощи консультанта.
Но мы видели, что пандемия меняет покупательские привычки: онлайн и с доставкой на дом в России можно купить всё больше и больше вещей — от лекарств до квартиры в новостройке. За этим будущее — пандемия приучила потребителей воспринимать онлайн-покупки как норму.
Поэтому, несмотря на все сомнения и глубокий минус в весенние месяцы, мы решили, что будем развивать онлайн-продажи. Наняли новых разработчиков, перенесли сайт на другой движок, сделали ребрендинг и начали расширять функционал.
Мы понимали, что нужно сделать именно маркетплейс вроде Ozon или Wildberries, удобный и понятный. Поэтому добавили с десяток фильтров для поиска и сильно улучшили карточку товара — например, сделали переключатель цветов, возможность посмотреть дверь со стеклом и без, добавили отзывы реальных покупателей с фотографиями, а еще крупные фото и видео, чтобы покупатель мог изучить дверь в деталях.
Так выглядит раздел каталога «Межкомнатные двери». Слева — фильтры, чтобы клиент мог максимально точно подобрать дверь под свой запрос
А вот карточка товара. Можно посмотреть, как выглядит серебристая дверь с черным стеклом или дверь цвета ясеня с белым стеклом
Ниже в карточке — подробные характеристики и отзывы, похожие товары. Всё как мы привыкли видеть на WB и Ozon
Но сайт — это лишь полдела. Главное, что нам удалось построить систему онлайн-продаж, которая полностью закрывала два возражения, о которых я писала в начале раздела.
Сравните, как люди покупают двери офлайн, а как на сайте фабрикадверей.рф — и почему второй вариант получается для клиента быстрее и комфортнее.
Офлайн:
1. Смотрите каталог дверей в интернете либо сразу едете в магазин или специализированный ТЦ, где проходите с десяток разных отделов.
2. Смотрите реальные образцы дверей, консультируетесь с продавцом, выбираете двери. Если в магазине много покупателей — ждете своей очереди, иногда 20–30 минут.
3. После выбора дверей садитесь на стул возле продавца и ждете, пока он оформит все документы, узнает и предложит свободные даты монтажа.
4. Оплачиваете двери, их доставку и установку.
5. Двери привозят, монтируют. Успех, но половина (а то и больше) выходного дня убита поездкой в магазин.
Онлайн:
1. Заходите на сайт, выбираете в каталоге вид двери, которая нужна.
2. Ставите нужные фильтры: например, цвет, тип полотна, стиль, система открывания, количество створок и т. д.
3. Смотрите карточку выбранной двери: фотографии в разных ракурсах, характеристики, отзывы и видеообзор. Всё это — сидя дома на диване, спокойно и без спешки.
4. Отправляете дверь в корзину, нажимаете «Перейти к оформлению». Вам звонит продавец и уточняет детали: почему выбрали именно эту дверь (возможно, вам больше подойдет другой вариант), уточняет размеры проема, адрес доставки и т. д. Помогает выбрать фурнитуру.
5. В удобное для вас время домой приезжает замерщик, чтобы сделать точные замеры и привезти образцы покрытия. Так вы смотрите сразу несколько вариантов дверей, не выходя из дома.
6. После ухода замерщика вам в мессенджер присылают точную смету под ключ. Если всё ок — в личном кабинете на сайте появляется ссылка на оплату.
7. Двери привозят и монтируют. Весь процесс выбора может занять в совокупности не более часа, а ездить вообще никуда не нужно.
Замерщик привозит с собой образцы дверей. Можно вживую увидеть цвет, пощупать покрытие и прикинуть, как дверь будет смотреться в вашем интерьере
Итак, осенью 2020-го мы запустили обновленный сайт и весь 2021-й тестировали онлайн-продажи в филиалах Томска, Красноярска и магазине-партнере в Новосибирске. Сначала у нас была оплата с помощью QR-кодов, чуть позже наладили интернет-эквайринг. Мы выделили для онлайн-продаж специальных продавцов, которые не занимались офлайн-продажами в торговом зале. Научили их правильно объяснять по телефону то, что раньше покупатель смотрел в офлайне.
Интересный момент: методом проб и ошибок мы поняли, что онлайн-продавцы обязательно должны быть местными. Местный продавец хорошо знает город и сразу может сориентировать по цене доставки и выезда замерщика, понимает, какие размеры проема в домах 75-й серии или домах-«сталинках» и многие другие нюансы. Это сильно повысило качество сервиса, доверие клиентов и конверсию в сделку.
В каждом городе продавцы фабрикадверей.рф работают офлайн, но в отдельных кабинетах, не в торговом зале
Параллельно с построением процессов продаж в интернет-магазине мы перевели и всех партнеров на новый сайт, поначалу в режиме «сайт = офлайн-магазин». А еще разрешили франчайзи работать не только с нами и подключать дополнительных поставщиков дверей.
Так мы ослабили требования к товарной франшизе и дали время партнерам подготовиться к интернет-торговле: набрать пул поставщиков с большим ассортиментом дверей и привлекательными ценами.
За полгода переподключили партнеров к «арендной» франшизе
Так в 2022 году мы стали подключать своих товарных партнеров к новым условиям работы: аренде сайта. Вот какие новые условия мы разработали для партнеров:
Остался принцип «один партнер — один город».
Аренда сайта — от 16 500 рублей в месяц. Техническую поддержку и продвижение сайта полностью взяли на себя.
Все партнеры могут загружать на сайт двери от любых поставщиков по любым ценам, у нас больше вообще можно не покупать товар.
Бесплатно обучаем работе с сайтом.
По дополнительной подписке партнер получает доступ ко всем материалам для обучения продавцов. Материалы размещены на онлайн-платформе: вебинары, курс «Марафон стажера» для начинающих продавцов дверей, инструкции.
Бесплатно консультируем по маркетингу, рекламным инструментам для дверного бизнеса. За дополнительную плату сами запускаем партнерам рекламу.
Так выглядит каталог наших курсов. Базовые курсы — теория, практические примеры и тесты. Еще мы регулярно проводим вебинары: например, если на рынке появилась новая линейка дверей
Магазины в городах-малышах до 100 тысяч человек, где у людей пойти в магазин пешком — это неотъемлемая часть жизни и развлечение, остались на маркетплейсе в старом формате. Для них сайт остался каталогом в помощь продавцу торгового зала, плюс «маленькие» партнеры пользуются нашей системой дистанционного обучения.
В итоге за 4 года мы полностью перестроили свои продажи. Даже когда у всех был спад выручки, мы ничего не потеряли. Наш объем продаж — как в денежном, так и в товарном выражении — не только не уменьшился, но и вырос. Еще за счет интернет-торговли мы сократили количество офлайн-точек, а, соответственно, и свои затраты на бизнес. В 2021-м онлайн составлял 12% от общего объема продаж, сейчас — уже 34%.
С осени 2022 года стали предлагать партнерство магазинам дверей по всей России. Даже тем, у кого нет офлайновых точек
В ноябре 2022-го стали подключать и новых партнеров — по всей России. Теперь подключиться к маркетплейсу фабрикадверей.рф можно двумя способами:
Классический способ: у партнера есть офлайн-магазин, мы помогаем добавить онлайн-продажи.
Продажа онлайн: у партнера нет офлайн-магазина, есть лишь наш сайт, продавец, замерщик и монтажник. Так успешно работает уже восьмой месяц наш партнер в Калининграде.
Как мы находим новых партнеров:
С помощью холодных продаж. Так же, как мы продавали товарную франшизу, мы продаем аренду сайта — бренд-менеджеры ищут контакты дверных магазинов, звонят, высылают презентацию, заключают сделку. Только география сильно расширилась.
В сообществах в Телеграме, где состоят собственники магазинов дверей. Мы постим там рекламу, проводили вебинары, на которых рассказывали про франшизу «Фабрик дверей».
На профильных конференциях. Например, регулярно участвуем в конференциях, которые организует портал «Дверное дело».
На выставках и фестивалях. В 2023-м наш специалист посещал выставку MosBuild и участвовал во всероссийских фестивалях монтажников.
Мы заботимся о качестве сервиса и работы партнеров, и поэтому абы кому франшизу не продаем — отбираем франчайзи по нескольким критериям:
Партнер должен жить в городе, где находится его офлайн-магазин или будут организованы продажи онлайн. По нашему опыту, управление филиалами в других городах — это гиблое дело. Чтобы должным образом контролировать качество и сервис, нужно ездить туда-сюда раз в два-три дня. Это нереально.
Партнер должен иметь опыт и разбираться в дверном бизнесе (либо в схожей нише, например оконном бизнесе). Или же иметь очень серьезную мотивацию во всё это погрузиться и изучить. Такие случаи мы обговариваем на созвоне с потенциальным партнером и после этого принимаем решение.
Партнер должен продавать двери эконом- и среднего сегмента. Премиум — не получится. Там другая технология продаж, глубокая кастомизация продукта, а у премиум-поставщиков чаще всего есть свои сайты. Мы как-то подключили партнера из премиум-сегмента в Хабаровске, а он так и не стал пользоваться нашим сайтом. Мирно с ним расстались.
Отключать за какие-либо нарушения пока еще никого не приходилось. Мы отслеживаем отзывы на сайте, отзовиках, в картах и соцсетях — разбираем проблемные случаи вместе с партнером и даем возможность исправить ошибки.
«Взяли» 84 города, попали в карту электронной торговли Data Insight — 2024: что с «Фабрикой дверей» сейчас и какие у нас планы на будущее
Сайт фабрикадверей.рф стал настоящим дверным маркетплейсом — к нам подключилось уже 84 города с десятками поставщиков и тысячами моделей дверей. Каждый месяц мы подключаем в среднем 6 новых партнеров.
Трафик вырос с 47 000 посетителей в месяц в 2020 году до 130 000 в 2024-м. Мы активно растим трафик и узнаваемость «Фабрики дверей». На федеральном уровне для привлечения конечных покупателей мы продвигаем сайт самостоятельно — с помощью контекстной рекламы, SEO, Авито, карт и поисково-информационных сервисов (2ГИС, «Яндекс Карты»), статей в отраслевых изданиях. Используем и офлайн-инструменты — мероприятия, рекламу в метро и радио.
В 2023-м году мы попали в исследование аналитической компании Data Insight — карту «Экосистема электронной торговли — 2023». Карта показывает состояние рынка интернет-торговли и его игроков. А в 2024-м подтвердили свой статус и остаемся в экосистеме электронной коммерции.
«Фабрику дверей» на карте хорошо видно — мы находимся в разделе «Нишевые маркетплейсы», в рубрике «Специализированные»
Сейчас мы продолжаем подключать к франшизе города России и развеивать миф о том, что двери онлайн продавать невозможно. Работаем над улучшением интерфейса оформления заказа и оплаты в личном кабинете клиента.
Заглядывайте к нам в гости и оставляйте в комментариях свои впечатления — насколько удобный и понятный интернет-магазин дверей мы создали?
















