foldecudazz1979

На Пикабу
479 рейтинг 4 подписчика 0 подписок 4 поста 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
375

Брат ты мне, белорус, или не брат?

Сейчас слышится много разных версий о происхождении русских прямиком из палеолита, украинцев – от древних укров, белорусов – от скрещивания Великого княжества литовского и Польши. Это всё довольно странно и дико, но факт есть факт.


Меж тем современные генетики подтверждают то, что было установлено лингвистами и историками ещё в конце 19, начале 20 века. Если очень схематично, то сначала существовало балто-славянское единство, потом произошло расхождение племён и языков на западнославянские, восточнославянские и южнославянские. Русские, украинцы и белорусы постепенно выделились на основе восточнославянского объединения племён.


Но всегда есть место неизведанному. И вот я оказалась в Берестье – на раскопах древнего славянского поселения под городом Брестом на границе Белоруссии и Польши.

Брат ты мне, белорус, или не брат? История, Славяне, Белорусы, Республика Беларусь, Длиннопост

Когда нам в университете читали лекции по введению в славянское языкознание, то, конечно, рассказывали про союзы восточнославянских племён, которые вошли в состав Киевской Руси. Деревляне, вятичи, кривичи, радимичи, поляне, дреговичи.


Но если про бунтарей-вятичей или про тех же деревлян, князь которых сватался к княгине Ольге с поджогами, фейерверками и публичными казнями с обеих сторон, известно много весёлого, то про дреговичей, живших на территории современной Белоруссии, если честно, я бы вообще не вспомнила, если бы не это местечко Берестье.


А меж тем, оказывается, от дреговичей осталось немало артефактов.

«А друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и нарекошася дреговичи», – пишет «Повесть временных лет».

Брат ты мне, белорус, или не брат? История, Славяне, Белорусы, Республика Беларусь, Длиннопост

Дреговичи – одно из самых загадочных восточно-славянских племён. Из древних письменных источников известно о нём немного.


Скорее всего, в состав Киевского государства дреговичи вошли если не добровольно, то без особого сопротивления. Судя по всему, дреговичи и ятвяги (соседние балтийские племена) были вынуждены просить киевского князя «перекормити ны собе», то есть накормить и взять над ними власть, привлечь на свою сторону, снабжая пищей.


Объяснялась такая просьба несколькими подряд голодными годами во времена правления князя Владимира (того самого, Красного Солнышка) и окраинным положением. Так свидетельствуют летописные своды. Киевские князья очень быстро это дело смекнули, отправили жито на ладьях по Западному Бугу и в 1049 году в Повести временных лет Берестье уже упоминается как крепость на рубеже восточнославянских и польских земель. То есть Киев перекормил, а дреговичи, соответсвенно — перекормились.


Впоследствии эти земли, в том числе и земли нынешнего Бреста, войдут в состав Полоцкого княжества, а уже потом – во второй половине XIV века –в состав Великого княжества литовского, но с сохранением языковой автономии и даже частично самоуправления.

Раскоп в Берестье рассказывает нам о XII – XIII веках.


Многие, конечно, наслышаны о раскопах Новгорода Великого, о новгородских берестяных грамотах, а вот о детинце в Бресте известно гораздо меньше. Меж тем археологические разыскания в Берестье (летописное название Бреста) оказались на редкость удачными. Благодаря болотистой почве детинец (центральная крепостная часть древнерусского города) уцелел аж на 12 венцов (бревен) – большая редкость в славянской археологии.

Брат ты мне, белорус, или не брат? История, Славяне, Белорусы, Республика Беларусь, Длиннопост

Основой для создания музея Берестье явились вскрытые, хорошо сохранившиеся постройки XIII века. Археологический раскоп – главный экспонат музея – занимает площадь 1000 кв.м. На глубине 4 метров находится часть ремесленного квартала XIII века, 30 жилых и хозяйственных построек. Постройки и уличные мостовые законсервированы и доступны для осмотра без стекла и других заграждений. Просто смотришь сверху, с террасы. Культурный слой Берестья составляет 7 метров. Более 40 тысяч находок на сегодняшний день.


Несмотря на окраинное положение к XIII веку Берестье имело все черты высокоразвитого древнерусского города с хорошо поставленным ремесленным делом, христианской верой и письменностью. Говорили, читали и писали по-древнерусски. Территория Киевской Руси в XII-XIII веках хоть и раздроблена политически, но объединена культурным и языковым принципом (ну и все князья друг другу родственники, впрочем, сами они не всегда об этом помнили). Вряд ли грамотность была здесь поголовной, как в Новгороде, но берестяные грамоты находят и в Берестье, а также металлические стержни для нанесения букв (писала), деревянные навощенные дощечки для письма и книжные застёжки.


Ну а самым удивительным и трогательным, на мой взгляд, письменным памятником является вот этот гребень с вырезанными буквами кириллицы. Азбука для девочек, такое древнерусское ми-ми-ми. И заодно свидетельство того, что грамоте обучали независимо от пола.

Брат ты мне, белорус, или не брат? История, Славяне, Белорусы, Республика Беларусь, Длиннопост
Брат ты мне, белорус, или не брат? История, Славяне, Белорусы, Республика Беларусь, Длиннопост
Брат ты мне, белорус, или не брат? История, Славяне, Белорусы, Республика Беларусь, Длиннопост

Фенотип дреговичей – смесь балтийских и славянских генов. Занимая южную и центральную часть современной Белоруссии, дреговичи сначала мирно соседствовали с балтами, потом воевали, а потом ассимилировали тех, кто остался на этой территории.

Брат ты мне, белорус, или не брат? История, Славяне, Белорусы, Республика Беларусь, Длиннопост

Дреговичанка. Реконструкция по костям черепа.


Шахматы – одна из любимых игр русичей. Фигурки короля и туры (башни, нам привычнее слово «ладья») были найдены и в Бресте. Начиная с VIII – IX века игра неуклонно распространяется по русским княжествам, не помог даже церковный запрет на «бесовское игрище». Иван Грозный, к примеру, обожал шахматы, хотя и был истово верующим человеком.


Когда мне говорят, что моя фамилия Шахматова восточного происхождения, я не спорю, но, мягко говоря, это не совсем так. Генетически, конечно, да, – и само слово «шахматы» и названия некоторых фигур (ферзь) персидского происхождения, но на Руси шахматную игру присвоили и полюбили, как родную, очень-очень давно.

Брат ты мне, белорус, или не брат? История, Славяне, Белорусы, Республика Беларусь, Длиннопост

Король, тура (башня) и шашка (пешка)


Так что в Брест можно ехать не только ради ознакомления с историей Великой Отечественной войны, но и с древней историей Руси и восточных славян, которая, к тому же прекрасно сохранилась в археологических артефактах.


Источник

Показать полностью 8
9

Гончаров не создавал Обломова?

Работая в театральных архивах, я неожиданно наткнулась на водевиль, действующими лицами которого были Обломов и его друг немец Мустер. Обломов расхаживал в халате и брюзжал. Водевиль был поставлен в театре за 8 лет до того, как Гончаров начал писать свой знаменитый роман. Знал ли Гончаров об этом водевиле или это удивительное совпадение?

Гончаров не создавал Обломова? Роман, Гончаров, Обломов, Интересное, Творчество, Книги, Длиннопост

Роман И.А. Гончарова «Обломов» достаточно изучен с точки зрения его литературных источников. В работах А.Г. Цейтлина, А.Д. Алексеева, Н.И. Пруцкова, Ю. Лощица и многих других ученых литературными источниками образа Обломова называются гоголевские Подколесин и старосветские помещики, Тентетников (из второго тома «Мертвых душ»), Манилов, стихотворение Языкова «К халату», европейский, особенно немецкий, роман вос-питания, Руссо и многие другие.


В произведениях самого Гончарова черты Обломова рассредоточены в образах Тяжеленко («Лихая болесть»), Егора Адуева («Счастливая ошибка»), Александра Адуева («Обыкновенная история»). Реальным прототипом Обломова, по мнению многих исследователей, является сам Гончаров, который впрочем, и не скрывал этого (ср. письмо Гончарова Ю.Д. Ефремовой от 20 августа 1849 г. о своем пребывании в Симбирске: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату»).


«С точки зрения истории литературы «Обломов» занимает срединное положение. Он – связующее звено между первой и второй половиной XIX в. Гончаров, взяв лишнего человека у Пушкина и Лермонтова, придал ему сугубо национальные – русские черты. При этом живет Обломов в гоголевской вселенной, а тоскует по толстовскому идеалу универсальной “семейственности”», – пишут Вайль и Генис в работе «Обломов и «другие».


Обращая внимание на имя Ильи Ильича, исследователи выстраивают параллели к фольклорному Илье Муромцу и Илье Пророку. Возраст Обломова – возраст Иисуса Христа, человека, находящегося на пике своих возможностей. Находят связь образа с античным способом изображения человека (ср. замечание Штольца о нем: «Ты рассуждаешь точно древний»). Обломовка – это не только пародия на идиллический русский романтизм, но и архаичная идиллия, являющая черты доисторического Золотого века с его ощу- щением целостности, монументальности человеческой личности, живущей в гармонии с природой. Казалось бы, с точки зрения архетипов и культурных источников роман исследован вдоль и поперек.

Гончаров не создавал Обломова? Роман, Гончаров, Обломов, Интересное, Творчество, Книги, Длиннопост

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», реж. Н.Михалков, 1979г.


Удивительным в этой связи оказывается тот факт, что исследователи про- шли мимо водевиля Каратыгина «Первое июля в Петергофе» (1839), довольно популярного в свое время, в котором появляется персонаж по фамилии Обломов в паре со своим неразлучным другом немцем Мустером. Водевиль был написан и сыгран на 8 лет раньше, чем началась работа над «Обломовым». Однако, несмотря на театральную популярность, водевиль не вошел ни в один из сбор- ников русских водевилей, издававшихся в конце XIX и XX вв. По сравнению с другими водевилями Каратыгина, «Первое июля в Петергофе» имел непомерно большое число действующих лиц – 23 и был значительно слабее в сценическом отношении. Возможно, в этом и кроется причина того, что текст, содержащий столь близкие гончаровским образы, ускользнул от внимания литературоведов.


В 30–40-е годы XIX в. Каратыгин был одним из самых популярных водеви- листов. Его водевили нередко оказывались более содержательными, чем боль- шинство других легких водевильных шуток на злобу дня. В историю театра Каратыгин вошел своим водевилем «Вицмундир» (1845–1846), представляю- щим историю незадачливого чиновника Разгильдяева. Помимо пороков част- ного лица водевиль ехидно высмеивал волокитство и бестолковую организа- цию современных автору судебных учреждений. Писавший в период расцвета «натуральной школы», Каратыгин создает веселые водевильные зарисовки из жизни различных слоев общества, как, например, в водевиле «Булочная». Кро- ме того, автор прославился своими водевилями «a propos», то есть по случаю, одним из которых является «Первое июля в Петергофе».

Гончаров не создавал Обломова? Роман, Гончаров, Обломов, Интересное, Творчество, Книги, Длиннопост

Пётр Андреевич Каратыгин (1805—1879)


Сюжет водевиля, как и положено для этого жанра, держится на любовной интриге. Шмыгин – почтенный отец дочери-невесты Дуняши, имеет свои планы относительно ее замужества. Проча девушке в мужья одного своего хоро- шего знакомого, он полагает, что тем составит счастье Дуняши. Дуняша же влюблена в молодого кантониста Калистрата, который по нраву ее матери, но категорически не устраивает отца. Дело решается на петергофском гулянии. Волокита Шмыгин прибывает туда отдельно от жены и дочери, но по иронии судьбы останавливается с ними в одной гостинице, которая принадлежит дяде Калистрата. Приударив (не узнав ее) за своей собственной супругой, Шмыгин, чтобы избежать семейного скандала, вынужден согласиться на условия жены и дает разрешение на брак Дуняши и Калистрата. Счастье довершается тем, что бедный кантонист оказывается на деле единственным наследником упомянутой гостиницы.


Сюжет довольно традиционен и даже более чем незатейлив. Это отмечал и обозреватель журнала «Репертуар русского театра», упрекая водевиль, впрочем довольно мягко, в «небольшой небрежности в создании» и «неполноте идеи». Однако пьеса была встречена благосклонно, поскольку обладала достоинствами другого рода – «отличным искусством отделки главного лица и бесчислен- ным количеством острот и каламбуров». К безусловным удачам, даже на- ходкам, драматурга можно отнести образ Петра Ивановича, который на протя- жении всей пьесы являет собой мертвецки пьяное тело, спящее на телеге, кото- рое герои безуспешно пытаются разбудить. В финале выясняется, что это и есть заготовленный папенькой жених.


Другая комедийная находка – это шутовская пара, Обломов и его друг не- мец Мустер. С развитием сюжета эта пара напрямую не связана и функция ее сводится к вставному номеру, призванному развлечь публику.


Обломов и Мустер остановились в той же гостинице, что и семейство Шмыгиных. Нелепость ситуации в том, что у друзей один на двоих фрак, а на гулянье хочется попасть обоим. Фрак принадлежит Мустеру, так как свой не- задачливый и неуклюжий Обломов нес от портного и утопил в Неве. Теперь Обломов взял фрак, чтобы прогуляться по саду, а Мустер, надев пока обломов- ский халат, ожидает его возвращения. Каскад комедийных моментов связан с извлечением Обломова из фрака, в котором тот обосновался очень прочно в силу более крупной, чем у Мустера, комплекции.


Похожесть этих героев на героев романа Гончарова не заканчивается на внешнем сходстве и совпадении фамилий. Отношения в водевильной паре напоминают отношения романных Обломова и Штольца. Обломов Каратыгина добр, неуклюж, рассеян: он потерял перчатку Мустера, попал в историю, в результате которой порвал и намочил фрак, сломал хлыст. «Моя новая фрака?» – в ужасе восклицает Мустер, на что Обломов смущенно, совершенно по-детски отвечает: «Мы останемся друзьями по-старому, только не обижайся». При последнем своем появлении в пьесе этот большой ребенок выходит уже переодетый, по ремарке «в халате и в огорчении». Таким образом, мы видим расстановку ролей, которая в романе Гончарова обрела следующую формулировку: «роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении».

Гончаров не создавал Обломова? Роман, Гончаров, Обломов, Интересное, Творчество, Книги, Длиннопост

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», реж. Н.Михалков, 1979г.


Прямым влиянием «Первого июля в Петергофе» является исходная ситуа- ция романа Гончарова. Только представлена она с точностью до наоборот. Если для героев водевиля гулянье – желанная цель, то Обломов Гончарова находит массу аргументов, чтобы отказаться ехать в Екатерингоф на первомайское гуляние, куда его упорно зазывают многочисленные гости. Таким образом, очевидно, что Гончаров не только не старался скрыть подлинный источник своих героев, но нарочно подчеркнул их родство с персонажами названного водевиля.


Использован в романе и еще один эпизод водевиля. Тарантьев просит Обломова дать ему свой фрак на свадьбу, поскольку его собственный «пообтерся немного». «Как же можно! – сказал Обломов, хмурясь при этом новом требо-вании. – Мой фрак тебе не впору…» – «Впору, вот не впору, – перебил Тарантьев. – А помнишь, я примеривал твой сюртук: как на меня сшит!». Однако Захар не дал фрака, поскольку Тарантьев уже до этого не вернул бар-хатный жилет и рубашку. Спор по поводу фрака между Тарантьевым, Захаром и Обломовым еще раз отсылает нас к каратыгинскму тексту.


Безусловно, из водевиля Каратыгина Гончаров заимствовал только внешнюю оболочку образов главных героев. Однако их генетика позволяет объяснить некоторую условность первой части «Обломова», которая имеет очевидное театральное происхождение. Так, нередко и совершенно обоснованно отмечалось, что довольно сложно поверить в тот факт, что к домоседу Обломову в один день (в первую половину дня) один за другим наведалось сразу так много гостей. Однако в качестве театральной условности «утренний прием» у Об- ломова выглядит вполне гармонично.

Театральную эстетику, и в частности эстетику водевиля, напоминает множество анекдотических, часто абсурдных эпизодов объяснений между Ильей Ильичом и Захаром. Самый яркий из них – когда возмущенный необходимо- стью переезда на новую квартиру Обломов заявляет: какой-нибудь «другой» чиновник «возьмет линейку подмышку» и переедет, но не он, не Обломов. «Как встану да увижу вон вместо этой вывески токаря другое что-нибудь, на- против, или вон ежели из окна не выглянет эта стриженая старуха перед обе- дом, так мне и скучно». Как ни удивительно, абсурдный скандал между Обломовым и Захаром, посмевшим сравнить барина с «другими», за- вершается абсолютным взаимопониманием и примирением. Это возможно, поскольку мировоззрение детей Обломовки одинаково. Установку на эту общность читатель интуитивно находит в самой стилистике водевильной словесной эквилибристики, когда герои ссорятся не из-за принципиальных разногласий, а для развлечения. Комическое происшествие с соусником в доме Ольги сродни традиционному водевильному казусу. И это только малая часть примеров.

Сам Гончаров утверждал, что собственно роман начинается со второй части. Автор был в страшном негодовании, когда первую часть опубликовали само- стоятельно: «…в этой первой части заключается только введение, пролог к рома- ну, комические сцены Обломова с Захаром – и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова».

Действительно, водевильность, подчеркнутая театральность уступают ме- сто иной повествовательной стилистике во второй части романа. Тем не менее превратить образ Обломова в символ, сделать этот образ, несмотря на психологические уточнения и развитие характера, монолитным, целостным, практически мифологическим, безусловно, помогает театральная условность первой части.


Надо отметить, что важен не только факт обнаружения не замаскированно- го, а нарочито обыгранного факта обращения Гончарова к образам современ- ной ему массовой драматургии и к театральной комедийной эстетике вообще. Любопытно, какие игровые установки для читателя своего времени вкладывал Гончаров в свой роман, ставший одним из самых серьезных отечественных произведений критического реализма о загадочной русской душе.

Рассмотренный случай более чем убедительно свидетельствует о том, что водевильная эстетика, поэтика, характер юмора повлияли не только на драматургию XIX века, но и на прозу. Влияние проявилось как через память воде- вильного жанра, так и в сознательном цитировании, заимствовании конкретных образов и ситуаций. Выявить это можно только в том случае, если изучить ог- ромное количество забытых водевилей. Очевидно, что «водевильное поветрие» на сцене не прошло бесследно не только для истории русского театра и драма- тургии. Не только драматические жанры подверглись так называемой «водеви- лизации», понятие водевильного распространилось гораздо шире – преодолев пределы драмы, оно распространилось на другие литературные роды.


Источник

Показать полностью 4
0

Популярные мифы из игры Grand Theft Auto: San Andreas

Популярные мифы из игры Grand Theft Auto: San Andreas Игры, GTA, Мифы, Длиннопост

Игровой мир Grand Theft Auto: San Andreas является вторым по размеру в серии GTA, и его детальное изучение занимает много времени. Масштабность игры и обилие заложенных в ней возможностей привели к появлению ряда мифов, некоторые из которых получили широкое распространение. В этой статье рассматриваются мифы, имеющие какую-то известность среди игроков.


Бигфут

Самый популярный в англоязычном GTA-сообществе миф — о наличии в игре бигфута (снежного человека). Этот миф появился, вероятно, под впечатлением от больших безлюдных мест в игре, особенно Уэтстоуна и округа Флинт.


Существование бигфута в игре не доказано. Многие игроки заявляли о том, что встречали его, однако все скриншоты и видеозаписи, выкладывавшиеся в качестве доказательства, оказывались подделками (зачастую — довольно грубыми). В результате многочисленных фальсификаций этот миф оказался дискредитирован настолько, что на форумах GTAForums com новые темы, посвященные бигфуту, сразу же закрываются модераторами. Терри Донован, один из основателей Rockstar Games, в 2005 году заявил, что в игре нет бигфута, однако это не остановило появление новых слухов. В некоторых местах (в частности, на горе Чилиад) находили некие следы на земле, которые при наличии воображения можно интерпретировать как следы бигфута. Одна из легенд гласит, что бигфут присутствует в версии игры для PlayStation 2, но вырезан из других версий.

Существуют моды, позволяющие игроку охотиться на бигфута.


НЛО

Миф об НЛО — один из самых распространённых, а в русскоязычном сообществе он стал, пожалуй, наиболее популярным, обойдя по известности бигфута. Он подпитывается прямыми и косвенными упоминаниями в игре внеземных цивилизаций, а также некоторой загадочностью всей пустыни Сан-Андреаса, усиливаемой присутствием радара «Большое ухо» и Зоны 69.

На 2009 год убедительных свидетельств наличия в игре НЛО нет. Существует огромное число скриншотов и видеозаписей с предполагаемыми НЛО, однако, насколько можно судить, все или практически все они — подделки либо сделаны с использованием модов. Также студия MultiWorkSA провела своё расследование в штате Сан-Андреас и никаких доказательств существования НЛО найдено не было.


В игре есть одна «летающая тарелка», существование которой не вызывает сомнений. Это макет, использующийся в качестве наружной рекламы возле бара Lil' Probe'Inn.


Неопытные игроки иногда принимают за НЛО передвигающиеся по небу и оставляющие за собой след огни, которые часто можно увидеть ночью. Однако в данном случае авторы игры, скорее всего, хотели создать впечатление самолётов с включёнными аэронавигационными огнями. Как показывает наблюдение, в реальности это просто огни (не самолёты), перемещающиеся над всем штатом по кругу в направлении против часовой стрелки.

Теоретически их можно догнать на истребителе Hydra, но из-за сильной облачности на большой высоте и ограниченной видимости ночью это сделать довольно трудно.


Также в локации Бэк-о-Бейонд (там же находится машина-призрак и якобы обитает бигфут) на берегу заболоченного озера в двух местах ночью можно увидеть пятна света (при полном отсутствии источников света), которые некоторые игроки принимают за свет от прожекторов НЛО. Однако других признаков присутствия НЛО в этом месте не обнаружено, что позволяет списать световые пятна, например, на болотный газ или просто на ошибку разработчиков.


Девочка из телевизора

Этот миф GTA San Andreas начался с видео, выложенного в 2006 году. На нём в доме Карла Джонсона из телевизора появляется абсолютно чёрная девочка, которая в скором времени исчезает. Других доказательств ее присутствия в игре не существует.


Поэтому есть две главных версии девочки из телевизора — сбой игры, которые породил пешехода в комнате, либо мод для ПК-версии GTA San Andreas. Наиболее вероятной кажется именно первая версия, так как контуры этой фигуры весьма похожи на модели бездомных из Сан-Фиерро с табличкой на груди «Бог играет с нами!». Есть ещё одна версия, по которой это фигура нарисована в программе Paint и нарисовать самому такую можно без труда.


Старуха

Есть миф о том. что,если заехать на кладбище в Лос-Сантосе на машине, припарковать её возле одной из могил и пойти с кладбища, то, уходя, вас обгонит ваша же тачка, и в ней будет сидеть какая-то старуха. Но это лишь выдумка.


Дед, выкапывающий могилы в Лос-Сантосе

Ходили слухи, что в 18:00 на кладбище в Лос-Сантосе приходит дед и начинает выкапывать могилы.

Скорее всего, это выдумка.


Проклятая 6-ка

В пустыне есть яма, в которой лежат шесть мешков с трупами. Теперь езжайте в заброшенный городок Эль-Кастильо-дель-Дьябло. Подойдите к кладбищу и посчитайте сколько там могил. Там будет ровно шесть могил.


Лох-несское чудовище

Один из первых мифов в GTA San Andreas, не получивший большого распространения и ныне никем не рассматривающийся всерьёз. Утверждалось, что в Рыбацкой лагуне якобы водится Лох-несское чудовище. Миф может быть легко опровергнут — Рыбацкая лагуна достаточно мелководна, и не заметить в ней крупное животное невозможно, так что в случае реальности чудовища представить документальные доказательства было бы легко.


Акулы

Некоторые игроки утверждали, что видели в игре акул. Известно, что в игровых файлах действительно есть модель акулы, и технически возможно заменить ею встречающегося в игре дельфина. Однако наличие акул в оригинальной игре без каких-либо модификаций вызывает сомнение.


Сообщения о якобы имевших место случаях гибели от акул могут быть объяснены невнимательностью игроков, во время ныряния забывающих об индикаторе кислорода.


Культ «Эпсилон»

«Эпсилон» — существующий в GTA San Andreas религиозный культ, не играющий никакой роли в сюжете игры. Миф о неких скрытых возможностях игры, связанных с этим культом, представляется более интересным, чем мифы об НЛО и снежном человеке, поскольку его изучение рядом игроков действительно выявило некоторые примечательные детали. Тем не менее, на 2014 год загадка этого культа остаётся неразгаданной, и есть сомнения в том, что она представляет собой нечто большее, чем очередное «пасхальное яйцо» от разработчиков (как выяснилось в ходе исследований, культ является отсылкой к фильму «Сети зла» 1987 года). Есть подозрения о том, что разгадку культа вырезали из игры.


Таинственный остров

На карте Торено, юго-восточнее городка Бэйсайд, в океане, есть небольшой островок, которого нет на карте самой игры. Некоторые геймеры утверждают, что там находится тюрьма Алькатрас. Однако этот остров, как и точки на этой самой карте, не вошел в финальную версию игры.


Источник

Показать полностью 1
13

Как в Российской Империи развивалось ресторанное дело

Как в Российской Империи развивалось ресторанное дело История, Российская Империя, Россия, Ресторан, Длиннопост

Сегодня рестораны и кафе на российских просторах - обычное явление. Можно найти заведения для гурманов и для тех, кто хочет быстро перекусить, для романтических свиданий и для банкетов с размахом, на любой вкус и кошелёк. Но еще несколько веков назад всё было по-другому. В этом обзоре о том, как в Российской Империи появились трактиры, кухмистерские, кофейные, ресторации и другие заведения общепита.


Трактиры – зайди да выпей

Изначально трактиры создавались вовсе не для того, чтобы простолюдины расслаблялись в них после тяжелой работы. Эти заведения с удовольствием посещали обеспеченные люди, а также солидные иностранные гости. Например, один из первых трактиров Санкт-Петербурге был открыт в 1720 году и находился на Троицкой площади. Это был Трактирный дом. Знаменитым он стал благодаря Петру I, любителю анисовой водки. Анисовка в Трактиром доме была отменная, и царь с удовольствием захаживал в трактир отдохнуть от дел суетных.


Но не только за счет анисовки держались на плаву трактиры. Иностранцы, которые быстро поняли, какую прибыль можно получить от таких заведений, предлагали блюда заграничные, изысканные. По сути, такого рода заведения можно смело было отнести к разряду нынешних ресторанов.


Летели годы, ушел из жизни великий Петр. Трактиры постепенно стали терять свой лоск. Хозяева получили запрет на бильярд, водка и пиво тоже попали в немилость, официанты стали «половыми». Что оставалось? Дешевое вино, недорогая и незатейливая еда. Эффект не заставил себя ждать: бедный люд почувствовал прелесть кабака. Кабацкая волна захлестнула российские города. (К слову, еще в 1746 году отдающее водкой слово «кабак» заменили «питейным заведением», стараясь сгладить «омерзение» от пьянства.) Рабочие и ремесленники, извозчики и просто бродяги засиживались в трактирах до утра, чтобы прямо оттуда отправиться на работу или в путь. Немногим заведениям удавалось устоять и не превратиться в места шумные, грязные, забитые до отказа, где драки и разборки случались регулярно.


Рестораны: французы наступают

Ресторация. Красивое название, которое сегодня трансформировалось в ресторан. Первые ресторации появились при гостиницах в начале XIX века. И опять иностранцы сделали ставки первыми! Долгие годы они держали такие заведения, пользуясь популярностью всего «аглицкого» и французского. Французы весьма преуспели в этом, мода на парижские наряды и французский язык была повальной. Добралась она и до еды. Представители высшего света и любители красивой жизни встречались в ресторации какого-нибудь Пьера или Жака, чтобы отведать французских деликатесов.


Ресторации создавали иллюзию шика и роскоши. Обслуживали посетителей тут не чумазые «половые», а «люди». И это уже не были парни в рубахах и передниках, а вежливые служащие в белых перчатках, сияющих манишках и черных фраках. В идеально отутюженном фраке работал и метрдотель, который поджидал посетителей, встречал их и виртуозно руководил официантами.


Золотая молодежь быстро оценила прелесть появившихся заведений. Проснувшись часа в 2-3 пополудни, юные ленивцы направлялись в ресторацию, чтобы похвастаться своими ночными приключениями и новыми костюмами. Ну и, конечно, пообедать. Дамы стали посещать такие места гораздо позднее, в середине XIX века, и пропускали их только в паре с мужчиной.


Это был период китча и показной роскоши. Главное – заманить любой ценой! Покупались огромные зеркала, возводились зимние сады с фонтанами и птицами, расставлялись кадки с неведомыми растениями, даже павлины грустно бродили в холлах. А уж меню… Тут было, чем порадовать соскучившийся по еде желудок. Желаете свежие фрукты – пожалуйста! Редкие вина из Франции, вкуснейшие трюфели и жирную гусиную печень из предместий Парижа – будет исполнено! Бельгийские и швейцарские сладости – сию минуту!


Кофейни, чайные и кондитерские для сладкоежек

И снова моду ввел прогрессивный Петр I, который не только сражался с бородами и одевал своих поданных с элегантным шиком, но и любил кофе. Напиток стоил сущие гроши и был доступен каждому. Конечно, в XIX веке русские кофейни существенно уступали заграничным заведениям «кофейного» направления. Виссарион Белинский отмечал, что простой народ мужеского полу уважает кофе и сигареты, а женский пол из простонародья может обойтись без водки и чаю, а вот «без кофею решительно не может жить».


Период развития кофеен и кондитерских совпал с пиком моды на заграничные товары и продукты питания. Ведь свое, привычное, так быстро приедается и становится неинтересным. На задний план отошли пряники и баранки, коврижки и русские пироги. Зато в бисквитах, мороженом, шоколаде и марципане недостатка не было. Поток сладостей из-за границы нужно было как-то направлять, и единственным способом стало открытие большого количества десертных кондитерских, в которых можно было отведать любой торт или пирожное. Заграничное! Правда, иногда его делала простая девушка из соседнего дома, но это мелочи.


Законодателем первых кофейных, вернее, кофейных домов, опять стал Санкт-Петербург. Сладкая жизнь в городе просто била ключом. В заведениях можно было не только насладиться кофе, но и полакомиться эффектным пирожным, импортным шоколадом, сладкими фруктами, выпить лимонаду. Горячее и алкоголь, а также и игра на бильярде в кофейнях были запрещены, иначе бы их постигла участь трактиров.


Нельзя не вспомнить самую знаменитую в то время кофейню России «Кафе Вольфа и Беранже», Санкт-Петербург. Это было милое заведение, открытое в 1780 году и полностью выдержанное в азиатском (Китай) стиле. В спокойный уголок заглядывали Лермонтов и Пушкин, Чернышевский и Плещеев, другие представители творческой интеллигенции. Из этой кофейни Пушкин поехал на Черную речку, где и был смертельно ранен на дуэли.


Писатели, поэты, художники не отставала от моды, частенько за чашкой кофе с воздушным пирожным обсуждались грандиозные планы и досадные неудачи. Если бы можно было перенестись в прошлое и зайти в швейцарскую кондитерскую Лареда, то можно было бы увидеть Тургенева, Жуковского, Грибоедова.


Многие мужчины посещали кондитерские, чтобы поглазеть на симпатичных итальянок, немок или француженок, которых нанимали на работу хозяева-иностранцы. Надо сказать, что цены в таких заведениях были достаточно высоки.


А как же чай? Что с ним? Неужели кофе затмило этот напиток, который в России известен с XVI—XVII веков? Нет, и чаю нашлось свое место. Не такое богемное, но весьма достойное. Незадолго до начала XX века, с 1882 года, в России стали открываться чайные. Свежий хлеб и масло, молоко, сливки, сахар, сушки, сухари и пыхтящий самовар, на котором грелись бублики – вот краткое описание чайной тех времен. Найти такие заведения можно было на вокзалах, у почтовых станций, вдоль трактов. Сейчас их функцию частично исполняют кафе при автозаправочных станциях.


Кухмистерские или старинный бизнес-ланч

Начало XVIII века. В Санкт-Петербурге и Москве появляются так называемые «кухмистерские столы» или просто кухмистерские. Посещали их люди, чей достаток был скромным по меркам тех времен: не слишком богатые купцы, ремесленники и чиновники мелкого пошиба. Самыми посещаемыми были греческие кухмистерские, в которых, несмотря на название, кормили русскими блюдами. Однако национальной пищи все же можно было отведать. Надо было лишь найти место, где хозяином был кавказец, поляк, татарин или немец.


Обед можно было купить за 30-45 копеек. Выгодно, несомненно, тем более что хозяева кухмистерских предлагали абонементы на питание. Платишь червонец – скидка в целковый.


Кухмистерские старались создавать в центре города и держать открытыми круглосуточно. На такие мелочи, как грязь, духота и расположение в подвале никто особого внимания не обращал. Не нравилось место - можно было взять обед домой. Именно так поступали холостяки и студенты, у которых не хватало денег на ресторан или домашнего повара, зато в достатке было гордости. Кухмистерские можно назвать прародителями современных банкетных залов, так как они часто использовались для свадеб, крестин, юбилеев. Иногда открывались заведения рядом с кладбищами, специально для поминальных обедов.


К концу XIX века кухмистерские с их обильной дешевой едой стали вытесняться столовыми, где посетители выбирали завтрак, обед или ужин порционно. Работали заведения исключительно днем, потому чиновники и рабочий люд стремились забежать в них, чтобы утолить голод и успеть обратно на работу. Да, меню было не слишком разнообразным, зато чисто.


На стойку обычно выставляли дневной набор, состоявший из определенных блюд. Сегодня такой вариант модно называть бизнес-ланчем. Существовали и абонементы. Приобретая билет на месяц, постоянный клиент получал личный шкафчик для хранения мелких вещей и даже собственные столовые приборы. Кстати, привычка вытирать в общественном месте вилки и ножи салфеткой сохранилась у многих россиян. Что это? Неужели генетическая память, доставшаяся от прадеда, любителя трактиров?

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!