evgendoktor

evgendoktor

На Пикабу
40 рейтинг 2 подписчика 1 подписка 3 поста 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
13

Психологическая игра "Алкоголик"

В этой статье мы будем обсуждать жизнь больного алкоголизмом и его окружения не с точки зрения медицины и болезни, а с точки зрения психологии взаимодействия (Трансактного анализа). Основными авторами этой теории и направления психотерапии являются американские психологи и психотерапевты - Эрик Берн, Клод Стайнер, Стивен Карпман.


Кто-то предпочитает смотреть видео -  переходите по ссылке:


https://youtu.be/NIYS-mXtkk0


Психологические игры.


Психологическая игра – это череда повторяющихся, неосознаваемых, насыщенных эмоциональными переживаниями взаимоотношений человека со своим окружением. Психологическая игра является эквивалентом близких отношений в дисфункциональных семьях. В психологических играх отсутствует открытое выражение своих чувств, прямые высказывания, ясные границы, имеется манипулятивное поведение. Все фразы, которые произносятся в процессе игры имеют под собой двойное дно, их цель - манипуляция другим человеком, попытка заставить его измениться или сделать то, что ты от него хочешь. Взаимоотношения происходят на двух уровнях. Поверхностном – социальном, и глубинном - психологическом. Для психологической игры характерна смена ролей или позиций (переключение): Спаситель, Преследователь, Жертва.

Психологическая игра "Алкоголик"


Основная психологическая игра, которая происходит в семье больного алкогольной зависимостью – это игра «Алкоголик». Для самого Алкоголика характерны переключения между ролями Преследователя (когда он напивается, нарушает обязательства, причиняет боль, унижает или оскорбляет близких) и Жертвы (когда Алкоголик страдает от похмелья, испытывает чувству вины или стыда за свое поведение в опьянении, пытается оправдать или «загладить» вину перед близкими).

Основным партерном Алкоголика в игре является супруга или мать больного. Для партнера Алкоголика также характерны переключение между ролями Жертвы и Преследователя. В позиции Жертвы близкие становятся в буквальном смысле слова жертвами Алкоголика, подвергаются унижению или даже физическому насилию с его стороны, вынуждены терпеть нарушение обязательств с его стороны, с тревогой ожидать, что с ним может случиться что-то плохое, обзванивать морги и больницы, когда тот пропадает. Потом происходит переключение в позицию Преследователя, когда близкие изливают злость за все страдания и боль, которые причинил им Алкоголик во время своего «загула» (сам Алкоголик в этот момент находится в позиции Жертвы и принимает на себя вину за причинный им вред). У партнера Алкоголика к ролям Жертвы и Преследователя добавляется роль Спасителя. В этом случае супруга продолжает жить с Алкоголиком, несмотря на все обещания развестись с ним, забрать детей, «оставить его гнить под забором», которые она дает, когда находится в позиции Преследователя. Спаситель продолжает верить в то, что «без нее он пропадет», считает, что вызволять Алкоголика из очередной ямы, в которую он свалился, это ее родительский или супружеский долг. Сам Алкоголик в этот момент находится в позиции Жертвы и безропотно позволяет «вытаскивать себя из пропасти», дает обещания «никогда больше не пить», может даже по настоянию супруги обратиться к врачу (правда, без малейшего желания прикладывать собственные усилия реально изменить свою жизнь). Но в позиции виноватой Жертвы Алкоголик долго находиться не может. Рано или поздно светлый промежуток трезвости заканчивается (часто уже к вечеру), происходит переключение в позицию Преследователя. В этом случае Алкоголик напивается и весь круг начинается сначала. Такие переключения между ролями насыщены разнообразными эмоциональными переживаниями, когда надежда на перемены подбрасывает игрока до неба, а потом опять следует разочарование, боль, унижение, гнев. Ключевым моментом для диагностики психологической игры считается переживание «ну почему это со мной опять происходит», «сколько можно наступать на одни и те же грабли», которые сопровождаются чувствами отчаяния, безысходности и тоски.

Как уже говорилось выше, в психологических играх отсутствуют искренние и честные близкие отношения. Все взаимоотношения происходят на двух уровнях. Каждое обращение имеет под собой двойное дно. В позиции Жертвы супруга говорить о своей боли, которую ей причиняет Алкоголик, не для того чтобы выразить ее, а для того чтобы тот «услышал, почувствовал себя виноватым и прекратил пить». То есть из выражения чувств фраза «мне больно» превращается в попытку манипулировать близким человеком и заставить его измениться. Также супруга в позиции Преследователя говорит, что разведется с Алкоголиком не для того, чтобы озвучить уже принятое решение, для того чтобы опять же угрозами пытаться заставить его прекратить пить.


Психологические игры Алкоголика со специалистами.


К игре «Алкоголик» часто присоединяются профессионалы – врачи, медсестры и психологи, которые работают с зависимыми людьми. Чаще всего это люди, которые избирают помогающую профессию для того, чтобы компенсировать сниженную самооценку. Такой специалист играет в игру «Спаситель», с помощью которой он поднимет свое самоуважение. Или он может играть в игру - «Я всего лишь пытаюсь вам помочь». В этом случае он не уверен в своих силах вылечить болезнь, но не находит смелости признать это и сказать печальный диагноз и прогноз больному. Он берется за «спасение» человека без уверенности в результате лечения. Часто специалисты игнорируют тот факт, что Алкоголик не собирается прикладывать усилия к своему выздоровлению. В этом случае Алкоголик приходит за помощью из позиции Жертвы, под давлением супруги – Преследователя. Без малейшего желания реальных изменений, а с надеждой что «все получиться само собой». «Тяга пройдет, пить не захочется». После завершения процедуры лечения происходит переключение и Жертва лечебных мероприятий, Алкоголик, напивается и превращается в Преследователя. Это дает повод сказать жене: «ну что получила», «ничего мне не поможет, пока я сам не захочу бросить пить», «все ваше лечение - обман и надувательство». А врач - Спаситель переключается в позицию Жертвы и чувствует свою вину за неудачный исход лечения. Защищаясь, врач далее может переключиться в позицию Преследователя - говоря: "Сам виноват, я ему свою голову не пришью".


Передача психологической игры из поколения в поколение


Психологические игры наследуются из поколения в поколение. Дети учатся у своих родителей в какие игры будут играть, когда создадут свои семьи. Родители ребенка являются образчиком поведения, которое будет в последующем скопировано их детьми. Мальчики, воспитанные в алкогольных семьях, чаще выбирают путь зависимости от химического вещества - алкоголизм или наркоманию. А девочки выбирают путь безуспешной борьбы с зависимым человеком за его здоровье – созависимость. Иногда игра передается из поколения в поколение как эстафетная палочка. Для иллюстрации мы приведем следующий клинический случай.


Клинический случай  (Имена изменены, любые совпадения случайны). Екатерина Васильевна, 48 лет. Замужем на протяжении 24 лет. Муж страдает алкогольной зависимостью, 2 стадия, псевдозапойная форма злоупотребления спиртным. В настоящий момент – состояние длительной ремиссии. На протяжении многих лет Екатерина «билась» над тем, чтобы муж бросил пить. Наконец после 40 лет он немного остепенился и «завязал». Но спокойная жизнь Екатерины продолжалась недолго – подрос младший сын, у которого начались проблемы с алкоголем, и снова бессонные ночи, бесконечные тревоги, отчаянные просьбы прекратить и бесконечные обещания, «что все будет нормально». Муж Екатерины до поры бывший ведущим игроком в игре (Алкоголиком) превращается также в Преследователя и Спасителя уже другого игрока – своего сына. «Одна радость – со старшей дочерью таких проблем нет». «Она – молодец, не пьет совершенно, за нее мы спокойны». «С мужем только дочке не повезло – попивает, может руку приложить».


Пути помощи семьям больных алкогольной зависимостью.


Представленные концепция и основные положения психологической игры «Алкоголик» настолько специфично описывают события, происходящие при взаимоотношениях с больным алкоголизмом, что при изложении их бытовым языком могут служить хорошей основой для первых мотивирующих встреч с его близкими и для дальнейшей психотерапевтической работы. Мы предлагаем, что Анализ взаимодействия "Алкоголика" и его окружения является путем оказания реальной и эффективной помощи семьям больных алкогольной зависимостью.

Показать полностью 2
23

Как «травма рождения» влияет на происхождение депрессии, тревоги, страхов и панических расстройств у взрослого человека

Существует множество различных методик психотерапии и оказания помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Разработкой одной из таких методик занимался Станислав Гроф, который в 1975 году, вместе со своей женой Кристиной, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание». Терапия, основанная на холотропном дыхании - одна из самых интересных и знаменитых стратегий психотерапии страха, депрессии, психосоматических болезней и стратегий личностного роста. Для достижения терапевтического эффекта холотропная терапия использует измененные состояния сознания, вызываемые с помощью управляемого дыхания, особой музыки, специфических приемов работы с телом. Человек во время сеанса холотропного дыхания испытывает повторные, но уже безопасные переживания травматических событий имевших место в его жизни ранее. Подобное переживание в лечебных и поддерживающих условиях приводило к исцелению психики, принятию ценности своей жизни. Проходили все те негативные переживания, в связи с которыми он обратился за помощью к психотерапевту.


Области человеческого бессознательного, их связь с «памятью тела»

Работа С. Грофа непосредственно связана с работами австрийского психоаналитика Отто Ранка, который считал, что неизбежный и самый глубокий травматический опыт в жизни каждого человека – травма рождения. В ней О. Ранк видел важнейший элемент психического развития, а также корень всех страхов и неврозов и рассматривал желание вернуться во внутриутробное состояние как основополагающую силу, управляющую психической жизнью индивида. На этом основании он формулирует главную цель психотерапии – помочь пациенту заново пережить эту травму и справиться с тревогой, связанной с отделением от матери.

Станислав Гроф в 1973 предложил карту человеческой психики. Если в классическом психоанализе ранее выделяли области сознательного и бессознательного, то расширенная картография С. Грофа включает три области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

• биографическую (изучается психанализом и другими традиционными формами психотерапии)

• перинатальную

• трансперсональную.

Биографическая область включает все события, которые происходили с человеком после рождения. Несмотря на то, что мы не можем их сознательно вспомнить, все события откладываются в нашем бессознательном, на уровне тела (память тела). Это проявляется в характере, особенностях человеческой позы, осанки, характерных жестах и привычках и разнообразных невротических расстройств.

Далее С. Гроф высказывает гипотезу о существовании еще более глубоких областей бессознательного. В частности, он выделяет перинатальную область психики, в которой сосредоточены переживания связанные с опытом рождения, которые также откладываются в нашей памяти не на уровне мыслительных конструктов, а на уровне памяти тела.

И совсем глубоко в бессознательном располагается трансперсональная область. Переживания, связанные с этой областью выходят за пределы личных и соотносятся с широким спектром религиозных, духовных, оккультных или мистических переживаний.

Базовые перинатальные матрицы

Перинатальная область была условно разделана С. Грофом на 4 базовые перинатальные матрицы (БПМ) в соответствии со стадиями внутриутробного пребывания и прохождения родового процесса. Эти матрицы классифицируют и раскладывают весь человеческий опыт на четыре группы переживаний.

БПМ-1 (Амниотическая Вселенная) - соответствует этапу внутриутробного существования. В этом периоде много благоприятных переживаний и соприкосновение с воспоминаниями об этом этапе жизни наполняет человека психологическим ресурсом, способствует отдыху и накоплению энергии.

БПМ-2 (Отсутствие выхода) – соответствует начальному этапу процесса родов, когда присутствуют маточные сокращения, но родовые пути еще закрыты. В процессе Холотропного Дыхания этот этап может переживаться как невыносимая безвыходная ситуация, чувство загнанности в ловушку или клетку, ощущение гнета, давления, раздавливания, жар, озноб, затрудненное дыхания, осознание бессмысленности. В биографических воспоминаниях БПМ-2 может быть связана с ситуациями, угрожающими жизни и целостности тела (несчастные случаи, травмы, операции, тяжелые болезни, утопление, удушье, тяжелые психологические травмы).

БПМ-3 (Борьба смерти и возрождения) – соответствует этапу продвижения по родовым путям. Характерны стремление выбраться, вылезти, спастись, борьба за жизнь, видение «света в конце туннеля». Поскольку эта стадия родов связана с продвижением плода по родовому каналу, в опыте дышащего она может проявляться мощным мышечным напряжением, переживаниями агрессии, борьбы. В биографических воспоминаниях это могут быть сражения, битвы, эпизоды насилия, в том числе и сексуального, рискованные и экстремальные приключения. У женщин с переживаниями БПМ-3 может быть ассоциирован процесс деторождения. Трансперсональный спектр переживаний может включать сцены жертвоприношений, встречи с божествами. В целом на данной стадии родов ситуация уже не кажется такой безнадежной, как на предыдущем уровне, а роль человека не сводится к страданиям пассивной жертвы. Здесь он активный участник процесса рождения.

БПМ-4 (Переживание смерти-нового рождения) – соответствует этапу рождения. Завершается продвижение по родовому каналу и мучительная борьба уступает место ощущениям освобождения и расслабления. В символическом смысле ведущим переживанием на этом этапе родов является опыт смерти и нового рождения. В холотропном процессе этому соответствуют чувства освобождения, возрождения, спасения, ощущение расширения пространства, искупления грехов. Дышащие могут видеть яркий сияющий свет, чувствовать освобождение от тревоги, страха, подавленности. В биографической области БПМ-4 соответствует счастливому избавлению от опасности, преодолению сложных препятствий, картинам природы. В трансперсональной области – образам любящим и мудрых божеств, видениям лучезарного источника света.

Влияние родовой травмы на происхождение различных фобий и невротических расстройств

Станислав Гроф анализирует различные фобии, которые возникают у взрослых людей и которые он связывает с родовой травмой.

Эта связь наиболее очевидна в страхе закрытого и узкого пространства - клаустрофобии. Клаустрофобия, считает Гроф, относится к начальной фазе цикла рождения, когда ребенок ощущает, что весь мир сжимается, давит и душит (БПМ-2).

С этой же фазой (БПМ-2) также связывают депрессивные переживания безысходности, тоски, отчаяния, сопровождающиеся пассивностью и убеждением что ничего невозможно сделать для разрешения ситуации.

Патологический страх смерти имеет корни в тревоге за жизнь и ощущении неминуемой биологической катастрофы, сопутствующих рождению.

Женщины, у которых память о перинатальных событиях близка к порогу бессознательного, могут страдать от фобий беременности, родов и материнства. Память о внутриутробной жизни у них ассоциируется с переживанием беременности.

С родовой травмой Гроф связывает также ипохондрию и нозофобию. По мнению Грофа, к жалобам таких пациентов следует относиться очень серьезно, несмотря на отрицательные медицинские заключения. Жалобы таких «мнимых больных» на телесные жалобы вполне реальны, но отражают они не медицинскую проблему, а поверхностную память организма о физиологических трудностях родовой травмы.

Страх метро, по Грофу, основан на сходстве между путешествием в закрытых средствах передвижения и отдельными стадиями процесса рождения.

При фобии улиц и открытых пространств (агорафобии) связь с биологическим рождением проистекает из контраста между субъективным ощущением замкнутости, зажатости и последующим огромным расширением пространства. Агорафобия, таким образом, относится к самому концу процесса рождения, к моменту появления на свет.

Заключение

Мы рассмотрели нетрадиционную в нашей культуре точку зрения на происхождение депрессии, тревоги, фобий и других невротических расстройств, как следствие пережитой «травмы рождения».

Показать полностью 4
13

"Сколько можно выпить в граммах?" Рекомендации экспертов ВОЗ по "безопасному" употреблению спиртного. 

В нашей стране, как и во многих странах Европы и Америки употребление спиртных напитков разрешено законом. В тоже время, очевидно, что употребление спиртного вызывает зависимость. А токсические эффекты алкоголя в больших дозах вызывают заболевания сердца, печени и головного мозга.


Эксперты Всемирной организации здравоохранения провели исследования и установили критические дозы спиртного безопасные для нашего здоровья. В этой статье мы с вами обсудим, что такое стандартная доза алкоголя и какое количество спиртного рекомендуют выпивать эксперты ВОЗ.


Стандартная доза алкоголя. Что это?

Очевидно, что различные по крепости алкогольные напитки содержат различное количество чистого спирта. Для унификации специалисты ВОЗ установили понятие Стандартная доза алкоголя – количество спиртного напитка, в котором находится алкоголь в количестве эквивалентном 10 граммам чистого спирта.

1 стандартная доза алкоголя это – 100 мл. сухого вина (10 - 13 %об), или 30 мл. водки (40 %об), или 200 - 250 мл. светлого пива (4,5 - 5 %об).



Рекомендации экспертов ВОЗ для мужчин

Эксперты ВОЗ рекомендуют выпивать мужчинам не более 21 стандартной дозы алкоголя в неделю. При этом в неделю обязательно наличие 2 дней полной трезвости. Несложно посчитать "сколько это будет в граммах" вашего любимого напитка:

• 100 мл. * 21 СДА = 2100 мл. сухого вина (13%об.) или 3 бутылки по 0,7 л. сухого вина.

• 250 мл. * 21 СДА = 5250 мл. светлого пива (4,5 %об.) или 10 -11 бутылок светлого пива по 0,5 л.


Рекомендации экспертов ВОЗ для женщин

Эксперты ВОЗ рекомендуют выпивать женщинам не более 14 стандартных доз алкоголя в неделю. При этом в неделю обязательно наличие 2 дней полной трезвости. Несложно посчитать "сколько это будет в граммах" вашего любимого напитка:

• 100 мл. * 14 СДА = 1400 мл. сухого вина (13 %об.) или 2 бутылки по 0,7 л. сухого вина.

• 250 мл. * 14 СДА = 3500 мл. светлого пива (4,5 %об.) или 6 - 7 бутылок пива по 0,5 л.

• 30 мл. * 14 СДА = 420 мл. водки (40%об.)


Эксперты ВОЗ установили, что употребление спиртного в таких дозах вызывает минимальный риск для здоровья.


Данные критерии не работают в тех случаях, когда человек уже страдает алкогольной зависимостью и длительное время воздерживается от спиртного (2-3 месяца), а потом в состоянии «запоя» за 2-3 дня выпивает месячную «норму».


Заключение

На наш взгляд, эксперты ВОЗ не обделили пьющих людей. Мужчине можно выпить довольно крепко водочки 1 - 2 раза за неделю. Куда больше для работающего человека? Можно под выходные и "под тараночку" выпить 10 - 11 бутылок светлого пива. А можно 5 дней расслабляться после работы и снимать стресс, употребляя по 100 – 120 гр. водки или по 2 бутылки пива в течение 5-дневной рабочей недели.

Данные расчеты, на наш взгляд, соответствуют толерантности (переносимости спиртного) здорового, независимого от алкоголя человека. При развитии зависимости опьяняющие дозы алкоголя растут, выпитого алкоголя "не хватет" и для достижения эффекта опьянения человек выпивает все большие дозы алкоголя.

Более того, думаем, что человек, который будет старательно выполнять эти рекомендации (считая себя "обязанным" для здоровья выпивать в неделю 600 граммов водки) при наличии наследственной предрасположенности не застрахован от развития зависимости от алкоголя. В случае развития зависимости, помимо увеличения толерантности к спиртному и количества выпитых спиртных напитков, увеличивается и частота выпивок. Снижаются требования к их качеству. Появляются другие симптомы зависимости.

"Сколько можно выпить в граммах?" Рекомендации экспертов ВОЗ по "безопасному" употреблению спиртного. 
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!