
История ужаса
3 поста
3 поста
В третьей части серии статей о развитии жанра хоррор мы поговорим о первых страшных историях, которые начали рассказывать друг другу люди, начиная с первобытных времен.
Перед прочтением настоятельно рекомендую ознакомиться с предыдущими статьями. Сделать это можно вот тут:
Сама идея рассказа историй с целью напугать, достаточно древняя, ведущая свое начало с древних времен, когда у людей только начали зарождаться зачатки культуры и племенного строя. Подобные истории имели цель такую же, как и у современного хоррора – вызвать чувство страха. Но зачем это было нужно древним людям? Ведь в те далёкие и дикие времена, опасность и так поджидала их буквально на каждом шагу, а в ночи обитали отнюдь не фантастические, а вполне реальные монстры. Конечно здесь дело не в том, чтобы получать удовольствие от выброса адреналина, этого, у древних людей и так было в избытке. Все дело в том, что в форме страшной истории давались наставления, советы по выживанию. Буквально «вот услышишь такой звук – беги, так рычит хищник, который тебя убьет» или «не ходи в тот лес, там ядовитые насекомые, которые отравят тебя». Подобные истории могли дополняться рассказчиком различными звуками, имитирующими хищников, а также подробностями того, что может случиться с незадачливым охотником или собирателем. Точно также в этих историях рассказывалось об опасных природных явлениях, будь то молния или огонь. Цель подобные истории имели вполне конкретную и практичную – передать опыт, передать знания, которые помогут племени выжить. Так как страх это очень сильная, яркая эмоция, нравоучения и советы, подкрепленные испугом, гораздо лучше запоминались, повышая шансы на выживание.
Разобравшись с чего все началось, отправимся дальше во времени и остановимся на развитие хоррора во времена древнего Рима и Греции.
Первой записанной историей, в которой фигурирует дом с привидениями, считается «Мостеллария» за авторством римского автора Плавта. Считается, что она является адаптацией «Фазмы» - истории о потерянных призраках, написанной афинским поэтом Филимоном.
Несколько столетий спустя Плиний Младший описывает еще одну историю о привидениях, в которой философ Афиндор помогает упокоить беспокойного духа. Появление подобных историй кроется в особенностях верований в загробную жизнь и того, что случается с душой после смерти человека по представлению древних эллинов. Согласитесь, эти сюжеты очень похожи на сегодняшние произведения в жанре хоррор и не теряют своей актуальности даже по прошествии времени.
Стоит упомянуть и устное народное творчество, которое ведет свое начало от древних мифов, суеверий и фольклора. Это и истории, записанные братьями Гримм, которые впоследствии адаптируются в невинные детские сказки и «Рассказы о мертвецах» Афанасьева. Многое из того, что мы знаем сейчас как сказки для детей, раньше были настоящими страшными историями, с далеко несчастливым финалом. Тут и мачеха, которая отрубает пальцы на ногах своим дочерям, чтобы хрустальная туфелька пришлась им по размеру или волк, который убивает бабушку, готовит из нее угощенье и кормит им красную шапочку.
Не стоит забывать и о быличках – рассказах о встречах обычных людей с разнообразной нечистой силой, которые бытовали на древней Руси. Такие истории нередко рассказывались матерями для «стращения» детей.
Не обошли стороной и сверхъестественных монстров. Так, в одном из самых известных произведений под названием «Bisclavret», поэтессы XII века Марии Французской, центральной темой повествования в котором являются оборотни.
Чтобы понимать почему жанр хоррор именно такой, какой он есть сейчас, следует погрузиться в глубины истории и проследить как хоррор видоизменялся вместе с людьми на протяжении веков. В следующей статье мы будем продвигаться дальше во времени и рассмотрим как жанр хоррор пугал во времена становления и дальнейшего развития литературы.
Если статья Вам понравилась, то буду очень благодарен за лайк и комментарии!
Это вторая часть из серии статей про историю развития жанра хоррор. Если не читали первую, часть, то можете ознакомиться с ней вот здесь. Во второй статье подробнее поговорим о механизме возникновении страха и его влиянии на человека, попытаемся ответить на вопрос: "почему нам нравится испытывать страх?". А также немного поговорим о том, какие способы использует жанр хоррор, чтобы напугать нас.
Итак, когда мы более-менее разобрались с тем, что из себя представляет хоррор, следует разобрать не менее важный вопрос: почему нам нравится, когда нас пугают? Действительно, возникает некоторый диссонанс, зачем искусственно вызывать у себя чувство страха и дискомфорта?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется зайти издалека и сначала разобраться что же такое страх. Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности. Таким образом страх является очень важной эмоцией, необходимой для выживания человека. Когда человек чувствует страх, в его кровь выделяется целый коктейль из различных нейромедиаторов, таких как адреналин, дофамин, серотонин. Именно благодаря им, человек может реализовать сценарий «бей или беги» и таким образом пережить опасность. А когда опасность пройдет, в качестве защитной реакции человек чувствует легкость, счастье, даже некоторую эйфорию. Уверен, чувство облегчения от того, что опасность миновала или наконец-то разрешилась какая-то стрессовая ситуация, знакомы многим. За это все также отвечают те же самые нейромедиаторы.
Именно в этом «сладком послевкусии», а также в приливе бодрости и энергии, кроется ответ на то, зачем люди специально пугают себя. Одновременно с этим, будь то просмотр фильма ужасов, рассказы страшных истории ночью у костра или чтение страшного рассказа, ситуация, в которой человек подвергается страху абсолютно контролируемая и безопасная. Таким образом человек получает от чувства страха все самое приятное, избегая при этом каких бы то ни было негативных последствий.
В теории получается безотказная формула получения удовольствия, однако на практике, далеко не каждый получает удовольствие от чувства страха. Если человек тревожный, эмоциональный или страдает от какой-либо фобии, то пережитые ощущения вызовут у него слишком сильную эмоциональную реакцию, такую как паника и истерика. Понятное дело, что удовольствия от этого человек никакого не получит. Поэтому далеко не все положительно отзываются об этом жанре и это абсолютно нормально.
Следующий момент, который стоит осветить, состоит из того, как именно нас пугает различный хоррор. Тут я не буду вдаваться в подробности различных поджанров, так как это очень обширная тема, подходящая для отдельной статьи. Поговорим о самых популярных страхах и приемах, используемых чтобы заставить человека бояться. Популярнее всего это базовые страхи темноты, смерти, боли, увечий, сверхъестественных существ, насекомых и. т. д. Часто, но не всегда, эти страхи сочетают с вещами, вызывающие у человека чувство отвращение: кровь, различные физические уродства, гниение. Что касается фильмов, тут добавляется тревожная музыка, громкие звуки, резкая смена кадров. Конечно это далеко не полный список и на самом деле он гораздо больше, но вышеперечисленное освещает базовые приемы для нагнетания тревожной атмосферы и чувства страха.
Погружаясь глубже в тему хоррора и разобрав, что является причиной заинтересованности в этом жанре, в следующей статье разберем с чего начался хоррор как жанр, чем пугали друг друга во времена древних людей, античности и средневековья.
Если статья Вам понравилась, то буду очень благодарен за лайк и комментарии!
В этой серии статей я хочу познакомить читателей с миром хоррора и различными его проявлениями. Разберем что такое страх, зачем он нужен, как проявляется в различных аспектах жизни человека, такие как фильмы, игры, литература. А главное ответим на вопрос: "почему люди так любят пугать себя?".
Страх сопровождает человека на протяжении всей его жизни, с самых древних времён и до наших дней. Казалось бы, зачем специально пугать себя, посредством книг, фильмов ужасов, страшилок? Это очень интересный вопрос, который напрямую связан как с психологией человека, так и с его культурой.
Что же такое хоррор с точки зрения жанра? Ответ на него покажется простым, пока не начнешь погружаться глубже. Например, если не вдаваться в подробности, можно дать следующее определение. Хоррор (лат. horror «оцепенение; страх, ужас») – жанр художественного произведения, целью которого является напугать читателя или зрителя, вызвать у него чувство дискомфорта и тревоги.
Но это очень базовое определение, под которое можно притянуть разные произведения, так, например, по уровню тревоги и чувства дискомфорта с именитыми произведениями в жанре хоррор может посоперничать тот же «Мойдодыр». Поэтому следует разобрать это понятие в более широком ключе. Так, например, можно попробовать сузить границы жанра, опираясь на синтаксико-семантический подход, предложенный Риком Олтменом. Согласно ему, в жанре хоррор должны присутствовать следующие элементы.
На семантическом уровне:
антагонистами являются сверхъестественные, безжалостные и кровожадные монстры и/или люди, ведущие себя ненормально
проявления монструозного, различные явления не вписывающиеся в нормальную картину мира
отсылки к архаичным мотивам в повествовании
обязательное наличие саспиенса и пугающих/тревожных сцен
На синтаксическом уровне:
все элементы семантики служат одной цели – вызову чувства страха
всегда присутствует противопоставление, такое как «жертва – палач» или «жизнь – смерть»
действие хоррора целиком или частично придерживается модели повествования: проявление, обнаружение, подтверждение, конфронтация
хоррор нарушает табу и запреты, раскрывает табуированные обществом темы
При перечислении всех этик критериев важно сделать несколько замечаний. Во-первых, наличие абсолютно всех признаков этого жанра не является обязательным, какие-то аспекты могут опускаться или видоизменяться. Во-вторых, перечисленные критерии больше всего подходят для фильмов ужасов, однако наличие этих признаков можно найти не только в фильмах, но и в литературных произведениях или играх.
Как жанр, хоррор, переживал свои взлеты и падения популярности в массовой культуре, при этом всегда оставаясь в тени более массовых жанров. Но это не значит, что у хоррора не было и нет преданных фанатов, их количество, а также возникающий интерес к произведениям этого жанра, наоборот показывает, как сильно человека притягивает ощущение страха и ужаса.
Жанр хоррора не стоит на месте, с течением времени, как меняется культура и образ жизни человека, изменяются и каноны жанра, приемы воздействия на человека, а также сюжеты и мотивы.
Многие относятся к этому жанру с некоторым презрением, считая его низкосортным, в этой статье я хочу попробовать рассказать о глубине этого жанра, его многообразии и скрытых смыслах. Разбирая феномен страха, мы затронем психологию человека, постараемся дать ответ на вопрос, как и почему появился подобный жанр, как он изменился со временем и рассмотрим его отражение в различных сферах масс медиа, таких как фильмы, игры, искусство, кино.
В следующей части этого цикла статей мы рассмотрим что такое страх с психологической точки зрения, почему он бывает полезен и разберемся чем нас так пугают хорроры.
Если статья Вам понравилась, то буду очень благодарен за лайк и комментарии!