Проблема "вагонетки" или кого оставить в Ж****
Попалась тут мне одна занятная головоломка:
Тяжелая и неуправляемая вагонетка с большой скоростью едет по рельсам. На пути следования вагонетки один сумасшедший философ привязал к рельсам пять человек. К счастью, на пути вагонетки находится стрелка, которую вы можете переключить – тогда вагонетка поедет по запасному пути, и люди не погибнут. К несчастью, на запасном пути к рельсам также привязан один человек.
Как вы поступите – переключите или не переключите стрелку? (других вариантов – столкнуть вагонетку, броситься самому на рельсы и т.п. – не существует)
Почитал я её, подумал - кого-бы я спас и вспомнил своё: в конце 90--х я бодро разрабатывал настольно-печатные игры для одной компании (всякие развлекательные ходилки + дидактические обучалки), а потом с местные светила - педагоги делали их экспертизу на наличие у меня ошибок.
Так вот, я тогда придумал как мне показалось, одну интересную игрулю про пожарных: на игровом поле был нарисован дом - 5 этажей с окошками, откуда шел дым и нарисовано пламя. Внизу игрового поля - стартовые позиции для фишек до 4-х игроков (были нарисованы пожарники рядом с машиной). Ведущим в этой игре должен быть по моей идее взрослый: он аккуратно выкладывал на поле - где были окошки, такие картонные кружки (кэпсы) и следил за ходом игры, подбадривал и проверял правильность подсчета очков. Кэпсы были перевернуты в начале игры, так что не было видно, что там нарисовано.
Игра начиналась и ведущий переворачивал часть кэпсов по определенным правилам, т.е. только после начала игры было видно, что там нарисовано: мог оказаться ребенок, старичок, цветок, собака, котик и т.п. Короче, детям нужно было их спасать и соревноваться, они бросали кубик и ходили по клеткам игрового поля. Кто первей дошел - тот и «спасал» того персонажа, который был изображен на карточке, а потом фишке игрока нужно было спуститься обратно и он мог засчитать себе очки которые были написаны на обороте кэпса. Вроде б все невинно было в игре с моей точки зрения: интересный сюжет, где дети учились счету в игровой форме, присутствовал некий азарт в спасении между игроками, плюс коммуникация с родителями, которые могли поиграть в нее со своими отпрысками, вместо того, чтобы пялиться в ящик.
О, как я ошибался! Знаете, сколько на меня вылилось пардон, дерьма по поводу этой игры от педагогов, когда я им продемонстрировал её макет! Во-первых, они дружно возмущались по поводу того, что все мои персонажи по разному "стоят" (дети например, у меня «ценились» дороже, а самыми дешевыми были животные и цветы).
Они говорили: что вы хотите, чтоб дети конкурировали и стремились спасти только тех, кто подороже? Я говорю: ок, давайте я всех людей сделаю по одной «цене», а животные, цветы и вещи (плюс на фишках еще были игрушки) будут стоить подешевле. Тут они стали орать, что я пытаюсь еще воспитать у детей жестокость, двуличие, стремление к доминированию и т.п. Они поясняли: например, ребенок подсознательно (из каких-то личных предпочтений) хотел спасти игрушку (1 очко) или животное – собачку, кошечку (2 очка), но из выгоды он шел спасать человека, т.к. это позволяло ему победить в игре (но оказывается по моему незнанию «способно нанести скрытую душевную травму и вызвать враждебность по отношению к другим, более удачливым игрокам»!). Вау! По их общему мнению - я был как идеологический диверсант, который хочет изуродовать неокрепшую психику детей (напомню: СССР только-только рухнул, рынок уверенно влез и закрепился на территории бывшего осколка Великой державы. В умах еще было брожение, но безмолвный клич - "обогащайтесь" звучал отовсюду и смущал души людей, которые до того времени стремились к некому коллективному счастью, а не персональному. Однако ветхий бастион старого дошкольного совкового образования ещё стоял крепко, хотя портреты "дедушки Ленина", висевшие в каждом детском саду уже давно сняли со стен)
Я говорю им: ОК! Был не прав. Давайте сделаем всех персонажей игры по одной «цене». Но и это им не понравилось – с тем же аргументом, что все равно дети будут в первую очередь спасать тех, кто им нравится на подсознательном уровне, а не так как надо. А как обществу нужно. Тут я озверел буквально и спрашиваю эмоционально: а кого ж правильней спасать первым, с точки зрения общества? Опять же какого общества? Социалистического или капиталистического? Они в один голос: да, всех надо спасать,всех - без разбору! Я впал в легкий ступор: как же это сделать в игре-то, в смысле без предпочтений?? Хорошо! – я тут же предложил им решение: давайте, тогда без "цен" вообще сделаю все карточки-кэпсы: т.е. дети не будут знать, кого сами будут спасать, т.к. перевернуть кэпс можно лишь добравшись до нужной клетки - окна.
А дальше я предлагал делать подсчет очков так: сколько собрал карточек – столько и очков получил, а там уже пусть они сами уж смотрят, кого спасли.
Педагогов это поначалу устроило - они соображали насколько это все правильно, но тут я сам подумал: хе-хе! если будет не видно, что на карточке нарисовано и очки за них начисляют одинаковые, тогда и игра будет какой-то тупой и эмоционально пассивной - т.е. дети будут просто собирать все те карточки на которые ближе к ним расположены – практически поэтажно: сначала собрали карточки на первом, потом на втором этаже – это скука смертная, а не игра! Кто ж ее покупать будет?
Но тут одна из педагогинь выдала мысль: а если ребенок расстроится??? Ну, очевидно же, что игрушки и животные будут иметь для них большую ценность т.к. люди, изображенные на картинках – это абстрактные персонажи и эмоциональной ценности, привязки - как его настоящие родственники они не имеют. И пояснила: вот дошел ребенок до ближайшей клетки – перевернул карточку, а там – какая-то бабушка или мужчина (у меня людей в игре было много, а вещей и животных – мало), а ребенок в начале игры мечтал спасти котенка или игрушку. Вероятно что скорей всего ребенок будет разочарован, т.е. в процессе игры произойдет некое сегментирование положительных эмоций: т.е. дети будут радоваться чему-то более редкому, тому что ценится в детской среде.
Тут ей пришла гениальная мысль и она предложила сделать всех персонажей одноценными и одинаковыми – чтобы не было в игре ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей, ни животных и вещей. Пусть в качестве спасаемых персонажей будут… она задумалась и выпалила: колобки! Да, пусть эта история будет про то, как горит дом у колобков. Детям в процессе игры ставится задача: спасти всех колобков! Да, лучше пусть это будет даже и не дом, а русская печка. И кстати, кубик тогда в игре будет совсем не нужен т.к. тут присутствует элемент случайности: кому-то в жизни может не повезти (согласитесь, весьма тонко ею помечено) у кого-то будут выпадать шестерки и пятерки, а у кого-то единички - значит, он соберет себе больше колобков. А другие детишки могут расстроиться, потерять интерес к игре, а то и вовсе могут подраться. Ведь у нас же стоят задачи привить навыки добрососедского общения в социуме, научить детишек счету, чему-то полезному в жизни, а не азартным играм! Одним словом, воспитать члена общества!
Потому она предлагает сделать так ( во время разговора она так забавно все руками делала жесты , чем-то напоминающие то, как дети лепят пирожки): пусть дети по очереди берут карточки с колобками с игрового поля и складывают перед собой, а потом считают. И тогда лучше сделать количество колобков равным по числу игроков. Да, и поле игровое тогда не нужно делать, а то понимаешь какой-то огонь, пожар и кого-то спасать детям нужно и всё такое… Зачем? Это все эмоционально-негативное отвлекает от основной задачи! Для начала игры нужно просто выдать каждому ребенку по 10 карточек с колобками и сказать: вот баба испекла деду много-много колобков, а те сбежали… ХЗ но тут я почему-то вспомнил, что у меня дома где-то в книжке сложены 4 ваучера, верней обменяные на них какие-то 4 бумажки акций компаний по которым мне обещали золотые горы. А она продолжила: пусть дети колобков пересчитывают и называют цифры вслух, тогда взрослый ведущий может даже на издалека контролировать ход игры, слушая счет детей... Я почему-то тут вспомнил конец сказки и пожалел лису которая при таком количестве колобков просто умерла от несварения желудка.
Тут ей пришла в голову мысль, что она практически в одинокого придумала абсолютно новую игру и задала мне вопрос по поводу издания игры с ее именем на упаковке. Я промычал ей что-то неопределенное, по поводу сложностей возможности регистрации авторского права и т.п и затупил вопрос.... Наконец, мои педагогические экзекуторы ушли, довольные собой и тем как они ловко прищучили мою некомпетентность в вопросах педагогики , а мы с компаньонами, недолго посовещавшись, решили вообще - нафиг не выпускать эту игру в смысле которую я разработал и как-то сократить до необходимого минимума наше общение по поводу тех игр, которые предназначались для семейного пользования, а не для детских садов. И вообще в играх нужно делать поменьше морали, в смысле, чтоб там не стояли какие-то подобные дилеммы: быть или не быть.
Теперь возвращаюсь снова к этой пресловутой "задаче с вагонеткой": как выбрать - кто тут лишний на этом свете и кем можно пожертвовать или лучше? ( Кстати, там еще одна версия в головоломке есть: можно толстого мужика сбросить на рельсы и тогда за счет его гибели вагонетка остановится и другие будут живы.)
И вот, что я вам скажу, так сказать "с высоты прожитых лет и жизненного опыта": Любите друг друга, в смысле любите своих родных и близких, друзей, а все остальное приложится!
Согласитесь: даже ребенок сделает выбор - если в игре на карточках будут фото его родителей, его игрушек или его живности - он их спасать и пойдет из этого пожара, а не безликих колобков. Хотя в случае же если он отправится выручать колобков - это тоже считаю не осудительно: просто значит, что нет любви. Потому, как искренне считаю, что любому человеку его семья ближе должна быть посторонних дядей и тетей. По логике должна быть ближе - если человеку мозг не промыли пропагандой или агитацией, как Павлику Морозову.
Так пусть каждый сам для себя решит для себя эту хитрую задачку с этой "вагонеткой". Кого, где и каким способом вы будете мочить или наоборот кого-то спасать. Но хочу предупредить, что теория весьма сильно отличается от практики. Можно говорить одно, а как до дела дойдет - сделать совсем другое - не то, что говорил. Но я думаю родина - это семья и улыбаюсь, при мысли об этом, как чеширский кот. И умываю руки. Да-с! Умываю руки! Причем это не чекисты меня научили у которых понимаешь чистые руки, горячая голова и холодное сердце, а короновирус научил...хотя как посмотреть - может и они.
p.s. А вот мне интересно стало - если в том же ключе (вопроса вагонетки) рассматривать все события из жизни: вот, ПЕНСИОННЫЙ возраст, например нам повысили . А собственно, ради чего все происходило, кого спасали? хочется понять.
Варианты которые на ум мне приходят:
1) ради сегодняшней молодежи (дофига, говорят на одного молодого человека работающего их приходится, верней придется - если те доживут),
2) ради уже существующих пенсионеров (они кстати, крепкие и живучие оказались - притом это же основной электорат на всех проходивших выборах - этакие боевые бабушки-старушки)
3) ради самих "лишенцев" - (хотя бред, конечно: нам же ВЕЛИКИЙ КОРМЧИЙ говорил в интервью про "деревянный макинтош" если они дотянут до того возраста)
4)ХЗ - предложите свой вариант