29 октября 1944 года звено из 37 бомбардировщиков из 9-й и 617 эскадрилий вылетели с базы Королевских ВВС (RAF) в Лоссимуте – Шотландия (Lossiemouth) расположенного на скалистом побережье залива Мори-Ферт («Moray Firth»).
Среди них был и NF920, Ланкастер (Lancaster) BIII носящий код КС-Е, для ее экипажа известный как «Easy Elsie».
Их целью был могучий линкор «Тирпиц» (Tirpitz») - гордость имперского германского флота.
Величественные линкоры второй мировой войны олицетворяли собой боевой дух нации, и потерять их означало катастрофу, как на фронте, так и в тылу.
Его корабль-близнец Бисмарк («Bismarck») затонул в мае 1941 года вследствие боевых повреждений в Северной Атлантике.
Задача потопить «Тирпиц» была поставлена экипажем бомбардировочных команд Королевских ВВС, в ряде миссий заставивших работать знаменитые Авро-Ланкастеры (Avro-Lancaster) на пределе своих возможностей.
Вооруженные восьмью пятнадцати дюймовыми орудиями, восьмисот тонные линкоры класса «Бисмарк» («Bismarck) совместно с подводными лодками и другими судами терроризировали атлантические торговые конвои в течение раннего периода войны.
Обезвредить их стало приоритетной задачей для союзных сил и когда «Бисмарк» ушел с пути, внимание обратили, на его корабль-близнец Тирпиц.
В результате первого бомбардировочного рейда Королевские ВВС, - операции «Приговор» («Paravane») 15 Сентября 1944 года не смогли потопить германский линкор. Однако союзному командованию было неизвестно, что нанесенные повреждения, вынудили ВМС Германии списать «Тирпитц» как не пригодный к плаванию корабль. Вместо этого после заделки корпуса, его отправили в качестве неподвижной плавучей батареи на случай вторжения союзных войск в оккупированную Норвегию.
После рейда «Тирпиц» был отбуксирован в Норвежский фьорд около города Тромсе (Tromsø) и ошвартован около острова Håkøya.
Зафиксировав это месторасположение, командование бомбардировщиков спланировало следующий рейд, операцию «Избавление», («Obviate») что бы раз и навсегда отправить корабль на дно фьорда. Однако для Ланкастеров RAF в стандартной модификации, Тромсе находился в недосягаемости и главные изменения были нацелены, что бы достичь его.
Вариант с установкой дополнительных топливных баков в бомбовые отсеки Ланкастеров не подходил, так как требовалось место для 12,000 фунтовой бомбы «Верзила («Tallboy») для потопления «Тирпица.
Вместо этого внутри фюзеляжей Ланкастеров были установлены топливные баки от меньшего бомбардировщика «Виккерс Веллингтон» («Vickers Wellington») позволив самолету вместить 2,406 галлонов топлива, сделав, однако тесные кабины еще более клаустрофобными.
Еще одной проблемой для Ланкастеров избыток веса в две тонны. Что бы справиться с этим, наземными службами, снималось различное оборонительное вооружение, включая верхнюю орудийную турель и тяжело бронированные части обшивки.
В то время как они работали, командир эскадрильи (Wing Commander) Джеймс «Вилли» Тэйт, офицер 617-й эскадрильи (сформированой в 1943 году для знаменитых рейдов Разрушителей Дамб («Dambusters») в ходе операции «Порка» («Chastise) продолжил запрашивать более мощные двигатели «Роллс-ройс Мерлин» («Rolls-Royce Merlin») из других 5 групп Ланкастеров для установки на специально модернизированные для операции самолеты.
Поскольку над целью начал рассеивается облачный покров, 37 Ланкастеров покинули свою базу в Ланкашире, направившись в Лоссимут (Lossiemouth).
В одном из самолетов с номером 463 эскадрильи RAAF (Королевские ВВС Австралии) находилась съемочная группа.
После того как Ланкастеры прибыли на передовую оперативную базу в северной Шотландии, которая находилась едва на приделе дистанции до Тромсе, были сделаны финальные приготовления для секретной миссии названной операция «Избавление» (Obviate»).
В первых утренних часах 29 Октября 1944 года, 148 «Мерлинов» взревели, нарушив покой «Мори-Ферт», бомбардировочные силы получили столько топлива, что бы преодолеть 2500 миль туда и обратно.
Среди них был и МК.111 Lancaster с серийным номером NF920, прозванный «Easy Elsie».
Разведчики Де Хэвилленд «Москито» («De Havilland Mosquito») уже «прогулялись» до цели доложив о хорошей погоде.
Ланкастеры летели низко над землей, используя Скандинавские горы как щит против радарных станций вокруг Тромсе. Однако когда бомбардировщики уже мчались над своими целями, ветер переменился, и над Линкором всего за несколько секунд до атаки образовалась облачность.
Ланкастеры были вынуждены бомбить вслепую. Линкор был тяжело защищен с земли и корабельными батареями, Когда «Easy Elsie» выполнял бомбометание, его подбили зенитным огнем.
Потеряв один из двигателей и не в состоянии увидеть цель сквозь облака, 29-летний австралийский пилот Даниэл Вильям «Билл» Кэрри развернул свой Ланкастер, чтобы повторить опасный маневр снова. Кэрри и члены его экипажа как полагают, совершили целых шесть заходов на цель, прежде чем отправить свой Tallboy на несчастный корабль внизу.
Но возвращаясь, домой «Easy Elsie» была снова поражена зенитным огнем. На данном этапе Ланкастер NF920 уже летел на двух двигателях и не смог бы вернуться в Шотландию.
Билл Кэрри взял курс на нейтральную Швецию и аварийно посадил «Easy Elsie» на болото около маленькой коммуны Porjus на севере страны.
За исключением вывихнутого каленного сустава у самого Кэрри, остальной экипаж остался невредим.
После неудачной попытки сжечь разбитый самолет, экипаж NF920 был на несколько недель интернирован шведским властями, прежде чем его репатриировали на родину в Британию.
«Easy Elsie», не так повезло. С той роковой ночи 1944 года потерпевшему крушению Ланкастеру NF920, суждено было лежать, в месте упокоения в болоте на севере Швеции.
Ее останки все еще там, больше семи десятилетий спустя после выполнения операции «Obviate».
Годы не были добры к нему. Хотя жестокая северная погода напрочь скрыла ее национальные обозначения, видны зелено-коричневый камуфляж и черные останки днища.
В результате, то, что было когда-то важным местом крушения как B-17 » «Летающая крепость» (B-17 «Flying Fortress») в Папуа Новая Гвинея стало грудой изорванного и искореженного металла.
Некоторые ее части даже «всплыли» на «EBay». Несмотря на ухудшающееся состояние «Easy Elsie» остается самым впечатляющим местом крушения бомбардировщика Avro Lancaster в Европе (за исключением различных угробленных самолетов).
Ему также повезло больше чем линкору «Тирпиц», который выжил в операции «Избавление», когда ни одна из 32 бомб не попала по цели, но, в конце концов, был потоплен спустя 2 недели в ходе операции Катехезис» («Catechism») последней из девяти попыток уничтожения внушающего страх линкора класса «Бисмарк».
Сегодня место крушения Lancaster NF920 «Easy Elsie» можно посетить благодаря двум деревянным помостам посреди болотистой земли. Указательный столб с надписью «2 Ланкастерские» точки укажет путь.
Однако остается неясным как долго он выживет, так некоторые визитеры намеренно забирают куски бомбардировщика, чем медленно превращают его в ничто. Последние слова на странице в «Фейсбуке» просты, «верните «Easy Elsie» домой в Британию». Хотя она и не обновлялась с 2015 года, цель 6,016 членов группы ясна: Мы пытаемся репатриировать обломки последнего оставшегося бомбардировщика “Ланкастер” 617 – й эскадрильи (Разрушители плотин) Easy Elsie - из болота в Швеции
Оригинальный текст (взят из источника Urban Ghost media):
On October 29, 1944, a force of 37 Avro Lancaster bombers from Nos. 9 and 617 squadrons took off from RAF Lossiemouth on Scotland’s rugged Moray Firth. Among them was NF920, a Lancaster B.III wearing the code KC-E, known to her crew as Easy Elsie. Her target was the mighty Bismarck-class battleship Tirpitz, the pride of the Imperial German Navy.
The great battleships of World War Two carried with them the morale of a nation, and losing them would prove catastrophic not just militarily but on the home front too. Her sister ship Bismarck had been scuttled in May 1941 following battle damage in the North Atlantic. The task of sinking Tirpitz went to the crews of RAF Bomber Command, in a series of missions that would force the famous Avro Lancaster to operate at the very limits of its capabilities.
Armed with eight 15 inch guns, the 800 ft-long Bismarck-class battleships, together with U-boats and other Germany naval vessels, had terrorised Atlantic merchant convoys during the early years of the war. Crippling them became a top priority for Allied forces and with Bismarck out the way, attention was turned to her sister ship Tirpitz.
The RAF’s first bombing raid (Operation Paravane – September 15, 1944) failed to sink Germany’s prized battleship. But unbeknownst to Allied mission planners, the damage was extensive enough to convince the Imperial German Navy to write-off Tirpitz as a seaworthy vessel. Instead they chose to patch up her damaged hull and press her back into service as a static, floating gun battery in the event of an Allied invasion of occupied Norway.
After the raid, Tirpitz had been towed to the Norwegian fjord city of Tromsø and moored off Håkøya Island. With its location fixed, Bomber Command set about planning its follow-up raid, Operation Obviate, in a bid to banish the ship to the bottom of the fjord once and for all. But Tromsø was just out of range for the RAF Lancasters in their standard configurations, and major modifications were needed to get them there.
Fitting extra fuel tanks in the Lancasters’ bomb bays wasn’t an option since the space was needed for the 12,000 lb Tallboy bomb required to sink Tirpitz. Instead, fuel tanks from smaller Wellington bombers were fitted inside the Lancs’ fuselages, giving aircraft a capacity of 2,406 gallons but making their cramped cabins all the more claustrophobic.
Another problem was that the Lancasters were now two tons overweight. To counter this, ground crews set about removing various defensive equipment, including the mid-upper gun turret and articles of heavy armour plating. While they worked in earnest, Wing Commander James “Willie” Tait, officer commanding 617 Squadron (which had formed in 1943 for the famous ‘Dambusters’ raid Operation Chastise), began requisitioning more powerful Rolls-Royce Merlin engines from other 5 Group Lancasters to be fitted to the specially-modified aircraft earmarked for the operation.
As cloud cover began to clear over the target, 37 Avro Lancasters left their bases in Lincolnshire bound for RAF Lossiemouth. One of the aircraft, drawn from No. 463 Squadron RAAF, carried a film unit. Once the Lancs arrived at their forward operating base in northern Scotland, which put them barely within range of Tromsø, final preparations were made for the top secret mission codenamed Operation Obviate.
Just after 1am on the morning of October 29, 1944, 148 Merlin engines roared to life, shattering the peaceful calm of the Moray Firth as the bomber force got airborne, each one carrying just enough fuel to complete the 2250 mile round-trip. Among them was the Mk.111 Lancaster, serial number NF920, nicknamed Easy Elsie.
A de Havilland Mosquito reconnaissance aircraft had already swept the target and confirmed the weather was good. Operation Obviate was on as the Lancasters flew low inland, using the Scandinavian mountains as a shield against the radar stations around Tromsø. But as the RAF bombers raced against the elements to their target, the wind changed and cloud cover obscured Tirpitz just seconds before they ran in. The Lancasters were forced to bomb blind.
The battleship was heavily defended by land and ship-based gun batteries and Lancaster KC-E Easy Elsie was hit by flak as she made her bombing run. Having lost an engine and unable to see the target through the cloud, 26-year-old Australian pilot Flying Officer Daniel William “Bill” Carey eased his mighty Lancaster round to repeat the hazardous move a second time. Carey and his crew are understood to have made as many as six bombing runs before releasing their Tallboy earthquake bomb on the unfortunate ship below. But as Easy Elsie turned for home, the Lancaster was struck by flak once again.
By this stage Lancaster NF920 was flying on two engines and couldn’t have made it back to Scotland. Bill Carey set course for neutral Sweden and crash-landed Easy Elsie in marshland near the small community of Porjus, in the north of the country. Apart from a dislocated knee suffered by Carey himself, the entire crew survived unscathed. After an unsuccessful attempt to burn their wrecked aircraft, the crew of NF920 were interned by Swedish authorities for several weeks before being repatriated to the UK.
Easy Elsie, however, wasn’t so lucky. The wreck of Lancaster NF920 was destined to lie where she came to rest in the marshes of northern Sweden that fateful night in 1944. Her remains are still there today, more than seven decades after Operation Obviate was prosecuted. The years have not been kind to her. Though the tough northern weather has conspired to fade her national markings, Easy Elsie’s green/brown camouflage and black-painted undersides remain visible. It’s souvenir hunters that have done the most damage. As a result, what was once a substantial wreck (rather like this B-17 Flying Fortress in Papua New Guinea) has been reduced to a substantial pile of torn and twisted metal. Some of her parts have even surfaced on eBay.
Despite her deteriorating condition, Easy Elsie likely remains the most impressive Avro Lancaster bomber wreck in Europe (perhaps with the exception of various ditched aircraft). She also fared better than the battleship Tirpitz, which survived Operation Obviate when none of the 32 bombs dropped hit their target, but was finally sunk two weeks later during Operation Catechism – the last of nine attempts to destroy the feared Bismarck-class warship.
Today, the wreck of Lancaster NF920 Easy Elsie can be visited thanks to a wooden catwalk across the swampy ground. A signpost bearing the inscription “2 Lancastern” points the way. How long it survives, however, remains uncertain, as those visitors intent on taking a piece of the bomber with them slowly reduce her to nothing. The final word goes to a Facebook page simply titled Bring Easy Elsie back home to the UK. Though it hasn’t been updated since 2015, the 6,016-strong group’s mission is (or was) clear: “We are trying to repatriate the wreckage of 617 squadron’s (the Dambusters) last remaining Lancaster bomber – “Easy Elsie” from a swamp in Sweden.”