Tailgunner617

На Пикабу
поставил 4 плюса и 4 минуса
130 рейтинг 1 подписчик 2 подписки 4 поста 0 в горячем

Проблемы с первой печатью Kingroon kp3s

добрый день, прошу совета

Приобрел аппарат Kingroon  kp3s,  собрал, откалибровал стол.

Не могу установить оптимальную температуру стола  для печати  PLA пластиком -  первый слой печати срывает со стола.

Первая печать PLA из  STL-файлов, размешенных  на флеш-карте  которая шла вместе с принтером. прошла в целом нормально, хотя стол начал остывать где на 5-6 слое печати.

а вот далее прблемы с нагревом стола только усилились при печат PLA- пластиком любой STL модели модели, сразу происходит срыв первого слоя со стола (слой тупо не липнет к столу).

температурный режим в пределах от 60 до 100 градусов  приводит к сильному нагреву при  температурном режиме  ниже 60 градусов стол практически не нагревается.

Настройки печати сммотрел через CURA.

Прошу сильно тапками не кидаться - это первый аппарат.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая

Печальная история конвоя PQ17 широко известна.

Тогда, по мнению командира эскорта Капитана 2 ранга Джек Брума из-за плохо организованного взаимодействия между береговым командованием и непосредственно командованием сопровождения конвоя, нашли свой конец в холодных водах Атлантики 24 судна ставших жертвами серых волков адмирала Деница.


В похожую ситуацию попал  конвой OH(s)-92 отправленный из Англии в северную Америку


Это был так называемый OHS (Outbound North Slow) - «медленный» конвой, составленный из судов способных развивать скорость до 9 узлов и двигавшейся придерживаясь маршрута Великого круга - самой прямой линии через Северную Атлантику.
Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Очередной конвой  в море

Bury», «Gleaves» and «Ingham» leading Tankers to the west. «Бери» Гливз» и «Ингхэм» танкеры ведут на запад.

6 мая 1942 года конвой в составе 41 торгового судна, отбыл из Ливерпуля, чтобы 7 мая присоединиться к атлантической эскортной крупе А-3 состоящей из эсминца США «Гливз» (USS «Gleaves») катера береговой охраны «Ингхэм» (USCGC Ingham) 4 корветов канадских ВМС (Royal Canadian Navy): «Алгома» (HMSC «Algoma»), «Арвида» (HMSC «Arvida»), «Биттерсвеет» (HMSC «Bittersweet») и «Шедьяк» (HMSC «Shediac»). Так же в составе эскорта находилось британское спасательное судно «Берри» (SS Bury).

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Эсминец США "Гливз"

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Катер береговой охраны США  «Ингхэм»

And upon the north atlantic Lies the silence of the seas.

Над северной Атлантикой лежала морская тишина пока 11 мая, «Бери» оборудованном  высокочастотной пеленгаторной станцией типа HF/DF DF («Huff-Duff") не был установлен контакт с неизвестной субмариной.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Спасательное судно "Бери"

In their own track came the wolfpack. По их следам крадется волчья стая.


Вероятно, это была одна из лодок, входившая в состав так называемой «волчьей стаи» «Щука» (Wolfpack «Hecht») – группы субмарин, собранной для скоординированной атаки на торговые конвои союзников.

Эта «волчья стая» действовала к востоку от Исландии с 27 января по 4 февраля 1942 года. И помимо U-569 включала еще 8 субмарин: U-404, U-94, U-124, U-406, U-590, U-578, U-96, U-116.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

подводная лодка U94

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

изображение  U-124

Gleaves» led the conwoy into the hornes’t nest. «Гливз» ведет конвой в осиное гнездо.

Информация, поступившая с «Бери», поставила старшего эскорт-офицера конвоя (Senior Officer Escort - SOE) Дж Б. Хеффернана (J.B. Heffernan) находившегося на эсминце «Гливз» перед дилеммой.


Руководствуясь информацией, полученной с «Бери» он должен был отдать приказ об отделении высокоскоростных судов эскорта от конвоя для «отработки» каждого контакта, информация о котором поступала с «Бери» а судам конвоя начать маневрировать. Однако в таком случае оборона конвоя резко снижалась.


Но помимо этого SOE не имел возможности, точно проверить информацию, поступившую с «Бери» и вот почему:


Пеленгаторные станции типа HF/DF подобно той, что была установлена на «Бери» являлись частью системы союзников в обнаружении немецких подводных лодок.


Система позволяла определять расстояние по пеленгу от радиосигнала, исходившего от субмарины, которая, всплыв, обменивалась радиосообщениями с берегом или другим субмаринам для координации действий.


Пеленги, полученные судовой станцией направлялись в сеть береговых радиопеленгаторных станций распложенных на американском берегу, а также на Британских островах.


На основе этих данных, специалисты наносили на карту место и курс немецкой лодки, находящейся в Атлантике, после чего информации отправлялась судам в море.


Однако в связи с тем, что расстояния, необходимые для определения местоположения лодок от береговых станций радиопеленгации, были огромными, а точность судовой радиопеленгации была относительно неэффективной, определения местоположения таким методом не были особенно точными


кроме «Бери» подобным оборудованием в составе эскортной  группы сопровождавшей OH-92  не было оснащено не одно судно.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

стания Huff-Duff"

Только на корвете «Битттерсвит» был установлен 10-сантиметровый радар типа 271.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Корвет «Биттерсвеет»

Таким образом, не став принимать во внимание спорные с его точки зрения, отчеты «Бери» о контактах, SOE принял решение следовать стандартной схеме сопровождения конвоев принятой в ВМС США.


Эсминцы Гливз и «Инхэм» выдвинулись впереди походного ордера конвоя с целью «расчистить» путь и до раннего утра 12 мая следовали за контактом на севере, (вероятно, это была U-569) проведя серию атак глубинными бомбами.


U-569 makes the contact and lead them. U-569 контакт установила, и следует за ним.


Вскоре после установления первого контакта корветы эскортной группы заняли позиции возле походного ордера OH-92 так как с «Бери» поступила информация, по крайней мере, еще о двух контактах.

Эта все та же U-569 навела на конвой еще U-94 и U-124, именно она была первой настигшей конвой.

Вскоре после полуночи U-124 выпустила торпеды по двум целям во внешнем ордере конвоя.


Это были 7065-тонное судно ПВО конвоя  Эмпайр Делл (CAM ship «Empire Dell») и британский угольщик «Ллановер» (SS «Llanover»), водоизмещением 4959 тонн.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

"Эмпайр Делл"

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

"Ллановер"

Капитан, 38 членов команды и 7 членов персонала ВВС с «Эмпайр Делл» были спасены, Корветом Шидьяк. Два члена экипажа пропали без вести.


Капитан, 39 членов экипажа и шесть стрелков были подобраны «Бери», сам сильно поврежденный угольщик добит артиллерийским огнем корвета Арвида.


At the crack of dawn the second day. На рассвете следующего дня…


Как только началась атака, SOE было принято решение развернуть «Гливз и «Ингхэм» и на высокой скорости вернуться назад к конвою, однако было поздно.


К тому времени, когда эскорт вернется, к конвою, будут торпедированы уже, пять кораблей, а "Бери" и "Шедьяк»  будут метаться меж тонушими судами проводя  спасательные работы.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Остальные корветы давали в наступившей ночи, залпы осветительными зарядами в надежде найти нападавших.

Ничего не было видно, и по мере того, как спасательные работы продолжались, ONS 92 продолжал свой путь, прикрытый только тремя канадскими корветами.


Следующий день, 12 мая, прошел для ON-92 и его эскорта немного лучше. «Гливс» «Инхэм» продвигались с флангов, конвоя, с целью удержать противника на расстоянии не дать подводным лодкам всплыть и атаковать конвой.


Но затем SOE чтобы помочь конвою оторваться от преследования,  приказал провести два больших поворота на юг, введя конвой в полосу в плохой погоды - прямо на курс U-94.

U-94 scores a kill in the dark. U-94 счет убийств, набирает во тьме.


В 03:40 ночи U-94 торпедировало 5,630 тонное Панамское торговое судно Кокл (Cocle) и Шведский 4471 тонный рудовоз Толкин (Tolken).


Оставшиеся в живых члены экипажа и артиллеристы торговца (судно было вооружено одним четырехдюймовым и четырьмя пулеметами) покинули судно в спасательных шлюпках и плотах после того, как радист послал сигнал бедствия, не получив ответа. Из 42 человек экипажа 38 было спасено «Бери».


А вот на рудовозе «Толкин» сдаваться без боя не захотели.


Несмотря на то, что после атаки большая часть команды судна осевшего на нос с тяжелым креном, но оставшегося на плаву, покинула корабль на спасательных шлюпках, капитан и несколько человек из артиллерийской команды остались на борту.


Когда всплывшая в темноте U-94 двинулась к шлюпкам, с борта поврежденного парохода по ней открыли огонь из пулеметов отогнав.


Капитан и 32 члена экипажа были подобраны с двух спасательных шлюпок британским спасательным судном «Bury».


Однако в 10.20 после очередного залпа с U-94 судно затонуло.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Рудовоз "Толкин"

Затем пришел черед британского угольщика «Батна» («Batna) водоизмещением 4399 тонн, который затонул, унеся с собой одного из своих 44 членов экипажа.


U- 124 sinking 4 in 2 approaches. U-124 четверых отправляет на дно, со второго захода.


Вскоре после этого U-124 совершила второй атаку на конвой, потопив пароход, «Моунт Парес» ("Mount Parnes") груженный углем и 5,389-тонный "Кристалес" (Crystales) перевозивший почту, основной груз и почти 100 пассажиров и экипажа.


Экипаж «Моунт Парес» из 27 человек и шесть британских артиллеристов (судно было вооружено одной 4-дюймовой пушкой) покинул корабль на спасательных шлюпках и плотах.


С «Кристалеса» корветом «Шедьяк» спасены 64 члена экипажа, семь артиллеристов и десять пассажиров. Позже он «добил» покинутое судно артиллерийским огнем.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

пароход, «Моунт Парес»

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

пароход "Кристалес"

Эти потопления положили конец потерям OH(s)-92, 13 мая из-за усилившегося шторма лодки потеряли контакт с конвоем.


21 мая уцелевшие суда добрались до места назначения Галифакс Новая Шотландия.


Папа Дениц мог быть доволен действиями своих подчиненных, за два дня на дно было отправлено семь судов без каких либо потерь среди атакующих.


Остался доволен результатом проделанной работы и Эскорт-офицер конвоя JB Heffernan

В своем отчете он прокомментировал, что иногда он «не знал, что происходит, как и коммодор конвоя», но предположил, что  «вероятно это нормальная ситуация». Тем не менее, эскортная группа A.3 была загружена работой на протяжении всего своего перехода, и далее офицер заключил: капитаны всех судов эскорта достойны награды


А вот со стороны британской стороны действия командования эскорта вызвали негодование.


Капитан спасательного судна «Бери» и коммодор конвоя резко критиковали поведение SOE.


Капитан «Бери» отметил, что действия Эскорта-офицера «вполне могли внести большой вклад в потерю ценных жизней и кораблей».

Коммодор, в свою очередь, лаконично заключил, что «Гливза» когда атаковали ONS-92 никогда не было рядом.


Слабым утешением для Британцев может являться то, что из отметившихся в атаке на конвой OH-92 субмарин не одна не пережила войну.


28 августа 1942 года от глубинных бомб американской «Каталины» и тарана канадского корвета «Оаквиль» (HMCS «Oakville), в Карибском море ушла на дно U-94. 26 членов экипажа, включая командира, попали в плен.


Тяжело поврежденная U-549 затоплена экипажем в мае 1943 года после атаки глубинными бомбами Авенжеров (Grumman Avenger) с эскортного авианосца «Боуг» (USS Bogue).


U-124 погибла 2 апреля 1943 года в Северной Атлантике при попытке атаковать охраняемый конвой OS-45. Потоплена британскими корветом «Стоункроп» (HMS «Stonecrop») и шлюпом «Блэк Сван» (HMS «Black Swan»). Все 53 члена экипажа погибли вместе со своей лодкой.

Показать полностью 14

Продолжение поста «Один из не вернувшихся»

Продолжаю историю  бобмардировщика Авро-Ланкастер KN920  "Easy Elsie" совершившего аварийную пасадку на болото в Швеции  в октябре 1944 года после атаки на ликор "Тирпиц"

изображение однотипного самолета 617 эскадрилий "Разрушители плотин"

Продолжение поста «Один из не вернувшихся» Самолет, Вторая мировая война, Ответ на пост, Длиннопост

фотографии того что от  "Easy Elsie  осталось в наши дни"

Продолжение поста «Один из не вернувшихся» Самолет, Вторая мировая война, Ответ на пост, Длиннопост

один из хвостовых килей

Продолжение поста «Один из не вернувшихся» Самолет, Вторая мировая война, Ответ на пост, Длиннопост

части фюзеляжа

Продолжение поста «Один из не вернувшихся» Самолет, Вторая мировая война, Ответ на пост, Длиннопост
Продолжение поста «Один из не вернувшихся» Самолет, Вторая мировая война, Ответ на пост, Длиннопост

остатки  опознавательных знаков

Продолжение поста «Один из не вернувшихся» Самолет, Вторая мировая война, Ответ на пост, Длиннопост

место посадки в 1944 году

Продолжение поста «Один из не вернувшихся» Самолет, Вторая мировая война, Ответ на пост, Длиннопост

место посадки в наши дни

Продолжение поста «Один из не вернувшихся» Самолет, Вторая мировая война, Ответ на пост, Длиннопост
Показать полностью 8

Один из не вернувшихся

29 октября 1944 года звено из 37 бомбардировщиков из 9-й и 617 эскадрилий вылетели с базы Королевских ВВС (RAF) в Лоссимуте – Шотландия (Lossiemouth) расположенного на скалистом побережье залива Мори-Ферт («Moray Firth»).

Среди них был и NF920, Ланкастер (Lancaster) BIII носящий код КС-Е, для ее экипажа известный как «Easy Elsie».

Их целью был могучий линкор «Тирпиц» (Tirpitz») - гордость имперского германского флота.

Величественные линкоры второй мировой войны олицетворяли собой боевой дух нации, и потерять их означало катастрофу, как на фронте, так и в тылу.

Его корабль-близнец Бисмарк («Bismarck») затонул в мае 1941 года вследствие боевых повреждений в Северной Атлантике.

Задача потопить «Тирпиц» была поставлена экипажем бомбардировочных команд Королевских ВВС, в ряде миссий заставивших работать знаменитые Авро-Ланкастеры (Avro-Lancaster) на пределе своих возможностей.

Вооруженные восьмью пятнадцати дюймовыми орудиями, восьмисот тонные линкоры класса «Бисмарк» («Bismarck) совместно с подводными лодками и другими судами терроризировали атлантические торговые конвои в течение раннего периода войны.

Обезвредить их стало приоритетной задачей для союзных сил и когда «Бисмарк» ушел с пути, внимание обратили, на его корабль-близнец Тирпиц.

В результате первого бомбардировочного рейда Королевские ВВС, - операции «Приговор» («Paravane») 15 Сентября 1944 года не смогли потопить германский линкор. Однако союзному командованию было неизвестно, что нанесенные повреждения, вынудили ВМС Германии списать «Тирпитц» как не пригодный к плаванию корабль. Вместо этого после заделки корпуса, его отправили в качестве неподвижной плавучей батареи на случай вторжения союзных войск в оккупированную Норвегию.

После рейда «Тирпиц» был отбуксирован в Норвежский фьорд около города Тромсе (Tromsø) и ошвартован около острова Håkøya.

Зафиксировав это месторасположение, командование бомбардировщиков спланировало следующий рейд, операцию «Избавление», («Obviate») что бы раз и навсегда отправить корабль на дно фьорда. Однако для Ланкастеров RAF в стандартной модификации, Тромсе находился в недосягаемости и главные изменения были нацелены, что бы достичь его.

Вариант с установкой дополнительных топливных баков в бомбовые отсеки Ланкастеров не подходил, так как требовалось место для 12,000 фунтовой бомбы «Верзила («Tallboy») для потопления «Тирпица.

Вместо этого внутри фюзеляжей Ланкастеров были установлены топливные баки от меньшего бомбардировщика «Виккерс Веллингтон» («Vickers Wellington») позволив самолету вместить 2,406 галлонов топлива, сделав, однако тесные кабины еще более клаустрофобными.

Еще одной проблемой для Ланкастеров избыток веса в две тонны. Что бы справиться с этим, наземными службами, снималось различное оборонительное вооружение, включая верхнюю орудийную турель и тяжело бронированные части обшивки.

В то время как они работали, командир эскадрильи (Wing Commander) Джеймс «Вилли» Тэйт, офицер 617-й эскадрильи (сформированой в 1943 году для знаменитых рейдов Разрушителей Дамб («Dambusters») в ходе операции «Порка» («Chastise) продолжил запрашивать более мощные двигатели «Роллс-ройс Мерлин» («Rolls-Royce Merlin») из других 5 групп Ланкастеров для установки на специально модернизированные для операции самолеты.

Поскольку над целью начал рассеивается облачный покров, 37 Ланкастеров покинули свою базу в Ланкашире, направившись в Лоссимут (Lossiemouth).

В одном из самолетов с номером 463 эскадрильи RAAF (Королевские ВВС Австралии) находилась съемочная группа.

После того как Ланкастеры прибыли на передовую оперативную базу в северной Шотландии, которая находилась едва на приделе дистанции до Тромсе, были сделаны финальные приготовления для секретной миссии названной операция «Избавление» (Obviate»).

В первых утренних часах 29 Октября 1944 года, 148 «Мерлинов» взревели, нарушив покой «Мори-Ферт», бомбардировочные силы получили столько топлива, что бы преодолеть 2500 миль туда и обратно.

Среди них был и МК.111 Lancaster с серийным номером NF920, прозванный «Easy Elsie».

Разведчики Де Хэвилленд «Москито» («De Havilland Mosquito») уже «прогулялись» до цели доложив о хорошей погоде.

Ланкастеры летели низко над землей, используя Скандинавские горы как щит против радарных станций вокруг Тромсе. Однако когда бомбардировщики уже мчались над своими целями, ветер переменился, и над Линкором всего за несколько секунд до атаки образовалась облачность.

Ланкастеры были вынуждены бомбить вслепую. Линкор был тяжело защищен с земли и корабельными батареями, Когда «Easy Elsie» выполнял бомбометание, его подбили зенитным огнем.

Потеряв один из двигателей и не в состоянии увидеть цель сквозь облака, 29-летний австралийский пилот Даниэл Вильям «Билл» Кэрри развернул свой Ланкастер, чтобы повторить опасный маневр снова. Кэрри и члены его экипажа как полагают, совершили целых шесть заходов на цель, прежде чем отправить свой Tallboy на несчастный корабль внизу.

Но возвращаясь, домой «Easy Elsie» была снова поражена зенитным огнем. На данном этапе Ланкастер NF920 уже летел на двух двигателях и не смог бы вернуться в Шотландию.

Билл Кэрри взял курс на нейтральную Швецию и аварийно посадил «Easy Elsie» на болото около маленькой коммуны Porjus на севере страны.

За исключением вывихнутого каленного сустава у самого Кэрри, остальной экипаж остался невредим.

После неудачной попытки сжечь разбитый самолет, экипаж NF920 был на несколько недель интернирован шведским властями, прежде чем его репатриировали на родину в Британию.

«Easy Elsie», не так повезло. С той роковой ночи 1944 года потерпевшему крушению Ланкастеру NF920, суждено было лежать, в месте упокоения в болоте на севере Швеции.

Ее останки все еще там, больше семи десятилетий спустя после выполнения операции «Obviate».

Годы не были добры к нему. Хотя жестокая северная погода напрочь скрыла ее национальные обозначения, видны зелено-коричневый камуфляж и черные останки днища.

В результате, то, что было когда-то важным местом крушения как B-17 » «Летающая крепость» (B-17 «Flying Fortress») в Папуа Новая Гвинея стало грудой изорванного и искореженного металла.

Некоторые ее части даже «всплыли» на «EBay». Несмотря на ухудшающееся состояние «Easy Elsie» остается самым впечатляющим местом крушения бомбардировщика Avro Lancaster в Европе (за исключением различных угробленных самолетов).

Ему также повезло больше чем линкору «Тирпиц», который выжил в операции «Избавление», когда ни одна из 32 бомб не попала по цели, но, в конце концов, был потоплен спустя 2 недели в ходе операции Катехезис» («Catechism») последней из девяти попыток уничтожения внушающего страх линкора класса «Бисмарк».

Сегодня место крушения Lancaster NF920 «Easy Elsie» можно посетить благодаря двум деревянным помостам посреди болотистой земли. Указательный столб с надписью «2 Ланкастерские» точки укажет путь.

Однако остается неясным как долго он выживет, так некоторые визитеры намеренно забирают куски бомбардировщика, чем медленно превращают его в ничто. Последние слова на странице в «Фейсбуке» просты, «верните «Easy Elsie» домой в Британию». Хотя она и не обновлялась с 2015 года, цель 6,016 членов группы ясна: Мы пытаемся репатриировать обломки последнего оставшегося бомбардировщика “Ланкастер” 617 – й эскадрильи (Разрушители плотин) Easy Elsie - из болота в Швеции


Оригинальный текст (взят из источника Urban Ghost media):



On October 29, 1944, a force of 37 Avro Lancaster bombers from Nos. 9 and 617 squadrons took off from RAF Lossiemouth on Scotland’s rugged Moray Firth. Among them was NF920, a Lancaster B.III wearing the code KC-E, known to her crew as Easy Elsie. Her target was the mighty Bismarck-class battleship Tirpitz, the pride of the Imperial German Navy.

The great battleships of World War Two carried with them the morale of a nation, and losing them would prove catastrophic not just militarily but on the home front too. Her sister ship Bismarck had been scuttled in May 1941 following battle damage in the North Atlantic. The task of sinking Tirpitz went to the crews of RAF Bomber Command, in a series of missions that would force the famous Avro Lancaster to operate at the very limits of its capabilities.

Armed with eight 15 inch guns, the 800 ft-long Bismarck-class battleships, together with U-boats and other Germany naval vessels, had terrorised Atlantic merchant convoys during the early years of the war. Crippling them became a top priority for Allied forces and with Bismarck out the way, attention was turned to her sister ship Tirpitz.

The RAF’s first bombing raid (Operation Paravane – September 15, 1944) failed to sink Germany’s prized battleship. But unbeknownst to Allied mission planners, the damage was extensive enough to convince the Imperial German Navy to write-off Tirpitz as a seaworthy vessel. Instead they chose to patch up her damaged hull and press her back into service as a static, floating gun battery in the event of an Allied invasion of occupied Norway.

After the raid, Tirpitz had been towed to the Norwegian fjord city of Tromsø and moored off Håkøya Island. With its location fixed, Bomber Command set about planning its follow-up raid, Operation Obviate, in a bid to banish the ship to the bottom of the fjord once and for all. But Tromsø was just out of range for the RAF Lancasters in their standard configurations, and major modifications were needed to get them there.

Fitting extra fuel tanks in the Lancasters’ bomb bays wasn’t an option since the space was needed for the 12,000 lb Tallboy bomb required to sink Tirpitz. Instead, fuel tanks from smaller Wellington bombers were fitted inside the Lancs’ fuselages, giving aircraft a capacity of 2,406 gallons but making their cramped cabins all the more claustrophobic.

Another problem was that the Lancasters were now two tons overweight. To counter this, ground crews set about removing various defensive equipment, including the mid-upper gun turret and articles of heavy armour plating. While they worked in earnest, Wing Commander James “Willie” Tait, officer commanding 617 Squadron (which had formed in 1943 for the famous ‘Dambusters’ raid Operation Chastise), began requisitioning more powerful Rolls-Royce Merlin engines from other 5 Group Lancasters to be fitted to the specially-modified aircraft earmarked for the operation.

As cloud cover began to clear over the target, 37 Avro Lancasters left their bases in Lincolnshire bound for RAF Lossiemouth. One of the aircraft, drawn from No. 463 Squadron RAAF, carried a film unit. Once the Lancs arrived at their forward operating base in northern Scotland, which put them barely within range of Tromsø, final preparations were made for the top secret mission codenamed Operation Obviate.

Just after 1am on the morning of October 29, 1944, 148 Merlin engines roared to life, shattering the peaceful calm of the Moray Firth as the bomber force got airborne, each one carrying just enough fuel to complete the 2250 mile round-trip. Among them was the Mk.111 Lancaster, serial number NF920, nicknamed Easy Elsie.

A de Havilland Mosquito reconnaissance aircraft had already swept the target and confirmed the weather was good. Operation Obviate was on as the Lancasters flew low inland, using the Scandinavian mountains as a shield against the radar stations around Tromsø. But as the RAF bombers raced against the elements to their target, the wind changed and cloud cover obscured Tirpitz just seconds before they ran in. The Lancasters were forced to bomb blind.

The battleship was heavily defended by land and ship-based gun batteries and Lancaster KC-E Easy Elsie was hit by flak as she made her bombing run. Having lost an engine and unable to see the target through the cloud, 26-year-old Australian pilot Flying Officer Daniel William “Bill” Carey eased his mighty Lancaster round to repeat the hazardous move a second time. Carey and his crew are understood to have made as many as six bombing runs before releasing their Tallboy earthquake bomb on the unfortunate ship below. But as Easy Elsie turned for home, the Lancaster was struck by flak once again.

By this stage Lancaster NF920 was flying on two engines and couldn’t have made it back to Scotland. Bill Carey set course for neutral Sweden and crash-landed Easy Elsie in marshland near the small community of Porjus, in the north of the country. Apart from a dislocated knee suffered by Carey himself, the entire crew survived unscathed. After an unsuccessful attempt to burn their wrecked aircraft, the crew of NF920 were interned by Swedish authorities for several weeks before being repatriated to the UK.

Easy Elsie, however, wasn’t so lucky. The wreck of Lancaster NF920 was destined to lie where she came to rest in the marshes of northern Sweden that fateful night in 1944. Her remains are still there today, more than seven decades after Operation Obviate was prosecuted. The years have not been kind to her. Though the tough northern weather has conspired to fade her national markings, Easy Elsie’s green/brown camouflage and black-painted undersides remain visible. It’s souvenir hunters that have done the most damage. As a result, what was once a substantial wreck (rather like this B-17 Flying Fortress in Papua New Guinea) has been reduced to a substantial pile of torn and twisted metal. Some of her parts have even surfaced on eBay.

Despite her deteriorating condition, Easy Elsie likely remains the most impressive Avro Lancaster bomber wreck in Europe (perhaps with the exception of various ditched aircraft). She also fared better than the battleship Tirpitz, which survived Operation Obviate when none of the 32 bombs dropped hit their target, but was finally sunk two weeks later during Operation Catechism – the last of nine attempts to destroy the feared Bismarck-class warship.

Today, the wreck of Lancaster NF920 Easy Elsie can be visited thanks to a wooden catwalk across the swampy ground. A signpost bearing the inscription “2 Lancastern” points the way. How long it survives, however, remains uncertain, as those visitors intent on taking a piece of the bomber with them slowly reduce her to nothing. The final word goes to a Facebook page simply titled Bring Easy Elsie back home to the UK. Though it hasn’t been updated since 2015, the 6,016-strong group’s mission is (or was) clear: “We are trying to repatriate the wreckage of 617 squadron’s (the Dambusters) last remaining Lancaster bomber – “Easy Elsie” from a swamp in Sweden.”



Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!