Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая

Печальная история конвоя PQ17 широко известна.

Тогда, по мнению командира эскорта Капитана 2 ранга Джек Брума из-за плохо организованного взаимодействия между береговым командованием и непосредственно командованием сопровождения конвоя, нашли свой конец в холодных водах Атлантики 24 судна ставших жертвами серых волков адмирала Деница.


В похожую ситуацию попал  конвой OH(s)-92 отправленный из Англии в северную Америку


Это был так называемый OHS (Outbound North Slow) - «медленный» конвой, составленный из судов способных развивать скорость до 9 узлов и двигавшейся придерживаясь маршрута Великого круга - самой прямой линии через Северную Атлантику.
Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Очередной конвой  в море

Bury», «Gleaves» and «Ingham» leading Tankers to the west. «Бери» Гливз» и «Ингхэм» танкеры ведут на запад.

6 мая 1942 года конвой в составе 41 торгового судна, отбыл из Ливерпуля, чтобы 7 мая присоединиться к атлантической эскортной крупе А-3 состоящей из эсминца США «Гливз» (USS «Gleaves») катера береговой охраны «Ингхэм» (USCGC Ingham) 4 корветов канадских ВМС (Royal Canadian Navy): «Алгома» (HMSC «Algoma»), «Арвида» (HMSC «Arvida»), «Биттерсвеет» (HMSC «Bittersweet») и «Шедьяк» (HMSC «Shediac»). Так же в составе эскорта находилось британское спасательное судно «Берри» (SS Bury).

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Эсминец США "Гливз"

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Катер береговой охраны США  «Ингхэм»

And upon the north atlantic Lies the silence of the seas.

Над северной Атлантикой лежала морская тишина пока 11 мая, «Бери» оборудованном  высокочастотной пеленгаторной станцией типа HF/DF DF («Huff-Duff") не был установлен контакт с неизвестной субмариной.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Спасательное судно "Бери"

In their own track came the wolfpack. По их следам крадется волчья стая.


Вероятно, это была одна из лодок, входившая в состав так называемой «волчьей стаи» «Щука» (Wolfpack «Hecht») – группы субмарин, собранной для скоординированной атаки на торговые конвои союзников.

Эта «волчья стая» действовала к востоку от Исландии с 27 января по 4 февраля 1942 года. И помимо U-569 включала еще 8 субмарин: U-404, U-94, U-124, U-406, U-590, U-578, U-96, U-116.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

подводная лодка U94

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

изображение  U-124

Gleaves» led the conwoy into the hornes’t nest. «Гливз» ведет конвой в осиное гнездо.

Информация, поступившая с «Бери», поставила старшего эскорт-офицера конвоя (Senior Officer Escort - SOE) Дж Б. Хеффернана (J.B. Heffernan) находившегося на эсминце «Гливз» перед дилеммой.


Руководствуясь информацией, полученной с «Бери» он должен был отдать приказ об отделении высокоскоростных судов эскорта от конвоя для «отработки» каждого контакта, информация о котором поступала с «Бери» а судам конвоя начать маневрировать. Однако в таком случае оборона конвоя резко снижалась.


Но помимо этого SOE не имел возможности, точно проверить информацию, поступившую с «Бери» и вот почему:


Пеленгаторные станции типа HF/DF подобно той, что была установлена на «Бери» являлись частью системы союзников в обнаружении немецких подводных лодок.


Система позволяла определять расстояние по пеленгу от радиосигнала, исходившего от субмарины, которая, всплыв, обменивалась радиосообщениями с берегом или другим субмаринам для координации действий.


Пеленги, полученные судовой станцией направлялись в сеть береговых радиопеленгаторных станций распложенных на американском берегу, а также на Британских островах.


На основе этих данных, специалисты наносили на карту место и курс немецкой лодки, находящейся в Атлантике, после чего информации отправлялась судам в море.


Однако в связи с тем, что расстояния, необходимые для определения местоположения лодок от береговых станций радиопеленгации, были огромными, а точность судовой радиопеленгации была относительно неэффективной, определения местоположения таким методом не были особенно точными


кроме «Бери» подобным оборудованием в составе эскортной  группы сопровождавшей OH-92  не было оснащено не одно судно.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

стания Huff-Duff"

Только на корвете «Битттерсвит» был установлен 10-сантиметровый радар типа 271.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Корвет «Биттерсвеет»

Таким образом, не став принимать во внимание спорные с его точки зрения, отчеты «Бери» о контактах, SOE принял решение следовать стандартной схеме сопровождения конвоев принятой в ВМС США.


Эсминцы Гливз и «Инхэм» выдвинулись впереди походного ордера конвоя с целью «расчистить» путь и до раннего утра 12 мая следовали за контактом на севере, (вероятно, это была U-569) проведя серию атак глубинными бомбами.


U-569 makes the contact and lead them. U-569 контакт установила, и следует за ним.


Вскоре после установления первого контакта корветы эскортной группы заняли позиции возле походного ордера OH-92 так как с «Бери» поступила информация, по крайней мере, еще о двух контактах.

Эта все та же U-569 навела на конвой еще U-94 и U-124, именно она была первой настигшей конвой.

Вскоре после полуночи U-124 выпустила торпеды по двум целям во внешнем ордере конвоя.


Это были 7065-тонное судно ПВО конвоя  Эмпайр Делл (CAM ship «Empire Dell») и британский угольщик «Ллановер» (SS «Llanover»), водоизмещением 4959 тонн.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

"Эмпайр Делл"

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

"Ллановер"

Капитан, 38 членов команды и 7 членов персонала ВВС с «Эмпайр Делл» были спасены, Корветом Шидьяк. Два члена экипажа пропали без вести.


Капитан, 39 членов экипажа и шесть стрелков были подобраны «Бери», сам сильно поврежденный угольщик добит артиллерийским огнем корвета Арвида.


At the crack of dawn the second day. На рассвете следующего дня…


Как только началась атака, SOE было принято решение развернуть «Гливз и «Ингхэм» и на высокой скорости вернуться назад к конвою, однако было поздно.


К тому времени, когда эскорт вернется, к конвою, будут торпедированы уже, пять кораблей, а "Бери" и "Шедьяк»  будут метаться меж тонушими судами проводя  спасательные работы.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Остальные корветы давали в наступившей ночи, залпы осветительными зарядами в надежде найти нападавших.

Ничего не было видно, и по мере того, как спасательные работы продолжались, ONS 92 продолжал свой путь, прикрытый только тремя канадскими корветами.


Следующий день, 12 мая, прошел для ON-92 и его эскорта немного лучше. «Гливс» «Инхэм» продвигались с флангов, конвоя, с целью удержать противника на расстоянии не дать подводным лодкам всплыть и атаковать конвой.


Но затем SOE чтобы помочь конвою оторваться от преследования,  приказал провести два больших поворота на юг, введя конвой в полосу в плохой погоды - прямо на курс U-94.

U-94 scores a kill in the dark. U-94 счет убийств, набирает во тьме.


В 03:40 ночи U-94 торпедировало 5,630 тонное Панамское торговое судно Кокл (Cocle) и Шведский 4471 тонный рудовоз Толкин (Tolken).


Оставшиеся в живых члены экипажа и артиллеристы торговца (судно было вооружено одним четырехдюймовым и четырьмя пулеметами) покинули судно в спасательных шлюпках и плотах после того, как радист послал сигнал бедствия, не получив ответа. Из 42 человек экипажа 38 было спасено «Бери».


А вот на рудовозе «Толкин» сдаваться без боя не захотели.


Несмотря на то, что после атаки большая часть команды судна осевшего на нос с тяжелым креном, но оставшегося на плаву, покинула корабль на спасательных шлюпках, капитан и несколько человек из артиллерийской команды остались на борту.


Когда всплывшая в темноте U-94 двинулась к шлюпкам, с борта поврежденного парохода по ней открыли огонь из пулеметов отогнав.


Капитан и 32 члена экипажа были подобраны с двух спасательных шлюпок британским спасательным судном «Bury».


Однако в 10.20 после очередного залпа с U-94 судно затонуло.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

Рудовоз "Толкин"

Затем пришел черед британского угольщика «Батна» («Batna) водоизмещением 4399 тонн, который затонул, унеся с собой одного из своих 44 членов экипажа.


U- 124 sinking 4 in 2 approaches. U-124 четверых отправляет на дно, со второго захода.


Вскоре после этого U-124 совершила второй атаку на конвой, потопив пароход, «Моунт Парес» ("Mount Parnes") груженный углем и 5,389-тонный "Кристалес" (Crystales) перевозивший почту, основной груз и почти 100 пассажиров и экипажа.


Экипаж «Моунт Парес» из 27 человек и шесть британских артиллеристов (судно было вооружено одной 4-дюймовой пушкой) покинул корабль на спасательных шлюпках и плотах.


С «Кристалеса» корветом «Шедьяк» спасены 64 члена экипажа, семь артиллеристов и десять пассажиров. Позже он «добил» покинутое судно артиллерийским огнем.

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

пароход, «Моунт Парес»

Wolfpack. По чьим следам крадётся волчья стая Вторая мировая война, Sabaton, Длиннопост

пароход "Кристалес"

Эти потопления положили конец потерям OH(s)-92, 13 мая из-за усилившегося шторма лодки потеряли контакт с конвоем.


21 мая уцелевшие суда добрались до места назначения Галифакс Новая Шотландия.


Папа Дениц мог быть доволен действиями своих подчиненных, за два дня на дно было отправлено семь судов без каких либо потерь среди атакующих.


Остался доволен результатом проделанной работы и Эскорт-офицер конвоя JB Heffernan

В своем отчете он прокомментировал, что иногда он «не знал, что происходит, как и коммодор конвоя», но предположил, что  «вероятно это нормальная ситуация». Тем не менее, эскортная группа A.3 была загружена работой на протяжении всего своего перехода, и далее офицер заключил: капитаны всех судов эскорта достойны награды


А вот со стороны британской стороны действия командования эскорта вызвали негодование.


Капитан спасательного судна «Бери» и коммодор конвоя резко критиковали поведение SOE.


Капитан «Бери» отметил, что действия Эскорта-офицера «вполне могли внести большой вклад в потерю ценных жизней и кораблей».

Коммодор, в свою очередь, лаконично заключил, что «Гливза» когда атаковали ONS-92 никогда не было рядом.


Слабым утешением для Британцев может являться то, что из отметившихся в атаке на конвой OH-92 субмарин не одна не пережила войну.


28 августа 1942 года от глубинных бомб американской «Каталины» и тарана канадского корвета «Оаквиль» (HMCS «Oakville), в Карибском море ушла на дно U-94. 26 членов экипажа, включая командира, попали в плен.


Тяжело поврежденная U-549 затоплена экипажем в мае 1943 года после атаки глубинными бомбами Авенжеров (Grumman Avenger) с эскортного авианосца «Боуг» (USS Bogue).


U-124 погибла 2 апреля 1943 года в Северной Атлантике при попытке атаковать охраняемый конвой OS-45. Потоплена британскими корветом «Стоункроп» (HMS «Stonecrop») и шлюпом «Блэк Сван» (HMS «Black Swan»). Все 53 члена экипажа погибли вместе со своей лодкой.