Stas.P

Пикабушник
поставил 17 плюсов и 0 минусов
171 рейтинг 1 подписчик 2 подписки 1 пост 1 в горячем

История про мошенников

Моя мать всю жизнь занималась финансами сама. Справлялась нормально. Завидных высот не достигла, но и ошибок серьёзных не допускала. Я особо не лез в её дела.

Сейчас она на пенсии по старости (ей 63 года), получает сумму в районе 14 тысяч рублей. Также она в данный момент проходит лечение от рака, и является инвалидом первой группы.

И так получилось, что 28 февраля 2024 года она попала под влияние телефонных мошенников.

В 9:47 ей позвонили с первого номера и сказали, что у неё заканчивается договор мобильной связи. Вроде бы в обычной ситуации всегда рассудительный и здравомыслящий человек, она пошла на поводу у мошенников. Повлиял на это возраст? Или это последствия препаратов? Сложно сказать. Факт в том, что это произошло - она попала под влияние мошенников. Под предлогом привязки телефона к порталу Госуслуг они просили предать код из смс для входа на портал. Но у неё был старый номер привязан к порталу, и почта неактуальная. Мошенники прервали разговор. Зайти на Госуслуги не получилось.

В 11:00 ей позвонили снова с другого телефона, тот же голос. Нашли уже информацию о ней: ФИО, номер паспорта. Подозреваю, видя, что человек ведётся на их разговоры, они не пожалели денег и купили данные о ней, где это делается у жуликов. Они спросили СНИЛС, и код из смс на новом номере, через который они говорили. Но зайти в Госуслуги также не получилось, так как привязка старого номера к кабинету никуда не делась. Они прервали разговор.

В 11:22 позвонили с московского номера, якобы с портала Госуслуг, и сказали, что в её учётную запись осуществлён вход с другого устройства. Мать рассказала, что общалась по поводу продления договора, на что ей ответили, что это злоумышленники, которые уже получили данные её документов с портала, и её запись в данный момент надо немедленно заблокировать. А также, что они передают данные об этом событии в полицию.

И сказали ещё, что на неё оформляют кредиты онлайн.

Они уже «очень помогли» матери: запись в Госуслугах заблокировали, в полицию сообщили. И последнее, что они могут сделать, это направить заявление в Министерство Финансов, чтобы те проверили, куда ушли данные, какие есть заявления на кредиты, отменили их, и в целом предоставили инструкции по решению данной ситуации. Она, конечно, согласилась на такую помощь.

Дальнейшее общение с мошенниками было через WhatsApp.

В 11:35 написали, представились в сообщении, на аватарке герб Министерства Финансов, подпись соответствующая. Сразу позвонили через аудиозвонок.

Это была девушка. Сказала, что она сотрудник Минфина, и что сейчас они будут проводить операцию по противодействию мошенникам. В данный момент уже берется кредит в банке ВТБ на имя матери. Надо срочно туда ехать, чтобы самостоятельно забрать этот кредит, и в дальнейшем полученные наличные деньги перевести на безопасный счёт. Перед входом в Банк мать должна им позвонить, чтобы получить инструкции, как действовать.

Общение было недолгим.

В 12:59 они продолжили общение уже через другой номер, также в WhatsApp.

Мошенница дала инструкции, как действовать в отделении банка ВТБ. Вести себя спокойно, не привлекать внимание, подмечать подозрительных лиц вокруг, следить за тем, как с ней общаются сотрудники банка, отвечать спокойно. Если скажут, что уже идёт оформление кредита, заявить в ответ, что это видимо сами сотрудники банка без её ведома решили оформить на неё кредит. То есть, не доверять никому, кроме «сотрудницы Минфина» в телефоне. И ещё сказали, что на время проведения данной процедуры «по спасению денег» это всё является строго конфиденциальной информацией, которую нельзя сообщать никому, даже самым близким родственникам. Психологи хорошие, нагрузили ей мозг капитально. Шансы, что она будет адекватно рассуждать, и хорошо всё сможет обдумать, стремятся к нулю.

В банке ВТБ ей выдали кредит 300 000 рублей наличными. Напомню. Пенсионер с доходом 14 тысяч в месяц, инвалид первой группы, проходящая лечение от рака. Позже, при прочтении мной договора, выяснилось, что сумма кредита была не 300 000 рублей, а 372 503 рубля. Банк ВТБ не сильно размышляя над вводными данными выдал кредит, добавил стандартную страховку от СОГАЗ в размере 5 900 рублей, а также добавил «Ваша низкая ставка» в размере 66 603 рубля. Это всё на 60 месяцев. Размер ежемесячных выплат на погашение кредита составил в этом случае 9 439 рублей.

Такой размер выплат, на такой срок, если учитывать вводные данные, это явно противоречит здравому смыслу, а возможно и закону. Я могу понять желание банка наживаться на чужой нужде — это суть банков. Но это уже перебор. Банк ВТБ, вам денег не хватает? Рекордных прибылей который год подряд, на фоне всего, что происходит в стране и в мире, уже недостаточно? Всё больше и больше людей залезают в долги, ради того, чтобы сводить концы с концами. А вам всё мало? Пенсионеру с пенсией 14 тысяч, инвалиду первой группы, кредит в 372 тысячи на пять лет. Серьёзно? Впрочем, я могу понять откуда берутся все эти сверхприбыли. В том числи и из вот таких кредитов. Очевидно, что при невозможности выплаты матерью этого кредита, он становится моей обязанность. Я уже это проходил, когда после смерти отца в 2021 году оплачивал его долги - отдавал кредиты, которые он набрал. Привет ПочтаБанку и Сбербанку.

Так вот. Выдал ВТБ наличные - 300 000 рублей. Выйдя из банка мать, в полной уверенности, что занимается спасением денег и борется с мошенниками, звонит снова этой якобы сотруднице Минфина, которая говорит, что эти деньги надо внести на безопасный счёт через банкомат Альфа-Банка, и что этот банк является партнёром Минфина в проведении таких операций. Мошенники даже вызвали такси для матери, чтобы она быстрее перемещалась по городу. Сервис на уровне.

Доехав до местного торгового центра, дальнейшие действия по внесению денег через банкомат Альфа-Банка она уже выполняла по инструкциям от мошенников, находясь на постоянной аудиосвязи с ними.

Представители Альфа-Банка, вот такой интересный вопрос. Моя мать не является клиентом Альфа-Банка. Внесение единовременно суммы в размере 300 тысяч рублей без подтверждения личности того, кто совершает операцию — это нормально? Вроде бы у нас запрещены операции без подтверждения личности на сумму более 15 тысяч рублей. Это как так получается? Вы понимаете, куда эти деньги ушли? Очевидно, что это либо российские уголовники, либо террористы с Украины. Таким образом получается, что вы способствуете финансированию преступников и террористов. Как вам такая мысль? Может не стоит наживаться на всём подряд? Как вы думаете, сколько техники и оружия было куплено на деньги с подобных переводов? И сколько наших ребят пострадало от этого оружия?

Эти же вопросы относятся и к остальным банкам, принимающим участие в подобных мошеннических схемах. Может быть, стоит как-то более ответственно подходить к данным вопросам. Я, конечно, не специалист, но подозреваю, что пресечь подобные схемы возможно. В случае с пенсионерами, например, то же поручительство. И нормальный запрет на перевод крупных сумм без идентификации личности. Хотя о чём я? Это же уменьшение сверхприбылей…

В общем, внесла моя мать 300 000 рублей наличными на «безопасный» счёт через банкомат Альфа-Банка.

После этого мошенница сообщила о том, что на имя матери берут кредит в Сбербанке. Вся история повторилась. Правда Сбербанк был более разборчив, и выдал на руки наличными лишь 49 300 рублей, общая сумма кредита 52 800 рублей на 2 года. Понятно, что разница — это страховка. Ежемесячный платёж 3 040 рублей. Опять же вопрос. Сумма не такая большая, но по всем вводным способна моя мать возвращать банку эту сумму? В течении двух лет? Если бы я был человек со стороны, то у меня возникли бы сомнения по поводу успешности данного мероприятия. Хотя опять же о чём это я? Сверхприбыли просто не берутся из ниоткуда. Либо она как-то насобирала бы данную сумму, либо я, на правах наследования отдал бы все её долги. Хорошо быть банком в современном мире, в отличие от пенсионера или обычного работяги.

Получив деньги на руки, мать под руководством мошенницы повторила историю с внесением наличных через тот же банкомат Альфа-Банка. В этот раз на другой счёт. Внесла всю сумму — 49 300 рублей.

После этого мошенница отправила её в третий банк — Хоум Банк (он же ООО «ХКФ Банк»). Там ей выдали кредит в размере 99 820 рублей. Но только выдавал кредит не Хоум Банк, а микрокредитная компания «Купи не копи» (ООО). Возникает ощущение, что это серьёзная организация? Нет? У меня тоже. Процент 51,90, срок 12 месяцев, платёж 11 024 рубля в месяц, две страховки, одна от «Совкомбанк страхование» (АО) на сумму 17 820 рублей, а вторая от ООО «Хоум Кредит Страхование» на 3 000 рублей. Удивительно, почему не три страховки? Хотя сарказм тут неуместен.

Был в этом банке и светлый момент. Когда-то давно моя мать была клиентом Хоум Банка, и со своей стороны не инициировала процедуру прекращения обслуживания в этом банке, и оказалось, что на момент получения кредита она уже является действующим клиентом банка. При попытке снять средства со счёта, операция была заблокирована, из-за того, что в момент оформления кредита был заменён номер телефона в контактных данных со старого на новый, актуальный, что автоматически вызвало подозрения у системы безопасности. Таким образом деньги не были сняты либо переведены. Это радует. В отличие от дальнейшего общения с данным учреждением по поводу полного закрытия этого кредита без нашего финансового участия в этом процессе.

Немного ранее, 23 февраля 2024 года моя мать получила дебетовую карту Тинькофф Банка. Я сам пользуюсь их дебетовой картой, и посчитал, что в этом нет ничего плохого. Однако, она не отказалась от кредитной карты, предложенной сотрудником банка. Это было ошибкой, и почти стало причиной потери ещё 45 тысяч рублей.

Вечером 28 февраля, потерпев неудачу, мошенница продолжила вести мою мать на пути «спасения» денег. Но было уже довольно поздно. Отделения банков закрывались. Мать поехала домой, где я её и повстречал. Видя её неадекватное поведение, я попытался с ней поговорить на эту тему. На что она мне ответила, что занята очень важным делом и не может разговаривать об этом даже со мной. Понаблюдав за ней, понял, что надо принимать меры. Она, находясь на постоянной связи через WhatsApp непонятно с кем, в приложении Тинькофф Банка пыталась перевести деньги с кредитной карты на дебетовую, а затем с дебетовой на какой-то чужой счёт.

Деньги из Тинькофф Банка переведены не были. В 19:28 общение с мошенниками было закончено. Я позвонил одному знающему человеку, который, оценив ситуацию. сказал немедленно прекратить разговор с ними. Далее он объяснил матери: что это мошенники, что мобильные операторы договоры так не продляют, с Госуслуг никто не звонит людям, и Минфин тоже не спасает деньги людей подобным образом. До неё начало доходить, что она наделала.

Сразу же я позвонил в Альфа-Банк. Сообщил данные из чеков, которые остались после внесения наличных через банкоматы. Сказал, что операции надо остановить, описал ситуацию. Сотрудница Альфа-Банка приняла заявку.

После этого мы поехали в отделение полиции для подачи заявления о мошенничестве.

Ожидая в отделении, я заблокировал карту в Хоум Банке через их приложение. Также успели по телефону пообщаться с Тинькофф Банком: перевели обратно деньги на кредитку, закрыли кредит, заблокировали все карты, заказали перевыпуск только дебетовой карты.

Написали заявление в полиции. На будущее памятка тем, кто читает эту невесёлую историю. Берите от них бумагу, что вы подали заявление. В банках пригодится. Мы не взяли. А на следующий день уже было поздно. Дело ушло в уголовный розыск, и отдел полиции, по их словам, на следующий день не может дать бумагу, подтверждающую, что мы подали заявление.

Вернувшись домой, я проверил данные во всех приложениях: банки, мобильная связь, Госуслуги. В последние мошенникам так и не удалось зайти, как и мне, так как у матери они были привязаны к древнему номеру телефона. Получается, я заново зарегистрировал её в Госуслугах, подтвердив личность через приложение Сбербанка. В 3 часа утра было принято решение поспать пару часов перед работой.

На следующий день, 29 февраля 2024 года, отпросившись с работы на пару часов, я с матерью доехал до местного отделения Альфа-Банка, чтобы удостовериться, что обращение о приостановке операции принято. Были мысли, что им понадобятся чеки, или наши разъяснения. Но сотрудникам на месте ничего из этого не было интересно. Сказали, что повторно подавать на месте заявление не имеет смысла. Ожидайте.

Заехали в МФЦ, чтобы разобраться с Госуслугами. Сотрудникам в МФЦ также не удалось объединить старую и новую учётную запись. Есть запись, в которую никак не зайти, и есть запись рабочая, подтверждённая через приложение Сбербанка. С Госуслугами разобрались, если можно так сказать.

Чуть позже пришло смс от Альфа-Банка с информацией, что есть решение по обращению. Позвонил в Альфа-Банк. Сказали, что в отмене операции нам отказано, можете обратиться в суд. Ну что сказать? Банк работает хорошо, быстро. Переводы уголовникам и террористам улетают стабильно и качественно. Молодцы. А может быть они и отменили операцию, а деньги оставили себе? Зачем возвращать их, если об этом никто не может узнать, так как система переводов закрыта для внешнего наблюдателя. В любом случае Альфа-Банк показал себя скверно в этой ситуации.

В этот день кроме основной работы, планирования действий, и разговоров со знающими людьми, больше свершений никаких не было. Единственное, что взял отгул на работе для того, чтобы кататься по банкам с матерью, и разгребать всё это.

1 марта 2024 года, первый день весны.

Первым делом был банк ВТБ. Описали ситуацию. Обрисовали наше видение. Нам убрали услугу «Ваша низкая ставка». Страховку убирали уже в офисе СОГАЗ позже в этот день. Написать претензию к банку ВТБ по поводу того, как они выдали кредит моей матери, учитывая все обстоятельства, пока не удалось, так как пока нет документа от полиции. Но он будет. Так что это впереди.

Далее заехали в Сбербанк. У них не работала система, но сотрудники были доброжелательны, готовы били пойти навстречу. И для рассмотрения нашей ситуации также требовалась бумага от полиции. Вернёмся позже.

После Сбербанка зашли в Альфа-Банк, чтобы оставить претензию по поводу сложившейся ситуации с переводами. В приёме претензии сотрудники отказали, сказали направлять письмо на почтовый адрес банка в Москве. Также отказали в письменном ответе на моё телефонное обращение. Сказали, что если к ним обратятся сотрудники полиции, то они что-то им предоставят. А обычный человек для них — это никто получается. Альфа-Банк — вы молодцы и профессионалы. Или нет?

Дальше поехали в Хоум Банк, где у нас приняли заявление о погашении кредита без нашего финансового участия, в связи со сложившейся ситуацией. Но также рассказали сказку про то, что это микрокредит, и поэтому страховку можно вернуть только после погашения кредита. Что меня ввело в заблуждение. Но мы уехали дальше, со своими мыслями.

Посетили СОГАЗ, отказались от страховки по кредиту в ВТБ. Всё прошло нормально.

Выйдя из СОГАЗа, было принято решение найти у нас в городе «Совкомбанк страхование». Мы его нашли. Но в офисе люди даже не были в курсе, что их организация страхует кредиты Хоум Банка. Однако, они были доброжелательны: дали номер телефона, по которому можно уточнить информацию, и дали расположиться за столом в их офисе. Хорошее место. И как вы думаете, что произошло? Звонили в «Совкомбанк страхование», но при переходе в голосовом меню в раздел страхования кредитов Хоум Банка, разговор был переведён на сотрудника в Хоум Банке. Вот это поворот! Там сказали, что от страхования можно отказать, как при обычном кредите. В офисе банка, либо перейдя по определённой ссылке в интернете. Вот скажите представители Хоум Банка, разве вы не хотите, чтобы у вас была нормальная организация и репутация? Зачем все эти схемы запутанные? Хотя о чём это я?

После этого заехали только в магазин ДНС, так как, по словам представителя Хоум Банка из телефона, в этом магазине есть сотрудник Хоум Банка. Одно обособленное отделение, и один сотрудник в магазине электроники. В нашем городе на этом всё. В магазине сотрудника не оказалось. По словам продавцов уже давно он перешёл в основной офис работать, и обратно не возвращался.

Решено было заканчивать с поездками и попробовать отказаться от страховки по ссылке в интернете.

Позже из дома проверил ссылку. Действительно там форма для заполнения отказа от страховки. Но её надо высылать почтой. Когда дойдёт? Когда рассмотрят? Одному Хоум Банку известно. Поэтому запланировали повторную поездку в отделение Хоум Банка.

2 марта 2024 года, суббота. Съездили в Хоум Банк. Опять через какие-то непонятные рассуждения сотрудницы банка всё-таки добились написания заявления на отказ от страховки. А вернее двух заявлений. Видимо одной страховки недостаточно для такой организации и для такого кредита.

Предстоит поход в Уголовный Розыск для получения бумаги о том, что ведётся следствие.

Будет претензия в Банк ВТБ. Вы хоть проверяйте немного, кому и какие кредиты даёте.

В Сбербанк обратимся повторно. Пока непонятно.

Альфа-Банк... Я даже не знаю, как это назвать.

Ждём ответа от Хоум Банка по всем трём заявкам. Впечатления от организации — как будто в цирк сходил. Но безопасники - молодцы.

Мошенники всех сортов — это гнилые люди. Хотя и не люди они.

Получен незабываемый опыт.

Пока на этом всё.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!