GregoryF1

Пикабушник
поставил 285 плюсов и 62 минуса
Награды:
10 лет на Пикабу
104 рейтинг 0 подписчиков 3 подписки 4 поста 0 в горячем

Как связана коррупция и турникеты в троллейбусах (длиннопост)

оригинал: http://maxkatz.livejournal.com/356833.html
(убрал кое-что, чтобы не разводить лишний срач. заинтересованные поймут).

Сегодня поговорим о том, как связана коррупция и плохая жизнь в городах. Главная проблема далеко не только в том, что 30% городских бюджетов распиливаются и уезжают в оффшоры и шубохранилища, есть намного более опасная история.

При формировании бюджетов и вообще происходящего в городах на первом месте стоит удобство для распиливания, а не улучшение города. Из-за этого деньги расходуются не с 70% эффективностью, как могло бы показаться, а с нулевой или даже отрицательной эффективностью.
Сильный пропагандистский аппарат, крайне низкий уровень экспертного сопротивления внутри системы и огромная терпеливость людей позволяет легко продать общественности, а затем реализовать вредные, но доходные для системы проекты под видом улучшений.
Эта проблема так явно видна, но именно она, а вовсе не разворовывания и низкие бюджеты, главная причина плохой жизни в наших городах.

Посмотрим на частный пример: турникеты в московском общественном транспорте. В 2002 году Мосгортранс столкнулся с проблемой избытка зайцев в автобусах, троллейбусах и трамваях. Это имело несколько причин: низкий штраф (всего 100 рублей при стоимости проезда в 12 рублей), редкие проверки контролёрами и низкие полномочия контролёров по взыманию штрафов.
Это проблема организационного характера. То есть должен прийти человек, менеджер, который придумает стратегию борьбы с зайцами и реализует её. Можно опереться на международный опыт (Москва совсем не первый город, который столкнулся с такой проблемой, и ничем не уникален), можно попробовать выработать решение самому и обсудить его с экспертами... для этого люди в мэрии и работают. Вводные для размышлений должны быть примерно такими:

Как сделать систему, удобную для пассажиров,
Как сделать её наиболее выгодной для города по соотношению затраты/эффект,
Как запустить её без серьезных помех для работы транспорта.

Что происходит в системе, которая больна коррупцией? Все участники системы управления начинают думать, как решить проблему, создав наиболее коррупционно ёмкие условия. Какие вводные в таком случае будут?

Система для этого должна быть необычной и ни на что не похожей,
Она должна быть дорогой в приобретении, установке и эксплуатации,
Её реальный экономический эффект должно быть трудно оценить,
Её должно быть легко пиарить.

Так вот, что бы получилось в первом случае? Были бы предприняты организационные меры, не требующие никаких затрат. Мэр города, который являлся тогда одним из лидеров партии, контролирующей и Госдуму, и Мосгордуму, должен был пролоббировать увеличение штрафов и полномочий контролёров, затем следовало бы построить систему работы контролёров и решить проблему зайцев.
Это не так просто, как тут написано, но это совершенно решаемая менеджерская задачка, особенно если ты контролируешь парламент (или если у тебя там адекватная оппозиция).

Что получается во втором случае?

Патентуется «изобретение»: турникет и автоматизированная система контроля проезда. Славная конструкция стоит примерно 330 тысяч рублей, то есть чтобы оборудовать ей весь городской транспорт нужно примерно 3 миллиарда 100 миллионов рублей (~100 миллионов долларов в тех ценах). Принимается решение установить его в весь транспорт в городе.
Ещё на всю эту штуку имеется патент, за который, по сообщениям счётной палаты, Москва платит «изобретателям» около 300 миллионов рублей в год.

Отчёт счётной палаты

Забавно, что в своём отчёте счётная палата указывает на рост количества безбилетников в результате использования турникетов. Об этом чуть позже поговорим.

Так вот, главная опасность коррупции в стране и главный её негативный эффект вовсе не в том, что они купили турникеты за 3 миллиарда, а могли бы купить за 2 миллиарда. Главная опасность в том, что они внедрили никому не нужную систему, без которой было лучше и потратили на это кучу бюджетных денег. Город из-за коррупции потерял не 30% денег, он потерял 100% денег и ещё даже больше в связи с тем, что транспортная система стала хуже работать.

Давайте теперь попробуем немного поразбираться в транспортных эффектах этой истории. Хотя понятно, что о них при принятии решения вообще никто не думал, о них лишь только рассуждали в интервью и на всяких публичных слушаниях.
Но мы давайте посмотрим.

Три критерия, на которые смотрят люди при выборе как им ездить по городу, это скорость, комфорт и цена. Задача города стимулировать людей пользоваться общественным транспортом и делать так, чтобы при сравнении с автомобилем ОТ выигрывал по этим трём параметрам.

Система турникетов негативно влияет как минимум на два параметра: транспорт едет медленнее, комфорт снижается из-за необходимости ждать в длиннющей очереди на вход. Вот посмотрите наглядное видео со сравнением.

На цену проезда введение этой системы также влияет негативно: чтобы автобусы на маршруте ходили с той же частотой их требуется больше, в связи с тем, что они медленнее едут. Нужно закупать больше транспорта, нанимать больше водителей.

Непосредственно на собираемость денег за проезд эта штука тоже непонятно как влияет: когда работает механический контроль, люди чувствуют себя в безопасности, обманув машину. Намного безопаснее ездить с бабушкиной социальной картой, если понимаешь, что риск увидеть контролёра и получить уголовку за мошенничество отсутствует, а турникет паспорт не спросит. Очень спорно, что такая система лучше чем контролёры.
Именно поэтому таких систем нигде в мире нет: они не решают никаких задач вообще, а стоят очень дорого.

Итого, что имеем: внедрили дорогущую систему, не решающую никаких профильных задач и ухудшающую работу транспорта в городе. С помощью пропаганды убедили людей, что это наш менталитет такой, что мы все зайцами ездим, что в Европе тоже есть города, где вход через первую дверь, что вообще иначе никак. И так и живём теперь.

Прошло 11 лет и случилось много событий. В городе полностью сменилась власть: сменился мэр, пришел новый руководитель департамента транспорта, старая команда ушла. Вышел этот отчёт счётной палаты, переизбирались Мосгордумы, страдали пассажиры.
Но нет ни малейших попыток прекратить закупку этих штуковин и начать их снимать! Потому что текущая система не видит в этой ситуации никакой проблемы, вся система, от мэра и его зама, до прокуратуры и депутатов. Проблему в этом видит только оппозиция, но её проще назвать пятой колонной чем серьезно обсудить что-то.

Это маленький пример. Так у нас всё, далеко не только в транспорте. Всё и везде.

Мы будем жить плохо до тех пор, пока не возникнет запрос на выжигание калёным железом всех принятых сейчас методов государственного управления. Чтобы это произошло, нам сначала нужно забыть слово «стабильность» и вспомнить слово «реформы», а потом сменить президента консерватора на президента реформатора.
Показать полностью

Я работаю в компании, которая разрабатывает "убийцу" X-Box Kinect под Android

http://www.youtube.com/watch?v=gnVskUwLFrY

Признание

Ксюша, я тебя люблю!

Прогресс не остановит мужчин!

Вот объясните мне: заказывать Киндл в Америке, ждать, накачать книг туда для того, что бы брать его в туалет книжку почитать - это нормально???
Отличная работа, все прочитано!