Замок Хаула - Психология персонажей
Все аниме написано слоями и каждый из слоев со своим смыслом и развитием. Слои постоянно влияют друг на друга, все динамично и фактурно переплетается красивейшей рисовкой. Думаю поэтому один из самых замечательных слоев «Замка Хаула» – психологический, оказывается скрыт за картинкой и динамикой событий.
Принц репка (пугало)
Думаю этот персонаж, чтобы позлить всех любителей диснея, поэтому его специально задвинули как можно дальше и сюжетная линия с ним максимально тупая. Если репку поставить вперед, то получилась бы история в стиле Русалочки, поэтому над этим стебанулись только в конце. Поэтому репка мыкается туда сюда за замком и бабулей, хотя он вроде как ключевая фигура - вроде ферзя или короля в шахматах, но по факту ничего не решает и никому до него дела нет, потому что СУТЬ НЕ В ЭТОМ.
Кашляющая собака.
Внутренний голос-чувства Салиман (матери-учителя-взрослого), та часть, у которой в привычных социальных отношениях нет слова. Эта часть, как бы символизирует то, как на самом деле мог бы помогать взрослый своему ребенку, если бы мог действительно сблизиться с ним и принять все то, что с ним происходит. Это подчеркивается словами Салиман, в самом конце, когда собака наконец выходит с ней на связь.
Ведьма пустоши-бабуля
Супер бабка, которая по настоящему раскрывается после того, как у нее отъехала крыша - сбили спесь и внешнюю шелуху – искусственный внешний лоск для других, жадность, стремление отомстить и прочее. Кажется, что у Софи она как инвалид, но на самом деле дальше становится очевидным, что кукуха на месте и шарит больше чем у других. Также отжигает фразами и тем, как себя ведет в самых жестких ситуациях. Кроме этого также символизирует бывшую, которая переросла свое себя и все это при настоящей возлюбленной Хаула – полный хардкор и психологическая научная фантастика.
Мальчик+Кальцифер+Хаул
Все вместе эти персонажи описывают одного человека, просто это разные его стороны. Со стороны семейных отношений родители+ребенок, это одинокий мальчик, который учится и вынужден рано стать взрослым, однако чувствуется, как ему не хватает бабули или мамы. (уж точно не просто пацан, который как-то случайно затесался у Хаула в замк - чтобы было кого учить). Сторона творчества, вдохновения, призвания, работы – здесь нужно смотреть за Кальцифером. Психология, отношения с женщинами – Хаул. И конечно – круто, что все эти три лица как бы развиваются и раскрываются одновременно взаимно пересекаясь и влияя друг на друга. Суть творчества мужчины я бы и сам описал как разгорающийся огонь в печи, за которым не так просто следить, особенно в начале – на него может повлиять правильная женщина, а может его и угробить, если владелец пламени слишком много ей позволит.
Софи
Есть уже целые трактаты о развитии женщины Софи, принятии себя и своей женской сущности и прочее. Напишу только о фразе, которая насквозь проходит через всю тему замка Хаула – фраза, когда Софи говорит о плюсах старого человека, о том, что если ты старый, то уже не нужно париться по многим темам, на которые обычно вгрохиваешь кучу энергии. Я думаю это один из главнейших компонентов бульона для этого аниме – он и ставит под вопрос визуальность, инстаселфи, привычные стремления, понимание красоты, навязанные цели, будничность, стандартность поведения и т.п?
В замке все символично и во всем какие-то дополнительные смыслы и подтекст, например переезд к возлюбленной Софи вместе с замком, пристройка комнат в замке-доме Софи, реакция Софи на эти пристройки и подарок (смена возраста молодая – старая и фраза «комната хороша для уборщицы») или проглатывание звезды и изоляция от своего сердца, ну и т.п.
Все аниме можно смотреть даже не обращая внимание на картинку - просто анализируя символы, которые не особо то и закодированы – все эти перемещения, различные двери в разные места и т.п. Персонажи часто просто жгут в диалогах – даже в переводе очевидно, что большинство фраз не спроста - либо с кого-то списаны, либо особо что-то подчеркивают, как маркеры развития каждого героя. И все это изобилие читается даже без углубления в конкретно японские дела Миядзаки и особенности стиля-культуры.
Буду рад, если кто-то дополнит в чем-то важном, что я упустил.