Медицина России, что и как. Часть 3.1. Госзаказ. "Я шел биться за веру, но понял, что война идет за золото и земли"
Медицина России, что и как. Часть 1
Медицина России, что и как. Часть 2.1 "Кадры решают всё"
Медицина России, что и как. Часть 2.2 "Кадры решают всё"
Добрый вечер, уважаемые пикабушники и мои подписчики.
По-прежнему пишу о ГБУЗах в СПб, в предыдущих частях я объяснил что такое ГБУЗ и его отличи от остальных видов медицинских учреждений, а также объяснил, почему главный врач ГБУЗа виноват во всем, рассказал о кадрах и ЗП в части администрации.
Я собрался с духом, откладывать более нельзя, и начну рассказ про самую спорную тему в ГБУЗе, а точнее поликлинике. Государственный заказ.
И так. Настало время познакомиться подробнее с бюджетом ГБУЗа.
Как и на какие средства мы все покупаем? Начнем со средств. Есть такое понятие - плановое задание. Ну казалось бы, все просто, есть ГБУЗ, есть прикрепленное население, есть подушевое финансирование, есть услуги сверх подушевого. Ну все супер! Работаем рубим капусту, платим ЗП, на остальное "гуляй рванина от рубля и выше". Казалось бы да, но нет. Плановое задание! Каждый год летом проходит первое формирование бюджета на следующий. Мы подаем наши возможности, то есть сколько мы можем заработать и сколько и на что мы можем потратить, рассчитываются траты на ЗП на год, подается расчеты на планируемые закупки, ремонты, услуги, собираем коммерческие предложения (КП). В конце года второе заседание, вносим корректировки. Результат всегда один, нам говорят, что наши ожидания прибыли завышены, а наши хотелки не обоснованы, поэтому ваш лимит на год на все хххххххххх рублей. Заработали больше? Спасибо! Все, что заработано сверх планового задания это остается в ФОМС. Есть законные лазейки в законе ОМС, которые позволяют нам прятать часть денег на следующий год. Этим пользуются все, иначе 9 января мы просто не сможем работать.
К этому добавляют бюджетные деньги по заявленным потребностям. Их дают на конкретные цели (целевые закупки). К примеру содержание дорогостоящего оборудования (КТ, МРТ, Эндоскопия), содержание таких аппаратов и персонала к ним вылетает в копеечку, а тарифы на исследования не сопоставимы с расходами, мы просто не сможем предоставлять услуги на таком оборудовании без поддержки регионального бюджета. Согласен бред, можно не резать нас на заработном и не давать или давать меньше бюджета, но плановое задание делают одни , а бюджет распределяют другие. Бюрократия.
Ну и наконец "платные услуги" - это то что мы оказываем через кассу, аренда итд.
Ну вот, надеюсь стало немного понятнее с чего мы все покупаем. Теперь перейдем к непосредственно закупкам. Часть денег из хххххххххх рублей мы оставляем на ЗП и это большая часть суммы, они неприкосновенны, это я доходчиво объяснил ранее.
Траты остальных средств идут в соответствии с ФЗ №44 и ФЗ №223.
ФЗ №44 это так называемые публичные закупки или, новшество, закупки через электронный магазин. ФЗ №223 это закупки из средств платных услуг, аренды и прочего (собственные доходы).
Ну начнем с легкого ФЗ №223.
По фз №223 мы можем совершить закупку товаров работ или услуг не более чем на 300к, при этом мы должны обосновать невозможность закупки по 44ФЗ (согласование носит формальный характер), далее мы направляем запросы в 3 фирмы о предоставлении КП, тот кто представил меньшее считается победителем, все. "Вот тут вы и воруете", скажете вы. Почти никакого контроля, почти полное отсутствие проверок, Клондайк. И будете не правы. Дело в том, что платных услуг, в числовом выражении, очень мало и любой адекватный главный врач держит их на "затыкание дыр" или закупку того, что очень мягкий, по отношению к поставщикам, 44фз не даст провести надлежащего качества. Приведу примеры - ремонт оргтехники (принтеры, копиры) по 44фз провести эту закупку, с жесткими ограничениями по комплектующим, просто нельзя (в части про 44ФЗ объясню почему, пока поверьте), ну то есть можно, но конкурс на 300к выиграет "Группа компаний Г" с понижением до 60к, потом они просто будут делать ничего, мы составим претензию, а потом начнем начислять пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, для тех кому лень считать, от 60к это будет сотня рублей в месяц (а то и меньше), потом они начнут звонить предлагать сомнительные решения, мы отправим официальное уведомление о расторжении контракта - это 30 дней, потом мы пойдем в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС), их внесут в реестр недобросовестных поставщиков (наверное, ибо сумма ущерба очень мала и ФАС может ограничится предупреждением), они закроют ООО "Группа компаний Г" и откроют ООО "Объединение компаний Г" и продолжат работать, все это займет почти год времени, на все это время деньги по аукциону будут заблокированы и провести повторную закупку мы не сможем, а они еще могут пойти в суд и дело затянется на пару лет, а техника, как стояла не рабочая, так и стоит. Вот поэтому в таких случаях проще заключить контракт по Фз №223 с тем поставщиком услуг, который получит свои 300к и точно все сделает. Второй пример - сломалось крыльцо, надо срочно починить или, к примеру, началась пандемия и надо срочно купить маски, по 44ФЗ вся процедура займет 2 месяца, а по 223ФЗ - неделю. А еще есть фантазии вышестоящих чиновников! Чтоб через неделю у вас была вот такая красота и не волнует! Коррупция ли это? Решайте сами. Поле для воровства тут конечно открытое, но если исходить из реалий сумм и потребностей, думаю очень мало руководителей пойдет преступление за 15-30к. Резюмировать могу так, собственные средства это очень важный и быстро исчерпаемый запас на "черный день" любого руководителя.
Вот теперь перейдем к 44 ФЗ.
Это адский клубок и я не уверен, что смогу его легко распутать. Первое, что нужно понять - все закупки по 44 ФЗ осуществляются либо из фонда ОМС (плановое задание), либо из бюджетных ассигнований (целевая закупка). Для проведения закупки по 44ФЗ - закупка либо должна быть заявлена в процессе формирования бюджета, тогда она внесена в "план график закупок", либо должна быть согласована курирующей организацией и внесена в "план график закупок" отдельным распоряжением.
План график закупок - это своеобразное уведомление для потенциальных поставщиков. Он публикуется на официальном сайте закупок в отрытом доступе и свидетельствует о том, что закупка официально согласована властями и у ГБУЗа есть деньги на оплату (ну должны быть). В плане графике дается наименование закупки, период проведения и сумма.
Теперь о контроле. Лично я считаю, что контроль трат в сфере государственных закупок в нашей стране не эффективен. 44ФЗ создает кучу препонов в процессе согласования закупок, проведения закупок, дает кучу поблажек бизнесменам (мы не имеем права кошмарить бизнес), сильно зависит от субъективного мнения специалистов Федеральной Антимонопольной Службы, при этом очень слабо, а зачастую никак, не контролируется сам факт исполнения. Я не считаю идеальной систему США, но мне она кажется более правильной. Она дает возможность быстро и самостоятельно принять решение о закупке и осуществить ее, но при этом есть сонмище частных аудиторских контор, которые в любой момент нагрянут с проверкой всего, от документации до исполнения, и они получают не только оплату за услуги от государства, но и премиальный процент от штрафов за нарушения, а еще есть государственный аудит и заказчиков и частных аудиторов, а над ними прокурорский аудит и сенаторсткий аудит. В США проверку ведут от результата. Нет это конечно не панацея и там тоже процветает коррупция, под благовидным предлогом "лоббирования", но у нас процветает банальное воровство.
Как обычно начну с простого В прошлом году нам стала доступна услуга "онлайн магазина". Не буду врать, за полтора года его доступности, тонкостей я еще не постиг. Но основы дам. Теоретически это работает так - берем потребность в товаре или услугах до 300к (вроде говорят теперь 400к), пишем ТЗ, обосновываем закупку через "онлайн магазин" перед курирующей организацией, ищем зарегистрированного в системе поставщика с наименьшей ценой и заключаем с ним контракт. Все просто.
А вот и фиг вам! (Индейская национальная изба).
Для начала, эти закупки на строгом контроле, есть даже неофициальный лимит для каждого курирующего органа, лимитирующий сумму закупок по такой системе у подведомственных организаций. На практике получить разрешение на такую закупку более чем на 100к, практически не реально. Это должен быть случай "из ряда вон". За превышения лимита руководителя курирующей организации подвергнут остракизму, и все удовольствия от процедуры он конечно разделит с подчиненными (главными врачами). Почему? А потому, что в этой закупке мы тратим деньги ОМС, а уровень контроля почти такой же, как при закупке по 223ФЗ. Разница в том, что по 223ФЗ мы можем украсть только из своего же кармана, а при описанной системе по 44ФЗ из кармана ТФОМС. И вот, вроде, закон из Москвы говорит нам "ребята все для вас только работайте", но чиновники ТФОМС говорят "оу, оу оу! ребята, закон законом, но не надо лезть в наш карман". Технически при существующей системе государственного заказа, я вряд ли возьмусь судить позицию ТФОМСа. Да простят меня верующие за сравнение, но система "онлайн магазина" по 44ФЗ это просто искушение Христа. Учитывая непрерывную "войну" главного врача ГБУЗа с ТФОМС за каждую копейку это уже стало, не знаю, "делом чести" или принципа, нагнуть ТФОМС, из-за этого грань добра и зла в сознании даже самых "святых" руководителей, в отношении денег ОМС, очень размыта.
Целевых или бюджетных денег в поликлинике подробно касаться не вижу смысла, там есть четкая определенная потребность, обоснованная КП, проверенная в 10ти разных инстанциях, везде ее по 100 раз порезали (ибо - ишь чего захотели! где они такие цены взяли! а плевать нам, что все оборудование из импортных комплектующих за баксы, по сертификату всё отечественное, а значит колебание курса это "от лукавого"). Воруют ли на бюджете в поликлиниках? Глядя на систему, склонен испытывать уверенность, что да. Однако свечку не держал, а уподобляться "радио ОБС, расследования сенсации", я не буду. Суммы бюджетных денег которые попадали в мое поле зрения были ничтожно малы, либо на жесточайшем контроле и фактов распила, лично я не видел. Да и хлопотно это, игра свеч не стоит. Однако мой опыт позволяет мне с уверенностью сказать, что там где бюджетные суммы идут не на миллионы, а на 10ки и более миллионов, безусловно присутствует сговор по длинной цепочке, от исполнителя до руководителя курирующей организации, а скорее выше.
По сути дела я рассказал то, на чем не стоит особо заострять внимания, суммы в рамках поликлиники ничтожны, риски велики, а рабочий результат должен быть. Однако это важный аспект для понимания системы. Умные люди легко смогут сделать выводы.
В части 3.2. поговорим о публичной закупке по 44ФЗ и всласть меня обосрём.
Я приношу извинения за ошибки. Особенно за запятые.
Пишу то, с чем работаю сам, поэтому МОЁ