AndreyMitrokhin

На Пикабу
SOOQA.blog Valentina2017
Valentina2017 и еще 2 донатера
15К рейтинг 1713 подписчиков 2 подписки 8 постов 8 в горячем
Награды:
более 1000 подписчиков

ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ - что это вообще такое и зачем нужно

Друзья, всем привет. Сегодня хотелось бы поговорить про непонятную и загадочную функцию ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ. Думаю, что каждый, кто хоть как-то работает со сводными таблицами, сталкивался с ней. Как обычно, я не расскажу ничего нового. Всё это уже есть так или иначе на просторах интернета. Я лишь поделюсь своим опытом и тем, как мне в своё время это функция очень помогла. Поехали.

Ссылка на файл (с уже прописанными формулами и одним листом, где можете попробовать прописать самостоятельно) - https://disk.yandex.ru/i/XJNiy7WI2rrMqQ

Начало.

Обычно первое знакомство происходит примерно так. Вы построили сводную таблицу, потом возникает необходимость сослаться на какую-нибудь ячейку внутри этой сводной, но вместо любимых и ламповых ссылок типа В4 мы получаем вот это:

ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ - что это вообще такое и зачем нужно Таблица, Microsoft Excel, Microsoft office, Длиннопост

Ступор, небольшое замешательство, осознание, что чего-то пошло не так. Самые смелые заканчивают ввод формулы, видят нормальное значение, радуются, копируют формулу, после чего радость заканчивается. Потом, скорее всего, поиски в интернете "как избавиться от ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ...". Про то, как избавиться, мы ещё поговорим в самом конце. А пока...

В чём сила этой функции, брат?

Если вы будете смотреть различные видео по этой функции, почти во всех из них будут упоминаться диаграммы. Спорить не буду, у сводных диаграмм есть некоторые ограничения, но я, если честно, решил этот момент пропустить, так как разными путями эти ограничения можно обойти (если конкретно вам эта функция помогает именно при построении диаграмм, напишите в комментариях). Речь же пойдёт про другое, а именно, про перенос данных из сводной таблицы в обычный отчёт (таблицу). Вот тут, как мне кажется, функция раскрывает весь свой потенциал. Есть у нас данные, мы построили на основе этих данных сводную:

ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ - что это вообще такое и зачем нужно Таблица, Microsoft Excel, Microsoft office, Длиннопост

Предположим, что таблица постепенно наполняется. То есть сейчас есть данные до ноября, но потом будут и за декабрь. Источник лучше преобразовать в "умную" таблицу, так потом будет чуть проще обновлять сводную. Данные эти нам потом необходимо перенести в отчёт установленной формы:

ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ - что это вообще такое и зачем нужно Таблица, Microsoft Excel, Microsoft office, Длиннопост

Давайте сейчас определим сложности, с которыми мы столкнёмся, и которые не позволят нам банальным копированием-вставкой или прямой ссылкой заполнить наш отчёт:

  1. Клиенты продавали не все наименования. Но, в теории, всё это у них может быть.

  2. Порядок клиентов в сводной таблице и в отчёте разный ("потому что" ©).

  3. Отчёт сразу за год, а у нас пока данные только до ноября. Добавлять формулы потом отдельно на декабрь не очень хочется. Хочется в начале года прописать формулу, потом сводную обновлять и радоваться жизни.

  4. Почему не СУММЕСЛИМН? Потому что структура отчёта не позволяет суммировать продажи по наименованиям внутри каждого клиента. Или городить какую-нибудь формулу массива (не пробовал, но может и получится).

  5. Можно ещё немного пофантазировать и предположить, что могут появиться новые клиенты и новые наименования. И решение должно это учитывать (добавил клиента с наименованиями, скопировал формулу, гордый собой пошёл пить чай/кофе).

И вот тут как раз на сцену выходит она - ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ (GetPivotData).

Не смотря на всю свою несуразность и загадочность, начиная с названия и заканчивая синтаксисом, функция довольно простая:

ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ - что это вообще такое и зачем нужно Таблица, Microsoft Excel, Microsoft office, Длиннопост

Первый аргумент - поле из сводной, по которому мы производим вычисления. Далее - ЛЮБАЯ ячейка из сводной таблицы (обычно берут верхнюю левую). А потом идут пары: в каком поле что нужно найти.

Первоначально нужные элементы указываются в виде текста. Вот тут и начинается самое интересное. Ведь вместо текста можно указывать ссылки на ячейки (учитывая все закрепления, конечно же). То есть если возвращаться к нашему отчёту, формулу для наименований можно прописать следующим образом (показана формула для ячейки В3):

ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ - что это вообще такое и зачем нужно Таблица, Microsoft Excel, Microsoft office, Длиннопост

=ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ("Сумма, руб";

'Исходник 2'!$G$1;"Наименование";$A3;"Клиент";$A$2;"Месяцы (Дата)";B$1)

Исходник 2 - лист, на котором находится сама сводная таблица.

В ячейке хотим видеть значение из поля "Сумма, руб" нашей сводной. G1 - ссылка на ячейку сводной. А дальше те самые пары. В поле "Наименование" ищем значение из ячейки А3 (1), в "Клиент" ищем А2 (2), в "Месяцы(даты)" ищем В1 (3). Порядок пар роли не играет.

ВАЖНО! Названия полей (наименование, клиент, месяцы(даты)), тоже можно сделать в виде ссылок на ячейки, если таковые есть. А вот название поля данных, в котором происходит расчёт (сумма, руб) обязательно должно быть указано текстом. В любом случае, названия должны совпадать с теми, которые указаны в сводной таблице.

Если сейчас скопировать формулу на все месяцы, то в декабре будет ошибка #ССЫЛКА, так как нет такого элемента в сводной таблице. Чтобы убрать это непотребство, просто добавляем функцию ЕСЛИОШИБКА:

ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ - что это вообще такое и зачем нужно Таблица, Microsoft Excel, Microsoft office, Длиннопост

=ЕСЛИОШИБКА(ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ("Сумма, руб";

'Исходник 2'!$G$1;"Наименование";$A3;"Клиент";$A$2;"Месяцы (Дата)";B$1);"")

Да, решение далеко от идеального. Хотя бы потому, что для клиентов придётся писать свою формулу, а для наименований свою. Скопировать всё разом на всю таблицу тоже не получится, потому что нужно будет менять ссылку с названием клиента. Но это всё делается за минуту. А преимущества такого подхода очевидны:

  1. Если в нашей сводной что-то будет смещено, то формула не сломается, в отличие от прямой ссылки.

  2. Когда будут данные за декабрь, мы их добавляем в нашу "умную" таблицу, обновляем сводную и готово.

  3. Если появится новый клиент или наименование, то нужно будет добавить новые строки в отчёт и скопировать формулу.

Недостатки у такого подхода, конечно, тоже имеются:

  1. Если фильтровать сводную или полностью перелопатить её структуру, то значения в формуле будут пересчитываться в соответствии с тем, что сейчас отображается в сводной. Таким образом, например, если поставим фильтр в сводной таблице на какие-то определённые наименования, а потом забудем фильтр очистить, то в отчёте суммы по этим наименованиям потеряем (ячейки будет пустыми, ошибок не будет, ведь мы приправили всё ЕСЛИОШИБКОЙ).

  2. Если отчёт и сводная находятся в разных книгах, то формула будет работать только тогда, когда обе книги открыты одновременно (не относится к ситуации, когда обе открыли, а потом книгу со сводной закрыли).

Заключение.

На этом, пожалуй, всё. Повторюсь ещё раз, я описал свой опыт. С моей субъективной колокольни, именно такое использование данной функции наиболее полезное и практичное. То, что потом на основе таких вот отчётов можно строить обычные диаграммы - это уже производное от главного, а именно от того, что основное преимущество данной функции - более менее безопасный и гибкий способ переносить данные из сводной таблицы в обычные таблицы.

Как обычно, спасибо всем, кто потратил своё драгоценное время на чтение данной статьи. Надеюсь, было полезно. И да, если уже пользуетесь этой функцией, поделитесь в комментариях, какие задачи она вам помогает решать. Наверняка есть что-то такое, чего я о ней не знаю (никогда не было стыдно признаться в том, что я чего-то не знаю). Или если при использовании данной функции вы сталкивались с какими-то критичными трудностями. Да пребудет с нами сила ИКСэль.

P.S.

Алё, а отключить-то как?! На всякий случай напишу, как отключить автоматическое создание этой функции, когда ссылаемся на ячейки сводной (большинству она вот совсем не нужна). Всё просто:

  1. Выбираем любую ячейку сводной.

  2. Вкладка Анализ - группа Сводная таблица - раскрываем Параметры - снимаем галочку Создать GetPivotData.

  3. Profit!!11

ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ - что это вообще такое и зачем нужно Таблица, Microsoft Excel, Microsoft office, Длиннопост

Больше вас это богомерзкое чудовище не побеспокоит. А если нужна будет, можете вводить её как обычную функцию.

Показать полностью 6

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей2

Друзья, всем привет. Сегодня хочу рассказать вам про несколько полезных и интересных (с моей скромной и субъективной точки зрения) трюков при работе со сводными таблицами. Здесь не будет подробного разбора про работу в сводных таблицах: что это, для чего и почему. Материал предназначен для тех, кто уже хоть как-то знаком с этим прекрасным инструментом и знает, что это за зверь такой. Если же вы ещё не работали со сводными таблицами, при этом проводите много времени в Excel и строите разного рода отчёты, аналитику, то я вам настоятельно рекомендую как можно скорее освоить этот поистине чудесный инструмент. Поверьте, вы откроете для себя абсолютно новый мир :)

1 - Фильтры для полей сводной, которые по умолчанию фильтровать нельзя.

Поля, которые находятся в области значений, нельзя фильтровать привычным для нас образом. Там просто нет фильтров, и установить их обычным способом нельзя, команда не активна:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Но если нельзя, но очень хочется, то можно.

Решение: нужно поставить курсор в соседнюю ячейку справа от заголовка поля и установить фильтр. Всё, готово. Теперь можно фильтровать значения, как в обычной таблице.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

2 - Изменение порядка элементов в списке.

Вообще, есть несколько способов менять порядок элементов в сводной. Я хочу рассказать вам про наиболее удобный. Предположим, мы хотим, чтобы список менеджеров начинался с Чайниковой:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост


Решение: выбираем ячейку с Баранкиным и вероломно начинаем печатать фамилию Чайниковой. Целиком печатать не нужно, программа сама предложит готовый вариант. Нажимаем Enter. Вуаля! Теперь Чайникова на вершине нашего списка:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Ещё один способ: это обычное копирование и вставка. Выбираем ячейку с Чайниковой, копируем её. Далее выбираем ячейку с Баранкиным (место, куда хотим переместить наше значение), и вставляем.

3 - Использование собственных списков для сортировки.

Прошлый способ хорош, если нужно сделать это однократно. Но если у нас уже есть какой-то устоявшийся порядок, он вот совсем не по алфавиту, а бездушный Excel всегда всё сортирует именно по алфавиту?

Решение: многие знают, что если мы напишем в ячейке "январь" ("февраль", "март" и т.д.), потом протащим ячейку за правый нижний угол вниз, то всемогущий Excel автоматически заполнит следующие ячейки месяцами по порядку. Но не только лишь все знают, что такую штуку можно сделать и по своему списку.
Шаг 1. Создаём свой список (с блэкджеком и порядком). Где-нибудь на листе Excel создаём список в том порядке, в котором нам нужно. Далее заходим в Файл - Параметры - Дополнительно - Изменить списки:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

В поле "Импорт списка из ячеек:" указываем диапазон, в котором находится наш список, далее нажимаем Импорт. Всё, подготовительная работа завершена:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост


Шаг 2. Для сортировки данных используем наш список. Теперь можно применить сортировку от А до Я в столбце с менеджерами. И вот ведь неожиданность, сортировка будет не по алфавиту, а согласно нашему списку:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

К сожалению, данный приём имеет ограничения в части обновления списка. Если добавится новый сотрудник, то при обновлении сводной сотрудник будет в самом конце списка независимо от того, какая у него там первая буква фамилии. Дальше либо добавлять его в список, либо вручную перетаскивать в нужное место.
Если нужно будет вернуть стандартную православную сортировку по алфавиту для данного списка, необходимо раскрыть значок фильтра, выбрать Дополнительные параметры сортировки - по возрастанию - Дополнительно - снять галочку с "Автоматическая сортировка..." - в поле ниже выбрать "Без вычислений":

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Кстати, созданные нами списки будут работать так же, как встроенные. То есть если вписать в ячейку Баранкина, протащить вниз, в следующих ячейках будут фамилии по списку.

4 - Отображение пустых строк.

При разбивке какого-то показателя на несколько групп/категорий в сводных таблицах не отображаются данные, которых нет в источнике. В целом, это логично. Но согласитесь, что если мы, к примеру, хотим проанализировать показатель по сотрудникам по месяцам, то вот такая картина будет только нас запутывать:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Месяцы идут по порядку, да, но у кого-то пропущен июль, у кого-то февраль и октябрь.

Решение - щёлкаем правой кнопкой мыши по любой ячейке того поля, в котором хотим отображать ВСЕ элементы (в том числе и пустые) - далее Параметры поля... - вкладка Разметка и печать - ставим галочку Отображать пустые элементы.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

У этого приёма есть один побочный эффект - если речь идёт про работу с датами, то отображаются даты до самого раннего числа и после него (видно на гифке). Избавиться от этого довольно просто: нужно убрать их через фильтр, сняв галочки.

5 - Топ-N сотрудников/месяцев/товаров и так далее.

Вообще, отображение топ-3/5/10 сотрудников или любого другого - это не привилегия фильтра в сводной таблице. Работая с фильтрами в обычных таблицах, у нас есть точно такая же возможность. Но про эту возможность, исходя из моего хоть и небогатого, но всё же опыта, мало кто знает. То ли нафиг никому не нужно, то ли просто пользователи не знают. Как по мне, вещь полезная. Особенно с учётом того, что в сводной таблице фильтр будет обновляться вместе с внесением изменений в источник (и обновления самой сводной, конечно же), чего в обычных таблицах, увы, нет.

Решение - всё просто. Раскрываем фильтр по тому полю сводной, по которому хотим выделить топ-N чего-нибудь - далее Фильтр по значению - Первые 10 - указываем нужные нам настройки.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Правда, без побочных эффектов тут, к сожалению, тоже не обошлось. Если у какого-то сотрудника не будет хватать данных для того, чтобы отобразить топ-3, то по этому сотруднику (или по тому, по чему вы ищете топ-N) будут вообще все данные. Поведение более чем странное, но как есть :(

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

6 - Повтор подписей и промежуточные итоги для отдельных полей, а не для всей таблицы.

Когда у нас с вами в сводной таблице в области строк больше двух полей, то сразу возникает вопрос про промежуточные итоги. И если идти стандартным путём, то есть через вкладку Конструктор - группа Макет - Промежуточные итоги, то там мы можем играться с промежуточными итогами для всей таблицы, а не для конкретного поля. Порой, это неудобно. Как в примере ниже:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Я бы хотел оставить промежуточный итог по сотруднику, а вот по месяцу убрать.
И сразу второй момент. Когда меняем макет сводной на табличный или форму структуры, то возникает вопрос с повторением подписей элементов, чтобы не было пустых ячеек. Если перейти на вкладку Конструктор - группа Макет - раскрыть Макет отчёта и выбрать Повторять все подписи элементов, то это сработает для всей таблицы. А я, например, хочу только по месяцам подписи.

Решение - великая и могучая правая кнопка мыши. Для того, чтобы добавить/убрать промежуточные итоги у определённого поля сводной таблицы, щёлкаем правой кнопкой мыши по любой ячейке этого поля и в контекстном меню находим Промежуточный итог...
Что касается подписей элементов, то щёлкаем правой кнопкой мыши по тому полю, где хотим/не хотим повторять подписи - далее Параметры поля... - на вкладке Разметка и печать находим галочку Повторять все подписи элементов.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

7 - Объединение ячеек и выравнивание подписи по центру.

А если вам вообще не нужны все эти повторения, вы хотите объединённые ячейки с надписью по центру без всех этих плюсов/минусов, то и тут сводная сдюжит.

Решение - для объединения ячеек и выравнивания подписи по центру щёлкаем по любой ячейке сводной таблицы правой кнопкой мыши (данная настройка будет работать для всех полей сводной, для какого-то конкретного поля настроить возможности нет) - в контекстном меню находим Параметры сводной таблицы - вкладка Макет и формат - находим галочку Объединить и выровнять по центру ячейки с подписями.
А чтобы убрать плюсы/минусы, нужно выбрать любую ячейку сводной - далее вкладка Анализ сводной таблицы (в предыдущих версиях просто Анализ) - группа Показать - иконка Кнопки.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Заключение. На этом, пожалуй, всё. Вообще, всяких разных интересных штук при работе со сводной таблицей огромное множество. Про все и не напишешь. Делитесь в комментариях своими интересными приёмами. Думаю, многим будет интересно и полезно узнать что-то новое (мне так точно). Спасибо всем огромное, кто потратил своё драгоценное время и внимание на прочтение данного поста. Надеюсь, что-то из описанного было для вас полезным и вы сможете использовать это при работе со сводными таблицами.

Показать полностью 15

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel

Друзья, всем привет. В комментариях, да и на занятиях, довольно часто поднимается тема преобразования чисел, сохранённых как текст, в рабочий числовой формат, поэтому решил про это написать. Как обычно, здесь не будет никаких откровений и чего-то нового. Так или иначе, всё то, о чём напишу, уже давно есть в интернете. Просто решил собрать всё в одном месте. Может, кому-то будет полезно (я на это очень надеюсь).

Небольшое вступление. Чего рассматривать не будем, и почему такое вообще происходит.

Сразу оговорюсь, что не буду здесь рассматривать случаи, когда в ячейках кромешный ад и вакханалия вроде "10 руб", "33 попугая" и так далее. Хотя один способ может и с такими ячейками помочь. Будем разбирать православные ячейки, в которых только число, но, по тем или иным причинам, оно сохранено как текст.

Причины могут быть разными, но чаще всего такая ситуация случается, когда мы импортируем данные в Excel из какой-нибудь другой корпоративной программы или копируем из интернета/другого источника. Выгрузил данные в Excel, пытаешься что-то просуммировать, а на выходе получаешь шиш с маслом:

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Excel любезно даёт понять, что число сохранено как текст, добавляя в такие ячейки зелёный треугольник в левый верхний угол (не касается дат, сохранённых как текст, такие ячейки никак не выделяются). Интересный момент: если суммировать ячейки вручную, то результат будет нормальным.

Вся загвоздка в том, что если пойти путём обычной смены формата на числовой (Главная - Число - в выпадающем списке выбрать Числовой), результата это не даст. Придётся взять бубен и немного потанцевать с ним.

И так, что же можно сделать.

Важно! Прежде чем пробовать какой-то из способов, убедитесь, что у вас в принципе правильные разделители указаны. Если система использует запятую как разделитель групп разрядов, а у вас точки везде, нужно просто через поиск и замену поменять точку на запятую (и наоборот, если в качестве разделителя система использует точку).

Способ 1. Использовать инструмент "Текст по столбцам" (text to columns) . Выделяем все "проклятые" ячейки, идём на вкладку Данные - Работа с данными - Текст по столбцам, и на самом первом шаге нажимаем Готово.

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Способ 2. Замена разделителя на аналогичный. Честно скажу, когда рассказываю про этот способ, почти все говорят "Да какого..?! Да почему!? Да что с этой программой не так?!". Да чего уж, признаюсь, что без улыбки на лице про него сам не могу рассказывать. Если в ячейках дробные числа, то преобразовать можно с помощью банальной замены запятой на... Барабанная дробь... ЗАПЯТУЮ! Выделяем данные, запускаем поиск и замену (CTRL+ H), ищем запятую, меняем на запятую. Этот способ также подходит для дат, которые сохранены как текст, только вместо запятой заменять нужно разделитель, который указан в ячейках (точка, слэш, дефис).

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Способ 3. С помощью специальной вставки. Довольно интересный способ, так как знакомит нас со специальной вставкой - очень полезным инструментом. Смысл в том, что для преобразования текстовых чисел в нормальные числа с ними нужно произвести какое-то математическое действие. Но нужна такая операция, которая не меняет самого числа, а это, например, умножение на единицу (есть более экзотические, прибавить или вычесть ноль, но их рассматривать не будем). Алгоритм следующий:

  1. В произвольную ячейку пишем единицу (1)

  2. Копируем эту ячейку (Ctrl + C)

  3. Выделяем диапазон с "кривыми" числами

  4. По любой выделенной ячейке щёлкаем правой кнопкой мыши (либо Ctrl + Alt + V)

  5. В контекстном меню выбираем Специальная вставка (Paste special)

  6. В следующем окне выбираем "Умножить". Если в таблице есть какое-то оформление, то ещё желательно выбрать "Значения", чтобы это самое оформление не слетело

  7. Жмём Ок.

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Способ 4. Функция ЗНАЧЕН (VALUE). Если планируете делать некий шаблон, в который будете копировать текстовые числа, а на выходе получать нормальные, то можно воспользоваться функцией, которая как раз и занимается преобразованием. Если работаете с датами, то нужна функция ДАТАЗНАЧ (DATEVALUE).

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Способ 5. Бинарное отрицание. Хотите быть не как все? Хотите, чтобы коллеги подходили к вам с вопросом "А что это такое тут у тебя формуле?". Тогда этот способ для вас! Бинарное отрицание, если рассматривать его в контексте нашего вопроса, умножает число на -1, а потом ещё раз на -1. То есть мы производим математическую операцию, которая не меняет самого числа. Нужно просто перед ссылкой на ячейку поставить два знака минус (-). Вполне можно использовать при создании шаблона вместо функции.

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Способ 6. Excel спешит на помощь. Вообще, если нажать на смарт-тэг (знак "дорожные работы") с ошибкой, то программа сама предложит преобразовать текст в число:

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

То есть можно выделить диапазон с такими вот ячейками, потом нажать на смарт-тэг, выбрать "Преобразовать в число", и всё сработает как надо. Но должен предупредить, что с большим количеством ячеек способ может работать довольно долго. Особенно если в книге много всего другого (формулы, листы, связи и т.д.).

Немного другая история. Иногда, когда выгружаем данные откуда-то в Excel, в числовых ячейках попадается пробел, как разделитель групп разрядов. И в большинстве случаев все способы, про которые я писал выше, справляются с преобразованием. Но порой что-то идёт не так. И ничего не срабатывает. Отчаявшись, ты пытаешься заменить пробел на пусто, но Excel, подлец, пишет, что пробелов в ячейках не найдено. Но как, вот же он, бездушная ты слепая программа:

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

К своему стыду (ладно, вру, мне не стыдно), я не погружался прям глубоко в то, почему так происходит. Для себя я придумал версию, что пробелы бывают разные. Так вот, чтобы разобраться с таким недоразумением, нужно скопировать пробел из самой ячейки, выделить ячейки, которые хотим преобразовать, потом открыть окно поиска и замены, вставить скопированный пробел в поле "Найти", а заменить на пусто.

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Всесильный Power Query.

Долго думал, стоит ли включать сюда этот способ, и всё-таки решил включить. Часто в комментариях пишут, что а вот это можно с помощью PQ сделать, а вот то вообще на раз-два. И ведь это правда. PQ - это безумно крутая штука. Почему боюсь про него писать? По одной простой причине: более менее интерфейс PQ устаканился, начиная с 2019 версии. Для 2010 и 2013 вообще надо отдельно скачивать и устанавливать (да, это просто и занимает всего пару минут, но всё же). В 2016 версии сразу из коробки идёт, но выглядит чуть иначе. И вот я сейчас покажу, как это делается, а кто-то потом напишет, что у него этого нет, а это по-другому выглядит, и вообще автор - кАзёл. И всё же :) Собрал все случаи, про которые писал. Дальше:

  1. Желательно преобразовать таблицу в "умную" (не сделаете сами, всё равно потом Excel это сделает за вас)

  2. Далее вкладка Данные - Получить и преобразовать данные - Из таблицы/диапазона

  3. Если настройки PQ не меняли, то автоматически будет применён шаг "Изменённый тип", который всё и сделает

  4. В PQ на вкладке Главная нажимаем Закрыть и загрузить

  5. Получаем на новом листе "умную" таблицу с правильными форматами.

Преобразование чисел, сохранённых как текст, в нормальный числовой формат в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Итог.

На этом, пожалуй, простыню свою завершу. Возможно, я рассказал не про все способы борьбы с текстовыми числами/датами. В комментариях делитесь своими, с удовольствием про них почитаю. Если спросите, зачем так много способов, то ответ будет так себе. Для разнообразия, конечно :) Когда какой использовать - дело вкуса, привычки и исходных данных. В большинстве случаев все способы взаимозаменяемы.

Как всегда, всем огромное спасибо, кто потратил своё драгоценное время и внимание на прочтение данного материала. Надеюсь, было полезно и что-то из статьи поможет вам в работе.

Показать полностью 10

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1

Друзья, всем привет.

Сегодня хотел бы поговорить с вами о том, чего в Excel делать не нужно, чтобы в будущем избавить себя от головной боли и перманентных хлопков в нижней части тела. Планировал сначала про 10 вещей написать, но при подготовке материала понял, что в рамках одной статьи слишком уж много получится. Поэтому решил разбить на 2 части.

Ссылка на файл - https://disk.yandex.ru/i/tbnowzPQyiDpnw

Важное примечание!

Сразу оговорюсь, что речь здесь скорее пойдёт не про то, как исправлять уже кривые данные, а про то, как правильно первоначально их оформлять. Так что статья больше ориентирована не на тех, кто работает с готовыми данными, а собирает все свои таблицы "с нуля".

Что же, начнём.

1 - Объединение ячеек.

Один из самых страшных грехов при создании таблиц. Объединение ячеек влечёт за собой трудности с сортировкой, фильтрацией, созданием сводных, форматированием, протягиванием формул и т.д. Вот пример:

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

Ячейки в заголовках, где написаны месяцы, объединены. Если мне нужно будет просуммировать продажи за январь-февраль, то при переходе с 9 на 10 строку диапазон будет расширен до неприличного и ненужного мне. Придётся либо вручную его менять, либо через точку с запятой указывать несколько отдельных диапазонов.

Как сделать лучше.

Если уж так хочется, чтобы название месяца было по центру, то поступаем следующим образом.

Ничего не объединяя, пишем название месяца в первую ячейку (В2, если речь про ЯНВАРЬ), далее выделяем ячейки, в которых январь должен быть виден (В2:F2) - правая кнопка мыши - Формат ячеек (или CTRL + 1 с клавиатуры):

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

Далее вкладка Выравнивание - по горизонтали - по центру выделения:

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

К остальным заголовкам можно уже применить "Формат по образцу" (кстати, для многократного применения формата нужно нажать на иконку два раза левой кнопкой мыши), чтобы не проделывать все действия заново. Визуально получим то же самое, но без богомерзкого объединения ячеек.

2 - "Правильная" таблица

Этот пункт, безусловно, спорный, но я его всё же включил. И, в первую очередь, совет касается тех таблиц, но основе которых вы в дальнейшем планируете строить сводные таблицы. Сделали мы вот такую таблицу по месяцам за несколько лет:

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

Красиво, хорошо, душа радуется. Но грусть нас постигнет, если мы захотим потом построить сводную таблицу на основе этих данных. Нет, я не говорю, что это невозможно. Построим. И даже худо-бедно сможем годы просуммировать или месяцы. Но если бы таблица содержала все 12 месяцев или период не в 3 года, а лет в 5-6 хотя бы, то всё было бы куда хуже.

Как сделать лучше.

Всё просто - не делайте трёхмерные таблицы. Плоская таблица - вот то, что нам нужно. То есть выглядеть та же самая таблица должна вот так:

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

Теперь и сводную строить сплошное удовольствие, и сортировать/фильтровать данные куда проще. Про то, как трёхмерные таблицы переделывать в плоские не вручную, здесь речь не пойдёт.

3 - "Правильные" даты

Сразу заявлю, что я понимаю боль тех, кто сталкивается с уже волшебно введёнными датами. Но речь про то, как делать это правильно изначально. С датами в Excel вообще всё весело. Я хочу рассказать про самый, с моей точки зрения, чудесный способ ввод дат. Делаем мы таблицу, дошло дело до дат. И мы, как ответственные, трудолюбивые работники выбираем ячейку, и, как мама учила, начинаем вводить "29 марта 2023 г.". Целый день так работали в поте лица, устали. Довольные проделанной работой и гордые за себя. Но если вдруг нас просят отфильтровать данные только по одному конкретному месяцу или посчитать разницу между двумя датами, то мы впадаем в депрессию, потому что "тупой иксель" не фильтрует, не считает:

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

Ну не умеет он так даты воспринимать. Все мы неидеальны.

Как сделать лучше.

Вводить даты, используя православные разделители, которые Excel понимает. Их три:

  1. / - слэш

  2. . - точка

  3. "-" - дефис/тире/минус (кому как удобнее)

А потом уже через формат ячеек установить то, что тебе нужно.

Про то, как исправлять уже сотворённое, думаю, отдельную статью напишу. Хотя в комментариях к предыдущим статьям разные способы мелькали. Соберу их в одном месте.

4 - Цветовое оформление таблицы.

Есть у нас унылые данные, никак не оформленные, а душа требует праздника и цвета. Начинаем аккуратно выделять столбцы и строки, усердно закрашиваем. Кто-то так вообще не церемонится, и выделяет сразу весь столбец и уверенно нажимает на ведро с краской:

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

А что? А вдруг новые данные появятся, я вот сразу этот момент продумал. Я - молодец. Потомки спасибо скажут. Нет, не скажут. Во-первых, это некрасиво. Во-вторых, это лишняя нагрузка на сам Excel. В-третьих, есть способ куда удобнее и практичнее.

Как сделать лучше.

Форматировать данные как таблицу.

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

Встаём в любую ячейку таблицы, Главная - Стили - Форматировать как таблицу. Выбираете цвет своего настроения (если ничего не хотите, то потом можно поменять или выбрать Создать свой стиль таблицы), проверяем диапазон и галочку "Таблица с заголовками" - Ок. Всего 4 (!!!) нажатия на кнопку мыши и готово. В этих наших интернетах это называется "умная" таблица. Инструмент обсуждаемый. Кто-то их боготворит, кто-то проклинает. Про всё здесь не расскажешь (наверное, отдельную статью писать придётся). Затрону только пару вещей. "Умная" таблица резиновая. То есть все столбцы и строки, которые мы будем добавлять вручную или копированием и вставкой, сразу будут отформатированы как и всё остальное в столбцах (включая формулы и форматы). Выделить столбец можно либо встав в любую ячейку столбца и нажав CTRL + пробел, либо наводим курсор на верхнюю часть ячейки с заголовком, ловим момент, когда он превратится в чёрную (чёрные стрелки важны) стрелку вниз, и нажимаем левую кнопку мыши.

5 - Ручное закрашивание данных

Нужно нам красивый табель сделать. Есть сотрудники, есть дни недели. Рабочие дни усердно и кропотливо закрашиваем через ведро с краской. Получается вот так:

5 вещей, которые НЕ НУЖНО делать в Excel (и как делать нужно). Часть 1 Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Видео, Без звука, Длиннопост

Вроде бы, и хорошо. А как теперь посчитать, сколько человеки наши в неделю работали? Встроенные функции по цветам считать не умеют. Можно, конечно, пользовательскую функцию написать на VBA, но...

Как сделать лучше.

Условное форматирование плюс немного магии пользовательских форматов. В ячейки, где человек работал, ставим "1". Выделяем весь диапазон, где хотим что-то закрашивать. Главная - Стили - Условное форматирование - Правила выделения ячеек - Равно. Равно 1, в окошке справа выбираем пользовательский формат. На вкладке "Заливка" выбираем нужные нам цвета. А вот самое интересное происходит на вкладке "Число". Выбираем "(все форматы)", в поле "Тип" прописываем следующий формат ";;;" (без кавычек три точки с запятыми). Если кратко, то каждой точкой с запятой мы задаём формат для положительных, отрицательных, нулевых и текстовых значений. А так как ничего конкретного не прописали, Excel никак данные отображать и не будет. То есть физически в ячейке будет "1", но визуально ячейка будет пустой. Мало того, что мы теперь можем подсчитать количество рабочих дней с помощью СУММ или СЧЁТ, так ещё и при внесении изменений всё у нас будет меняться. Кстати, если делать это с "умной" таблицей, то при добавлении новых сотрудников созданное нами правило будет работать и на них.

Заключение

На этом, пожалуй, первую часть закончу. Как всегда, огромное спасибо всем, кто осилил данный материал, потратив своё драгоценное время и внимание. Надеюсь, было полезно. Делитесь своими соображениями по поводу того, чего делать НЕ НУЖНО, работая с данными в Excel. Совместными усилиями будем искоренять нечестивые данные.

Показать полностью 9 2

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции

Друзья, всем привет. В прошлой статье я рассказывал про мгновенное заполнение в Excel. Вещь интересная, но, как некоторые пользователи отмечали в комментариях (и вполне обоснованно), мгновенное заполнение не всегда подходит для решения тех или иных задач. В первую очередь, это касается данных, которые в таблице часто меняются. Мгновенное заполнение не реагирует на изменение данных. В этом случае лучше использовать функции. Да, это дольше, да, это будет выглядеть страшно (далее поймёте, почему), но зато один раз сделал и потом наслаждаешься плодами своих трудов. В качестве примера я решил взять тестовое задание, которое давно проходил при приёме на работу в одну довольно известную компанию.

Ссылка на файл - https://disk.yandex.ru/i/Ahq-9fH2XmS_3Q

Важное уточнение! В Excel можно решать очень сложные задачи. Но должна быть хоть какая-то логика. Чем сложнее логика, тем сложнее будут сочетания функций, набор инструментов и т.д. Потратишь много времени, но решишь. А вот если логики нет, то не ждите чуда. Чудите сами, как говорится.

Что же, давайте приступим.

Задача

Есть столбец с текстом:

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Нам необходимо в отдельные столбцы разнести код и наименование.

Решение

Первое, на что обращаем внимание, есть ли здесь закономерность? С кодом всё понятно. Нужно извлечь текст до первого пробела. Отлично. Находим порядковый номер первого пробела с помощью функции НАЙТИ (FIND):

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Далее всё просто. С помощью функции ЛЕВСИМВ (LEFT) извлекаем всё, что до пробела, отнимая от порядкового номера пробела единицу:

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Я показал пошаговое решение. Но это можно всё сделать и в одной формуле. Вместо D2 вставляем НАЙТИ (FIND):

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Перейдём к более интересному - наименование. И снова начинаем с логики. Нужно извлечь текст между первым и последним пробелом. В Excel нет функции, которая по щучьему велению, по нашему хотению извлекает текст между первым и последним символом (например, пробелами). Придётся хитрить. Сначала пошагово, потом впихнём всё в одну ячейку (и оторвёмся по полной).

Надо подсчитать, а сколько в принципе у нас пробелов в тексте. Сделать это можно вот как:

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

ДЛСТР (LEN)(А2) (как вам название?) - подсчитывает общее количество символов в ячейке. ДЛСТР(ПОДСТАВИТЬ(A2;" ";"")) - подсчитывает количество символов без пробелов. От них мы избавились благодаря функции ПОДСТАВИТЬ (SUBSTITUTE), которая заменила пробелы на пусто.

Теперь очень мудрёный шаг. Нам надо заменить последний пробел на какой-нибудь другой произвольный символ:

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

ПОДСТАВИТЬ (SUBSTITUTE)(A2;" ";"*";E2) как раз это и делает. Даём ей исходный текст, что нужно найти, на что заменить, и какой символ по порядку (именно для этого нам нужно было узнать, сколько всего пробелов).

Зачем нам это? Немного терпения, друзья, сейчас всё будет.

Логика решения меняется. Теперь нам надо извлечь текст между первым пробелом и звёздочкой. А вот это реализовать уже можно. Находим порядковый номер звёздочки:

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Финальный шаг:

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

ПСТР (MID) - как много в этом слове... А функция, вообще-то, полезная. Указываем ей ячейку, порядковый номер, с которого хотим начать извлекать символы, и само количество символов.

А2 - понятно, ячейка с текстом.

D2+1 - начиная с какого символа будем извлекать (первый пробел + 1)

G2-D2-1 - количество извлекаемых символов. Порядковый номер звёздочки - порядковый номер первого пробела - 1 (чтобы исключить лишний символ в конце).

А теперь комбо! Всё в одной ячейке:

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Говорил же, что будет страшно, а вы не верили.

Заключение

Вот и решение задачи. Вообще, моё мнение, такие штуки в любом случае нужно сначала решать пошагово, а потом только впихивать всё в одну ячейку. Но тут уж каждый сам для себя решает.

В файле, который идёт к этой статье, есть ещё один готовый пример. Это тоже вполне себе реальная задача, которую слушатели предложили решить во время корпоративного обучения. Исходный текст нужно было переделать в то, что указано в "Должно быть":

Извлечение текста в Excel. Страшные, но иногда такие полезные текстовые функции Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Здесь уже расписывать не буду, а то ещё одна "простыня" получится. Кому интересно, посмотрите. Там, правда, уже не так всё подробно по шагам расписано. Но я в вас верю!

Можно и ещё более сложные конструкции использовать. В комментариях к прошлой статье были варианты с обработкой пустых ячеек. Про всё не расскажешь. Если честно, я перед собой такую цель и не ставлю. Главное, что я хотел вам показать - это то, что прежде, чем кидаться искать функции, посмотрите, а есть ли вообще логика в том, что вы хотите? Если есть, тогда и решение найдётся.

Как всегда, огромное всем спасибо, кто потратил своё драгоценное время и внимание на чтение данного материала. Надеюсь, что-то вам обязательно пригодится. Пишите комментарии, делитесь своими мыслями, решениями и вопросами. Да пребудет с нами сила ИКСэль.

П.С. недавно проводил мастер-класс по разным штукам в Excel, про которые здесь почти не писал. Например, рассказал про то, что такое расширенный фильтр.

Ссылка - (59) Полезные приёмы при работе в Excel. Часть 2. - YouTube

Показать полностью 9

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде

Друзья, всем привет. Сегодня хочу рассказать вам про мгновенное заполнение в Excel.

Ссылка на файл, чтобы можно было потренироваться - https://disk.yandex.ru/i/HyW0N215F6CuUg

Возможно, многие с ним знакомы заочно. Наверняка же замечали, что когда вручную заполняешь какие-то значения в ячейках, то с переходом к следующей ячейке при вводе символов Excel порой выдаёт вот такой список:

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Так вот это и есть мгновенное заполнение во всей своей красе. Да, иногда это раздражает, потому что тебе это не нужно. Но в большинстве случае польза мгновенного заполнения огромна.

Извлечение данных

Предположим, у нас есть вот такой столбец с текстом:

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Нам нужно извлечь отдельно номер договора и дату. Это можно сделать с помощью инструмента "Текст по столбцам". Правда, потом придётся от символа "№" ещё избавляться. А вот мгновенное заполнение справится с этим намного быстрее. Просто вводим справа от текста в первую ячейку номер договора (1), нажимаем Enter. Далее возможны два варианта.

Вариант 1. Вручную вводим в ячейку первую цифру второго договора (2). Excel предлагает свои варианты, жмём Enter - PROFIT!

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Вариант 2. После того, как перешли ко второй ячейке, сразу нажимаем сочетание Ctrl + E (Е английская, конечно). Именно это сочетание отвечает за запуск мгновенного заполнения. Аналогично с датами. Вводим в ячейку С2 дату первого договора - Enter - Ctrl + E - наслаждаемся результатом.

ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ СТАТЬИ.

Так как же это работает? Всё довольно просто. В первой ячейке мы задаём образец, чего хотим получить, далее Excel распознаёт нашу логику и заполняет остальные ячейки по образу и подобию.

Ух ты! И так будет работать всегда?! Строго говоря - нет. Иногда, Excel не может с одной ячейки распознать логику. В этом случае нужно вручную заполнить не одну, а две, три, четыре (если случай совсем запущенный) ячейки. И только после этого нажимать Ctrl + E. Чем больше ячеек заполняешь, тем выше вероятность того, что твоя логика будет верно распознана могучим интеллектом Excel. Порой мгновенное заполнение не справляется с поставленной задачей:

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Даты в первом столбце указаны в формате ГГГГ-ММ-ДД. При попытке привести их в формат ДД-ММ-ГГГГ получается вот такая "красота". Поэтому не поленитесь после того, как все ячейки будут заполнены, пробежаться по ним, а тот ли в них результат, который ты ожидал увидеть.

Образцы вводите в соседнем столбце от источника (можно справа или слева). Не "убегайте" далеко от данных, результат может быть непредсказуемым или вообще ничего не будет.

Ещё одно важное дополнение: мгновенное заполнение работает в версиях Excel 2013 и выше.

Теперь, когда с пояснениями закончено, давайте посмотрим, на что ещё способен этот удивительный инструмент.

Извлечение только чисел из столбца

Если нам из "красивого" столбца, в котором есть значения вроде "123руб", "55 рублей" и так далее, нужно извлечь только цифры, то вы уже знаете, что нам поможет:

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

В данном конкретном случае я прописал вручную две первых ячейки, иначе Excel не понимал, что нужны только числа.

Работа с текстом

В столбце указаны Имя и Фамилия. Нам нужно получить результат в виде "Имя Ф." В первой ячейке вводим образец - Enter - Ctrl + E:

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Кстати, если попробовать получить Фамилия И., то будьте внимательны. Если прописать два примера, потом начать вводить третий, то появляется довольно забавный список:

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Но если не начинать вводить в третью ячейку текст, а сразу нажать на Ctrl + E, то всё будет нормально. Раз на раз не приходится. Временами мгновенное заполнение ведёт себя очень странно.

Извлечение части сплошного текста

Необходимо разбить слипшийся текст на части. Вводим в первых двух ячейках образец - Ctrl + E:

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

С номером поступаем аналогично.

Сбор текста

В отдельных столбцах есть различная информация, которую необходимо собрать в одно предложение. Обратите внимание, что порядок столбцов для мгновенного заполнения роли не играет. Прописываем предложение в первой ячейке - Enter - Ctrl + E:

Мгновенное заполнение в Excel - магия в чистом виде Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Длиннопост

Заключение

На этом статью я хотел бы завершить. Уверен, я перечислил далеко не все чудесные возможности мгновенного заполнения. Буду вам благодарен, если в комментариях поделитесь своими способами применения этой чудесной штуки.

В качестве небольшой рекламы позвольте оставить здесь ссылку на мастер-класс, который я буду проводить 9 марта. Кто хочет узнать ещё несколько полезных приёмов при работе в Excel (там почти не будет того, о чём я писал здесь), а ещё хочет услышать чуть больше про то, где я работаю, записывайтесь - Полезные приемы при работе в Excel. Часть 2 (specialist.ru)

На этом всё. Как обычно, спасибо огромное всем, кто потратил своё драгоценное время и осилил данное полотно. Надеюсь, было полезно. Видео по данной статье обязательно появится на моём канале - (36) Андрей Митрохин - YouTube

Показать полностью 9

Полезные трюки при работе в Excel (часть 2)

Друзья, всем привет.

Если честно, я не ожидал такого отклика на первый пост. Всем огромное спасибо за комментарии и идеи, про что ещё рассказать. Тут сразу почему-то вспоминается сцена из второго Дэдпула в вертолёте. Если немного перефразировать, то мы - сила ИКСэль.

Кстати, для тех, кто не хочет читать, а смотреть видео, можете переходить на мой канал на Ютубе. Там уже есть видео по первой статье. По текущим приёмам постараюсь видео выложить сегодня, но не обещаю (записать более менее нормальное видео оказалось куда сложнее, чем я думал). Ссылка на канал - (2) Андрей Митрохин - YouTube

Ладно, приступим.

Меняем столбцы местами с помощью Shift.

Если ты когда-нибудь сталкивался с тем, что нужно поменять столбцы (строки) в таблице местами, то, скорее всего, поступал следующим образом. Вставлял пустой столбец, вырезал нужный, вставлял в пустой. А можно проще. Выделяешь столбец (строку, диапазон), зажимаешь Shift, потом левой кнопкой мыши хватаешь столбец за границу, перетаскиваешь в нужное тебе место, отпускаешь левую кнопку мыши, отпускаешь Shift - готово:

Полезные трюки при работе в Excel (часть 2) Microsoft Excel, Таблицы Excel, Длиннопост

Текстовое число в нормальный числовой формат.

Данная тема была поднята в комментариях. Там я рассказал про один из способов решить этот вопрос. Но, пожалуй, повторюсь. Зачастую, при выгрузке из различных корпоративных систем, числовые данные выгружаются в Excel в формате текста. С этими псевдо-числами ты не можешь производить никаких вычислений (кроме подсчёта их количества). Простое присвоение этим данным числового формата не даёт нужного результат, они всё равно остаются текстом. Что нужно сделать. Выделяем "кривые" данные (можно сразу весь столбец), присваиваем нужный формат. Не снимая выделения с диапазона, переходим на вкладку Данные - Работа с данными - Текст по столбцам:

Полезные трюки при работе в Excel (часть 2) Microsoft Excel, Таблицы Excel, Длиннопост

Нажимаем на неё и, не вдаваясь в подробности, сразу жмём "Готово". Почему так происходит, расскажу в видео. Дополнительно покажу ещё пару способов, как это можно сделать.

Изменение поведения маркера автозаполнения (квадратик справа внизу).

Ещё один момент, который был навеян комментарием (вот она, сила ИКСэль). Маркер автозаполнения - это волшебная вещь. Ввёл в ячейку цифру 1, в следующую цифру 2, выделяешь их, тянешь за правый нижний угол вниз левой кнопкой мыши, вуаля! Excel воспринимает этот как арифметическую прогрессию с шагом 1 и заполняет тебе номера по порядку. С датами тоже чудесно работает. Вводишь 01.01.2023, тянешь вниз, он все дни подряд тебе прописывает. Кто посмеет сказать после этого, что Excel не милашка? Но что, если тебе не нужна прогрессия или дни подряд? Ты хочешь, чтобы во всех ячейках были именно "1" и "2" или "01.01.2023". Да, кто-то скажет, что можно воспользоваться смарт-тэгом "Параметры автозаполнения" и выбрать нужный тебе вариант:

Полезные трюки при работе в Excel (часть 2) Microsoft Excel, Таблицы Excel, Длиннопост

И будет абсолютно прав. Это сработает. Но вопрос был "а можно ли скопировать значения без помощи вот этого меню?". Можно.

  1. Тянем за правый нижний угол нужно с зажатым Ctrl.

  2. Тянем за правый нижний угол не левой, а ПРАВОЙ кнопкой кнопкой мыши. В этом случае, правда, без дополнительного действия не обойтись, потому что как только правую кнопку мыши отпустишь, появится меню, где нужно будет выбрать, а что ты хочешь.

Магия Ctrl + Enter и инструмента "Выделить группу ячеек"

Бывало ли у вас такое, что нужно изменить значение/формулу в определённом столбце в некоторых отфильтрованных ячейках? Казалось бы, всё просто. Ставишь нужные тебе фильтры, прописываешь необходимые исправления, потом просто за правый нижний угол тащишь вниз (или два раза по нему щёлкаешь левой кнопкой мыши). Но, к сожалению, когда речь заходит про отфильтрованный диапазон, Excel довольно часто ведёт себя непредсказуемо, а именно, даже в скрытые фильтром ячейки вносит исправленное значение. Чтобы этого избежать, нужно провернуть следующее. Устанавливаем нужные фильтры, выделяем ячейки, в которых хотим поменять формулу, нажимаем Ctrl+G. Попадаем в диалоговое окно "Переход" и выбираем там "Выделить":

Полезные трюки при работе в Excel (часть 2) Microsoft Excel, Таблицы Excel, Длиннопост

Хочу отметить, что данная команда вообще способна на многое. Но нам сейчас от неё нужно одно единственное: только видимые ячейки:

Полезные трюки при работе в Excel (часть 2) Microsoft Excel, Таблицы Excel, Длиннопост

Далее очень важный момент! Не нажимая ничего лишнего (не выделяйте никаких ячеек, не ставьте курсор в строку формул и т.д.), нажимаем на клавиатуре "=" (равно), прописываем нужную формулу, а потом второй важный момент: ввод формулы завершаем сочетанием клавиш Ctrl + Enter. Магия в действии. Кстати, если часто по работе с этим сталкиваетесь, то имеет смысл добавить команду выделения только видимых ячеек на панель быстрого доступа. Команда так и называется - Выделить видимые ячейки. Как добавлять абсолютно любую команду на панель быстрого доступа я вкратце рассказал в первой своей статье. В видео к данной статье ещё раз по этому моменту пройдусь.

Alt + цифры

Признавайтесь честно, кого раздражали цифры и буквы, которые появляются на панели быстрого доступа, когда ты нажимаешь клавишу Alt?

Полезные трюки при работе в Excel (часть 2) Microsoft Excel, Таблицы Excel, Длиннопост

А на самом деле, как по мне, безумно полезная штука. Почему? Потому что благодаря этому, мы любую команду можем вызвать с помощью "горячих" клавиш (условно их так назовём, потому что по сути они таковыми не являются). В моём случае, чтобы выделить только видимые ячейки в диапазоне, я должен нажать Alt + 09. Если мне нужно поменять представление в таблице, я нажму Alt + 9, потом на клавиатуре стрелку вниз, всё, выбирай нужное тебе представление. Сначала будет непривычно. Но со временем, когда привыкнешь, уже не глядя будешь нажимать. А буквы помогут без помощи мыши добраться до любой команды на вкладках. Признаюсь честно, буквами я никогда не пользовался, но знаю, что есть пользователи, которые принципиально презирают работу мышкой и вообще почти всё делают с помощью клавиатуры. Что ж, каждому своё.

Заключение

Кто-то может сказать, что большинство инструментов, про которые я рассказал, не так уж и сильно работу ускоряют. Я не буду с этим спорить, потому что это правда. Но из таких вот мелочей и складывается весь наш рабочий день (да и жизнь в целом, чего уж). Сэкономил там пару секунд, там 10, там ещё чуть-чуть. В итоге, всё вместе, это даёт ощутимую экономию времени, которое ты можешь потратить на более приятные вещи (чтение постов на Пикабу, например).

На этом пока всё. Спасибо за уделённое время и внимание. Надеюсь, что-то пригодится вам в работе. Правда, если после первой статьи успехом для себя я считал помощь хотя бы одному человеку, то сейчас решил поднять планку до двух человек. Комментарии, само собой, приветствуются. Благодаря вам я вижу, что волнует пользователей, но про что во время занятий я банально не успеваю рассказать.

Показать полностью 6

Полезные трюки при работе в Excel

Знакомство

Всем привет. Это моя первая статья на Пикабу, поэтому позвольте сначала представиться. Я являюсь преподавателем Microsoft Excel. Теперь, когда с формальностями покончено, можно перейти к основному.

Сомнения перед написанием

Я довольно часто читаю разный тематический материал на Пикабу, и меня восхищают большинство авторов и статей. Статьи восхищают, в первую очередь, своей интересностью (есть такое слово вообще?) и полезностью. Именно поэтому у меня были большие сомнения, а стоит ли вообще лезть со своими очередными "простыми, но полезными штуками при работе в Excel". Да и кому вообще ты со своим Excel нужен?! Тем более, что беглый поиск по сайту не выдал ни одной подобной статьи. И та часть меня, которая отвечает за неуверенность, сразу подметила, что раз нет, значит, оно никому не нужно. А может, просто плохо искал. И да, я отдаю себе отчёт в том, что подобного материала довольно много на просторах интернета. И всё-таки, принцип "лучше сделать и жалеть, чем не сделать вовсе" возобладал.

Почему я посчитал, что это будет полезно

Занимаясь преподаванием этой замечательной программы (а я и правда считаю её чудесной и, можно сказать, влюблён в неё), я довольно часто подмечал, что именно мелочи оказывают самое большое впечатление на слушателей. Рассказываешь про сочетание функций ИНДЕКС(ПОИСКПОЗ), какое оно крутое, позволяет двумерный поиск по таблице осуществлять и много чего ещё делать, все сидят, понимающе кивают. Потом в процессе показываешь какую-нибудь мелочь, вроде той, что листы можно копировать, зажав Ctrl и мышкой перетащив лист чуть правее/левее, аудитория сразу оживает: "Ну всё, не зря время потратили". Именно про такие вот простые приёмы я и хотел бы вам рассказать (про первый так уже рассказал).

Небольшое пояснение

Путь до той или иной команды обычно описывается следующим образом: название вкладки - потом группа команд - сама команда:

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

Если у вас ноутбук, то функциональные клавиши могут работать только при одновременном нажатии на кнопку Fn+F1-12 (есть такие ноутбуки, в которых и этот способ не работает, тут надо уже по модели ноута смотреть).

Клавиша F4

Вообще, почти каждая функциональная клавиша отвечает за какое-то действие. Но я остановлюсь на одной, а именно - F4. И нет, речь пойдёт не про то, что этой кнопкой в Excel мы можем менять тип ссылки для ячейки.

F4 - повтор последнего выполненного пользователем действия (если нажимать её не тогда, когда курсор находится в строке формул)

Например, вам нужно для нескольких несмежных столбцов установить определённую ширину. Вместо того, чтобы каждый раз выбирать столбец, потом переходить на вкладку Главная - Ячейки - Формат - Ширина столбца... Можно один раз проделать эту операцию, потом просто выделить следующий столбец и нажать F4. И такой фокус можно проделывать со многими операциями, будь то закраска ячеек, строк, столбцов, части графика на диаграмме или банальная вставка столбцов (да, столбец можно вставлять сочетанием Ctrl + "+", но ведь это две кнопки, а F4 - одна).

Представления

Представления, с моей точки зрения, являются одним из самых недооценённых инструментов в Excel. Предположим, у вас есть таблица, в которой вы часто фильтруете несколько столбцов по разным критериям: отдел, пол и город.

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

И вот вы каждый раз раскрываете фильтр, устанавливаете нужные критерии, просматриваете данные, потом раскрываете фильтр, следующий критерий, потом фильтр... Думаю, суть вы уловили. "Но всё меняется, когда приходят они - представления!" © Установив нужные критерии, переходим на вкладку Вид - Режимы просмотра книги - нажимаем Представления:

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

Далее всё интуитивно (куда же без интуиции в этой прекрасной программе) понятно. Жмёшь "Добавить", обзываешь представление так, как тебе угодно - Ок. Здесь же, в окне добавления представления, мы можем узнать, а что, собственно, Excel сохраняет. А сохраняет он параметры печати, результаты фильтрации, скрытые строки и столбцы. Создав под каждый набор фильтров, строк и столбцов представление, потом лёгким и непринуждённым нажатием на эту команду ты будешь менять свою таблицу в мгновение ока. Это не совсем удобно? Что же, согласен. Давайте сделаем ещё удобнее и добавим представления на панель быстрого доступа. Для этого раскроем настройку панели быстрого доступа - Другие команды:

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

В открывшемся окне в поле "Выбрать команды из:" выбираем "Все команды". Потом находим "Представления" - Добавить:

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

Кстати, так можно добавить на панель быстрого абсолютно любую команду.

Теперь у нас появился выпадающий список со всеми нашими сохранёнными представлениями. Через это же окно можно и новые представления создавать. Просто пишешь в нём название, нажимаешь Enter - готово.

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

  1. Представления не работают в книгах, в которых есть "умные" таблицы (таблицы, которые мы создаём через вкладку Главная - Стили - Форматировать как таблицу).

  2. После создания представления не нужно перемещать столбцы/менять их местами, иначе представление прекратит работать.

Два окна одной книги.

Прежде, чем кидать в меня различные предметы с криками "мало того, что про какой-то Excel пишет, так сейчас ещё будет рассказывать, как в двух окнах работать, смерд?!" позвольте пояснить. Речь пойдёт о том, как работать в двух окнах с ОДНОЙ книгой. Давайте смоделируем ситуацию. Есть у тебя два монитора (если ещё нет, обязательно заводи второй, пускай небольшой, но чтобы был), один файл Excel с несколькими листами внутри. Тебе нужно из одной таблицы перенести данные в другую (сравнить их, связать формулами и так далее). Что ты делаешь? Правильно, бесконечно долго и уныло переключаешься между листами. Второй монитор тем временем грустно за этим наблюдает. Но можно сделать этот процесс более удобным и быстрым. Прошу любить и жаловать, вкладка Вид - Окно - Новое окно:

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

Нажав на эту команду, мы получим ту же самую книгу, но в другом рабочем окне. Название файла будет немного изменено на "Мой файл:1" и "Мой файл:2". А дальше уже дело за тобой. Располагай окна так, как тебе удобно (на одном мониторе, на разных), копируй данные, создавай связи, формулы - в общем, работай. Но делать ты это уже будешь быстрее и удобнее. Все изменения, которые мы вносим в любое из клонированных окон, появляются сразу во всех связанных окнах. Главное, не забыть нажать "Сохранить" хоть в каком-нибудь окне.

Специальная вставка (пропускать пустые ячейки)

Вообще, про специальную вставку в Excel можно написать отдельную статью, наверное. Инструмент во многих случаях просто незаменимый. Но в рамках данной статьи я расскажу только про одну возможность. Представим, что есть две таблицы:

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

Нужно перенести данные из крайнего правого столбца второй таблицы (столбец Р) в крайний столбец первой таблицы (столбец F) таким образом, чтобы существующие номера остались. Обычным копированием-вставкой сделать это не получится, так как в столбце Р есть пустые ячейки, которые заменят собой существующие номера в столбце F. И тут на сцену выходит специальная вставка. Выделяем диапазон из столбца Р, копируем. Далее выбираем ячейку, начиная с которой нужно вставить данные (в нашем случае это F2), и либо щёлкаем правую кнопку мыши - в контекстном меню ищем "Специальная вставка", либо нажимаем сочетание клавиш Ctrl+Alt+V. Попадаем в такое окно:

Полезные трюки при работе в Excel Microsoft Excel, Таблицы Excel, Таблица, Лайфхак, Длиннопост

Ставим галочку рядом с "пропускать пустые ячейки" - Ок. Профит!

Заключение

Хочу отметить, что большинство приёмов, которые я здесь описал, не начнут прям с ходу экономить вам часы рабочего времени. Но если постепенно приучить себя их использовать, вспоминать о них, то скорость работы будет неуклонно возрастать. На этом, пожалуй, всё. Спасибо всем, кто уделил своё внимание и драгоценное время чтению поста. Надеюсь, что кому-то это было полезно. Вообще, если хотя бы одному человеку данный материал поможет в работе, я уже буду считать это успехом.

P.S. Если статья покажется интересной и полезной, то на примете есть ещё несколько приёмов, про которые могу рассказать.

Друзья, создал на Ютубе свой канал. Пока только видео с первой статьёй. В ближайшие дни опубликую вторую часть. Полезные трюки и приёмы при работе в Microsoft Excel - YouTube

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!