7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей2

Друзья, всем привет. Сегодня хочу рассказать вам про несколько полезных и интересных (с моей скромной и субъективной точки зрения) трюков при работе со сводными таблицами. Здесь не будет подробного разбора про работу в сводных таблицах: что это, для чего и почему. Материал предназначен для тех, кто уже хоть как-то знаком с этим прекрасным инструментом и знает, что это за зверь такой. Если же вы ещё не работали со сводными таблицами, при этом проводите много времени в Excel и строите разного рода отчёты, аналитику, то я вам настоятельно рекомендую как можно скорее освоить этот поистине чудесный инструмент. Поверьте, вы откроете для себя абсолютно новый мир :)

1 - Фильтры для полей сводной, которые по умолчанию фильтровать нельзя.

Поля, которые находятся в области значений, нельзя фильтровать привычным для нас образом. Там просто нет фильтров, и установить их обычным способом нельзя, команда не активна:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Но если нельзя, но очень хочется, то можно.

Решение: нужно поставить курсор в соседнюю ячейку справа от заголовка поля и установить фильтр. Всё, готово. Теперь можно фильтровать значения, как в обычной таблице.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

2 - Изменение порядка элементов в списке.

Вообще, есть несколько способов менять порядок элементов в сводной. Я хочу рассказать вам про наиболее удобный. Предположим, мы хотим, чтобы список менеджеров начинался с Чайниковой:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост


Решение: выбираем ячейку с Баранкиным и вероломно начинаем печатать фамилию Чайниковой. Целиком печатать не нужно, программа сама предложит готовый вариант. Нажимаем Enter. Вуаля! Теперь Чайникова на вершине нашего списка:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Ещё один способ: это обычное копирование и вставка. Выбираем ячейку с Чайниковой, копируем её. Далее выбираем ячейку с Баранкиным (место, куда хотим переместить наше значение), и вставляем.

3 - Использование собственных списков для сортировки.

Прошлый способ хорош, если нужно сделать это однократно. Но если у нас уже есть какой-то устоявшийся порядок, он вот совсем не по алфавиту, а бездушный Excel всегда всё сортирует именно по алфавиту?

Решение: многие знают, что если мы напишем в ячейке "январь" ("февраль", "март" и т.д.), потом протащим ячейку за правый нижний угол вниз, то всемогущий Excel автоматически заполнит следующие ячейки месяцами по порядку. Но не только лишь все знают, что такую штуку можно сделать и по своему списку.
Шаг 1. Создаём свой список (с блэкджеком и порядком). Где-нибудь на листе Excel создаём список в том порядке, в котором нам нужно. Далее заходим в Файл - Параметры - Дополнительно - Изменить списки:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

В поле "Импорт списка из ячеек:" указываем диапазон, в котором находится наш список, далее нажимаем Импорт. Всё, подготовительная работа завершена:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост


Шаг 2. Для сортировки данных используем наш список. Теперь можно применить сортировку от А до Я в столбце с менеджерами. И вот ведь неожиданность, сортировка будет не по алфавиту, а согласно нашему списку:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

К сожалению, данный приём имеет ограничения в части обновления списка. Если добавится новый сотрудник, то при обновлении сводной сотрудник будет в самом конце списка независимо от того, какая у него там первая буква фамилии. Дальше либо добавлять его в список, либо вручную перетаскивать в нужное место.
Если нужно будет вернуть стандартную православную сортировку по алфавиту для данного списка, необходимо раскрыть значок фильтра, выбрать Дополнительные параметры сортировки - по возрастанию - Дополнительно - снять галочку с "Автоматическая сортировка..." - в поле ниже выбрать "Без вычислений":

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Кстати, созданные нами списки будут работать так же, как встроенные. То есть если вписать в ячейку Баранкина, протащить вниз, в следующих ячейках будут фамилии по списку.

4 - Отображение пустых строк.

При разбивке какого-то показателя на несколько групп/категорий в сводных таблицах не отображаются данные, которых нет в источнике. В целом, это логично. Но согласитесь, что если мы, к примеру, хотим проанализировать показатель по сотрудникам по месяцам, то вот такая картина будет только нас запутывать:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Месяцы идут по порядку, да, но у кого-то пропущен июль, у кого-то февраль и октябрь.

Решение - щёлкаем правой кнопкой мыши по любой ячейке того поля, в котором хотим отображать ВСЕ элементы (в том числе и пустые) - далее Параметры поля... - вкладка Разметка и печать - ставим галочку Отображать пустые элементы.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

У этого приёма есть один побочный эффект - если речь идёт про работу с датами, то отображаются даты до самого раннего числа и после него (видно на гифке). Избавиться от этого довольно просто: нужно убрать их через фильтр, сняв галочки.

5 - Топ-N сотрудников/месяцев/товаров и так далее.

Вообще, отображение топ-3/5/10 сотрудников или любого другого - это не привилегия фильтра в сводной таблице. Работая с фильтрами в обычных таблицах, у нас есть точно такая же возможность. Но про эту возможность, исходя из моего хоть и небогатого, но всё же опыта, мало кто знает. То ли нафиг никому не нужно, то ли просто пользователи не знают. Как по мне, вещь полезная. Особенно с учётом того, что в сводной таблице фильтр будет обновляться вместе с внесением изменений в источник (и обновления самой сводной, конечно же), чего в обычных таблицах, увы, нет.

Решение - всё просто. Раскрываем фильтр по тому полю сводной, по которому хотим выделить топ-N чего-нибудь - далее Фильтр по значению - Первые 10 - указываем нужные нам настройки.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Правда, без побочных эффектов тут, к сожалению, тоже не обошлось. Если у какого-то сотрудника не будет хватать данных для того, чтобы отобразить топ-3, то по этому сотруднику (или по тому, по чему вы ищете топ-N) будут вообще все данные. Поведение более чем странное, но как есть :(

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

6 - Повтор подписей и промежуточные итоги для отдельных полей, а не для всей таблицы.

Когда у нас с вами в сводной таблице в области строк больше двух полей, то сразу возникает вопрос про промежуточные итоги. И если идти стандартным путём, то есть через вкладку Конструктор - группа Макет - Промежуточные итоги, то там мы можем играться с промежуточными итогами для всей таблицы, а не для конкретного поля. Порой, это неудобно. Как в примере ниже:

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Я бы хотел оставить промежуточный итог по сотруднику, а вот по месяцу убрать.
И сразу второй момент. Когда меняем макет сводной на табличный или форму структуры, то возникает вопрос с повторением подписей элементов, чтобы не было пустых ячеек. Если перейти на вкладку Конструктор - группа Макет - раскрыть Макет отчёта и выбрать Повторять все подписи элементов, то это сработает для всей таблицы. А я, например, хочу только по месяцам подписи.

Решение - великая и могучая правая кнопка мыши. Для того, чтобы добавить/убрать промежуточные итоги у определённого поля сводной таблицы, щёлкаем правой кнопкой мыши по любой ячейке этого поля и в контекстном меню находим Промежуточный итог...
Что касается подписей элементов, то щёлкаем правой кнопкой мыши по тому полю, где хотим/не хотим повторять подписи - далее Параметры поля... - на вкладке Разметка и печать находим галочку Повторять все подписи элементов.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

7 - Объединение ячеек и выравнивание подписи по центру.

А если вам вообще не нужны все эти повторения, вы хотите объединённые ячейки с надписью по центру без всех этих плюсов/минусов, то и тут сводная сдюжит.

Решение - для объединения ячеек и выравнивания подписи по центру щёлкаем по любой ячейке сводной таблицы правой кнопкой мыши (данная настройка будет работать для всех полей сводной, для какого-то конкретного поля настроить возможности нет) - в контекстном меню находим Параметры сводной таблицы - вкладка Макет и формат - находим галочку Объединить и выровнять по центру ячейки с подписями.
А чтобы убрать плюсы/минусы, нужно выбрать любую ячейку сводной - далее вкладка Анализ сводной таблицы (в предыдущих версиях просто Анализ) - группа Показать - иконка Кнопки.

7 интересных приёмов при работе со сводной таблицей Microsoft Excel, Таблицы Excel, Гифка, Длиннопост

Заключение. На этом, пожалуй, всё. Вообще, всяких разных интересных штук при работе со сводной таблицей огромное множество. Про все и не напишешь. Делитесь в комментариях своими интересными приёмами. Думаю, многим будет интересно и полезно узнать что-то новое (мне так точно). Спасибо всем огромное, кто потратил своё драгоценное время и внимание на прочтение данного поста. Надеюсь, что-то из описанного было для вас полезным и вы сможете использовать это при работе со сводными таблицами.

MS, Libreoffice & Google docs

742 поста15K подписчик

Правила сообщества

1. Не нарушать правила Пикабу

2. Публиковать посты соответствующие тематике сообщества

3. Проявлять уважение к пользователям

4. Не допускается публикация постов с вопросами, ответы на которые легко найти с помощью любого поискового сайта.

По интересующим вопросам можно обратиться к автору поста схожей тематики, либо к пользователям в комментариях


Важно - сообщество призвано помочь, а не постебаться над постами авторов! Помните, не все обладают 100 процентными знаниями и навыками работы с Office. Хотя вы и можете написать, что вы знали об описываемом приёме раньше, пост неинтересный и т.п. и т.д., просьба воздержаться от подобных комментариев, вместо этого предложите способ лучше, либо дополните его своей полезной информацией и вам будут благодарны пользователи.

Утверждения вроде "пост - отстой", это оскорбление автора и будет наказываться баном.