AllaIeshkina

AllaIeshkina

Пикабушница
28 рейтинг 1 подписчик 7 подписок 3 поста 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
18

Симбиоз и автономность

Данный пост не имеет рекомендательного характера.

Цель: размышление после прочитанной информации.


Симбиоз и автономность. Франц Руперт

На протяжении всей жизни человека сопровождают два желания: желание близости и желание автономности по отношению к другим людям. Бывает так, что дети не находят удовлетворения своей жизненно важной раннедетской потребности в близости со своими родителями. И тогда первичная связь ребенка с матерью может превратиться для него в симбиотическую травму. В переплетениях, возникающих в результате такой душевной травмы Франц Рупперт видит источник большинства проблем в отношениях, причины зависимого поведения, страхов и депрессий.


Симбиоз.


Эрик Фромм ввел понятие "симбиоз" в психологическую литературу. Симбиоз в псиологическом смысле- это объединение одного индивидуального "Я" с другим индивидуальным "Я", при котором каждое из них утрачивает свои свойства как личности и становится зависимым от другой личности. По мнение Фромма, за симбиотическим объединением скрывается потребность в растворении собственного "Я" в другом человеке с целью избавиться от чувства бессилия и одиночества. В семьях может быть такое, что родители симбиотически поглощают своих детей, хотя и дети могут делатьто же.


Симбиотический процесс начинается уже во время беременности, все эмоциональные состояния сказываются на детском организме и в качестве моделей возбудителей формируют его базовую психическую структуру. Еще находясь в утробе матери, ребенок уже присутствует в мире. Желанный ребенок развивается в совершенно иной эмоциональной атмосфере, чем нежеланный. Страхи и печаль матери, застрявшие в ее теле, уже во время беременности отпечатываются на чувствительных структурах детского организма, вот почему, некоторые дети, родившись, сразу испытывают огромное чувство страха. Такие дети сразу яростно цепляются за свою мать и из-за живущего в них страха практически не могут оставаться одни, самостоятельность им дается с трудом. В нас, в людях, потребность потребность в сосущестовании с другими закреплена на генетическом уровне. Симбиотическая связь младенцев и маленьких детей к своим родителям - это насущная необходимость для их выживания.


Автономность.


Тогда откуда в нас, людях, появляется это очевидное желание автономности, собственной неповторимости? Почему мы пытаемся найти свою идентичность, хотим, чтобы наши совершенно особые способности нашли свое выражение? Почемумы так гордимся принятыми нами по совственной воле решениями? Почему мы стремимся к свободе и независимости Что скрывается за понятием "автономность" на самом деле?


Каждый ребенок в своем развитие как индивид зависит от восприятия и принятия его собственными родителями в качестве особого для них живого существа. Любовь родителей к ребенку должна быть личной, то есть направленной конкретно на него. Это не просто ребенок, котрому дали имя, никакого ребенка невозможно заменить другим, никакую мать - другой матерью. Когда делаются попытки замещения одного человека другим, его развитие ощутимо нарушается. То что, отец и мать видят своего ребенка особенным, является основой для его чувства собственной уникальности, которое впоследствии будет развиваться, укрепляться и совершенствоваться в контакте с другими людьми. Отсюда же и берет свое начало и основное стремление каждого человека - отличаться от других внешним видомм, способностями и действиями, то есть красотой, интеллектом и силой. Это, в свою очередь, обуславливает развитие стратегии ограничения себя от остальных людей у братьев и сестер, мужчин и женщин и даже у стариков, с целью доказательствасвоих отличий. Таким образом, в процессе человеческой эволюции на уровне психики формируются базовые потребности человека: потребность в индивидуальности, единственности в своем роде, превосходстве, независимости. Формирование своей идентичности становится целью личностного развития на протяжении всей жизни.


Основой индивидуальности каждого человека является развивающая по мере взросления психика. Задачей психики является создание гармоничной связи между внешнем и внутренним миром отдельного индивида. Для этого отражение внешнего мира во внутреннем мире индивида должно быть для него понятным и осмысленным. Для этого, в свою очередь, различные процессы внутреннего мира должны быть осмысленно связаны друг с другом. Особую роль в развитие человеческой индивидуальности играют чувста. Именно чувства делают возможным субъективное восприятие человеком окружающего мира. Если человек не может адекватно реагировать с помощью чувств на происходящее вокруг, это означает, что он отрезан от окружаюшей его реальности. Или же, наоборот, реагирует слишклом эмоционально на внешние раздражители, то его внутренняяреальность не сочетается с внешней. Когда свободное проявление чувств ограничено, человек теряет контакт с внешним миром и с собой. Запреты и приказания, направленные на манипулирование чувствами подавляют в человеке способность к принятию необходимых жизненных решений. Когда ребенка постоянно останавливают при проявлении таких чувств, как страх, злость или стыд - это опасность для его автономного развития. При здоровом душевном развитии все большее значение для человека приобретает потребность в самостоятельности. И здесь речь идет не о самодурстве, обогащении за чужой счет или об реализации нарциссических фантазий. Достижение человеком большей независимости ведет, как правило, к принятию на себя еще более высоких социальных обязательств.


Каждый из нас нуждается в других, равно как и другие нуждаются в нас. В этой взаимной нуждаемости кроется опасность симбиотической фиксации друг на друге, взаимного поглощения вплоть до того, что не остается ни внешенего, ни внутреннего пространства. Постоянно указывать детям, насколько они подчиненны, зависимы и неспособны - чистый яд для их души. Это может выражаться в таких фразах: "Скажи спасибо...", "Пока я тебя еще кормлю...", "Ты этого не поймешь, ты слишком глуп...","Если ты не будешь слушаться, я тебя накажу...", "Из-за тебя я..... ". Гораздо больше от взрослых детям необходимы одобрение и поддержка, чтобы они могли сделать что-то самостоятельно, смотреть на мир своими глазами и доверять собственным чувстам. Взрослые должны показывать детям путь, пройдя по которому они смогут стать более самостоятельными и ответственными за себя самих.


Становление неповторимого собственного "Я" ребенка с точки зрения психологического развития будет успешным, если у него в процессе формирования появится возможность идентифицировать себя и разграничивать себя с другими. В процессе взаимодействия с другими, ребенок учиться воспринимать собственное "Я", отличное от другого "Я". Он понимает: моя мама - это не я, мой отец - не я. Я не такой, как они. Когда родители ребенка сами не знают, кто они, когда они отрезаны от собственных чувств, они оказываются для растущего ребенка недоступными. Поэтому формирование собственного "Я" у ребенка становится сложным или даже невозможным. Люди, не знающие кто они, часто сообщают детям ложные представления о них. Им говорят: вы такие, а это совершенно не соответствует действительности и происходит лишь потому, что родители хотят перевалить на них груз ответственности своих нерешенных эмоциональных проблем. Но дети этого не знают и перенимают ложный взгляд на себя самих и перестают доверять собственным инстинктам, импульсам, чувствам и мыслям.


Псевдоавтономность.


Дети с неустойчивой связью не имеют эмоциональной основы доверия родителям. По этой причине они находятся в состоянии внутреннего стресса и остаются на дистанции. Это провоцирует их к более ранней самостоятельности, такие дети могут подолгу играть одни и учатся быстрее других детей становится независимыми от взрослых. Они часто отказываются от возможной поддержки со стороны взрослых и сужают горизонт своих потребностей до собственных ограниченных возможностей. Они с трудом принимают помощь от других, потому что боятся очутиться в их власти и оказаться под бременем чужих чувств. Речь идет о людях которым становится жутко от близости с другим человеком. За этим явлением скрывается опыт отношений ребенка с его травмированными родителями, внушающими ему страх своим непредсказуемым поведением. Другая форма псевдоавтономности заключается в том, чтобы делать вид, что все возможные чужые требования исполняются по собственной инициативе и совершенно добровольно. Когда внутреннее сущностное ядро расколото, легко и удобно и даже в удовольствие соглашаться со всем, что говорят и велят делать другие. Когда человек внутренне нуждается, он расколот и неудовлетворен, он будет склонен либо к подчинению, либо к демонстрации своей власти по отношению к другим.


Реальная автономность.


Существительное "автономия" в переводе с греческого означает "сам себе закон". Реальная автономность означает: отсутствие необходимости в подчинении кому бы то ни было, способность следовать своим внутренним критериям. В отношениях, основанных на зависимости и подчинении, в условиях всевозможных требований и сопротивления со стороны других людей, очень нелегко развить такую форму автономности. Часто человек оказывается слишком слаб, чтобы самоутверждаться по отношению к тем, кто обладает гораздо большей властью и силой по сравнению с ним самим. Таким образом, автономность каждого из нас и возможность делать то, что хочешь, ограничены властью других. И наоборот: собственная автономность ставит четкие границы направленным на нас властным претензиям. Реальная автономность  том, чтобы сказать безусловное "да" себе самому и реальным обстоятельствам своей жизни, а так же принять на себя ответственность за свою жизнь, невзирая на все произошедшее в ней ранее. И когда мы перестанем жить "как будто" и играть роли и наша жизнь станет не "потом" или "вот тогда наконец", то мы сможем о себе сказать: "Вот это я, а вот это моя жизнь, здесь и сейчас"!


Данный пост - вырезка из книги Франца Рупперта "Симбиоз и автономность. Расстановка при травме".

Скопирована с сайта http://psyfreedom.ru/articles/simbioz-i-avtonomnost/#show400...

Показать полностью
19

Что мне делать с ребенком?

Сегодня ко мне обратилась одна знакомая, задала такой вопрос “Что мне делать с ребенком?”. Поскольку эта была дружеская беседа, то, не нарушая профессиональной этики, я свободно могу написать здесь свои размышления.


Вопрос собственно заключался вот в чем: ребенок, то есть ее дочка, совершенно ничем не интересуется. Она хорошо учиться, посещает разные кружки и секции, но нигде больше пары месяцев не задерживается. Не интересно ей становится. Да, есть такие дети, которые вроде неплохо успевают в школе, пишут контрольные, занимаются разными видами спорта или творчеством, но ничто их не цепляет. Есть ощущение, что они живут в каком-то автоматическом режиме: делают, что им говорят, не делают, что им не говорят. Родители пытаются дать им все самое лучшее, отдать в интересные кружки и секции, купить лучшие игрушки и одежду, а ребенку, как будто все равно. Периодически у этих родителей возникает чувство агрессии, они чувствуют себя бессильными. Высказывают свом детям, что они неблагодарные, ничего не ценят и могут добавить ко всему еще пару обидных обзывательств. Если ребенок никак внешне не реагирует на эмоциональный и словесный поток, родитель может включить манипуляции, угрозы или наказания. Позже, как правило у родителя включается неосознанное чувство вины, и он исправляет ситуацию покупками, сладостями и подарками.


А как чувствует себя ребенок? У него так же могут быть разные состояния. Он может испытывать сильнейший страх, потому что он действительно не понимает, что от него хотят родители. Конечно на умственном уровне он конечно понимает, но вот чувства у него заблокированы или заморожены. Здоровая психика любого человека нормально функционирует при одновременном синхронном взаимодействии умственного, душевного и телесного уровня. Когда один из этих уровней заблокирован или плохо работает, происходит сбой всего. Это очень трудное состояние для ребенка. Он может испытывать так же попеременно агрессию, стыд и вину. В этих состояниях он может быть послушным для родителей или наоборот взорваться как маленький динамит. Различные противоположные состояния абсолютно нормальное явления для ребенка, непонимающего того, что происходит в его внутреннем и внешнем мире. Это его маленькая защита, которую он пока умеет показывать в этом мире.


В такой ситуации можно понять и родителей и детей. Здесь много тонких и глубоких моментов с обеих сторон. Их нужно смотреть, с ними нужно работать. Пройдя свою личную терапию, я нашла ответы на все свои вопросы. К слову сказать, я была таким же ребенком. У меня было все, и одновременно с этим у меня не было ничего. Я вспомнила себя ту, которой было все равно. Я не знала, чем хочу заниматься, у меня не было хобби до почти уже взрослого возраста, и самое страшное, что у меня не было никакой мечты. То есть вокруг меня было много интересных людей, книг, музыки, а я жила как - будто в заморозке, была таким замороженным коконом. Я была "удобным" ребенком для своих родителей, где посадили, там и сидела. Периодически я взрывалась, как-будто что-то передавливало мне горло, что-то срабатывало, как вспышка и у меня начиналась истерика. Агрессия для моих родителей была непреемлема, и потом я несла за нее наказание.


Уже сейчас, говоря с позиции терапевта я могу сказать, что детская агрессия или детская заморозка - для ребенка нормальная реакция для выживания, а для родителей - это индикатор того, что что-то не так в ваших отношениях с вашим ребенком. Все дети разные, не стоит их сравнивать друг с другом или стараться решать вопросы, исходя за одобрения окружающих.


У любого человека есть слабые и сильные стороны. К слабым я отношу страхи. Тема страхов очень глубокая, там есть все: и агрессия, и стыд и вина. Наши социальные установки и блокировки приводят к последствиям неполноценной жизни с оглядкой на прошлое, на других людей в надежде на их оценочное одобрение.


К сильным я отношу интерес и желание. Они идут вместе, тандемом. Если одно из этих ощущений заблокировано, то второе не может без него отдельно в полной мере существовать. Интерес возникает спонтанно, когда нет оценочного суждения и нет убеждения, что существует единственно верное решение. Кстати позиция "а почему бы и нет" помогает не блокировать этот интерес и переводит в следующий этап, это желание осознать то, что сейчас происходит, поразмыслить над этим, дать этому время, почувствовать и возможно принять.


Чем больше мы работает над осознанием своих слабых сторон, тем проще и более возможным становится для нас открыть новую дверь навстречу интересу и желанию, навстречу мечте, навстречу новым увлечениям и интересам. Я считаю, это очень важный аспект в воспитании и развитие наших детей. Будучи родителем, важно самому начать осознавать свои страхи, убеждения и блокировки, отказаться от оценочного мышления, показать ребенку этот мир, с его удивительными и прекрасным наполнением. Когда ребенок заморожен, это индикатор блокировки его чувств, это потеря контакта с собой и внешним миром.

Показать полностью
8

Что такое трансформационные психологические игры

Что такое трансформационные психологические игры Трансформационные психологичес, Осознание, Трансформация, Игры, Психологические, Длиннопост

Трансформационные игры отличаются от других игр настоящей, значимой для участника целью. Именно она сводит вместе сразу три реальности.


Трансформационные игры делятся на психологические и бизнес игры. Во время игры проявляется внутренний мир участника, а так же события и условия внешнего мира. Это открывает для участника целую палитру новых возможностей:


- изменять отношение к препятствиям, стоящим на пути достижения цели, к нереализованным возможностям, к окружающему Миру и к себе;


- опознавать и осознанно закрывать пути – ловушки, отрабатывать и обходить препятствия, возникающие на пути к радостной, счастливой, наполненной жизни;


- открывать дороги к внутренним и внешним ресурсам, творческому потенциалу в самых, казалось бы, непроходимых участках жизни;


- обозначать новые перспективы и выбирать из них то, что по душе;


-осваивать управление собственной жизнью, опираясь на наработку новых возможностей, нового понимания;


Теперь немного о себе и своем опыте и обучениии трансформационным играм. К играм я присматривалась давно,слышала много интересных отзывов, видела несколько информационных рекламных роликов в виде демо-версий игр. Естественно, со временем я решила сама стать участником и попробовать все на себе. Познакомившись с играми на практике, я получила огромное удовольствие в качестве участника. Сейчас могу сказать, что участвовать в трансформационной игре возможно каждому человеку, потому, что:


- это комфортно и безопастно. В игру играли 5 человек вместе со мной. Мы не были знакомы до этого дня, при этом знакомство прошло гладко, во время игры чувствовалась поддержка участников, как ведущим игры, так и самими участниками. Ведущие трансформационных игр по базовому образованию - психологи, и дополнительно проходят обучение ведению трансформационных игр. То есть во время игры, при необходимости, вам всегда окажут психологическую помощь. Если у вас появились какие-то негативные чувства или чувства, эмоционально окрашенные, ведущий игры всегда поможет вам пройти этот этап, окажет необходимую помощь и поддержку;


- это увлекательно и наблюдательно. Сразу вспомнилось детство: вокруг много разных детей, все хотят играть, выбирают себе фишки, карточки, ставят их на поле, решают кто будет ходить первым, игра начинается, все замолкают и погружаются в игровой процесс. В первые минуты ощущается дух соперничества и желание кого-то выйти в лидеры. Лидер определяется, как правило сразу. Он уверено говорит, первый выбирает фишки и карточки, первый ход, как правило принадлежит ему. Кто-то удачно бросает кубики и идет вперед, кто-то пропускает ход, кто-то осознанно нарушает правила, кто-то просто чего-то не понимает и переспрашивает. Это длится недолго, до того самого момента, когда у вырвавшегося вперед игрока, наступает период раздумья, он делает ход, берет карточку и........... замедляется. Вот теперь дух соперничества уходит на второй план, что-то там выстрелило, точно в цель и медленно начинается запускаться механизм осмысления, возможно даже образного размышления. Становится тихо, в пространстве возникает замедление. Участники начинают больше наблюдать друг за другом, повышается внимание, в игровом пространстве появляется больше доверия, в поле запускается процесс сочуствия и поддержки.


- участники становятся “сами собой”. На следующем этапе трансформационной психологической игры участники не стремятся пройти игру первым, они погружаются в глубокие собственные процессы, связанные с осознанием. На время они забывают кто они в этой настоящей жизни, кем работают, чем занимаются, забывают многие свои бессознательные установки, они не хотят никому понравится, произвести самое лучшее впечатлаение, они находятся в игре, и сейчас для них это важнее, чем весь внешний социальный мир. Они пытаются найти ответы, на возникшие в игре вопросы, фокус внимания переводится на себя, на свой внутренний мир, свои чувства и ощущения;


- есть возможность осознать. Да, она конечно есть. Главное не обесценивать все происходящее, Попробовать исключить частицу “не” из всех своих мыслей и действий. В психологии это называется “дать этому быть”. И очень важно не оценивать, не вешать ярлыки “хорошо” или “плохо”, расслабиться и просто побыть в этом игровом процессе. Тогда можно почувствовать что что-то происходит у вас внутри, как-будто вы мысленно и чувственно хотите собрать пазл, и подбираете маленькие частицы этой большой и чувственной картины своего внутреннего мира. Отслеживаются чувства и эмоции, подключается внимание, появляется гибкость мышления, возможность осмыслить происходящие события. Происходит такой глубокий процесс, в котором можно найти ответы на, казалось бы не разрешимые вопросы.


http://psyfreedom.ru/listservice/

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!