Каллиграфическая практика. Фрактура.
Доброго дня Вам, мои любимые подписчики! Ко мне до сих пор приходят вопросы по теме как же подступиться к каллиграфии. У многих, как я поняла, возникают сложности с сетками и прописями. Поэтому я решила подготовить небольшой онлайн мастер класс. В конце поста я укажу ссылку, по которой можно будет скачать прописи, распечатать их и начать тренировки.
Вообще, я сторонник академического подхода, в данном случае начинать рекомендуется с антиквы, но «антиквенный почерк» может показаться немного скучноватым и требует гораздо больше усидчивости и старательности. Поэтому в качестве объекта изучения я выбрала фрактурное письмо. Фрактура – довольно таки популярный почерк среди юных каллиграфов. Она очень пластична, изящна, красива и проста в исполнении.
Фрактура – от латинского «надлом, перелом». Основной особенностью является «шип» образованный в соединении штрихов под острым углом.
Этот почерк просуществовал с начала XVII до середины XXвв. Широкое распространение получила во времена гитлеровской Германии как некий фирменный шрифт. Считалось, что фрактура отражает серьезность и основательность, но впоследствии была запрещена. По одной из версий, причиной являлось то, что жителям оккупированных территорий было сложно ее прочесть
Исторический образец. Печатная фрактура начала XVIв. "приключения рыцаря Тойерданка"
В мк я привожу только примеры латиницы. Кириллизовать фрактуру можно, но сделать это хорошо – сложно. Так же немного странно и неестественно выглядит кириллица в исполнении готических видах письма.
Давайте приступим к практической части.
Нам потребуется:
-перо Leonardt 70 – 2,5 мм;
-тушь(рекомендую взять марку Гамма) – дешево и сердито;
-прямой держатель для пера;
-кисточка-помощница.
Печатать прописи можно на обычной офисной бумаге. Прописи подготовлены под перо 2,5 мм. Если у Вас нет данного размера пера, то на прописи можно опираться, но пропорции букв изменятся – поэтому нужно будет самостоятельно подготовить сетки через генератор или расчертить в ручную.
Напоминаю - как работать с генератором сеток
Высота буквы в фрактуре – 5 ширин пера, на высоту верхних и нижних выносных элементов – я беру 2 ширины пера. Угол наклона пера по отношению к базовой линии – 45 градусов.
Не забываем, что перо мы не макаем в тушь, а заправляем кисточкой помощницей.
Если перо не хочет писать, необходимо проверить – достаточно ли мы заправили в него туши. Если с этим пунктом все нормально , то на черновичке можно провести несколько линий – чтобы расписать перо.
Тонкие линии пишем либо кончиков пера, либо, к примеру, в заглавных буквах – ребром.
Когда Вы немного освоитесь с формами можно поэкспериментировать: добавить засечки или дополнительные штрихи в выносных элементах.
В прописях я привожу более привычную форму буквы Y, каноническая выглядит по другому, а так же возможна следующая вариация
Заглавные буквы
Надеюсь, данный материал будет полезен для вас! Спасибо за внимание!
Прикольно, первый раз встречаю уроки по каллиграфии, а не хвастовство типа "вон как я умею" :) Хорошим делом занялись.
Забавно, кстати, всегда называл фактуру "шрифт", как это делают в типографике. А у каллиграфистов - почерк, оказывается :)
Господи, красота-то какая!
@hloke, добрый вечер.
Возможно, этот вопрос Вам уже задавали неоднократно, но тем не менее... Выполняете ли Вы работы под заказ?
Есть небольшой заказ по леттерингу, фраза из 50 знаков в определенном стиле. Возможно ли как-то связаться с Вами лично, дабы обсудить нюансы?
Спасибо, Вам огромное за эти бесценные уроки по каллиграфии! Я только увлеклась этим процессом и Ваши советы для меня как волшебство. А фото Ваших работ это чудо:-) Хороших Вам и счастливых дней. Учусь по вашим урокам.
Наверное нужно обладать неимоверным терпением и усидчивостью, чтобы научиться подобному. ну и рука твердая нужна)