vladello

vladello

организатор концертов
Пикабушник
поставил 6480 плюсов и 829 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 2 редактирования
Награды:
5 лет на Пикабу
68К рейтинг 831 подписчик 48 подписок 161 пост 64 в горячем

Что делать если твой город начали бомбить

Мы не были готовыми к бомбежке. К такому вообще сложно подготовиться. Мозг до последнего отказывается верить, что такое может произойти именно с тобой. Оказывается может. И именно с тобой.

Я хочу поделиться опытом как мы провели дни под обстрелами и как решились уехать.

Не буду давать однозначный совет в стиле «уезжайте сразу, лучше это будет спонтанное путешествие и вы быстро вернетесь, потому что чем дальше – тем сложнее выехать». Мы не уезжали в первые дни по нескольким причинам – сразу не было понятно где безопаснее в первый день. При определенных обстоятельствах могло случиться, что в городе будет спокойнее, а на выездах будут бомбить. Общая паника – не лучший помощник. Многокилометровые пробки на дорогах и заправках, все сопутствующие атрибуты. Кроме того, мы очень хотели остаться в городе, тем самым поддерживая его и уехали только когда жизнь стала невыносима для ребенка, старенькой мамы и жены с инсулинозависимым диабетом.

День 1

Что делать если твой город начали бомбить Длиннопост, Харьков, Война, Салтовка, Украина, Видео, Вертикальное видео

Это написал мой 6-летний ребенок в первый час бомбежек. Просто молча пошел взял тетрадь и пока мы собирали документы, визуализировал свои переживания.

В первый день еще слабо верилось в происходящее. Первые бытовые проявления - с полок исчез хлеб, из автоматов - вода, выстроились очереди в банкоматы. Канонада практически не прекращалась, но страха пока еще не было, наверное, потому что мы до последнего надеялись, что по жилым районам стрелять не будут. Эта надежда испарилась очень быстро, в первые сутки.

Через час после начала я съездил в соседний район и мы забрали мою маму к себе. Совет – держитесь вместе, вместе спокойнее и легче.

Через 6 часов вышли на улицу, для того чтобы пройти в квартиру тещи (которую ее сын предусмотрительно вывез из города сразу же, как только начались обстрелы). Пошли туда, чтобы заклеить в квартире окна, до этого «обезопасили» окна и у себя.

Что делать если твой город начали бомбить Длиннопост, Харьков, Война, Салтовка, Украина, Видео, Вертикальное видео

Планировали через час вернуться домой, но в этот день в свою квартиру уже не попали. Подходя к дому интенсивность обстрела увеличилась настолько, что мы провели весь оставшийся день, вечер и ночь в подвале.

Нам немного повезло, дом в котором мы живем (или правильнее написать – жили…) - новый, не жековский. Поэтому подвал относительно чистый (без блох и бродячих котов). Но жизнь в подвале - не сахар. Первый спутник - это кашель, непрекращающийся (особенно у детей). Пыль, много пыли. Когда мимо тебя кто-то проходит, пыль сразу поднимается с пола, на котором ты спишь, ты постоянно дышишь ею. И холод. Спишь полностью одетым и обутым. Чтобы было теплее, и чтобы была возможность как можно быстрее выбежать в случае необходимости.

Что делать если твой город начали бомбить Длиннопост, Харьков, Война, Салтовка, Украина, Видео, Вертикальное видео

День 2

На второй день, когда все уже начали осознавать, что это всерьез и надолго, мы сделали вылазку в квартиру мамы - забрать оставшуюся там кошку и необходимые продукты/питьевую воду. Ехали туда и обратно под обстрелами. Было страшно, пожалели, что не сделали это в первый день, но бросить кошку на верную смерть не могли.

Эту ночь (как и все последующие) мы снова провели в подвале.

Этим вечером мы узнали о первом (и, к сожалению, не последнем) погибшем знакомом. Муж подруги, попал под обстрел совсем недалеко от нас и был убит. Подруга была на последнем сроке беременности, всего через несколько дней на свет появилась девочка, которая никогда не увидит своего отца.

В этот же вечер прилетело в соседний двор, очередной шок.

Этот день принес следующий совет: настраивайтесь на худший вариант развития событий, но верьте в лучшее, чтобы не падать духом. Мы изначально не хотели верить, что город будет под обстрелами каждый день более трех недель, надеялись на то, что «вот завтра должно стать хоть немного спокойнее». Поэтому несколько раз были вынуждены подвергаться дополнительному риску в своих вылазках, которые можно было сократить в одну в первый день. Под обстрелами в городе ежедневно погибают люди, как это не ужасно, мозг начинает фиксировать те случаи, которые происходят в местах, в которых ты регулярно бываешь. Например, по маршруту нашего движения за кошкой (5 км в обе стороны) только на прошлой неделе снаряд попал в машину, проезжавшую мимо Ледового дворца (дорога, по которой мы ехали), до этого люди погибли проходя мимо школы около нашего дома. Это только те видео, в которых я могу однозначно идентифицировать места, те места, в которых мы фактически ежедневно бывали последний десяток лет.

День 3

А на следующий день – еще парочка перед нашим домом. Второе фото за период войны, снятое на свой телефон.

Что делать если твой город начали бомбить Длиннопост, Харьков, Война, Салтовка, Украина, Видео, Вертикальное видео

В этот день с нами в подвале ночевала еще одна родственница – анестезиолог из роддома. Заступив на дежурство еще до войны, она оставалась в роддоме все это время, не только выполняя свою работу, но и помогая спускать рожениц в подвал и поднимать обратно. Как оказалось – не напрасно – через несколько дней в медкомлекс тоже прилетело. Отоспавшись (в роддоме кроватей хватало только роженицам, персонал «передремывал» сидя), она снова вернулась на работу и до сих пор находится там, лишь изредка возвращаясь домой (40 минут пешком под обстрелами).

День 4

На четвертый день в нашем доме исчезла электроэнергия. Мы, как могли, готовились к этому заранее, поскольку все чаще становятся заметны попадания в критическую инфраструктуру города – только у нас на небольшом участке по проспекту Тракторостроителей мы видели сразу 5 мест прорывов труб и следы от обстрелов рядом. Свет начинает исчезать в разных районах (пишут соседи в чатах, пишут друзья и знакомые), поэтому для нас это уже только вопрос времени.

В самом начале мы зарядили powerbank, все доступные батареи (ноутбук, электромобиль), телефоны включали в розетку как только была возможность, продукты и воду, которая хранилась в паркинге за ролетой (открываемой только при электричестве) переложили в багажник машины.

Совет: старайтесь представить все плохое, что может случиться и готовьтесь к этому по мере возможностей. Мы стали носить с собой даже автомобильную аптечку. А powerbank и ноут позволили нам не остаться без связи совсем.

Света не было оставшиеся 3 дня, проведенные нами в Харькове. Мобильной связи и интернета практически тоже (в такой ситуации это было даже сложнее, чем отсутствие электричества). Позже Облэнерго смогли починить подстанцию (низкий поклон сотрудникам коммунальных служб города, которые не оставив город, пытаются даже в текущей ситуации восстанавливать коммуникации, как говорится – не все герои носят плащи).

По сообщениям из чата нашего дома – конкретно в нашем доме свет появился через 2 дня, после нашего отъезда, был несколько дней и вот уже 13-тый день в доме нет электричества.

День 5

На второй день без света мы были вынуждены снова сделать вылазку в квартиру тещи. Там тоже не было электричества, но был газ и была возможность залить в термосы кипяток, приготовить горячую пищу. Пока жена была там, мы с моей мамой предприняли попытку добыть хлеб. Для этого нам понадобилось пройти 2.5 км (под ставшими уже привычными обстрелами, перестаешь приседать, появляется какой-то нездоровый фатализм) и отстоять там очередь. В этой очереди мама потеряла сознание у меня на руках. Это был один из самых страшных эпизодов жизни, повезло, что на хлебзаводе была медсестра, которая смогла оказать первую помощь и в очереди случайно оказался врач скорой, который как раз приехал с подстанции недалеко, чтобы получить хлеб. В процессе «реанимирования» мама приходила в себя и еще дважды теряла сознание. Зато нам дали хлеб без очереди %)

На хлебзаводе стал свидетелем показательной истории. Пока мы были там, позвонили и сказали, что два муковоза, которые попытались привезти муку на хлебзавод с Новопокровского КХП, попали под обстрел. Заместитель директора, тетка, строящая матом мужиков, рыдала у нас на глазах, оплакивая парней-водителей.

День 6

Удивительные чувства, когда слышишь звук пролета над тобой и думаешь, по твою душу или нет.

Начинаешь постепенно различать по звукам когда город обстреливают артиллерией, ракетами или когда на город летят самолеты для бомбардировки. Я не военный эксперт, но звуки отличаются и за эти дни я лично успел увидеть и пролетающие ракеты над нашим домом, и самолет. Все время оставаться в подвале невыносимо, днем многие стоят перед входом в убежище, в том числе и мы, прячась при первых близких звуках (регулярная канонада фоном теперь не так пугает).

Уже давно выучили правило двух несущих стен, определили наиболее безопасные места в квартире, стали понимать, когда пролетает мимо нас или летит в наш район.

Достается всем одинаково – Северная Салтовка , Салтовка, ХТЗ, Восточный, Павлово Поле, Пятихатки, Холодная Гора, Центр, Новые Дома, Одесская, Залютино, Даниловка.

Что делать если твой город начали бомбить Длиннопост, Харьков, Война, Салтовка, Украина, Видео, Вертикальное видео

Все больше знакомых уезжают. Решаемся и мы. Именно отсутствие электричества (электропечь, отопление и вода в доме также не работают без электричества) в конце концов и стало последней каплей, заставившей рискнуть и прорываться из города на двух машинах.

Ехать по-прежнему опасно, но скоро закончатся продукты, а чтобы получить их – надо стоять в очередях под обстрелами. Понимаем, что лучше рискнуть один раз, чем рисковать каждый день.

Совет - заранее прорабатывайте маршрут и конечную точку прибытия. Постарайтесь предусмотреть все, что может произойти в дороге. Ваша организованность сильно поможет остальным вам же помочь. Общайтесь со всеми, кто выехал ранее, чтобы получить максимум информации. Но помните, что ситуация может менять каждый день, поэтому наиболее ценный опыт – опыт предыдущих 1-2 дней.

Находим друзей со второй машиной и полным баком. Вторая машина нам нужна потому что наша – электромобиль, способный проехать 130 км без печки. Дальше на тросе, пока тебя тянут, машина заряжается электромобиль. Очевидный совет– заводите друзей, лучше заранее, конечно.

День 7

Отъезд.

Выезжаем как только завершается комендантский час, в 6 утра. Двумя машинами, дети, кошки. По городу едем максимально быстро, снова вокруг стреляют. Притормаживаем только на перекрестках, т.к. светофоры не работают и на дороге есть не только подбитые снарядами машины, но и машины, брошенные после ДТП. Наш электромобиль 3 раза по 20 километров тянулись на тросе, тем самым заряжаясь. Путь прошел относительно спокойно, только очереди на блокпостах.

240 км едем 15 часов, до сих пор не можем поверить, что вырвались, что засыпаем в более спокойном месте.

Эпилог

Больше всего в эти дни поражают люди. Такой сплоченности, взаимоподдержки и безвозмездной помощи я не мог себе представить. Соседи под обстрелами помогают последними продуктами друг другу, на улице если стало плохо - тебе тут же помогают незнакомые люди. в городе, куда мы приехали у нас каждый второй спрашивает, есть ли у нас жилье, нужна ли помощь с продуктами и вещами, ребенку пытаются подарить книжки и игрушки. Все мечтают об одном. Не буду уточнять о чем именно.

На данный момент в Харькове (чистейшем и красивейшем городе, в котором за последние несколько лет открыли зоопарк, кучу парков, отремонтировали дороги, только этим летом сделали идеальную окружную) разрушено более 800 жилых домов, 60 школ (!), рынки, оба зоопарка. Это не абстрактные цифры. У меня есть фото и видео воронок и разрушений возле школы моего ребенка (школы, в которой учился и я). Каждый день прилетает рядом с моим домом. Несколько дней назад прилетело в дом напротив моей мамы (ее дом отделался пока легким испугом – выбитыми взрывной волной стеклами). Такие фото и видео есть у каждого харьковчанина. Добавлять сюда не буду, т.к. это жесть.

Каждое утро с 24 февраля начинается с переклички с друзьями, проверки сколько часов назад человек был в сети.

Последний мирный день

Последний мирный день я запомню навсегда. Мы почему-то спонтанно решили после школы поехать погулять в Фельдман Эко-парк, прекрасный зоопарк, один из двух, которым гордился наш город. Эко-парк также "демилитаризируется" каждый день уже 3 недели. Зверей пытаются вывозить, оставшихся кормят волонтеры раз в 3 дня. Под обстрелами регулярно погибают и люди, и звери.

Последними зверями, которых мы видели - были красные волки. Мы уже выходили вечером из эко-парка, но почему-то вдруг решили вернуться и посмотреть на вольер. При первом обстреле их стеклянный вольер был разрушен, два волка сбежали и это стали первые животные, пострадавшие в эко-парке. Сейчас счет погибших животных экопарка пошел на десятки.

Спасаясь из Харькова, мы взяли с собой детский фотоаппарат. Сегодня мой сын, жизнерадостный и веселый пацан, взял его поиграть в игры, случайно открыл папку с фотографиями и разрыдался. Говорит «хочу домой, в Харьков, там остались мои рисунки на шкафу, мы забыли их забрать».

Он еще не понимает, что возможно возвращаться нам будет некуда, поскольку пока я дописываю это, от друзей, оставшихся в нашем доме, пришло сообщение, что нашему району снова достается. А позавчера вечером прилетело в квартиру сестры на ХТЗ. В квартире в этот момент был муж сестры (сестра с дочкой в Польше уже неделю) и его коллега. Были в разных комнатах, муж сестры - живой, а коллега – погиб. Это видео не из интернета, он прислал нам:

Да и у нас здесь сейчас хоть и спокойнее, чем в Харькове, но за окном снова сирена воздушной тревоги.

Финальный совет – представьте, что это последний мирный день в вашей жизни. С кем и как вы хотели бы его провести? Представили? Вот так и проведите.

Показать полностью 5 2

"Боритесь — поборете" или мы сами строители мира вокруг себя

Есть в Харькове перекресток пр. Юбилейного и улицы Академика Павлова (возле Барабашова). Как только появилась машина, ситуации на этом перекрестке всегда вызывали у меня возмущение.


Проезжая часть фактически поделена разметкой на две полосы (при том, что фактически их там 4 и машины всегда становятся в 4 ряда). Движение прямо запрещено, при этом через перекресток едет половина Салтовки в центр. Знака "Направление движения по полосам" нет, т.е. налево можно поворачивать только из крайней левой полосы. НО! Машины всегда поворачивают в два ряда, плюс ежедневно находятся уникумы 🦌, которые объезжая пробку поворачивают третьим рядом, пытаясь вклиниться в поток прямо на перекрестке.

"Боритесь — поборете" или мы сами строители мира вокруг себя Нарушение ПДД, ПДД, Харьков, Длиннопост

За более чем 3 года вождения я прошел все стадии, от отрицания до принятия. В начале поворачивал только из крайнего левого ряда (ведь я же сознательный и стараюсь соблюдать ПДД). При этом на Академика Павлова в 95% случаев мне нужно сразу же на Тюринскую, т.е. перестроиться в правый ряд, полностью занятый всеми теми, кто повернул на перекрестке с нарушением. Потом стал поворачивать вторым рядом. К счастью, до поворота третьим рядом не опускался никогда, как бы не спешил...


И вот в какой-то момент мне все это надоело и я подумал - а почему не попробовать взять ситуацию в свои руки? возможно многие также как и я думают о нелогичности знаков и разметки на данном перекрестке, каждый злится, но надеется на других? И в конце августа написал два письма - одно в Горисполком, другое - в Нац. полицию. Сегодня наконец-то получил финальный ответ. Судя по всему, есть все предпосылки к тому, чтобы в обозримом будущем сделать фото данного перекрестка с новыми знаками, разрешающими поворот налево с двух полос (ведь большинство ежедневных нарушений водителями в данном случае были вынужденной мерой из-за неправильно реализованного движения на перекрестке).

"Боритесь — поборете" или мы сами строители мира вокруг себя Нарушение ПДД, ПДД, Харьков, Длиннопост
"Боритесь — поборете" или мы сами строители мира вокруг себя Нарушение ПДД, ПДД, Харьков, Длиннопост

И если вся история закончится хеппи-эндом, то не только добавлю ее себе в копилку к двум внутридомовым дорогам, ранее отремонтированным по моим обращениям. Главное, что у меня есть еще масса мыслей о том, где и что можно улучшить, особенно на дорогах. Чаще всего цена вопроса - копейки (установка недостающих или демонтаж устаревших знаков), но сразу же повышение удобства и безопасности для всех участников движения.


Своим примером хочу показать, что очень многое зависит именно от нас, от нашей гражданской позиции. И добиться изменений в лучшую сторону не так сложно, как иногда кажется на первый взгляд.

Показать полностью 3

Самая крупная автокража в истории

Сейчас мы привыкли воспринимать Северную Корею, как крайне бедную страну, изоляционизм которой достиг воистину фантасмагорических размеров. Но в 60х годах прошлого века некоторое время её экономика была больше южнокорейской, что стало возможным благодаря щедрой поддержке со стороны Советского Союза. И крайне странным может показаться факт, что именно Северная Корея стала пионером развития автомобильной промышленности на Корейском полуострове. Благодаря поддержке СССР в КНДР начали производить копии советских автомобилей, в первую очередь грузовых, таких как ГАЗ.


Послевоенная перестройка экономики позволила КНДР обрести очертания развивающегося промышленного государства, которое нуждается в технике для дальнейшего развития и увеличения объёмов добычи полезных ископаемых, коими она чрезмерно наделена. К тому же в те времена ещё не набрало оборотов идеологическое противостояние между капиталистическими странами и коммунистическим блоком. Тогда же, в начале 1970х, шведские компании при поддержке шведского правительства начали выходить на новый многообещающий рынок. КНДР заключила огромные контракты на миллионы тонн шведского оборудования, в первую очередь для горнодобывающей промышленности. Поставки были застрахованы через государственное экспортно-кредитное агентство EKN. Среди прочего компания Volvo поставила 1000 своих автомобилей модели 144. Поставка была осуществлена в 1974 году, в котором данная модель была снята с производства.

Самая крупная автокража в истории Volvo, Северная Корея, Кража, Авто, Длиннопост

Наверное, с точки зрения менеджеров Volvo это была крайне выгодная сделка, поскольку они не только продали устаревшую модель, но и были первыми из иностранных производителей, вышедших на северокорейский рынок, что сулило значительное рекламное превосходство. Но выгодный контракт превратился в настоящую афёру. Шведское посольство выяснило, что цифры не складывались, а секрет развития северокорейской экономики заключался в советских дотациях. Северная Корея попросту не умела вести бизнес вне коммунистического блока и допустила просчёты в планировании, вследствие чего экономика быстро пришла в упадок. Вскоре торговля с Западом прекратилась, а за уже поставленную продукцию северокорейское правительство отказалось платить, введя мораторий. В 1976 году у КНДР были планы рассчитаться сырьём — медью и цинком, но и этого не последовало. А позже Северная Корея воспользовалась скандалом с Швецией (тогда работников северокорейского посольства обвинили в контрабанде наркотиков) и вовсе вышла из сделки в одностороннем порядке.


С тех пор этот инцидент считается самой крупной кражей автомобилей в истории. Агентство EKN по сей день исправно начисляет проценты по неоплаченному контракту и дважды в год извещает официальный Пхеньян о сумме накопившейся задолженности, что на конец 2019 года составила 2,719 миллиарда шведских крон (266 миллиона евро). Согласно сведениям EKN, эта на эту сумму приходится 45% всей задолженности со стороны 16 стран-должников, но Северная Корея — единственная из списка, которая не совершила ни одного платежа. Но EKN не отказывается от своих прав когда-либо вернуть долг.


А что же Volvo 144? Вы не поверите, но живут и колесят по северокорейским дорогам. Многие из них используются в качестве такси, причём представительского класса. Это удивительный факт, поскольку доступа к запасным частям этот автопарк не имел более 30 лет.

Самая крупная автокража в истории Volvo, Северная Корея, Кража, Авто, Длиннопост
Самая крупная автокража в истории Volvo, Северная Корея, Кража, Авто, Длиннопост

Шведы регулярно используют эту историю в рекламных целях, мол посмотрите какое качество. Вот, например, твит шведского посольства 2016 года, который гласит: «До сих пор силён. Один из Volvo 1974 года выпуска, за который КНДР все еще не заплатила. Работает как такси в Чхонджине и имеет почти полмиллиона км на одометре!»

Самая крупная автокража в истории Volvo, Северная Корея, Кража, Авто, Длиннопост

Швеция не разорвала отношения с КНДР в 1976 году, и является одной из немногих западных стран, чьё посольство работает в Пхеньяне. Она принимает участие в гуманитарной деятельности и расширяет свою роль посредника между Северной Кореей и внешним миром. Например, американские граждане обращаются в шведское посольство, поскольку между США и КНДР официально разорваны дипломатические отношения. И вполне возможно, что 1000 автомобилей Volvo 144 стали символической платой за дипломатию во имя мира.

Автор: Павел Дукач, взял здесь

Показать полностью 4

Все понятно по двум буквам

Все понятно по двум буквам Поле Чудес, Граффити, Нижний Новгород, Повтор

граффити в Нижнем Новгороде. Пишут правда, что уже закрасили, но сначала исправили:

Все понятно по двум буквам Поле Чудес, Граффити, Нижний Новгород, Повтор

хотя мы все понимаем, что изначально создатели подразумевали "Лифшиц"

Показать полностью 2

И снова о бабах

когда звуковая дорожка в тему

Как вам парик?

Сегодня встретил Сергея Бабкина (широкой публике он известен как музыкант (в том числе группа 5'nizza), актер театра, экс-тренер Голоса)  в парике, который произвел на меня впечатление

Как вам парик? Парик, Сергей Бабкин, 5nizza, Искусство, Харьков, Длиннопост

Парик создавался для креативной обложки нового сингла, как визуализация чувственного образа, в котором музыкальные провода символизируют связь со своей Музой.

Но лично мне ближе мысль о том, что голова каждого человека набита кучей чужих мнений, которые передаются по usb-проводам в наши головы из чужих голов.


И судя по тому, что все харьковские паблики сегодня пестрят видео и фото Сергея, гуляющего по Харькову, парик произвел впечатление не только на меня.

Как вам парик? Парик, Сергей Бабкин, 5nizza, Искусство, Харьков, Длиннопост

Сзади выглядит не менее космично

Как вам парик? Парик, Сергей Бабкин, 5nizza, Искусство, Харьков, Длиннопост

ну и собственно то, ради чего затевалось - обложка:

Как вам парик? Парик, Сергей Бабкин, 5nizza, Искусство, Харьков, Длиннопост
Показать полностью 4

Электромобиль - стоимость владения и опыт

Стало интересно подвести промежуточные итоги и ответить себе на вопросы - прав ли был я, покупая 2,5 года назад электромобиль, а не бензиновое авто. Выкладываю цифры в общий доступ, возможно для кого-то они окажутся полезными.


О предмете покупки:

Электромобиль - стоимость владения и опыт Электромобиль, Nissan leaf, Длиннопост

Nissan Leaf в комплектации S (база) 2015-го года покупался в апреле 2018-го, пробег на момент покупки 57 830 км.

Машина везлась из Америки в Украину, через надежного продавца по цене чуть выше рынка, поскольку бралась для себя и хотелось уверенности в безопасности и адекватности машины, не биток (покупка на аукционе manheim, оценка аукциона - 4.7). На машине были две небольшие поперечные царапины заднего бампера сантиметров по 5 каждая и комплект почти новой летней резины, которая проходила потом 2 сезона (после чего была продана менее требовательным автомобилистам).


Из приятного: база Лифа 15-го года включает в себя подогрев руля, подогрев всех сидений,  подогрев стекол и зеркал, заднюю камеру. Из "допилов" в Украине: задние парктроники, доводчики стекол, стальная защита двигателя (американцы ездят с "тряпочкой" явно не для наших дорог), установка противотуманок, и лэд вместо галогенок, перепрошивка бортового компьютера на Цельсии и радио на нечетные частоты (последнее можно было и не делать). Итоговая цена с постановкой на учет: 15 000$ (из которых 600$ - допы).


Мотив покупки: во-первых, понравилась машина (внешне, внутри, в движении). Во-вторых, желание экономить на топливе.


Ремарка: как показало время - с экономической точки зрения момент для покупки электрокара был максимально неудачным, это был практически пик стоимости. Связано это с тем, что в январе 18-го Украина отменила пошлину на ввоз для электромобилей, резко возрос спрос и все предложения на аукционах в США практически моментально выгребались). Уже в июле "привезти" такую машину выходило на 1000-1500$ дешевле. Тем не менее особо не горевал, поскольку первые несколько месяцев обладания машиной подарили много путешествий и эмоций, которых бы не было, если бы машина появилась чуть позже, поэтому синдром отложенной жизни не засчитываем :)

Итак, какие же расходы преподнес Лиф за 2.5 года и 34 160 км?

Зарядка: заряжаюсь в паркинге от розетки, за все время эксплуатации ни разу не пользовался платными станциями (просто не было необходимости, своя розетка полностью покрыла потребности), раз 10 использовал бесплатные зарядные станции либо другие доступные розетки. "Намотал" 5422 кВт*ч, за что заплатил примерно 325$ (могло бы быть в два раза меньше, если бы был двухтарифный счетчик, но в паркинге, к сожалению, не могу поставить его.


Первое ТО (август 2019, пробег 71 500 км): 60$ - замена масла в редукторе, замена тормозной жидкости, замена фильтра салона, проверка ходовой.


Второе ТО (август 2020, пробег 84 700 км): 120$ - замена охлаждающей жидкости, замена тормозной жидкости, замена фильтра салона, замена 12В аккумулятора (родной не подавал еще признаков усталости, но учитывая 5 лет стажа решил сразу поменять, чтобы зимой не оказалось неожиданности), диагностика ходовой.

Оба ТО плановые, по рекомендациям производителя (даже чуть больше, чем рекомендует Nissan)


Создание своей "точки зарядки" (понадобилось проложить 60 метров кабеля + счетчик + розетка + два шкафа + автоматы): 260$.

Последний пункт конечно субъективный, учитывая, что и до "ввода" мне было тянуться очень далеко, и что все это добро будет использоваться для следующей машины электро (так как бралось с запасом по сечению кабеля (ВВГнг 5х4) для возможности использования скоростной зарядки в более новых машинах). Тем не менее, думаю будет справедливо добавить этот пункт в расходы.


За сколько же сейчас можно продать такую машину? Для оценки взял данные с AutoRia, отсортировав по возрастанию цены и выбрав 5-тое - 6-тое объявление (в котором описание хотя бы похоже на правду). Получаем цифру в 9 500$.


Итого, стоимость владения машиной составила: 15 000 + 325 + 60 + 120 + 260 - 9500 = 6 265$(2,5 года, 34 160 км)


Фактическое владение машиной: добавить к этим цифрам 290$ (зимняя резина) + 1350$ (страховки за все это время) + долларов 100 еще на всякую мелочь - резинки дворников раз в сезон, стеклоомыватель, мойка. Суммарно - 267$ каждый месяц

А что бы произошло с бензиновыми "собратьями" за это время?


Выбирая машину кроме Лифа также рассматривал новые (салонные) Nissan Juke и Suzuki Vitara (обе в базе). Собственно смотрел много чего (Ситроэны, Тойоты, еще что-то), но финальный выбор сводился именно к этим трем моделям. Поскольку остались записи по стоимости этих машин в апреле 18-го, дальше буду сравнивать именно с ними.


Nissan Juke (в базе + допы, как и на Лиф) с постановкой на учет обошелся бы в 19 600$

Suzuki Vitara - 21 400$.


Juke сейчас стоит 16 000$ (принцип оценки такой же, как и у Лифа - по 5-6 объявлению на Autoria).

Vitara 17 500$ (тут оценка не очень репрезентативная, всего 6 машин, автомат - только 4 объявления, но судя по стоимости машин 17-го года, 17 500$ за машину 18-го - похоже на правду).


Дальше все рассуждение теоретические, поскольку тяжело прогнозировать расходы по машине, которую видел только на тест-драйве. Если пост прочитают владельцы и смогут для "чистоты эксперимента" подкорректировать цифры исходя из реальной жизни , буду признателен. Плюс постоянно изменяемые цены на бензин за эти 2.5 года (в пределах от 21-33 грн/л) тоже тяжело поддаются теоретическому подсчету.


Буду считать так - расход беру с данных дрома + 0.5 литра, литр 95-го считаю как 25 грн, в доллары перевожу по текущему курсу 28.


Nissan Juke - 341,6*6.8*25 / 28 = 2 074 $

Suzuki Vitara - 341,6*6.4*25/28 = 1 952 $


3 ТО Vitara - 318$

2 TO Juke - 258$


Итого Жук: 19 600 + 258 + 2074 - 16 000 = 5 932$

Vitara - 21 400 + 318 + 1952-17500= 6 170$


Отдаю себе отчет, что сравниваю трехлетний Лиф и салонные машины, но на мой взгляд, в разрезе текущих вопросов (и предпосылок выбора) это сравнение корректное.


Страховку в данном сравнении не учитываю, принимая во внимание определенную добровольность в этом вопросе. Хотя Лиф тут конечно бы выиграл. Немного по обязательной ОСАГО - (электромобили в Украине страхуются с коэффициентом 0.9), и существенно по КАСКО (за счет более низкой стоимости авто). Кстати, с КАСКО для электромобилей есть нюансы. Первый год без проблем страховался в UNIQA, после чего они перестали страховать электро. Основные причины - много случаев мошенничества (в стиле привезли битую машину из США, здесь сделали косметику, застраховали, а потом заявили страховой случай - хотя СБ страховой первый раз спрашивала VIN и проверяла состояние на аукционе). Вторая причина: дорогой ремонт в случае сильных повреждений (при отсутствии официального сервиса - те же батареи, если новые, надо везти из Европы/Штатов). В итоге Uniqa не была готова даже пролонгировать уже существующий договор, с проверенным авто..


Такая позиция у нескольких страховых. При этом моя текущая страховка по КАСКО (страховая входит в топ3) - 3.78%, при франшизе 1% (угон - 5%, 0% - в случае дтп, в котором ты не являешься виновником).

Выводы: все три машины за 2.5 года потеряли в цене примерно одинаковую сумму (при этом фактическая стоимость владения Жуком и особенно Витарой была бы выше - за счет страховки (большая стоимость машин).Ожидаемая экономия на бензине "съелась" существенным удешевлением Лифа (в том числе благодаря покупке "на пике" и небывалой дешевизне бензине продолжительное время). Плюс сказалось то, что первый год очень мало ездил (из всего пробега 15 000 км за последние 7 месяцев).

Попробую в будущем сделать такое же сравнение на еще большем временном отрезке, особенно если буду продавать свой Leaf.


Немного о машине: машиной по прежнему доволен, в городском цикле очень динамичная, устойчивая на дороге, хорошо отрабатывает неровности, зимой прелесть - сел и поехал, не надо прогревать, думать заведется или нет. Ради интереса через год владения Лифом приехал в салон Suzuki на тест-драйв, по сравнению с Лифом было очень непривычно, когда нажимаешь газ, а машина пару секунд еще не разгоняется.

Soh (State of Health) батареи за 2.5 года опустился с 94% до 89%, при этом на пробеге я этого особо не заметил (думаю падение емкости нивелировалось умением ездить и пониманием машины (пропорционально уменьшился средний расход).


Часто спрашивают - бывало ли, что забыл поставить на зарядку? таких случаев не было, равно как "разрядился посреди пути" тоже не было. Грущу ли я, что не могу поехать далеко? Если и грущу, то очень редко. Первые два года пределом желаний и готовности было 130 км в соседнюю область к родственникам. Сейчас бы наверное уже готов был поехать к другим родственникам на машине 700 км, но не уверен, что выбрал бы для этого именно машину, а не поезд. Да, иногда хотелось бы запаса хода километров на 20-30 больше, чуть расширить радиус на одном заряде.


Повторюсь, что когда покупал машину одним из фактором при принятии решения, был момент экономический момент (плюс надежда, что за несколько лет ситуация на рынке батарей существенно изменится и можно будет легко поставить себе более вместительную). Экономия оказалась не столь существенной. С батарейками тоже вопрос открытый - да, они подешевели (на вторичке можно найти 24-40 кВт⋅ч по приемлемы ценам), но принципиального изменения стоимости на порядок пока не произошло.


И главный вопрос: если бы при покупки у меня были все реальные цифры изменения стоимости трех машин, взял бы я Leaf или изменил решение. Думаю, что взял бы, пока все равно мне кажется идея взвешенной и оправданной. А что будет дальше -- посмотрим :)


Ну и напоследок картинка с количеством электромобилей в Украине по состоянию на октябрь 2020

Электромобиль - стоимость владения и опыт Электромобиль, Nissan leaf, Длиннопост

Мои впечатления о машине, написанные год назад, можно почитать здесь

Показать полностью 2

Ответ на пост «Мажор»

Предущий пост напомнил мне о еще одном неординарном человеке с похожей судьбой. Знакомьтесь - Лев Сергеевич Термен (28.08.1896- 3.11.1993), создатель музыкального инструмента терменвокс (в этом году, кстати, терменвокс "празднует" свое столетие), гениальный изобретатель, успевший пожить в США, заработать там состояние, вернуться в СССР, 10 лет провести в лагерях, продолжая изобретать и изобретать.

Ответ на пост «Мажор» История, Наука, Лев Термен, Терменвокс, Разведка, Видео, Ответ на пост, Длиннопост

Родился в дворянской семье, отец был известным юристом. Уроки на виолончели, физическая лаборатория в квартире, домашняя обсерватория, все дела. Окончание Первой мужской гимназии в Петербурге с серебряной медалью в 1914-том, консерватории в 16-том, учеба на физ-мате Петроградского университета, откуда со второго курса его призвали в армию и направили на ускоренную подготовку в Николаевское инженерное училище, а затем на офицерские электротехнические курсы.


А дальше революция, которая застала его младшим офицером электротехнического батальона, обслуживавшего Царкосельскую радиостанцию под Петроградом.


Снова учеба на физ-мехе Ленинградсокго политеха и защита диплома в мае 1926-го.


В 24 года изобрел терменвокс и охранную сигнализацию. Демонстрация изобретений в Кремле Ленину (последний пытался исполнить на терменвоксе "Жаворонка" Глинки).


Дальше еще интереснее - в 1928 году Термен, оставаясь советским гражданином, переехал в США. По приезду в США он запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации,  продал лицензию на право серийного выпуска упрощённой версии терменвокса компании RCA (Radio Corporation of America), организовал компании Teletouch и Theremin Studio и арендовал в Нью-Йорке на 99 лет шестиэтажное здание для музыкально-танцевальной студии. Все это дало возможность создать в США торговые представительства СССР, под «крышей» которых могли работать советские разведчики.


До 1938 года был директором Teletouch Inc, разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас. И за эти 10 лет стал очень популярным в Нью-Йорке человеком. В его студии бывали Джордж Гершвин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. В круг его знакомых входили финансовый магнат Джон Рокфеллер и будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр.


Развёлся со своей женой Екатериной Константиновой и женился на Лавинии Уильямс, танцовщице первого американского негритянского балета.


В 1938 году Термена отозвали в Москву (все мы понимаем зачем). Он тайно уехал из США, оформив на имя владельца фирмы Teletouch Боба Зинмана доверенность распоряжаться его имуществом и управлять патентными и финансовыми делами. Термен хотел взять с собой в СССР и жену Лавинию, но ему сказали, что она приедет позже. Когда за ним пришли, Лавиния случайно оказалась дома, и у неё создалось впечатление, что мужа увели насильно


В Ленинграде (а потом и Москве) на протяжении почти года безуспешно пытается устроиться на работу, далее закономерный арест в 1939-том, 8 лет лагерей на золотых приисках и казалось бы жизнь разрушена.


Отбывая срок в Магадане, работал бригадиром строительной бригады. Многочисленные рационализаторские предложения Термена привлекли к нему внимание администрации лагеря, и уже в 1940 году он был переведён в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29 (в так называемую «туполевскую шарагу»), где проработал около восьми лет. Здесь его ассистентом был Королёв.


В этот период Термен разрабатывает эндовибратор (подслушивающее устройство без элементов питания и электроники на основе высокочастотного резонанса). Это изобретение достойно отдельного поста, но если вкратце:


4 августа 1945 года делегация советских пионеров под предлогом празднования юбилея пионерского лагеря Артек преподнесла приглашённому на празднование послу США Авереллу Гарриману подарок «в знак дружбы союзнику в борьбе с фашизмом» — деревянное изображение Большой печати США. Посол повесил подарок на стене в своём кабинете, не подозревая, что внутри был встроен эндовибратор. Конструкция подслушивающего устройства оказалась настолько удачной, что при обследовании подарка американские спецслужбы ничего не заметили. «Жучок» был обнаружен лишь 1952 году. За это время сменилось 4 посла, не один раз менялся интерьер кабинета, но деревянная Большая печать неизменно оставалась его главным украшением. Все это время в доме напротив "жили" агенты советской разведки, слушая все, происходящее в кабинете посла и не забывая регулярно развешивать постиранное белье на своем балконе, чтобы квартира не вызывала подозрений.


Также в шараге разработал подслушивающую система «Буран», считывающую с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения


В 1947 году Термен был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД СССР, где занимался, в частности, разработкой подслушивающих систем.


В 1967 году оказавшийся в консерватории музыкальный критик Гарольд Шонберг узнал во встреченном там человеке Льва Термена. Новость напечатали в газете The New York Times и публикация «буржуазной прессы» вызвала негодование в СССР. Студию Термена закрыли, «все его инструменты изрубили топором и выбросили», из консерватории он был уволен (по другим сведениям — вышел на пенсию)


В марте 1991 года в возрасте 95 лет вступил в КПСС. На вопрос, зачем он вступает в разваливающуюся партию, Термен отвечал: «Я обещал Ленину».

Ответ на пост «Мажор» История, Наука, Лев Термен, Терменвокс, Разведка, Видео, Ответ на пост, Длиннопост

Лев Термен, Клара Рокмор, Наталья Термен, Ольга Термен, 1991 год


Терминвокс любят использовать многие популярные музыканты, например его можно увидеть у Led Zeppelin на легендарном концерте в Madison Square Garden

А вот и сам Лев Термен:

Его внук, Петр Термен активный популяризатор терменвокса, руководитель Школы терменвокса в России, на своей странице часто анонсирует концерты, встречи, мастер-классы, в том числе и бесплатные и пикабушник https://pikabu.ru/@worldplanet

Показать полностью 2 2
Отличная работа, все прочитано!