Фильм о Льве Термене - изобретателя терменвокса, первого в мире концертного электромузыкального инструмента.
"Термен - Страдивари в мире электронной музыки" ( Ж.М. Жарр)
"Скандал в консерватории из-за статьи в газете The New York Times ( отрывок из интервью 2 июля 1991 года)Марина Васильевна Радзишевская: Лев Сергеевич, сначала расскажите, пожалуйста, все, что связано с университетом. Как вы попали в университет? Кто вам помогал или мешал? Как вам работается? С кем вы здесь общаетесь? В общем, все, что связано с Московским университетом. Хорошо? Пожалуйста, Лев Сергеевич. Все, что вы можете рассказать.
Л. Т.: После того как я перестал работать в МГБ, Министерстве государственной безопасности… Я там работал до…
М. Р.: 64-го года.
Л. Т.: До 64-го года. После я хотел найти учреждение какое-нибудь, которое бы касалось моих работ по музыкальной части. Вот для этого я поступил в консерваторию. В консерватории мне дали хорошее место. У меня была там лаборатория, и всякие вещи были. Потом через некоторое время приехал к нам из Америки репортер из газеты The New York Times, который с удивлением узнал, что я жив и что я работаю как раз там, в консерватории. Он пришел к ректору консерватории Свешникову и очень интересовался мной, моей лабораторией. Потому что мне сделали лабораторию электромузыкальных инструментов в Москве, в консерватории. Он очень обрадовался и решил, что я бы показал свои инструменты, которые там были. Эти инструменты были установлены в разных комнатах консерватории. Была одна большая комната специально для инструментов танцевального характера, это называлось терпситон. Все это было установлено отчасти с разрешения помощника ректора, был такой очень сердитый человек, фамилия его была Нужин.
М. Р.: Это ректора консерватории вы имеете в виду?
Л. Т.: Помощник ректора.
М. Р.: Понятно.
Л. Т.: Посмотрел он у меня эти инструменты. Все я ему показал, все очень понравилось. И потом примерно через неделю мы получили газету The New York Times с большой статьей, обо мне написанной. У меня есть эта статья, копия. Эта статья дошла, ее прочитал Нужин (отвратительный был), и он, в общем ему это очень не понравилось.
М. Р.: Не понравилось?
Л. Т.: Не понравилось. Он узнал, каким образом, здесь в Москве, в Московской консерватории устроили инструмент электрический, и что электроинструмент…
М. Р.: Профанация, да?
Л. Т.: Да.
«Что это не может быть музыкой. Как же может применяться электричество в музыке? Электричество хорошо для смертной казни. Вот где электричество. А для музыки, как же это может? И как консерватория это допустила? Это показывает, какие скверные отношения к искусству в консерватории».
И он тогда сразу велел закрыть учреждение, все мои вещи поручил куда-нибудь убрать оттуда. И мне пришлось действительно из консерватории уйти куда-то. У меня было там несколько учеников, один был хороший, и его тогда исключили из учеников из консерватории. Тогда тоже была большая такая неприятность. Мне было очень неприятно."