932

Зубчатые железные дороги.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Зубчатая железная дорога — особый вид железной дороги, отличающийся от обычной наличием зубчатой рейки (рельса).

Поезда зубчатых железных дорог могут преодолевать гораздо большие подъёмы, чем на обычных железных дорогах.

Самая крутая зубчатая железная дорога в мире — Pilatusbahn, ведущая на вершину горы Пилат (Швейцария, рядом с Люцерном).

Длина железной дороги составляет 4,6 км.

Открытие состоялось в 1889 году.

Максимальный уклон зубчатой железной дороги составляет 48%, средний 35%.

Ширина колеи составляет 800 мм.

Поезд поднимается со скоростью 10 км/ч.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Строительство железной дороги осуществлялось по проекту инженера с  фамилией Эдуард Лохер.

Интересен факт, что когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами, его назвали чудаком.

Сегодня же система Locher – одна из распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео
Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Такая конструкция исключала возможность подъема зубчатых колес при наклоне и предотвращала опрокидывание вагона даже при сильном встречном ветре в этом районе.

Система также была способна направлять вагон без использования гребня на колесах.


Действительно, первые вагоны на железной дороге Пилатуса не имели гребня на ходовых колесах.

Их добавили позже, чтобы вагоны могли перемещаться по рельсам без направляющих во время технического обслуживания.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Линия была открыта 4 июня 1889 года.

Первые поезда использовали паровую тягу.

15 мая 1937 года железная дорога была электрифицирована.

В то время использовался источник постоянного тока напряжением 1550 вольт. Первые оригинальные паровые машины брали на борт до 32 пассажиров.

При этом средняя скорость составляла 3-4 километра в час.

Чтобы достигнуть вершины, требовалось 70-80 минут.


Говорят,что железнодорожная линия Пилатуса до сих пор использует оригинальные реечные рельсы, которым уже более 100 лет.

Секрет состоит в том, что после того как был обнаружен износ рельс, их просто перевернули другой стороной.

Таким образом, сейчас задействована другая, неизношенная поверхность.

Утверждают, что этого будет достаточно для следующего столетия.)

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео
Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Одной из самых известных и старых дорог (действует с 1884 года) зубчатого типа является железная дорога на гору Корковаду в Рио-де-Жанейро.

Тут система зацепления другая-вертикальная.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Не уверен,так как ссылок не нашёл,но что-то такое.)

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

На вершине расположена знаменитая статуя Христа-Искупителя.


Линия была открыта 9 октября 1884 года императором Педру II.

Сначала поезда использовали паровую тягу, но в 1910 году дорога была электрифицирована (впервые в Бразилии).

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

До официального открытия статуи Христа-Искупителя дорога периодически использовалась для подъёма частей монумента.

Ежегодно этой железной дорогой пользуется более 600 тысяч человек.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Длина — 3,8 км

Максимальная высота — 710 м

Ширина колеи — 1000 мм

Пропускная способность — 360 пассажиров в час

Время в пути — 20 минут

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

На территории России и стран бывшего Советского Союза классических зубчатых железных дорог нет, однако данный принцип — использование специальной зубчато-рельсовой конструкции — реализован в судоподъёмнике Красноярской ГЭС.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути,

с шириной колеи 9 метров,

и имеющую зубчатое зацепление.

Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду.


Движение осуществляется посредством электротяги.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву».

В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.

Зубчатые железные дороги. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Видео

Источник.


Небольшое видео:он такой один: красноярский судоподъемник.

Найдены дубликаты

+26

В Швейцарии такая же?


©

Захватывает дух

раскрыть ветку 7
+13

Как же круто.

раскрыть ветку 3
+14

Ты же понимаешь, что видео ускорено больше чем в два раза?

раскрыть ветку 2
+2
Американские горки)
0
Наш бы вагончик запустить с этого пригорка.
0

а кто-то украл башмак или сам смастерил и...

+9
Судоподьемник
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 10
+1
Так и не понял - он там поднимается и куда разворачивается?
раскрыть ветку 7
+2
Спускается на поворотное устройство (4фото) и на нем разворачивается. Вроде скоро перевозка, могу снять. Если ставок видео не найду
раскрыть ветку 2
0
Нашел видео, но как залить? Только сначала на обменник ?
раскрыть ветку 2
0
Уже не могу редактировать. На третьем фото, если приглядеться, можно увидеть человека для масштаба)
-1

Что-то у меня встал. Хз почему.

раскрыть ветку 1
0
Встал вопрос?
+5
Иллюстрация к комментарию
+7
Спасибо. Познавательно.
раскрыть ветку 1
+3

пикабуша познавательная

+4

Такое устройство называется "кремальера". В Испании (может еще где) поезда, использующие данный тип движителя так и называются

раскрыть ветку 4
+3

читайте следующий пост)

кремальера немного другое

раскрыть ветку 3
+3
А гребень на ходовых колесах назыввется ребордой, если что.
0

а я хотел как раз скинуть ссылку.... на ваш же пост :D

0
Хм. А в чем отличие? Кроме как расположения колеса вертикально, а не горизонтально, я не вижу разницы
+2

А как у них пол горизонтальным поддерживается? Уклон везде одинаковый или поворачивается?

+2
Недавно пост был про Панамский канал. Так вот там "тягачи" которые корабли тягают тоже таким образом передвигаются.
+2

У нас в Киеве есть такое чудо, небольшое. У нас называется фуникулер :)

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 7
+11

Да даже на картинках видно что они тросом в движение приводятся. А пост о зубчатых системах

раскрыть ветку 1
+2

Действительно, я ошибся.

+2
В фильме "Отель "Гранд Будапешт" есть подобный фуникулер
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+3
В Будапеште точно такой фуникулёр есть. Фон другой, а кар такой же.
0

Это фуникулёр, а пост о зубчатой железной дороге. Другой принцип совсем.

раскрыть ветку 2
+1
В этом году побывали в Швейцарии и дважды прокатились по таким железным дорогам. Поднимались на Юнгфрау и Маттерхорн.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+1

Катался на таком зубчатом трамвае в Будапеште)

0
Я по такой 4 года передвигался когда жил.. Для многих новичков это даже страшно было :) Монтре - Ко дорога :)
0

Шлюз дамбы Санкт-Петербурга в городе Кронштадт тоже приводится по зубчатой дороге.  

раскрыть ветку 1
0

Да,кстати,тоже интересная тема.)

0
Маленькие правки:
"двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами" - с двумя колесами, движущимися в горизонтальной плоскости
"транспортируется «на плаву»" - судя по фото подъемника, все же - нет. Нет шлюзовых дверей, да и таскать вверх-вниз такой объем воды - не выгодно. Скорее, судно устанавливается на стапеля, после чего уже вся конструкция и перемещается.
0
https://www.tart-aria.info/ тут вам быстро объяснят что это всё атмосферное электричество, ну или ещё какая неведомая фигня.

А за пост спасибо.

0

О, так вначале же идёт Пилатус! Там ещё поезда меняются очень интересно, я даже ролик записал (прошу прощения за инстаграм):

https://www.instagram.com/p/BmYoS6QnuHi/?utm_source=ig_web_o...

0

после того как был обнаружен износ рельс, их просто перевернули другой стороной.

Если тут речь о зубчатом центральном рельсе (ибо направляющие рельсы выглядят обычно и переворачивать их не принято), то у него износ на зубцах по краям и от переворачивания ничего не изменится. Зато такой приём может быть справедлив для следующего в посте типа, где шестерня вагона сверху.
Может что-то не так понял.

раскрыть ветку 2
+2
Это если крутить вдоль оси. А прокрути перпендикулярно?
0

логично,я почему-то подумал ,что используется не вся высота зубчатого рельса

0
В Тбилиси фуникулер везёт на гору где расположен парк отдыха. Оттуда весь город видать. Помню там на этой горе Володя Пресняков с Кристиной Орбакайте клубнику кушали и целовались, когда им лет по 18 было. В программе 50 на 50 показывали этот момент. В 80х годах прошлого века, когда ещё солнечная республика не скикабиздилась.
А я на нём там каждый раз катался, когда в детстве к бабке прилетал гостить.
Иллюстрация к комментарию
0

Эдуард это всё-таки имя, а фамилия Лохер.

раскрыть ветку 1
0

согласен)

0
Интересно почему не кто не интересуется почему подъём указывается в процентах а не в градусах, неужели все это знают? И что означают в этом случае проценты...)))
раскрыть ветку 7
+4

Ну даже я, человек совсем далекий от ЖД догадываюсь что уклон это отношение высоты подъема к длине, т.е. 100% это наверное 45 градусов. А почему еще понятней, что бы избавится от тригонометрии при вычислении уклона, кому охота таблицу тангенсов в уме держать

раскрыть ветку 4
+3
100% это сто метров высоты на на сто метров пути. 45% это на 45 метров выше через 100 метров пройденного пути. Тоже самое означают проценты на знаках установленных на дорогах общего пользования
раскрыть ветку 3
0

Вот меня всегда это бесило, когда уклон обозначают в процентах. Ведь почти везде углы измеряют в градусах, да и в школе этому учат с малых лет, это ведь так привычно....

раскрыть ветку 1
+3
Так делают потому что уклон не всегда равномерный, на спуске или подъёме могут быть и горизонтальные участки дороги или где то круче где-то более пологие отрезки, поэтому указывается в процентах на весь подьем или спуск
-1

А зачем «9 метров» выделено жирным? Это очень важно?

раскрыть ветку 2
+1

сверхширокая колея,думал,что интересно)

раскрыть ветку 1
-4

То есть из всей копипасты ты только это нашёл интересным? Хоть бы читал , что копируешь.

-2

Чёт вот смотрю и думаю: это как сделали, что зубья расположены так точно? Ведь путь длинный, зубьев много и из за небольшой погрешности на определённом пути просто не попадут в шестерню....

раскрыть ветку 3
+1

Не зубья должны попадать в шестерню, а наоборот. При зубчатом зацеплении максимум три точки касания. Погрешность небольшая при точном изготовлении зубьев. Максимум при погрешности шестерня входит со скольжением в зацеп, поэтому нужна смазка.

+1

думаю также,поэтому всё в смазке

Все зубчатые колеса, в отличие от обычных колесных пар, требуют более частой и регулярной смазки,остатки которой при движении смываются на землю.
Расход смазки зависит от условий эксплуатации, максимальный расход — более 100 г на 1 вагон и 1 км пути.

0
Это одна из причин низких скоростей. 10 км/ч у данного поезда, когда средняя скорость пешихода 7 км/ч.
Похожие посты
89

Зубчатая железная дорога в Татрах

Продолжение темы "Тетрапак" в Татрах.

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост

Зубчатая железная дорога Штрба - Штрбске Плесо (в народе просто Зубачка)  - узкоколейная зубчатая железная дорога в Словакии в Высоких Татрах .

Она была построена в 1896 году и реконструирована в 1970 году .

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост

Колея: 1000 мм.

Зубчатая система: Риггенбах (первоначально, после реконструкции используется система Абта).

Длина трассы: 4,75 км

Длина зубчатой части: 4,05 км.

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост

Наибольший подъём: 15 %.

Электропитание : 1500 В постоянного тока.

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост

В 1970 году, после реконструкции железной дороги Штрба - Штрбске Плесо , было необходимо купить подходящие электропоезда, для чемпионата мира по лыжным видам спорта в 1970 году.

Поскольку подходящие поезда не производились в Чехословакии , было решено приобрести их у швейцарской компании SLM Winterthur .

Всего было закуплено три поезда из Швейцарии.

После перехода на новую маркировку эта серия называется 405.95.

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост

Максимальная скорость 20 км/ч.

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост

Со Штадлером заключён контракт на новые поезда на 2022 год.

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост

Само озеро.

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост

Источник.

Источник.

Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Зубчатая железная дорога в Татрах Железная Дорога, Зубчатый рельс, Словакия, Татры, Штадлер, Видео, Длиннопост
Показать полностью 15 1
73

Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром

Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео

Dolderbahn ( Db или DBZ ) -- зубчатая железная дорога в швейцарском городе Цюрих длиной 1,3 км.

Линия была открыта в 1895 году как фуникулер , а в 1973 году была переведена на зубья.

Из-за этой истории её иногда ошибочно называют фуникулером или канатной дорогой.

Вот так она выглядела фуникулёром.

Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео

Главная сложность на зубчатке - стрелки.

В конце есть видео с переводом стрелок.

Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео
Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео

Колея 1.000 мм.

Электрификация 600 В , постоянный ток.

Максимальный уклон 19,6%.

Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео

Используется система STRUB .

Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео
Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео
Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео

перевод стрелки 0.45

Источник.

Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео
Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео
Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео
Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром Железная Дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Швейцария, Цюрих, Фуникулер, Видео
Показать полностью 11 1
147

Греческая горная зубчатая железная дорога.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Железная дорога Диакоптон – Калаврита — историческая железнодорожная линия в Греции с шириной колеи 750 мм между городами Диакоптон и Калаврита в Ахее на Пелопоннесе.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Эта зубчатая железная дорога была построена в 1896 году и восстановлена для туристов в 2009 году.

Название "зубчатая" получила из-за дополнительного зубчатого рельса, который расположен между рельсами и за этот зубец цепляется состав,оборудованный зубчатым колесом, преодолевая крутые подъемы и спуски.

Используется система Abt ,которая была разработана Карлом Романом Абтом , швейцарским инженером.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Длина дороги 22,346 км, высота над уровнем моря 720 метров.

Максимальный уровень наклона железнодорожного полотна 17,5%.

На всем протяжении линии существует три секции с установленным зубчатым рельсом.

Общая длина таких секций 3,8 км.

Максимальная скорость на линии 40 км/час, на участках с зубчатым рельсом – 12 км/час.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

На линии расположен мост через ущелье Вурайкос, а также многочисленные тоннели.

Депо и все техническое оборудование расположено в Диакоптоне.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео
Поезд то и дело ныряет в прорубленные в скалах тоннели.
Мы едем по узким мостикам,наблюдая то с одной ,то с другой стороны обрывы и вот-вот совсем рядом с обрывом - бегущую горную речку и небольшие водопады.
В некоторых местах скалы прямо нависают над крышей поезда.
Затем наша дорога пошла через каньон и речку Вурайкос по железным мостикам.
Поезд выезжал из одного тоннеля и въезжал в другой.
На пути насчитали около 16 тоннелей.
Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Дорога от Калаврита идущая вдоль ущелья к побережью проходит под монастырём Мега-Спилео и делает его доступным для посетителей.

Мега-Спилео («великая пещера») — православный монастырь в Греции, находящийся в 10 километрах от города Калавриты.

Построен на склоне горы Хелмос на высоте 940 метров.

Один из древнейших монастырей Пелопоннеса и всей Греции, отмеченный в истории страны на протяжении последних 17 веков.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Шесть паровозов были построены специально для этой линии по базовому проекту Cail (1891).

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео
Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Первая партия современных дизельных локомотивов для линии Диакоптон – Калаврита состояла из трех дизель-электрических поездов (класс 3001), построенных компанией Billard  в 1958 году.

Три аналогичных поезда (Class 3004) были построены компанией Decauville  в 1967 году.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Четыре новых дизель-электрических локомотива (класс 3107) были заказаны у компании Stadler Rail  и поступили в эксплуатацию в 2009 году.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео
Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Город Калаврита, куда прибывает поезд, хранит тяжелую память о войне.

13 декабря 1943 г. фашисты устроили бойню, в которой погибло 1436 мужчин и мальчиков старше 14 лет, город был выжжен дотла.

Стрелки часов на Митрополитской церкви остановились на отметке 2 часа 34 минут, именно в этот момент начались трагические события 1943 года.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео

Источник.

Греческая горная зубчатая железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Греция, Длиннопост, Видео
Показать полностью 13 1
165

Сноудонская горная железная дорога.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

Сноудонская горная железная дорога (англ.: Snowdon Mountain Railway (SMR)) — узкоколейная (800 мм) зубчатая железная дорога системы Абта длиною в 7,53 км, соединяющая Лланберис в валлийском округе Гуинет с вершиной горы Сноудон.

Открылась для движения в 1896 году и функционирует по сей день как историческая железная дорога.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

Высота горы 1085 метров.

Стоит отметить, что если вы соберетесь по этому маршруту, рекомендуется озаботиться покупкой билетов заранее.

На официальном сайте горной ж/д дороги билет на вершину с возвратом стоил 27 фунтов(2015 год).

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

Дорогу при строительстве оборудовали зубчатой рейкой системы Абта, а в Швейцарии, на «Schweizerische Lokomotiv- und Maschinenfabrik», закупили танк-паровозы, приспособленные для работы с такой рейкой.

В 1895—1896 годах швейцарцы построили для линии 5 локомотивов, первый из которых в качестве названия получил аббревиатуру имён супруги владельца земли: «L.A.D.A.S.» — Laura Alice Duff Assheton Smith (Лора Алиса Даф Эсшетон Смит), а второй — имя его дочери: «Enid».

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

4 апреля, во время пробной поездки, поезд из паровоза и двух вагонов врезался в скатившийся на рельсы валун и сошёл с рельсов.

Авария произошла на подходе к вершине, рабочие смогли поставить вагоны на рельсы и поезд продолжил путь.

6 апреля состоялось открытие дороги и в этот день произошла новая авария: теперь уже локомотив сошёл с рельс и опрокинулся со склона вниз, сработали вагонные тормоза, но погиб один из пассажиров, неудачно выпрыгнувший из вагона.

После этого линию закрыли, провели расследование, показавшее, что использовать следует более лёгкие вагоны, а вдоль зубчатой рейки установить тормозные захваты.

В апреле 1897 года дорогу вновь открыли и с тех пор происшествий на дороге не было.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

Вагон в составе всего один и имеет столько же дверей, сколько и рядов сидений.

Это связано с безопасной эвакуацией в случае аварии.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

SMR является единственной общественной зубчатой железной дорогой в Соединенном Королевстве ,  и после того, как более 100 лет эксплуатации она остается популярной туристической достопримечательностью , перевозящая более 130.000 пассажиров в год.

Котлы локомотивов установлены под углом 9 °, чтобы поддерживать уровень воды над трубами, когда локомотив поднимается в гору.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео
Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

Пассажирское движение по Сноудонской дороге осуществляется сезонно: с мая по октябрь, что связано с сильными ветрами, поднимающимися зимой, и периодически возникающими снежными заносами.

Вагоны не прицеплены к локомотиву, а покоятся на его переднем буфере так, что при подъёме паровоз или тепловоз выталкивает вагон наверх, а при спуске сдерживает его движение вниз.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

Поездка туда-обратно занимает 2-2,5 часа, если пассажир едет до конечной «Вершинной» станции.

Есть и более новые тепловозы.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео
Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

Сноудонская горная железная дорога послужила прообразом выдуманной Калдифельской железной дороги, появившейся в книге "Mountain Engines", части "Железнодорожных историй" Уилберта Оудри, которая в свою очередь послужила основой мультсериала "Томас и его друзья".

После аварии в 1896 году большая часть линии была оснащена «захватными рельсами» L-образного профиля.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео
Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

Стрелочный перевод.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео
Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео

13 августа 2019 года железная дорога объявила, что заказала два новых гибридных тепловоза с аккумуляторной батареей у Clayton Equipment Ltd для введения в начале сезона железной дороги 2020 года.

Двигатели локомотивов, которые будут соответствовать стандартам выбросов EU Stage V , могут быть менее мощными, чем двигатели на существующих локомотивах, обеспечивая таким образом техническое обслуживание и экономию топлива, более тихую работу и более низкие выбросы.

Источник.

Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео
Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео
Сноудонская горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, Горная дорога, Англия, Длиннопост, Видео
Показать полностью 17 1
237

Железная дорога Горнерграт.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео

Железная дорога Горнерграт (нем. Gornergratbahn) соединяет Церматт в кантоне Вале, Швейцария (высота 1 604 м) с горным отрогом Горнерграт (высота 3 089 м).

Вторая по высоте (после Юнгфрау) железная дорога в Европе.

Одна из основных туристических достопримечательностей Церматта.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео

В 1990-е годы на гостиничных башнях была устроена обсерватория с двумя телескопами.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео

Строительные работы начались в 1896 году, и дорога открылась 20 августа 1898 года.

Дорога с самого начала была построена как узкоколейная, с шириной колеи 1000 мм, электрифицированная на переменном токе.

Горнерграт — первая электрифицированная зубчатая железная дорога Швейцарии.

Так как максимальный уклон составляет 20 %, полотно дороги и подвижной состав были оборудованы реечной передачей системы Романа Абта.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео

Это одна из четырех линий в мире, использующих трехфазный ток.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео

На линии существует четыре тоннеля (самый длинный —  179 метров), два виадука и крытая галерея длиной 770 метров, появившаяся в 1940-е годы на наиболее лавиноопасном участке.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео

У поезда есть два пантографа для трехфазного электропитания,725 В , 50 Гц.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео

На станции Риффельальп действует самая высокогорная линия трамвая длиной 675 м, связывающая станцию и отель Риффельальп.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео

Источник.

Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Железная дорога Горнерграт. Железная дорога, Зубчатый рельс, Швейцария, Длиннопост, Видео
Показать полностью 16 1
93

Первая зубчатая горная железная дорога.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Первой в мире зубчатой горной железной дорогой в Новом свете была «Маунт Вашингтон» (Mount Washington), построенная Сильвестром Маршем (США).

Уроженец Кемптона, Марш сделал своё состояние в Чикаго на упаковке мяса.

Однажды Сильвестр поднялся на гору Вашингтон в Нью-Гемпшире, где попал в сильную

бурю, которая заставила его провести ночь на склоне горы.

Этот почти фатальный опыт побудил его изобрести систему, с помощью которой поезд мог бы безопасно доставлять пассажиров на вершину.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Проект Марша назвали в шутку «Железная дорога на Луну», потому что во время прений один законодатель штата заметил, что Маршу следует дать разрешение на строительство не только на

гору Вашингтон, но и на Луну.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Марш получил разрешение на строительство дороги 25 июня 1858 года, но из-за гражданской войны работы пришлось отложить до мая 1866 года.

Он разработал прототип локомотива и короткую демонстрационную часть трека, нашёл инвесторов и начал строительство.

В 1861 году автору проекта был выдан патент Соединённых Штатов Америки на создание зубчатых железных дорог, а в январе 1867 года – на постройку зубчатой дороги на гору Вашингтон.

Первое публичное испытание было проведено 29 августа 1866 года, когда проложили лишь 402 метра пути.

Зубчатые колёса Марша обладали глубокими зубьями, которые гарантировали, что, по крайней мере, два зуба всегда будут в зацеплении с железной дорогой; такая мера безопасности сокращала вероятность того, что поезд сойдёт с рельсов.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

14 августа 1868 года, несмотря на то, что дорога ещё была не достроена, она приняла первых платных пассажиров.

Строительство достигло вершины горы только через год, в июле 1869 года.

В августе месяце президент США Улисс С. Грант посетил Новую Англию, спасаясь от жары.

Во время своего тура он поднялся по железной дороге Марша на вершину горы Вашингтон.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Паровоз Марша, которому приходилось ездить только вверх или вниз (на снимках - его реплика, сделанная в 1929 году), выглядел весьма оригинально.

Его паровой котел с топкой имел качающуюся подвеску на боковых цапфах и при любом уклоне пути всегда принимал вертикальное положение как маятник.

В дальнейшем от качающейся подвески котла отказались, поскольку относительно небольшие отклонения от вертикали никак не влияли на его работу.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Эта дорога протяженностью 4,8 километра действует до сих пор, доставляя туристов и экскурсантов на вершину горы Вашингтон - высочайшую точку северо-востока США.

В своем коротком пути паровоз с одним вагоном взбирается на высоту более километра.

Для перевозки туристов используются ретро-поезда с паровозами или экологически безвредные поезда с локомотивами, которые работают на биодизеле.

Поезд поднимается на гору со скоростью 4,5 км/ч и опускается со скоростью 7,4 км/ч.

Средний уклон дороги составляет 25 процентов, максимальный - 37.

Дорога построена по проекту Сильвестра Марша, которого многие считали сумасшедшим, однако вопреки их прогнозам, она довольно быстро себя окупила за счет большого числа желающих по ней прокатиться.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Почти на всем протяжении дорога - одноколейная.

Частично она проходит по деревянным и металлическим эстакадам.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Ширина колеи 1422мм (4 фута 8 дюймов).

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Это вторая самая крутая зубчатая железная дорога в мире после железной дороги Pilatus в Швейцарии.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео
Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Источник.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео
Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео
Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

В первые дни строительства железной дороги рабочие хотели минимизировать время при подъеме и спуске по пандусу, поэтому они изобрели полозья, подходящие к зубчатой рейке и обеспечивающие достаточно места для себя и своих инструментов.

Эти доски изготовлены из дерева с кованым железом и с двумя длинными ручками из твердой древесины.

Среднее время спуска с горы с использованием этих досок составило около 15 минут.

Рекорд был 2:45, средняя скорость выше 62 миль в час (100 км / ч).

«Черепица дьявола» (такой машинный перевод) была запрещена в 1908 году после случайной смерти работника.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео
Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео

Умудрялись спускаться даже по зубчатому рельсу Абта.

Первая зубчатая горная железная дорога. Железная дорога, Зубчатый рельс, США, Длиннопост, Видео
Показать полностью 16 1
40

Первая в мире железная дорога.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Мидлтонская железная дорога (англ. Middleton Railway) — старейшая в мире общественная железная дорога, без перерывов работающая с 1758 года.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Дорога осуществляет пассажирские перевозки в выходные и праздничные дни по линии протяжённостью приблизительно в 1,6 км (1 миля) между станциями Мур-Роуд, южном районе Лидса (Англия), и Парк-Халт на окраине Мидлтонского парка.

Мидлтонская дорога стала первой, утверждённой парламентским актом.

Дешёвый уголь из Мидлтона начал поступать к причалу Стейт у Кассон-Клоуз в Лидсе.

Изначально для перевозки использовались лошади, таскавшие вагоны по деревянным рельсам.

Примерно в 1799 году были проложены железные рельсы с шириной колеи 1245 мм (4 фута 1 дюйм).

В 1812 году Мидлтонская железная дорога стала первой коммерческой дорогой, успешно перешедшей на использование паровой тяги.

Однако управлявший шахтами Джон Бленкинсоп считал, что сравнительно легкая, чтобы не сломать чугунные рельсы, паровая машина не будет обеспечивать достаточное трение, чтобы тянуть тяжелые вагоны в крутой подъём железнодорожных путей.

Соответственно, он добавил с одной стороны дороги зубчатый рельс, который запатентовал в 1811 году (так дорога стала первой зубчатой железной дорогой в мире).

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Паровоз Catch Me Who Can.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Мюррей взял за основу конструкцию паровоза «Поймай меня, кто сможет»(англ. Catch Me Who Can) Ричарда Тревитика, приспособив её к Мидлтонской дороге.

Считается, что локомотив получил название «Саламанка».

Появившийся в 1812 году, он стал первым в мире двухцилиндровым локомотивом.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Но не всё было гладко.

Первым представителем общественности, погибшим под колёсами локомотива, стал, по всей видимости, 13-летний мальчик по имени Джон Брюс, сбитый поездом в феврале 1813 года во время бега вдоль путей.

28 февраля 1818 года на «Саламанке» взорвался котёл, убив машиниста, которого силой взрыва отбросило в поле «на сотню ярдов».

Собственно говоря,первое нарушение ТБ на железной дороге.

Причиной стали манипуляции машиниста с предохранительными клапанами.

Следующий взрыв произошел 12 февраля 1834 года, и вновь погиб машинист.

На этот раз причиной, скорее всего, был сильный износ котла, который ремонтировали кустарно и без достаточного понимания.

Печально.

Погибшим оказался Джеймс Хьюитт, первый в мире профессиональный машинист.

После этого на следующий год дорога перешла на конную тягу.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Паровозная тяга была восстановлена в 1866 году, когда в эксплуатацию поступили танковые паровозы(паровоз, не имеющий тендера: вода и топливо хранятся в танках (ёмкостях), установленных на самом локомотиве)местной фирмы Manning Wardle.

В 1881 году дорога была переведена на стандартную колею 1435 мм.

Паровоз 1310 NER Class H / LNER Class Y7 0-4-0T.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Паровоз 1544 Slough Estates No. 3 0-6-0ST.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Паровоз 1601 Matthew Murray L Class 0-6-0ST.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Источник.

В коллекцию локомотивов Мидлтонской железной дороги вошли экземпляры, построенные на Джек-лейн в районе Ханслет в южной части Лидса компаниями John Fowler & Co., Hudswell Clarke, Hunslet Engine Company, Kitson & Co. и Manning Wardle.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия
Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия

Музей Бимиш - это музей под открытым небом, расположенный в Бимише , недалеко от города Стэнли , в графстве Дарем , Англия.

Первая в мире железная дорога. Железная дорога, Длиннопост, Зубчатый рельс, Паровоз, Англия
Показать полностью 10
160

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии.

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео
Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео

Шафбергбан существует еще с 1893 года.

Здесь до сих пор курсируют 6 паровых локомотивов тех времен.

Поездка по этой железной дороге считается одной из самых красивых в Европе.

Длина маршрута 5,85 км, время в пути около 35 минут.

Перепад высот около 1200 м.

По пути вы проедите через два тоннеля и, наконец, достигните вершины горы Шафберг, откуда открывается отличный вид на озёра Зальцкаммергута.

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео

При этом, уклон дороги достигает 26%: обычным "незубчатым" поездам с ним не справится.

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео

Колея составляет 1.000 мм , используется система Abt .

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео

Эта система была разработана Карлом Романом Абтом, швейцарским инженером-паровозостроителем.

Когда-то Абт работал на Никлауса Риггенбаха, но в 1885 году он решил основать свою строительную компанию.

В это же время, так получилось,он продолжил заниматься улучшением системы зубчатой железной дороги, которая могла исправить недостатки системы Риггенбаха.

Строительство и обслуживание зубчатой железной дороги Риггенбаха обходилось слишком дорого и там была слишком сложная система стрелочных переводов.

В 1882 году Абт разработал новую зубчатую железную дорогу, использующую массивные рейки с встроенными в них вертикальными зубьями.

Две или три рейки устанавливались посредине между рельсами с расположенными под углом зубьями.

Применение нескольких одинаковых реек со встроенными зубьями под углом гарантировало, что зубья колёс поезда постоянно находятся в зацеплении с рельсами.


Строительство железной дороги по системе Абта обходилось дешевле, так как на заданном пути ставились зубчатые рельсы меньшего веса.

Роман Абт создал ещё и систему плавного перехода с трения на сцепление, используя секцию зубчатого рельса с пружинным амортизатором для того, чтобы зубья колёс постепенно входили в зацепление с рельсом.

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео

Наклон паровозов,думаю,обусловлен уровнем воды(чтобы не обнажать топку).

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео
Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео

Есть,конечно,и более современные локомотивы.

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео
Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео
Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео
Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео

Источник.

Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео
Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео
Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии. Железная дорога, Австрия, Длиннопост, Паровоз, Зубчатый рельс, Видео
Показать полностью 13 1
138

Зубчатая железная дорога в Будапеште.

Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай

Многие зубчатые железные дороги имеют в основном туристическое значение, так как они доставляют посетителей (туристов, лыжников, любителей прогулок на природе и т. д.) на вершины и склоны гор.

Однако есть и более утилитарные зубчатые железные дороги.

Например, в Будапеште.

Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай

Маршрут этот - самый что ни на есть обычный - 60й.

В трамвае действуют обычные билеты на общественный транспорт по 350 форинтов за поездку. Люди на нем ездят самые обычные - те, кто живёт на горе.

По пути трамвай делает несколько остановок.

Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай

Трамвай отправляется каждые полчаса, расписание висит на остановке.

Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай

Никлаусу Риггенбаху (конструктор первой европейской зубчатой железнодорожной линии ведущей из города Вицнау на вершину горы Риги, которая была открыта в 1871 году) со своими коллегами-представителями было поручено представить проект зубчатой железной дороги в городе.

Разрешение на строительство было выдано 3 июля 1873 года, строительство линии началось сразу же.


В эксплуатацию дорога была введена уже в следующем году.

Первый пробный поезд вышел из депо в 16:00 24 июня 1874 года, а регулярное движение началось на следующий день после этого.


Поскольку работа зубчатой железной дороги оказалась успешной, был поднят вопрос о продлении линии.

План продления был принят в 1890 году.

Линия была проложена дальше в сторону горы Сечени, и теперь её длина в целом составляла 3700 метров.

Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай

В 1973 году на линии была проведена полная реконструкция, после которой вся она была переведена на зубчатое зацепление системы Strub, тогда же были поставлены новые трамваи.

Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай
Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай

Колея 1435 мм

Электрификация 1500 В постоянного тока

Рабочая скорость

в гору 30 км / ч

под гору 25 км / ч

Источник.

Конечная зубчатой железной дороги — детская железная дорога — узкоколейная железная дорога в Будапеште, знакомящая детей с железнодорожными специальностями.

От дня открытия до 1990 года называлась Пионерская железная дорога .

Ширина колеи — 760 мм.

Дорога была построена венгерской молодёжью в 1948—1950 годах, открытие состоялось 31 июля 1948 года, причём дорога продлевалась по 2-3 километра частями в течение 2-3 лет, и в итоге стала одной из самых длинных детских железных дорог в мире(11,2 км).

Всего на дороге 9 станций.

Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай
Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай
Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай
Зубчатая железная дорога в Будапеште. Железная дорога, Зубчатый рельс, Будапешт, Длиннопост, Трамвай
Показать полностью 9
390

Каталонская кремальера.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео
Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Слово "кремальера" "crémaillère"  имеет французские корни и возникло оно в далекие средние века на знаменитой французской кухне.

В то время в каждом доме был очаг-камин.

У него грелись, здесь же и еду готовили.

Мясо жарили на вертеле или на решетке.

Похлебку же варили в котле, который подвешивали над костром.

Ясно, что в процессе варки котел должен был опускаться ближе к огню или подниматься повыше, чтобы повар мог без опаски перемешать еду или добавить какие-либо составляющие. Для этого котел подвешивали на металлический стержень с крюком, укрепленный на специальной стойке (une crémaillè).

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Стойка была снабжена зубцами и несложным устройством, кремальерой, которое позволяло легким поворотом рукоятки перемещать стержень с подвешенным к нему котлом по вертикали.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Котел выше — температура снижается, можно открыть крышку и попробовать, готово ли варево. Котел ниже — температура повышается, варка продолжается.


Современная хозяйка для этого поворачивает ручку на газовой или электрической плите. Средневековая повариха — крутила кремальеру.

Закрепление кремальеры было последним действием, которое совершали в доме строители, для того, чтобы дом можно было считать жилым.

После этого кремальеру проверяли — на очаге готовили праздничную трапезу.

Поэтому по-французски новоселье называется «подвешиванием кремальеры».

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Поэтому слово это легко «сбежало» с кухни на механическое производство и на транспорт. Кремальерами стали называть механические реечные передачи.

Эти передачи преобразовывали вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки, находившейся с этой шестерней в зацеплении.

Или наоборот, перемещая зубчатую рейку туда-сюда, можно было поворачивать шестерню.


По-французски, по-испански, по-каталонски и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера».

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

На всю очень не маленькую и очень горную Испанию, а заодно и Португалию (то есть, на весь Пиренейский полуостров) приходится лишь две кремальеры: Cremallera de Montserrat и Cremallera de Nuria - и обе эти зубчатых железных дороги находятся в Каталонии.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Кремальера Монсеррат наиболее доступна для большинства туристов: как явствует из её названия, расположена эта зубчатая дорога на знаменитой одноименной горе, всего лишь в 50-км от Барселоны, и позволяет преодолеть путь от подножия горы до уровня знаменитого монастыря Монсеррат, где хранится образ почитаемой во всем мире Мадонны Монсерратской.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Монсерратская кремальера была открыта б октября 1892 года и первоначально обслуживалась паровозами с зубчатой передачей.

После постройки канатной дороги Aeri de Montserrat в 1930 году и аварии в 1953 году, дорогу было решено закрыть, что было и сделано в 1957 году.

Однако позже её было решено восстановить, так как канатная дорога просто не справлялась с пассажиропотоком.

В 2003 году состоялось повторное открытие зубчатой железной дороги.

Длина Cremallera de Montserrat составляет 5 километров, которые поезда преодолевают за 15 минут и включает 3 станции.

Около километра железной дороги проходит по равнинному участку и не имеет зубчатой передачи.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео
Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Ширина колеи - 1000 мм.

Максимальный уклон - 15.6%.

Напряжение в контактной сети - 1500V постоянный ток.

Скорость - 30 км/ч на зубчатом участке, 45 км/ч на обычном.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Вторая из каталонских кремальер: Cremallera de Nuria - помоложе, покруче, подлиннее.


Эта дорога открылась в 1931-м году и с самого начала своей эксплуатации работала на электрической тяге.

Протяженность кремальеры Нурия - 12, 5 км, и за эти двенадцать километров вас поднимут более чем на километр по вертикали.

Колея 1000 мм.

Электрификация 1500 В постоянного тока.

Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео
Каталонская кремальера. Железная дорога, Зубчатый рельс, Длиннопост, Каталония, Видео

Источник.

Показать полностью 11 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: