Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта

Рене Магритт (René Magritte) – бельгийский художник, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Сын человеческий, 1964

Магритт родился в Бельгии, где и прожил почти всё отпущенное ему время, ведя простую и спокойную жизнь. Когда будущему художнику было 13 лет, его мать покончила с собой, и это наложило отпечаток на его творчество. Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. Он не объяснял значений своих полотен, которые до сих пор подвергаются тщательным исследованиям и разборам.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Голконда, 1953

Особенности творчества художника Рене Магритта: начиная с 1926 года художник пишет сюрреалистические полотна, в каждой из которых есть некий скрытый смысл. Частым героем его картин становится человек в котелке (прототипом которого считается сам Магритт), часто изображаемый без лица. Позже художник часто открещивался от сюрреализма, называя стиль, в котором он писал, «магическим реализмом».

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Влюблённые, 1928

Если бы Рене Магритт не выбрал карьеру художника, он наверняка стал бы фокусником. Все его творчество – сплошная череда трюков и иллюзий, подмен и загадок, перевоплощений и тайных смыслов. К тому же, во множестве картин Рене Магритта можно найти отсылки к искусству иллюзионистов.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Цицерон, 1947

Складывается впечатление, что всю жизнь в нем боролись желание восхищать и поражать публику и стремление оставаться незаметным. В результате второе победило, а первое просто нашло иной выход.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Вероломство образов (Это не трубка), 1929

Большую часть жизни Рене Магритт прожил так, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека. Он носил неприметную одежду, жил в благообразном маленьком домике с фарфоровыми гусями на каминной полке и рисовал прямо в столовой, ни разу не испачкав пол краской. Безудержная фантазия по части зрелищных головоломок прорывалась в нем только тогда, когда он брался за кисть. В этом и заключался главный фокус Рене Магритта.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Потерянный жокей, 1926

Спасение из воды

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городе Лессине в ничем не примечательной семье. Вообще, словосочетание «ничем не примечательный» можно применить практически ко всей жизни художника за исключением некоторых ярких событий и всего его творчества.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Человек в котелке, 1964

Это стало настоящей проблемой для борзописцев, пытавшихся раскопать хоть какой-нибудь «жареный» факт в биографии Магритта. И, наконец, это удалось: в какой-то момент вскрылась детская трагедия художника.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Суть дела, 1928

О том, что мать Магритта покончила с собой, долгое время не знала даже его жена. Он старательно обходил этот печальный факт в любых разговорах. И, видимо, не зря, ведь после того, как обстоятельства смерти матери художника стали достоянием общественности, поклонники психоанализа (который сам Магритт, к слову, терпеть не мог и высмеивал при любом удобном случае) стали усматривать намек на это едва ли не в каждой его картине.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Искусство жизни, 1967

Как бы там ни было, ночью 12 марта 1912 года Регина Магритт вышла из дома в Шарлеруа в одной лишь ночной сорочке и исчезла. До этого женщина предпринимала несколько попыток самоубийства, мужу даже пришлось запирать ее в комнате. Ее поиски длились несколько дней, после чего тело Регины было обнаружено в реке Самбре.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Изобретение жизни, 1928

Вода безжалостно обнажила ее тело, намотав подол рубашки вокруг головы. Считается, что именно поэтому на некоторых картинах Магритта лица людей закрыты тканью («Влюбленные», 1928, «Суть вопроса», 1928, «Изобретение жизни», 1928).

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Размышления одинокого прохожего, 1926

Сюда же относят его знаменитые картины, изображающие «русалок наоборот» - существ с головами рыб и ногами женщин («Коллективное изобретение», 1934, «Песнь любви», 1948).

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Чудеса природы (Песнь любви), 1953

Сам же художник утверждал, что смерть матери не оказала на него настолько сильного влияния. Он говорил, что в тот момент, когда было обнаружено ее тело, он даже ощутил некоторую радость, потому что этот печальный факт сделал их семью знаменитой в округе. В остальном же, признавался Магритт, в его детстве было достаточно других событий, повлиявших на его творчество. Впрочем, о том, что это были за события, художник загадочно молчал.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Терапевт, 1937

Женщина в ящике

Вскоре после смерти матери Рене познакомился с человеком, которому было суждено стать самым главным в его жизни. 13-летняя Жоржетта Бергер была дочерью мясника в Шарлеруа. Вместе подростки проводили все свободное время. Во время одной из прогулок по заброшенному кладбищу Рене и Жоржетта увидели художника с мольбертом. Мальчик застыл, словно завороженный: раньше он никогда не видел живописца за работой. Как потом признавался Магритт, именно в этот момент он решил стать художником.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Великая война, 1964

По-детски невинный роман Рене и Жоржетты продлился недолго: родители девочки разлучили возлюбленных, переехав в Брюссель. Через несколько лет в столицу отправится и Магритт – он два года отучится здесь в Королевской Академии изящных искусств. И одним туманным днем 1920 года Жоржетта просто-напросто столкнулась с ним на улице. По-видимому, Судьба тоже любит фокусы. Юношеская любовь никуда не исчезла, Магритт твердо решил, что женится на девушке. Но сделать это удалось только после того, как Рене отслужил в армии.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Красная модель, 1935

Магритт женился на Жоржетте в июне 1922 года. Она стала его главной музой: художник утверждал, что все женские лица на его полотнах написаны с его жены. Больше они не расставались до самой его смерти. То есть, почти не расставались. В 1936 году Магритт внезапно увлекся любительницей перформансов Шейлой Легг, а Жоржетта в отместку завела роман с его другом – художником Полем Колине. Супруги окончательно воссоединились только в 1940 году.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Жоржетта, 1937

Этот небольшой скандальный эпизод – пожалуй, единственное, что выбивается за рамки биографии добропорядочного гражданина Рене Магритта. Они с Жоржеттой жили в маленьком милом домике в тихом районе Брюсселя и почти не бывали «в свете». Художник не любил путешествовать, да и вообще редко выходил из дома.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Тоска по родине, 1940

В его доме не было специально оборудованной студии, он писал прямо в гостиной, строго по часам, и всегда прерывался на обед. У многих живописцев, которые во время работы забывали обо всем на свете, просто волосы зашевелились бы от такого «кощунства».

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Жоржетта Магриттт, 1934

Человек без лица и голубь в рукаве

Большинство фокусников скрывают от публики свое истинное лицо: отвлекают от него внимание яркими платками, летающими игральными картами, пиротехническими трюками; прячутся за слоем грима или масками. Так и Рене Магритт тщательно скрывал свою личную жизнь, подсовывая публике эффектные многоступенчатые головоломки с загадочными названиями.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Принцип удовольствия, 1937

Главным героем многих картин Магритта стал безликий человек в котелке. Иногда его шляпа просто парит в воздухе над воротником неприметного черного пальто, иногда лицо скрыто за каким-нибудь неожиданным предметом – яблоком или летящим белым голубем. И очень часто он повернут к зрителю спиной, превращаясь в еще большую загадку. В какой-то степени каждый из этих лишенных индивидуальности джентльменов является автопортретом Магритта, который всю жизнь с потрясающим упорством утверждал, что в нем самом нет ничего особенного.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Пилигрим, 1966

Свою первую «иллюзионистскую» картину «Потерянный жокей» художник написал в 1926 году, начав с нее серию живописных экспериментов с реальностью. Здесь были левитирующие люди («Размышления одинокого ходока», 1926) и рояли («Счастливая рука», 1953), разрезанные на части женские тела («Вечное доказательство», 1930) и белые голуби как обязательный атрибут выступления любого уважающего себя фокусника («Терапевт», 1937).

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Победа, 1939

Во время жизни в Париже с 1927 по 1930 год Магритт сблизился с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. Именно в этот период начали проступать из темноты те самые образы, которые в будущем сделают Магритта знаменитым, именно тогда медленно начал выкристаллизовываться неповторимый мир, который художник воссоздавал на холсте.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Бог не святой, 1936

Позже Магритт разругался с Бретоном и перестал причислять себя к сюрреалистам, сочинив собственный «магический реализм». Даже на короткий «солнечный» период (его еще называют «периодом Ренуара»), пришедшийся на военные годы, Магритт не прекращает своих опытов с гранями реальности.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Учитель, 1954

Он рисует человека в маске и цилиндре, одновременно похожего на иллюзиониста и детскую любовь художника – Фантомаса («Возвращение пламени», 1943), и людей с головами-пушками («Цицерон», 1947), отсылая нас к знаменитому цирковому трюку с человеком – пушечным ядром.

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Возвращение пламени, 1943

Уже в послевоенные годы, в спокойное время, наполненное спокойными буржуазными радостями, Магритт написал картины, которые принесли ему мировую известность: «Вероломство образов» (1948), «Сын человеческий» (1964) и «Голконда» (1953).

Зонтики, котелки, трубки — и другие образы-стигматы Рене Магритта Художник, Сюрреализм, Биография, Картина, Магический реализм, Рене Магритт, Длиннопост

Память, 1942

Он умер в возрасте 68 лет от «тривиального» рака поджелудочной железы рядом со своей любимой Жоржеттой. Рене Магритту удалось провернуть невообразимый фокус: он прожил самую незаурядную заурядную жизнь из всех возможных.

Автор: Евгения Сидельникова
Источник: https://artchive.ru/renemagritte

FANFANEWS

840 постов1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.