Женский бизнес - история моего магазина рукоделия, часть 2
Предыдущая часть здесь: Женский бизнес - история моего магазина рукоделия
Пошли первые покупатели. Они были разные...
Были восторженные, те, для которых я всё это и сделала. Были интересующиеся. Были те, которых мне удалось увлечь и открыть мир рукоделия - эти особенно дороги.
И, как ни странно, очень много было «экспертов». Для меня это было самой большой неожиданностью на тот момент: как много народа знает всё обо всём. Мне очень быстро рассказали, где я должна была снять помещение, чтобы бизнес сразу пошёл в гору (не рассказали, где взять на это денег, но это не так важно), кого взять на работу, какие установить цены и что закупить в качестве ассортимента. Все эти советы давали люди, абсолютно не имеющие отношения ни к ведению малого бизнеса, ни к экономике, ни к налогобложению.
Особенно порадовала женщина, спросившая, почему же мы не даём рекламу, ведь у нас такой хороший магазин. Мы даём, сказала я. Мы развесили объявления на открытых досках возле подъездов («Ой, я даже и не смотрю, там ерунду вешают»), мы дали объявления на щитах в лифтах («Я на втором этаже живу, в лифтах не езжу»), мы дали объявление в местных газетах («Нууу, газеты я не читаю!»), мы раздавали листовки («Никогда не беру листовки!»), мы дали рекламу на городском сайте и в соцсетях («Интернеееет... нет, это я совсем не умею»).
Где же нам дать рекламу? Что Вы видите, смотрите и читаете? - «Телевизор»...
Но это всё забавные моменты. На самом деле я внимательно прислушивалась к посетителям. Прежде всего к пожеланиям по ассортименту.
Именно благодаря посетителям я узнала слова «скрапбукинг» и «декупаж» и завела неплохой ассортимент в этих сегментах. Именно отвечая на запросы покупателей, я нашла человека, который помог мне разобраться в теме плетения ловцов снов, так что в моём ассортименте появились перышки, основы и шнуры (а я увлеклась новым видом рукоделия). Благодаря покупателям узнала много нового об упаковке подарков и теперь обожаю упаковывать подарки друзьям и близким, а они ооочень подолгу их разворачивают, потому что жаль рвать такую красоту.
Благодаря посетителям я узнала о некоторых оптовых поставщиках.
В это и прелесть маленьких семейных магазинчиков, и их недостаток. Приходят люди и пускаются в разговоры. В супермаркетах или крупных сетевых магазинах покупателям в голову не приходит рассказывать продавцу о своих хобби, своей семейной жизни, давать советы в области бизнеса.
В целом, покупатели у меня классные, я их очень люблю. Они показывают мне, для чего я работаю, и что всё не зря. До сих пор помню девушку, которая ошеломлённо ходила полчаса по магазину и потом спросила: «А что мне делать, мне здесь ВСЁ надо?!!» Они делятся свои творчеством и спрашивают советов.
А, ещё иногда наведываются магазинные воры. Это неприятно, да. Кое-чему мы учимся на своих ошибках, а кое-чего избежать невозможно.
Примерно через полгода после открытия магазина я окончательно осознала, что без продавцов я загнусь. Даже не смотря на то, что моя старшая дочь и её подруги иногда заменяли меня за прилавком. Невозможно работать семь дней в неделю по двенадцать часов. Имейте в виду, если решите открыть собственный бизнес) Идея «я буду сам сидеть за прилавком» изначально провальная.
Так у меня появились первые подчинённые, а я стала «начальницей». Ну или без кавычек...
Найти нормального продавца - задача крайне сложная. Лучше хозяина магазина всё равно никто работать не сможет, потому что хозяин разбирается в тематике, умеет многое в той области, в которой занят, кровно заинтересован в продажах, лучше всех знает ассортимент, ну и так далее. Найти такого же фанатичного продавца - практически невыполнимая затея. Я тогда взяла одну женщину по рекомендации, как очень честную и порядочную. И одну девочку, которая сама пришла искать работу. Обеим мой магазин очень понравился. Женщина работает до сих пор, и, на мой взгляд, стала практически идеальным продавцом, я ею очень дорожу. Девочка оказалась раздобайкой, проработала полгода. Продавала она очень хорошо, и с покупателями общалась прекрасно, но слегка подоровывала (не деньги, а товар), и всё время опаздывала. Пришлось уволить...
Примерно в это время ко мне в магазин зашла женщина примерно моего возраста и моей же степени шизанутости, познакомилась, похвалила ассортимент и сообщила, что раз мы тут так хорошо устроились, то и ей с её магазином будет здесь хорошо. И сняла соседнюю комнатку под свой магазин пряжи. Так у меня появился компаньон. Она меня очаровала своим фанатизмом и оптимизмом. Мы быстро выяснили, что вполне можем разделить ассортимент, и то, на что не хватает сил у одного из нас - вполне по силам, если взяться за дело вместе. Таким образом мы охватили в нашем общем ассортименте большую часть рукодельного сегмента. К концу первого года работы мы с ней сообща заняли ещё и третью комнату.
Вообще я знала, что с друзьями нельзя вести общий бизнес, но тут совсем другая история: сначала у нас был схожий бизнес, а потом мы решили, что вместе нам будет удобнее. В конце концов, целевая аудитория у нас одинаковая, а ассортимент разный. Не зря же магазины в торговых центрах и даже на улицах располагаются кучно по тематике. Магазины обуви в одном месте, магазины одежды в другом. В Париже есть целые «парфюмерные улицы». Люди, желающие купить определённый товар, скорее пойдут туда, где выбор больше.
Конечно, нам пришлось договариваться, чтобы не залезать в область компаньона, и иногда это приводит к легким конфликтам, обидам друг на друга, но в целом мы с ней сосуществуем вполне мирно, и я уверена, что поодиночке мы бы вряд ли выжили, особенно в коронакризис. И ещё мы вполне успешно приятельствуем.
Ладно, вернусь к своей истории.
Очень быстро мы поняли, что места не хватает. Хочется расширить ассортимент, но выкладывать его некуда. Да и проходимость в нашем так называемом «Торговом центре» была всё же очень невысокая, для магазина это принципиально. А тут ещё арендодатель собрался поднимать аренду, пусть ненамного, но всё же...
Подзадоривая друг друга, мы пустились в следующую авантюру - переезд. Недалеко от нас было большое здание «Детского мира», и там, в самом центре города, нашлось большое светлое помещение, которое поодиночке нам было не по зубам, но вдвоём мы его освоили. Теперь у нас уже был настоящий стометровый магазин, а не две душные каморки. В новом месте появились новые посетители и новые друзья. Разница в посещаемости была очень заметна. Хотя, конечно, в первое время было очень тяжело - вернулись бессонные ночи и бесконечная работа без выходных, пришлось докупать витрины и стеллажи. Всё это в условиях дефицита финансов, поэтому какие-то решения были хоть и не самыми удачными, но на тот момент на большее не было денег. Например, на фото в стенах магазина ниши - они остались от предыдущего магазина одежды, и они для нас очень неудобны, но сносить стены и ставить новые показалось нам дорого, поэтому мы вставили в ниши полки и этим обошлись. До сих пор жалею, что при открытии мы не собрались и не перекрасили эти жуткие розовые стены хотя бы в белый цвет - но хотелось сделать всё побыстрее. Кстати, мы уложились с переездом в рекордные три дня. Я считаю, это подвиг вообще. В результате всё устаканилось и вошло в привычную колею , причём намного быстрее, чем на первом месте.
На фото я собственной персоной.
Продолжение следует.
Бизнес
2.5K поста32.8K подписчика
Правила сообщества
Разрешены только посты с тегом "моё".
Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.
Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.
Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".
Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.