Женщина на судне. Часть 2
Продолжение.
Начало - https://pikabu.ru/story/zhenshchina_na_sudne_chast_1_6476997
Немного о том, как было.
Как женщины устраивались на судно?
Ну, как, как... Как и мужики, через отдел кадров пароходства.
Но теперь надо отбежать, и вкратце рассказать, как вообще происходило трудоустройство в плавсостав.
Для того, чтобы вас взяли на работу в пароходство, нужна "корочка". Для простоты объяснения возьмём должность матроса. Да, и поскольку я рассматриваю рядовые должности и специальности, то ни о каких командирских должностях и говорить не буду.
Где взять эту "корочку"?
Нет, можно было и устроится на работу в пароходство учеником. Мой приятель после армии так и устроился в ДВМП учеником электрика. Недостаток этого способа в том, что в пароходстве должно быть достаточное количество судов работающих в каботаже. Поскольку допуска к работе на судах загранплавания у вас нет, то с вами и разговаривать никто не будет. А в каботаже, то есть в плавании между портами своей страны, без выхода за границу, пожалуйста, можно. В пароходствах западной части СССР с такими пароходами было напряжно, а вот на ДВ хватало. Сахалин, Камчатка, Север - осваивай. Места и профессию.
Самый лучший вариант, к тому же почти на 100% гарантирующий устройство в пароходство, это мореходная школа. При каждом пароходстве были такие школы, где готовили рядовых.
Матросы, мотористы, электрики. Была подготовка и радистов, но потом она плавно умерла.
Срок обучения от 8 месяцев до полутора лет. Худо-бедно, да кое-какие знания в тебя всё таки вталкивали, к тому же проходило время, и ты также проходил визирование. И на выпуск из школы свежеиспечённый чилавек-моряк имел пресловутые "корочки" и визу. Встречай "Монтана" в Гамбурге комсомольцев! Мы поднимемся в "Атаку" в Сингапуре!
Отдельной строкой про визирование.
Если кто подзабыл, а кто-то и не знал, но на поступление в моршколу надо было предоставить характеристики. Комсомольскую. И характеристику -рекомендацию для работы на судах загранплавания.
Виза. Вообще, правильно это называлось - допуск для работы на судах заграничного плавания.
Виза, это уже так, народно-неформальное.
Вот эта характеристика-рекомендация, она заверялась в райкомах-горкомах КПСС. На коленке писаная, такая характеристика не канала. А ещё для получения такой характеристики требовался год работы на одном месте, чтобы успели тебя узнать, чтобы могли, мля, тебя рекомендовать нести гордо высокое звание советского моряка. Чтобы ты там всемерно пропагандировал идеи коммунизма, и наглядно демонстрировал преимущества советского образа жизни. С тремя долларами в кармане и строем.
Кто не верит, работа на дом - гуглите документ "Правила поведения советского моряка за границей", интересные там пункты есть.
Мужики в моршколы шли в основной своей массе после армии, и обычно уже были укомплектованы характеристиками. И от ВЛКСМ-КПСС, и рекомендациями.
Но если не было рекомендации, не беда, пока учился, ты успевал заработать эту характеристику.
Про членство в ВЛКСМ даже и говорить не буду. Не член? Не хер делать за границей.
Про то, что вас проверяли по линии КГБ, тоже говорить не буду, и так понятно.
Ну, так вот. Потом все эти характеристики, документы отправлялись на комиссию, их рассматривали, и если не находили ничего криминального, одобряли.
Думаете, всё? Виза в кармане? Шиш там.
Потом эти доки уходили ещё выше. У нас в крайком КПСС. И там снова собиралась комиссия, и вот она уже давала добро на допуск к работе на судах заграничного плавания.
И только после этого одобрения ты получал паспорт моряка и становился визированным моряком.
Там ещё много нюансов. Например, даже наличие визы не гарантировало тебе походы за границу. Осадить строптивого или имеющего не очень надёжную биографию способов хватало.
Не про это речь.
Так вот, у женщин, мечтающих о работе в море, было примерно также.
В Находке было техническое училище номер 18 (ТУ-18), которое готовило поваров-пекарей судовых, а также бортпроводников для работы на пассажирских судах ММФ СССР.
В Находкинской моршколе это училище называли Танковым (ТУ).Да и в городе, кажется, тоже.
Сколько они там учились, не помню. На повара,около двух лет (склероз уже пошёл), а на бортпроводников (номернушек) около года, что ли.
Если со сроками обучения на повара ещё понятно, то, раскатай меня каток, я даже и представить не могу, чему там учили на бортпроводника. Хотя, учитывая то, что они же ещё и официантки были, то, наверное, всякой сервировке, кому и куда какую вилку подавать. Для работы на судах загранплавания же готовили.
А после окончания ТУ девушки и шли по распределению не только на пассажирский флот, а вообще, во все пароходства ДВ.
Повару поварово, а вот бортпроводники и давали поток дневальных и буфетчиц.
Могли устраиваться и без училища?
Да, конечно.
Про повара понятно, надо было всё равно предоставить какой либо документ, подтверждающий наличие образования по специальности. Это мог быть и диплом, мог и аттестат, а могло и свидетельство из УКК, но покажи.
И надо сказать, попадались совсем уж уникумы в своей профессии. От уровня "бог" и ресторана "Арагви" (Арагви, это к слову, если, что) и до полного, уж простите меня, звиздеца на камбузе и в тарелке.
Спрашиваешь - Ты где работала, чуда? Пищит - В ресторане.
Похоже, да. В ресторане для поросят, да и те то хрючево вряд ли бы стали жрать.
А дневальные и буфетчики особых документов не показывали. Желание работать и некоторые подвязки с отделом кадров, и вперёд, пенить моря.
Подвязки в кадрах... ну, желающих, вообще-то, работать в море было много. На всех пароходов не хватало.
Но во всех случаях все женщины проходили ещё обязательную морскую подготовку. Все эти НБЖС, пожары и прочее. И наравне с мужиками получали все эти листочки. И на медкомиссии им также ставили печать в медкнижку "Годен к работе в КИП-8". То, есть, скидку на то, что она женщина, не делали. Нет мальчиков, нет девочек. Все мы тут члены. Члены экипажа.
Но дискриминация таки была. На учебно-тренажёрном судне, при отработке действий по заделке пробоины, девочек освобождали. Угу. Но если на занятия приходил повар-мужик, или буфетчик мужик, то изволь грудью закрывать пробоину.
Вырисовается постепенно картина, почему я против женщин на судне? Дальше ещё будет.
Зачем они шли на флот?
А вот здесь только развести руками и произнести - 分からない.
У каждого свой случай и у каждого своя кривая дорожка к этому случаю.
Мотивы разные, но каждый мотив можно понять и уважать.
Я иногда разговаривал с женщинами, спрашивал - почему она здесь?
Кто-то вырывался из своего застойного болота, депрессивных регионов хватало.
Кто-то шёл, как это не смешно звучит, именно за этой самой романтикой.
Кто-то хотел посмотреть-пощупать этот самый тропический рай своими руками.
Кто-то хотел прибарахлиться заграничными шмотками.
Кто-то хотел выйти замуж.
Ещё раз, мотивов много, и у каждого свой.
Строить насмешки над этими мотивами глупо. Да и зачем?
Если человек пришёл на пароход, работу свою работает и знает, всё нормально, то какая, к чертям разница, зачем он пришёл сюда.
Смешное в другом. Все эти желания практически у всех исполнились, вот где сказка то.
И тропический рай, и шмотки, и замуж даже, всё это у принцесс получилось.
А у кого не получилось... ну, там сами себе злобные мачехи.
Потому, что многого хотели. Через чур многого.
А так не бывает. Хороший игрок бросает карты вовремя, только вот как узнать, когда удача будет на пике, чтобы сбросить карты...
Вот на этом все прелюдии заканчиваются, все эти предварительные ласки.
Официоз, так сказать, введение в основы.
Вот уже в следующей части и начнётся всё основное, рассмотрение типа тёток, их поведение.
Ну, и конечно же (подмигиваю) вот это самое вот... всякие там безумные оргии ( спойлер - а не было их), все эти шпили-вили, любовь-морковь, коварные разлучницы и тихие подруги. Для кого расцветали розы, а кому и ромашки полевые. Водовороты и игралища страстей. Яшмовые ворота и нефритовые столбики. Всё будет.
Продолжение следует...
Сообщество моряков
1.6K постов5.2K подписчика
Правила сообщества
Правила пикабу.