Женщина на судне. Часть 1
Недавно в одном сообществе был задан вопрос - Откуда пошла примета про то, что женщина на корабле - к несчастью.
Ответа на этот вопрос, кажется, так и не получили. Зато вполне ожидаемо в комментах нашлись люди, которые со знанием дела рассказали как оно сейчас на кораблях. С женщинами. Им знакомые моряки дальнего плавания рассказали.
Да уж... рассказали. Как ещё уши выдерживают такое количество лапши от знакомых моряков дальнейшего плавания.
Из кина какого-то*...
Ну, немного расскажу об этот, надо сказать, жЫвотрепещущий, вопросец и я.
Приоткрою чутка занавеса над этой гендерной проблемой.
Живопишу немыслимые оргии, происходящие на каждом пароходе, причём оргии возглавляемые непременно самим капитаном.
Про взлёты и грехопадения.
Можете считать меня тоже знакомым моряком.
Поехали.
Но сначала предупреждение.
А) - Пост о торговом флоте.
Ещё раз, для тех, кто буквы складывать в слова умеет, а понять эти слова - нет.
Про ТОРГОВЫЙ ФЛОТ здесь будет.
Да, я знаю, что в рыбфлоте тоже работают женщины. И числом поболее, чем на торговом флоте.
На плавбазах и плавзводах. Но я там не работал, и сказать, как оно там, я не могу.
Так же не могу ничего сказать и о Речфлоте. Как и об остальных организациях имеющих в своём владении флот.
Б) - Несмотря на то, что речь будет идти о торговом флоте, будет затронуто только одно пароходство. Я не могу сказать как оно было в других ( но замечу, не сильно и различалось, по рассказам коллег).
Ничего не скажу и о работе женщин на пассажирском флоте.Там своя епархия, со своими писанными и неписанными правилами, законами и уложениями.
Но могу рекомендовать блог одной девушки, которая работает в круизной компании Carnival.
Если интересно, конечно же.
Поэтому только о женщинах, которые работали с нами рядом на танкерах.
В) - Рассказа о женщинах-капитанах, стармехах, штурманах или механиках не будет. Не работал лично, и сказать ничего не могу ( хоте, нет, вру, один раз работал с женщиной -механиком).
Будет о рядовых морячках - повары, буфетчицы, дневальные.
Г) - Те, кто идеализирует прекрасный пол, те, у кого своё, особое отношение к женщинам, можете сворачивать чтение уже сейчас. Вам не понравится дальнейшее. Сильно не понравится.
Потому, что я не собираюсь тут разводить муси-пуси, чмоки и прочее. А сделаю попытку рассказать как оно было, как видел это я.
Тётки.
И начну с того, что за глаза, в общем и целом, женщин на судне у нас называли - тётки.
Не бабы, не ведьмы, не девки - тётки.
Все были тётки, в любом возрасте, от 18 до 55.
Называли все, от капитана до матроса.
Никаких попыток унижения, никаких попыток принижения, называли и всё.
Равнодушно и повседневно, как называли матросов - рогатыми, как называли мотористов - маслопузыми.
Это было и ни хорошо, и ни плохо. Это просто было.
А слащавые очерки, в стиле "Позвало девчушку море", можно прочитать и на других ресурсах.
Их много.
И эта привычка - тётки, у меня так и осталась.
Как и называть любое судно пароходом.
Может, в других конторах их и называли по другому, но у нас было так.
Д) - Взаимоисключающие параграфы - будут.
Да-да, а по другому не получится, с этими тётками только свяжись, что в жизни, что в рассказе.
Для примера. В целом я положительно отношусь к женщинам-морячкам, но я против того, чтобы они работали на судах. Почему так, я объясню ниже.
Е) - Иногда придётся делать объяснения про некоторую мелкую бытовуху в судовой жизни.
Ну, пока вот столько предупреждений. Может, ещё чего позже вспомню, но пока так.
История вопроса.
Когда именно женщины начали массово работать на судах ММФ, то мне не известно. Не интересовался этим вопросом. Но в очерках и повестях про войну, уже часто упоминается про женщин на судах торгового флота СССР.
Впрочем, объяснение этому есть. На флоте, хоть и была бронь для плавсостава, мужики всё же уходили на войну. Пароходы в те времена были именно, что пароходы, кочегары нужны были. Женщин не возьмёшь на эту вакансию. А вот в обслуживающий персонал, то почему бы и нет?
И не только в обслуживающий персонал. Были и женщины-радисты, например. Судовые врачи.
Но в основном, повара, буфетчики, дневальные.
А уж после войны, так оно и осталось.
Сколько их было в экипаже? Кем работали? Должностные обязанности.
Экипажи в старые времена были большие, должностей рядового состава хватало.
Как уже сказал, не буду рассматривать те исключения из правил, как А.И.Щетинину, Л.Тибряеву, и прочих женщин-капитанов, которые писали письма в ЦК и министру ММФ, использовали знакомства, добивались таки своего.
Основные позиции для женщин, это обслуживающий персонал.
Карьерного роста никакого, как пришла буфетчицей, так и уйдёшь на пенсию буфетчицей. Если, конечно же, доработала до пенсии, а не сбежала от всей этой романтики и козлов-мужиков.
Необходимо уточнить, на все эти позиции и мужиков на работу брали, но вот сами мужики, конечно же, нос воротили от таких предложений. Никакой дискриминации, всё поровну и всем.
А женщин в экипаже могло быть в те старые, добрые времена и семь-восемь человек.
Повар.
Понятно.Готовим завтраки-обеды-ужины. Неофициально, повар был старший у всей этой фемобанды. В подчинении старпома. В те времена у старпома. Потом поменялось, и женщинами стал командовать второй помощник. А старпом стал грузовым помощником.
На камбузе. Плита и сковорода.
Тестомесилка и хлебопечь.
Да, если повар совмещает ещё и артельную должность (типа зав продуктами, то и таскай на камбуз всё сам. Сорри - равноправие.).
Была отдельная должность пекаря.
Хлеб-булки печь, помогает повару.
Буфетчик.
Хозяин(хозяйка) кают-компании. Накрыть на столы, разнести блюда, убрать посуду, помыть посуду. Приборка в каюте капитана и каютах штурманского состава. Заведует прачкой, стирка постельного белья ( вот тут иногда только стирка белья комсостава), замена постельного белья комсоставу, выдача постельного белья( в просторечии - замена пелёнок) всему остальному экипажу. Может чего и подзабыл, но не существенно, главное разъяснил.
В общем, белая кость.
Помещение буфетной. Примыкает к камбузу, выход в кают-компанию. Как правило, кают-компании расположены по правому борту.
Сейчас лафа, посудомоечные машины. Дискотеку вручную не крутят.
Кают-компания.
Дневальный. Могло быть и два.
Столовая команды. Накрыть-подать-убрать-посуда. Приборка в каютах стармеха и механиков. Почему нет стирки белья. А за стирку платили дополнительно, вот поэтому должность буфетчика и была статуснее.
Помещение прачечной.
Бельё к выдаче. Приходишь сам, берёшь сам.Грязное в корзины
Две наволочки, две простыни, три полотенца.
В помещении дневалки всё то же самое.
Столовая. То же, микроволновки, тостеры, холодильники.
Уборщик.
Уборщиков могло быть и два.
Тут всё понятно и так. Швабра, тряпка, и моем... отсюда и до вечера.
Ну, и присутствие практиканток. Не всегда, но было, и причём присылали по две-три девахи зараз. Сонная пароходная жизнь сразу оживала.
Отдельно. Как уже говорил, бывали женщины-радиоператоры. У нас не было, сказать ничего не могу.
Судовые врачи.
Судовой врач, это тот ещё нонсенс.
Хосподи, кого я только не видел на этой должности.
И фельдшеров, и полных врачей после института.
И педиатров, и гинекологов. Наркологов и венерологов. Встречался паталогоанатом и рентгенолог. Но самые востребуемые специальности - хирург-травматолог и терапевт - редко.
Судовой врач, кстати, относился уже к комсоставу судна.
Но с внедрением на судах морского флота СССР щёкинского метода (точнее сказать - защёкинский, так этот метод тут же окрестили на флоте), экипажи стали урезать. Да и пароходы пошли с более высокими классами автоматизации.
Хотя на автоматизацию всё списывать не надо. Смотришь штатное расписание танкера 1978 года постройки, там указан экипаж в 42 организма. А через десять лет, на этом же судне в судовой роли 25 человек. Куда делось 17 человек? А вот... все эти методы, хозрасчёты, хозподряды, экономии и выдули из экипажа людей. А работы никуда не делись, они все легли на оставшихся. А зарплата увеличилась совсем немного. Впрочем, это другая тема.
Так вот, эти оптимизации, выражаясь очень современным языком, коснулись и женщин на борту.
Ушли пекари, выпечку хлеба возложили на повара.
Потом сократили уборщиц.
Уборку палуб переложили на буфетчицу и дневальную.
И к концу 80х женщин на судне осталось трое. Ну, не считая врача, если врач женщина.
90ые прошли в этом же составе, но процент поваров женщин изрядно разбавился мужиками.
А вот уже с начала двухтысячных, тут снова пошла обрезка и сокращение.
Во первых, отказались от врачей. Но совсем экипажи без первой помощи не решились, и предложили врачам переходить в буфетчицы или дневальные. Кстати, можно было и матросом или мотористом пойти. Или даже штурманом/механиком. Был у нас такой случай. Врач-ЛОР заочно забодал ДВВИМУ и стал штурманом. (Редкий случай, когда два диплома - плохо. Как врач, был хорошим спецом, как штурман... эээ, ну, на всякий случай, когда он на вахте, надо было спать в спасательном жилете. Шютка такая).
Те буфетчицы и дневальные, которые смогли немного заглянуть вперёд, быстренько обзавелись корочками поваров. ( На флоте все аттестаты, свидетельства,дипломы о специальности тогда называли "корочками").И быстренько попытались войти в струю уже поварами. И не зря. Повар останется в экипаже при любом раскладе, а вот обслуживающий персонал, это уже вопрос.
Кому-то удалось, кому-то нет.
А следующее движение по сокращению, это уже отмена должности дневального.
Буфетчик суетится по подаче блюд и на столовую и кают-компанию, стирка, выдача белья.
По прежнему приборка в каюте капитана и стармеха. Иногда старпома. Но уже не каждый день.
Все остальные командиры делают приборку в своих каютах сами.
Площади палуб под приборку попали матросам.
Всё, лафа закончилась. Отстоял на вахте, потом бери "диплом" (швабру) и "играй в хоккей", полируй свою делянку.
Просторы для игры в хоккей.
Как ещё посуду да стирку не кинули на них...хотя, поговаривают, кое-где так и есть. Пришёл на судно, дали два комплекта постельного белья, да полотенца, сам и стирай, сам гладь, сам на кровать раскладывай.
И в таких раскладах, женщина на судне может быть только одна. Повар или буфетчица.
Но знаете, кроме должностных обязанностей, есть ещё и обязанности по тревогам.
Старшина Васков, в "А зори здесь тихие", говорил - Пока война, нет мужчин, нет женщин, все в среднем роде ходим.
Это же справедливо и по отношению к судовой жизни. Нет буфетчицы и дневальной, но есть буфетчик и дневальный. И по расписанию они входят в медгруппу. С носилками для эвакуации раненого. И выходят две хрупкие девчули, сгибаясь под тяжестью одних только носилок, без пациента. А старпом-падлюка, ухмыляясь, тычет пальцем в донкермана, у которого только одно пузо весит с центнер - вот раненый, давайте, эвакуируйте, оказывайте первую помощь.
Смешно,правда? А если реалии?
Ну, до внештатных ситуаций я ещё дойду.
Длинно получается.
Продолжение следует...
* - Я знаю, что этот кадр из фильма "Полосатый рейс". Можно не указывать на мою дремучесть.
Сообщество моряков
1.6K постов5.2K подписчика
Правила сообщества
Правила пикабу.