Завидую троечникам - они знали, что им нравится!

В школе я всегда любил только один предмет - физкультуру. И это не потому, что я заядлый раздолбай, зато спортсмен. Как раз наоборот - я был отличником. Ну, если уж быть честным, то - почти отличником, потому что пятерку по физкультуре мне можно было поставить разве что за активность и старательность. Во всяком случае - до старшей школы.

Когда у тебя всё получается, то ты воспринимаешь это как норму. А разве может быть иначе? И можно ли выбрать "любимый" предмет, если твоя школьная жизнь состоит из постоянной подготовки ко всем возможным и невозможным олимпиадам, дополнительным занятиям по всем "серьёзным" предметам, и после какой-то черты от всех этих химий, физик, математик и языков просто хочется лезть на стену?

Если бы у меня была возможность вернуться в прошлое с текущими знаниями, то я бы точно стал тем самым троечником, которым сейчас завидую. Грубо говоря, я бы перестал напрягаться, чтобы соответствовать ожиданиям родителей, учителей, воспитанной во мне уверенности, что я должен быть "лучшим" во всём.

Да, я бы не получил в школе золотую медаль. Вероятно, у меня не было бы двух красных дипломов. Но что-то мне подсказывает, что я бы как минимум сэкономил себе десять лет, проведённых в "не своей" профессии. Да и в целом много усилий, ушедших на поиск интересного лично для меня, можно было бы пропустить.

Что-то мне подсказывает, что для "успешных" детей это достаточно рядовая проблема - ты не знаешь, чего хочешь. И с высокой вероятностью выберешь не то, что тебе будет интересно, а то, что важно, сложно, значимо, потому что от тебя именно этого ожидают.

Понимаю, что ругать школьную программу нынче очень модно, равно как и устраивать разборки со школами. Моя мама - учитель и в прошлом завуч, я представляю, как всё непросто "по ту сторону баррикад".

Можно бесконечно мусолить вопрос "что автор имел в виду?", писать сочинения, раскрывающие продвигаемую учителем точку зрения. А можно поучаствовать в конкурсах рассказов и узнать, что читатели твоего рассказа ощущают его совсем не в том ключе, который ты хотел задать. Просто твой личный опыт в моменте повлиял на тональность и содержание, какие-то аллюзии ускользнули от взора читателя - зато разыгралась фантазия. Почему в школе я никогда не писал рассказы? Почему у учительницы русского языка и литературы округлились глаза, когда она увидела, что на тему "О важности синтаксиса и пунктуации" у меня в черновике набросок в духе "Слова о полку Игореве"? О, как она буравила меня взглядом, призывая прекратить эту вакханалию! Это была стилизация, возможно, сильно слабенькая. Но ведь в школе и не учат писать "в стиле" какого-либо автора. Это не является необходимым.

Аналогичного рода претензии у меня есть к большинству предметов, которые я в своё время изучал. На выходе из школы получился стерильный в своих интересах юноша, не понимающий, а что, блин, вообще нужно делать теперь. Поступать и получать крутую профессию - ну вроде логично, а по какому направлению? Гуманитарное, естественно-научное?

Через шесть лет моей дочке надо будет идти в школу, а я уже сейчас задумываюсь о том, как сохранить в ребенке тягу к знаниям, когда школьная программа не нацелена её воспитывать в детях? Мне ж хочется, чтобы ребенку было интересно, чтобы потом она не поняла к тридцати, что последние лет десять двигалась по инерции от набранной за школьные годы скорости в сторону, куда ей не надо.