Записки железнодорожника. Глава 6. Инструкции написанные кровью

Период до осени 2015.

(Врать по срокам и последовательности не буду, но где-то в этом промежутке случилась несколько интересных событий. Восстановить хронологию вряд-ли получится да и смысла нет ибо они между собой могут быть и не связаны)

Дневная смена. Жара, не то летняя, не то весенняя. Солнце приближалось к зениту. Будний день. Работа на путях надвига сортировочной горки подразумевает наличие двух составителей. Один расцепляет состав, второй визуально контролирует работу первого и в случае нестандартных ситуаций принимает меры к остановке роспуска. Смена длится 12 часов и каждые три часа роли меняются. В мою трёхчасовку всё было как обычно. Перед надвигом состава от дежурного по сортировочной горке (ДСПГ) получена команда на "минуту готовности". То есть ознакомиться с напечатанным сортировочным листком, внести свои пометки, получить уточнение плана работы по вагонам с особыми отметками, по пунктам тогдашнего ИДП выполнить требования руководителя маневров перед началом работы и доложить ДСПГ о готовности.

Важная деталь. Расцепщики работали тогда по шестому разряду согласно ЕТКС (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144823/a04b6...) потому что обслуживали два пути надвига, 11 приемо-отправочных путей парка прибытия и прилегающие тупики. Зона ответственности конкретно во время роспуска: от выходного сигнала пути парка прибытия до горочного светофора на горбу горки после которого заканчивается "зона безопасной расцепки" и начинается спускная часть.

По картинке можно понять зону видимости для составителя.

Записки железнодорожника. Глава 6. Инструкции написанные кровью Работа, Железная дорога, Истории из жизни, Жизненный путь, Несчастный случай, Мнение, Длиннопост

Пройдя по всем пунктам "минуты готовности" доложили ДСПГ, загорелся зелёный и понеслась . Скатилось несколько отцепов и ДСПГ по рации даёт машинисту, толкающему состав на гору, команду об остановке состава и прекращении роспуска. Ничего необычного. Такое часто бывает. То ли нерасцеп ушёл с горба (масса причин), то ли не разъезжаются на стрелках вагоны и операторы (ОСГ) затребовали остановку, то ли стрелки не пошли, то ли программа роспуска сбилась. Составителей это вообще не интересует. Есть роспуск - махай вилкой. Нет роспуска - не махай вилкой. Вот и сейчас. Можно дальше заниматься своими делами на посту.

Пауза затянулась. Очень сильно. 10 минут на горке - вечность. А тут уже минут 25-30 всё стоит. Подозрительно. Значит точно что-то произошло нехорошее. И вот команду на дальнейший роспуск по рации выдаёт уже маневровый диспетчер (ДСЦ) до этого работавший ДСПГ и имеющим право подмены соответственно. С напарником между собой обсудили рокировку и сошлись на шутке "днище сорвало поди". После роспуска позвонили в дежурку уточнить этот момент. ДСЦ коротко и ёмко объяснил: "ЧП" и передал приглашение на завтрашний ковёр всю смену от нынешнего начальника станции (тоже успел поменяться).

Следующий день. Разбор полётов в кабинете.
Выясняются обстоятельства. Работники службы автоматики и телемеханики (ШЧ) по графикам ремонта и содержания технических устройств вчера выполняли работу по обслуживанию вагонных замедлителей первой тормозной позиции (ТП). Первая она походу движения вагонов после горба горки. Вышли на пути с нарушениями своих инструкций по охране труда (ИОТ):
А именно: не оформили запись в журналах у ДСПГ; не запросились с места работ по рации непосредственно перед выполнением; работы производили без сигналиста, который следит и предупреждает о подходе подвижного состава; не оградили место работы.
По нарушениям ДСПГ (согласно местной инструкции по горке является руководителем маневров): по ИДП не убедился в отсутствии препятствия для движения в своей зоне ответственности на спускной части горки от горочного светофора до 2-й ТП; в нарушении ИОТ для ДСПГ по громко-говорящей связи (ГГС) не объявил о начале роспуска.
По нарушениям ОСГ: отсутствует. После прослушивания регистратора переговоров зафиксировали о том что операторы согласно ИОТ для ОСГ требования перед роспуском выполнили, "минута готовности" соблюдена, в ГГС объявлено о начале роспуска. Вменили что оператор мог бы и приглядеть за соседом.
По нарушениям составителей: отсутствует. Требования ИОТ для составителей, "Минута готовности" инструкции по работе горки, ИДП перед началом маневров выполнено. Вменили что могли бы и сбегать посмотреть как там обстановка в подгорочном парке. На резонный вопрос о том, что получается перед каждым вагоном теперь бегать проверять положение стрелок и габариты по смежным путям под окнами ДСПГ и ОСГ, получили много нецензурных формулировок личного характера.
По нарушениям ДСЦ: отсутствует. Но он как начальник смены прилип за компанию.

Для наглядности картинка с вершины горы:

Записки железнодорожника. Глава 6. Инструкции написанные кровью Работа, Железная дорога, Истории из жизни, Жизненный путь, Несчастный случай, Мнение, Длиннопост

Но мнение работников и аргументы расходились с мнением нач.станции. По итогу вынес вердикт:
Объяснительные со всех работников смены.
Депремирование на 100% всех работников смены.
Кому-то ещё и выговор влепили.
Отстранение от занимаемой должности ДСПГ.

Не пострадавший работник ШЧ как минимум лишён премии, дальше история умалчивает, но есть подозрения что досталось не мало. Об этом чуть ниже. Нашу службу ДС редко посвещали в их дела. Попытки самостоятельно узнать его судьбу упёрлись в замок коммерческой тайны.
Пострадавший работник ШЧ лишился части ноги, вроде как части руки, пострадала голова и критическая потеря крови. По слухам медики долго боролись за его жизнь и им это удалось. Если память не изменяет, то по итогу вторая группа инвалидности было присвоена.

Сама ситуация: ШЧ-нята на словах в дежурке сказали что пойдут работать на 1ТП, которая под носом у ДСПГ, и также на словах уведомили "быстренько подкрутим гайки, бумагу марать не будем, мужиков на сигналы дергать тоже". ДСПГ и вправду мог хотя бы оградить ШЧ-нят стрелкой на всякий случай и повесить колпачок на кнопку сигнала. Естественно никаких мероприятий для безопасной работы людей на путях не было вообще. У ДСПГ в одно ухо влетает и в другое вылетает через минуту. Рабочая обстановка такая. Естественно забыл про них. Подал состав, открыл сигнал и первым же отцепом выбил "страйк". Один успел отскочить, а второй нет. Зацепило за вагон в 1ТП и выкинуло в районе головных стрелок примерно метров через 20-30. По камерам видно было как уцелевший побежал к пострадавшему, по телефону сообщил своему непосредственному руководителю, ДСПГ, скорой, но забыл о самом главном - оказание первой помощи. Бедолага так и лежал до приезда медиков истекая кровью. Мда уж... Ситуация критическая, растерялся может. Может и побоялся. Страшно представить себя на его месте и осуждать не буду.

После долгих разбирательств внутри компании, проверок со стороны органов внутренних дел, судебных заседаний ДСПГ получил какую-то статью по УК за причинению вреда здоровью. Со сроком тоже не понятно, то ли реальный, то ли условный. Конкретно ничего не было известно, потому что все старались замять такое дело как можно быстрее, но слухи между работниками были всякие. Точно известно что ему повезло тогда, прям как в лотерею выиграл. В 2015 году вышел указ о "всеобщей амнистии" в честь 70- летия Победы и удалось избежать срока - это факт. Родственники пострадавшего конечно были недовольны такому повороту. Новые иски, новые заседания и пересмотрения привели к удовлетворению солидной выплаты за потерю трудоспособности и т.д.

Пострадавший парень - мой ровесник. Получил диплом и сразу же устроился по специальности в свои двадцать с копейками тогда. Да... Этот урок я усвоил навсегда. В первую очередь во время работы нужно думать о себе и делать так, чтобы уйти домой со всеми частями тела.