1100

Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая.

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

Расскажи про троллейбус пожалуйста,точнее про провода.У нас в городе есть место перекресток,где троллейбус идет прямо,а другой маршрут направо.Оба маршрута идут до перекрестка по одним проводам,а дальше разветвление.Почему не получается так,что у троллейбуса,которому нужно ехать прямо рога не уезжают направо и наоборот??Спасибо))

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Точно так же, как и на трамвае есть автострелки (АС), точно также, троллейбус выступает в роли выключателя, замкнул цепь (нажал на гашетку) поехал влево, просто проехал накатом - поехал вправо, принцип тот же самый, только оно там все маленькое)))
раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А еще на "стрелке" троллея есть обесточенный участок, и иногда, у нас часто на загруженных перекрестках происходит такое, за которыми сразу остановка, троллейбус, пройдя стрелку, вынужден остановится и дальше уехать не может. Одно время почти каждый день по-пути с работы оттаскивал таких горемык с перекрестка, чтобы пробка рассосалась. Правда один видать шибко новичок попался, спрашиваю: "воздух есть в системе?" - "Да, да - есть!", зацепил я его и так с места и не стронул, зашел в кабину, а на манометре - 0....
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
А где там воздух то? Скажите что погуглить
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Подозреваю, что в тормозной системе. Как и на грузовиках. Пневматика. Для безопасности, колодки зажимаются при отсутствии давления.

0
Автор поста оценил этот комментарий
я не знаю, что это была за модель троллейбуса. Но платформа у него обычного автобуса, в том числе и тормозные механизмы пневматические, с нормально-закрытым тормозом задней оси.
0
Автор поста оценил этот комментарий

А бывают ли такие случаи,где разветвление маршрута идёт в трёх направлениях? Как в этом случае выбрать необходимое направление движения?

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Эти все стрелки на радиоуправлении, как работают - не знаю.
Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю как в трамвайном исполнении, но в жд реализуются путем установки 2 стрелок на 1 путь поочередно, типо:

-путь 1 на стрелке расходится на 1 и 1а на 1а через некую дистанцию стоит еще стрелка и позволяет ехать или по 1а или уже на 1б, и так до бесконечности

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Пример "тройной" стрелки в Риге.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Прикольно, но такая стрелка только ручная? (ну как я понял из принципа перевода под током-без тока 3-го положения вроде как нет)

Кстати а на трамвайных путях сбрасывающие

стрелки есть?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Есть, они ставятся вблизи пересечений с жд путями, срабатывают вместе со светофорной сигнализацией и предохраняют от внезапного выезда трамвая на переезд, есть далеко не везде, по этой теме месяц назад у нас была серьезная авария: трамвай столкнулся с хоппером-зерновозом
https://www.unian.net/incidents/1970339-v-dnepre-stolknulis-...
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ясно, на ЖД их ставят обычно на выходах из депо с маневровых горок, парков на главный ход, в общем где есть вероятность,что что то само по себе покатится, лучше пусть вагон какой спрыгнет,чем выскочит на встречу пассажирскому

0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо мил человек!Сколько раз,когда ехал за троллейбусом следил,думал,точно когда нибудь должна башня в другую сторону уехать)))

0
Автор поста оценил этот комментарий
Гугли "троллейбусная стрелка"

Вкратце - в зависимости от того, едет ли троллейбус накатом или со включенным мотором, стрелка переключается или нет, токосьемники поедут прямо или повернут. Если чё, автор поста меня поправит
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку