Записки инспектора ДПС. Часть вторая.

Первая часть здесь https://pikabu.ru/story/zapiski_inspektora_dps_chast_pervaya...

В предисловии ко второй главе хочется ответить на некоторые комментарии к посту предыдущему. Я изначально понимал, что если упоминать всех, с кем я контактировал за годы службы, то повесть будет очень сильно перегружена персонажами (несколько сотен) И даже объединяя их все равно получается слишком много. Поэтому все персонажи обозначенные одной буквой (кроме главного героя) достаточно второстепенные, их запоминать необязательно. Более-менее важные действующие лица будут иметь имена собственные. Стараюсь писать подробно, ибо понимаю, что есть читатели вообще далёкие от этой темы. И да, не писатель я. Это проба пера)))


Глава 2

Районный ОВД Дз-кого района города Н-ска представлял собой трехэтажное здание сталинской постройки с лепниной и четырьмя колоннами на фасаде. При входе вовнутрь посетитель попадал в просторный холл. Слева находилось огромное стекло с надписью «Дежурная часть», за стеклом виднелись столы, компьютер, рация и восседал человек в милицейской форме с погонами майора, видимо дежурный. Посередине начиналась массивная лестница, вход на которую был отгорожен символическим заграждением, перед которым стояла небольшая тумбочка. За тумбочкой сидела молоденькая девушка, которая осуществляла пропускной режим в РОВД. Как позже узнал старший лейтенант А. практически все лица женского пола, устраивавшиеся на службу в РОВД: в следствие, дознание или в штаб начинали свою карьеру с этой тумбочки. Она и показала старшему лейтенанту А. вход в отдел ГИБДД – он располагался на первом этаже, напротив дежурной части, справа от лестницы.

В небольшой приёмной находились две двери. Судя по табличкам, кабинет начальника отдела подполковника Р-ко и его заместителя – Леонидыча. Леонидыч также имел звание подполковника, был он возраста предпенсионного и поэтому был старше всех в отделе, включая начальника. Когда-то он занимал более высокую должность в милицейской структуре, но перед пенсией ушел с понижением на более спокойное место. Леонидыч был практически безобидным «опытным аппаратчиком», следил за соблюдением различных приказов, регламентов и указаний, спущенных сверху ну и, соответственно, составлял отчеты, графики и т.д. В общем, занимался бумажной работой. Как человек Леонидыч пользовался огромным уважением в отделе. Его любили и практически все обращались к нему, минуя звание и даже имя - просто по отчеству.

Собственно к Леонидычу и зашёл старший лейтенант А., т.к. начальника отдела на месте не оказалось. Беседа была недолгой. Бумаги действительно были собраны все и отделу недавно добавили «строчки» (так в силовых структурах называют новые должности), поэтому свободные вакансии имелись. Со следующего дня старшему лейтенанту А. было предложено начать работу в качестве «стажёра в должности инспектора ДПС». Здесь стоит отметить, что воинское звание сохраняется и в милиции, но восстанавливают его не сразу, а только после стажировки, поэтому стажёры ходят с погонами рядовых, если им вообще дают форму.

На следующее утро состоялось знакомство старшего лейтенанта А. с начальником отдела подполковником Р-ко. Был он достаточно молод, ему не было еще и сорока и достаточно амбициозен, что было видно невооружённым взглядом. До занятия должности начальника отдела он служил в этом же отделе старшим Госом, поэтому назначение его начальником отдела, после того как предыдущий начальник ушёл на повышение, было делом не совсем обычным. Кто близко знаком с силовыми структурами, тот знает, что начальников, как правило, назначают со стороны. Был у начальника отдела подполковника Р-ко и один существенный недостаток, но, чтобы людям несведущим было понятно о чём речь, надо сначала привести штатную структуру отдела. Помимо начальника отдела и его зама отдел делился на две примерно равные половины. Первая половина - это инспектора дорожно-патрульной службы (ИДПС): собственно, эти те люди, которые непосредственно стоят на дороге (лейтенантская должность, самая маленькая). Был среди них один старший ИДПС. Вторая половина - это Государственные инспектора, их называли сокращенно – Госы. Официально их должности были рангом повыше, на дороге они непосредственно не стояли и занимались следующим:

- Технический надзор (проведение техосмотров)

- Дорожный надзор (любые организации, проводящие работы на проезжей части полностью или частично согласовывают все работы, схемы объезда, временные дорожные знаки именно там. За уклонение солидные штрафы как на должностных, так и на юр. лиц)

- Розыск (тут всё просто и понятно – розыск водителей, скрывшихся с места ДТП)

- Пропаганда (в основном, это хождение по школам с плакатами и обучение школьников правильному переходу дороги)

-Административная практика (это те, кто сидит за маленьким окошечком, принимают квитанции об оплате штрафов, выдают различные постановления гражданам, а также копии протоколов, справки о ДТП, выдают разрешения о выдаче автомобилей со штрафстоянок и т.д.)

- Регистрационно-экзаменационное отделение (РЭО)

Ну и, разумеется, есть старший Гос. Это практически второй заместитель у начальника отдела.

Как правило все вновь поступившие на службу в ГИБДД начинали инспекторами ДПС и через некоторое время становились Гос. инспекторами. Так вот большим недостатком начальника отдела ГИБДД Дз-кого района города Н-ска подполковника Р-ко было то, что он ни дня не стоял на дороге, поэтому не до конца понимал специфику работы инспекторов ДПС. Свою карьеру он начал с РЭО этого же отдела ГИБДД Дз-кого района и постепенно дослужился до начальника. Справедливости ради необходимо добавить, что тогда в Дз-ком районе располагался автомобильный рынок и местное РЭО периодически сотрясали коррупционные скандалы. Для того времени, задолго до провозглашения государством курса на борьбу с коррупцией, это было очень круто. Может быть именно поэтому, когда автомобильный рынок перенесли в другой район города, РЭО Дз-кого района просто напросто расформировали. И это был единственный район города Н-ска, в котором не было своего РЭО.

Знакомство старшего лейтенанта А. с шефом состоялось весьма буднично. Подполковник Р-ко задал несколько вопросов и передал новичка в руки экипажа, заступавшего на службу. Старшим в экипаже был Седой. И он в большей мере оправдывал своё прозвище, производное от фамилии. Был он, по меркам старшего лейтенанта А. уже немолод – ему было чуть за сорок. Начинал он службу еще в ГАИ прапорщиком, потом старшим прапорщиком. Потом году эдак в 2004 вышел указ сверху, что в ГИБДД могут служить только офицеры. Проблему решили просто – всем сержантам, старшинам и прапорщикам в срочном порядке присвоили офицерские звания. Так Седой в 35 лет стал лейтенантом и, к моменту описываемых событий, старшим лейтенантом.

Седой выдал старшему лейтенанту А. желтую светоотражающую жилетку с надписью ДПС на спине, которую тот надел поверх гражданской одежды и сказал ждать его возле патрульной машины. «Патрулька» была припаркована возле крыльца РОВД и представляла собой обычный ВАЗ-2105 с красно-синими мигалками на крыше и бортовым номером 32. Кстати, для тех кто не знает, красно-синие мигалки только у ГИБДД и ВАИ, у остальных служб милиции, скорой помощи, пожарных и т.д. они полностью синие.

Через некоторое время Седой вместе с напарником вышел из РОВД, открыл багажник, покопался в и достал оттуда старый, рассохшийся деревянный жезл с облупившейся краской.

- Боевой – усмехнулся в прокуренные усы Седой и вручил жезл старшему лейтенанту А. – пока этим поработаешь.

Надо сказать, что жезл для гаишника это примерно как волшебная палочка для мага из Хогвардса: нечто очень личное, почти интимное и тщательно оберегаемое. Каждый покупает себе свой, новый и не будет пользоваться чужим. Утеря жезла считается очень плохой приметой. В служебном регламенте по этому поводу было написано, что остановка автомобиля осуществляется либо жезлом, либо ясным, понятным жестом руки.

Сели в машину, тронулись. Седой за рулём, его напарник на пассажирском, старший лейтенант А. на заднем сиденье. Старшему лейтенанту А. интересно было всё, и Седой постепенно вводил его в курс дела. Начал с азов. У каждого милицейского подразделения есть свой позывной (эти позывные раз в пять лет меняются, поэтому в данном повествовании приводим подлинные на тот момент, они уже сменились не раз). У нашего РОВД позывной «Гром», соответственно мы «Гром-32». Если нас будет запрашивать дежурный по РОВД, то это будет выглядеть так:

- тридцать второй «Грому» (между словами второй и «Грому» стоит слово «ответьте», но оно обычно пропускается.

Есть еще дежурка полка ДПС – «Тайга» ей мы подчиняемся в порядке несения службы, если будет запрашивать она, то это будет выглядеть так:

- «Гром-32» «Тайге» (слово «ответьте» также пропускается)

Отвечать нужно немедленно, поэтому обычно в патрульке было две рации: одна стационарная и одна переносная, которую брали с собой если выходили из машины.

Приехали на перекресток, припарковали патрульку.

- Документы знаешь какие проверять? – спросил Седой. Старший лейтенант А. кивнул – вот и останавливай машинки и проверяй. Если не знаешь что сказать или сделать – отправляй ко мне.

-Запомни ещё несколько вещей: ты стажёр и теоретически самостоятельно работать не имеешь права, только под присмотром инспектора поэтому смотри по обстановке. Второе: не маши жезлом как попало: первый жест вертикально вверх, это «внимание», потом направляешь четко на машину, которую хочешь остановить, потом на место на обочине где он должен припарковаться.

Одним из больших недостатков системы было непродуманное обучение вновь поступивших на службу. Обучение отдавали на откуп тех, кто достаточно долго проработал, и сводилось к принципу «делай как я». И очень многие впоследствии не могли аргументировать свои действия с точки зрения закона, регламента. Они аргументировали это тем, что им в своё время просто показали пример и сказали, что так правильно.

В принципе ничего сложного: остановка, стандартное «День добрый, стажер А., ваши документы, пожалуйста» и «Всего доброго, счастливого пути» если всё в порядке или передача документов Седому для составления протокола. Если водитель начинал задавать какие-либо вопросы, то старший лейтенант А. также отправлял к Седому либо к его напарнику. В середине смены, отпросившись на обед, поели в ближайшей кафешке. Причём денег со старшего лейтенанта А. гаишники не взяли, сказав, что так положено, позже Седой купил ему ещё и пачку сигарет. Так действительно было принято – стажёров кормили и покупали им сигареты, но не более того. Старший лейтенант А. разумеется понимал, что Седой берет деньги с водителей, но спросить впрямую стеснялся пока. Таким образом прошло несколько смен. График, кстати сказать, был отличный. Два через два. Два дня работаешь, два отдыхаешь. Старший лейтенант А. успел за несколько смен поближе познакомится с Седым. Тот жил с женой и двумя детьми в соседнем районе в обычной панельной двушке. Жена до недавнего времени работала на заводе, пока не случилась с ней беда – у неё по неизвестной причине отказали ноги. Врачи так и не смогли поставить диагноз. Дали инвалидность и забыли. Седой начал пить. Нет, на смене он был трезвый, но после смены бутылка водки стала нормой, особенно после второго дня, перед выходными. Благо гараж РОВД, куда после смены загоняли патрульку находился не рядом со зданием РОВД, а в двух остановках от него и начальство туда редко заглядывало.

В третью или четвёртую смену старший лейтенант впервые выехал на «дорожное». «Дорожное» или «дорожка» так на профессиональном сленге называлось ДТП с пострадавшими или трупами. Районники такое не оформляли. Для этого было всего два экипажа в полку. Задача районников была оцепить место ДТП, если нужно организовать движение и разогнать зевак.

Вкратце произошло следующее: мощный японский автомобиль (кажется это была Хонда HRV) с водителем и пассажиром мчался со значительным превышением скорости по шоссе параллельно трамвайным путям, резко перестраиваясь из ряда в ряд. В какой-то момент он цепляет попутное авто и меняет немного траекторию движения, на такой скорости этого достаточно. Задевает колесом бордюр, от удара колесо отрывается, автомобиль подбрасывает, разворачивает в воздухе и пассажирской дверью он влетает прямо в столб освещения трамвайных путей. Т.к водитель был не пристёгнут, то он, по инерции, летит головой вперёд в сторону пассажирской двери, которая уже деформируется от удара об столб. Пассажир, сидевший на заднем сиденье, не пострадал вовсе. Ни царапины. К моменту приезда экипажа пассажир всё еще пытается проводить реанимационные мероприятия другу. Хотя по значительно деформированной голове водителя даже невооружённым взглядом было видно, что это бесполезно.

Друг с женой пришел в гости к другу, жена которого была беременна вторым ребенком (седьмой месяц). Вечер пятницы, хорошее настроение, мощная машина. Почему бы не съездить не купить цветов любимым жёнам, заодно и коньячку себе? Делов то на полчаса. Тот, у которого беременная жена и был за рулём. Они успели отъехать где-то с километр.

Дежурку ждали долго, часа полтора. Старший лейтенант А. стоял возле тела, накрытого простынью, и уговаривал зевак разойтись. Чуть поодаль стояла симпатичная беременная девушка и смотрела стеклянными глазами в одну точку.