Записки детского стоматолога #1

Вечер добрый, дорогие друзья. Первый пост вызвал серьезный интерес, к которому я, честно говоря, был не готов. Я был приятно удивлен не только огромным количеством вопросов по поводу советов и рекомендаций, но и воспоминаниями многих из вас из детства на тему первого посещения стоматолога. Красной линией через большинство ваших историй проходил тот факт, что вам страшно было до потери пульса. И этот страх, даже ужас, который вы испытывали в тот момент, вы все хорошенько запомнили. И это замечательно! Память об этом понадобится нам для того, чтобы понимать, каким серьезным испытанием для вашего ребенка (возможно, будущего) станет или уже становится посещение врача стоматолога. Начну я с небольшой истории. В первом посте одной из первых просьб был комментарий от @Pinneapple c вопросом о «не прокатило».

На прием записались мама с девочкой 12 лет. Дети такого возраста в 90 процентах случаев уже абсолютно серьезны, контактны и понимают, за каким рожном родители их притащили к врачу. Лечение таких детей обычно проходит легко, весело и непринужденно. Лиза с тенью легкого волнения на лице относительно спокойно села в кресло, после чего мы с ней мило пообщались обо всякой всячине. Я оценил состояние полости рта девочки и сообщил маме диагноз с планом лечения. Мама теребила в руках плюшевую игрушку, смотрела на меня стеклянными глазами и на все мои реплики отвечала судорожными кивками головы. На тот момент я не придал состоянию матери значения, и если бы я знал, что начнется дальше, сказался бы больным и в панике сбежал бы с приема. Хотя нет, не сбежал бы, я ж китайский пионер. Итак, анестезия сделана, полость зуба раскрыта, я готовлю инструмент для обработки каналов зуба. В этот самый момент к дочери подходит мама, заглядывает в рот, смотрит на отпрепарированный зуб, и в тот же момент раскрывает врата ада.

Господи, доченька, тебе же так больно!- вскрикивает мама, заламывая руки и начиная рыдать.

Нет, что вы, Лизе абсолютно не... - пытаюсь сказать я, но мое возражение тут же тонет в начинающихся рыданиях дочери.

Происходящее дальше напоминает очень нехорошую драму. Мама рыдает, обнимая дочь, дочь рыдает вместе с матерью. Я сижу и судорожно думаю, что происходит. Может ли девочке быть больно? Исключено, зуб обезболен со всех сторон и в довершении успешно для подстраховки сделана внутрипульпарная (прямо в сам нерв) анестезия. Попробовать выпроводить маму из кабинета? Она меня не слышит, она бьется в истерике, все сильнее загоняя в истерику еще и дочь. Сообщить, что бы собирали вещи и приходили на седацию либо наркоз? Не вариант, пациенты приехали из другой области на несколько дней по рекомендации. Ситуация осложняется тем, что пациенты являются какими-то знакомыми кого-то из сотрудников клиники. С содроганием я понимаю, что лечить мне девочку теперь придется в таких вот условиях.

Наконец, кое-как выпроводив маму и дав время девочке успокоиться, я продолжил лечение. Лиза сидела спокойно, эпизодически слегка всхлипывая, я в это время начал чистить каналы. Один был успешно пройден, и тут в кабинет тихонько возвращается мама. Стоматологи поймут, что работа в каналах требует значительной концентрации, и потому момент, в который мама Лизы заглянула через мое плечо в рот девочке, мною был успешно пропущен. Расплата была моментальной.

-Лизонька, у тебя же ТАМ в зубе иголка торчит, это ведь жутко больно!- раздался крик бдительной родительницы.

В голове Лизы появляется осознание, что ей действительно жутко больно,она дергается с кресла в попытке, как я понимаю, сбежать. В моей голове роятся нецензурные слова, а в моей руке обломок инструмента. Глядя на всю эту картину, раздумываю о том, чтоб присоединиться к общей атмосфере и горько заплакать, ведь впереди меня ожидало не только лечение оставшихся двух каналов, но и извлечение обломка инструмента.

Описывать дальше фееричное действо я не вижу смысла — все продолжалось в том самом духе. Родительницу выводили из кабинета под различными уважительными поводами, я делал свое черное дело по спасению зуба от удаления. Отломок инструмента я достал, благо он переломился не глубоко в канале, каналы были вычищены и запломбированы, коронка зуба была отреставрирована. Лечение я начал в 9 утра. Благодарно рыдающую (да, набор эмоций тут не самый богатый) мать с пациенткой из клиники я проводил в 8 вечера. 11 часов на лечение 1 зуба. Неплохо.

Итак, какой же вывод можно из всего перечисленного сделать? Друзья, успешность лечения ребенка на 60% зависит от врача и на 40% от ребенка. А вот расположение к лечению ребенка на 50% зависит от вас, дорогие родители. Если быть кратким, то для повышения успешности лечения вашего ребенка от вас требуется следующее:

1. Отправляйте ребенка на лечение с тем родителем, кто более спокоен. Дети очень сильно чувствуют эмоции — родителей в первую очередь. Если родитель боится предстоящих процедур, то и ребенок будет бояться. Нужно понять, что базовый набор эмоций и отношения к окружению ребенок берет именно от вас! Возможно, вам стоит перед походом к стоматологу познакомиться с ним без ребенка, чтобы не опасаться самому.

2. Если ваш страх стоматолога не получается победить — ни в коем случае ни словом, ни делом не показывайте это ребенку. Зачастую с этой задачей лучше справляются папы, так как они контролируют эмоции качественнее, чем мамы (простите, милые девушки, но ваша доминанта материнства неистребима и вы за ребенка готовы оборвать руки и выпустить внутренности самому замечательному доктору, либо в ужасе сбежать в процессе надевания доктором перчаток).

3. Разговаривайте с ребенком. Рассказывайте ему, если вдруг у вас самих заболел зуб. Описывайте то, что теперь вы пойдете к доктору и доктор сделает так, чтобы зуб у вас больше не болел. Дети внимательно следят за вашими действиями и реакциями. В ситуации, когда зубик заболит уже у ребенка, он сам к вам подойдет и попросит сходить к чудо-доктору, который зубик полечит. Всегда помните, что лечение зуба который только заболел значительно проще и быстрее чем зуб, который болит уже долгое время, а ребенок вам об этом не рассказывает, потому что для него зубная боль что-то новое и не вызывает у него мыслей, что тут надо обратиться к родителям за помощью.

4. Разговаривайте о враче так, будто это ваш хороший друг. «Ходите» к нему сами, приносите всякие мелкие сюрпризики и обещайте ребенку обязательно взять его когда нибудь с собой.

5. Помните всегда, что ваш пример — самый лучший стимул для ребенка. С доктором общайтесь спокойно, без излишней помпы либо фамильярности (если врач вам представился просто по имени, то так его и называйте. Дети боятся официальности)

6. Не вмешивайтесь без необходимости в общение ребенка с врачом. Не перебивайте, если врач общается с ребенком. Если врачу нужно что-то спросить у вас, он обязательно спросит. Помните, главный тут — ребенок и его новый друг, его врач. Не нужно одергивать ребенка, если он разговаривает с врачом на ТЫ. Дети неформальны, им зачастую непонятны вот эти вот формальности ты-вы и обращение по имени-отчеству. Да и вообще, разве друзья обращаются друг к другу на Вы?

P.S. Дорогие друзья, все ваши вопросы я фиксирую у себя и буду стараться максимально учитывать их для следующих постов, однако в данный момент объем их таков, что не на все я могу оперативно и достаточно развернуто отвечать. У меня зреет мысль о создании какого-то расширенного формата для нашего с вами общения по поводу всего того, что касается заболеваний полости рта, гигиены и профилактики в дополнении к пикабу. Если у вас есть какие-то идеи либо предложения — с удовольствием их выслушаю и попробую реализовать. На этом заканчиваю и прощаюсь с вами, ваш DrAndriyanov.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
77
Автор поста оценил этот комментарий
Вспоминается один случай - сижу с дочкой в стоматологии. Страх и ужас! Я с детства боюсь. Но стараюсь держаться. Дочка рядом всетаки. Вечером жена говорит - дочка сказала что папа сидел и боялся вызова стоматолога. С каменным лицом. Выкупила все таки.
раскрыть ветку (17)
55
Автор поста оценил этот комментарий

Было дело, когда лечилась вся семья и папа на ресепшене плакал.

раскрыть ветку (11)
114
Автор поста оценил этот комментарий
Я бы тоже плакал если бы всей семье пришлось бы в стоматологии лечиться - там и месячной зарплаты может не хватить
раскрыть ветку (4)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Я недавно оставил в стоматологии больше полутора месячных зарплат. Перед оглашением цены хотел было попросить нашатырь, потому что изначально я рассчитывал на сумму тысяч на 50 меньше)
раскрыть ветку (3)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я по молодости очень хреново относился к своим зубам. Газировка, сладкое килограммами и чистил зубы только по утрам. Студенчество закончилось. Началась «взрослая жизнь». Один раз сидел в баре и укусил твёрдую гренку - в итоге откололся зуб, да прям сильно так. Пошёл на осмотр к врачу.. на тот момент я только-только перешел в мастера на заводе и зп у меня тогда была 45 т.р. Так вот я этих денег не видел примерно 4 месяца. Каждые 1-2 недели ходил к стоматологу и залечивал грехи прошлого меня.

И сейчас даже спустя 6 лет я все равно даже если спать хочу и просто умираю зубы обязательно чищу.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я знаю людей, которые также относятся к зубам, но проблем не имеют, так что тут не все так просто)
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю может быть причиной тому разная крепкость эмали, и продолжительность того как долго это длилось. Я так плохо к себе относился лет 5-7.

14
Автор поста оценил этот комментарий

Приветствую, коллега! Есть категории родителей более дибильные - это родители психоневрологически больных детей, которые в амбулаторной стоматологической карте ничего не указывают и такие вот сюрпризы доктор потом обнаруживает в кресле. Работаю в муниципалке, пол часа на прием. Есть пара историй, вспоминаю с содроганием.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну рассказывай теперь.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Вот, кстати, прочел коммент strbr.ps и хотел спросить, сталкивались ли Вы с лечением или вообще приёмом детей с синдромом Дауна, например? Мне актуально, а сыну 4 года и я даже не знаю, что делать, когда у него зубки меняться начнут

1
Автор поста оценил этот комментарий
Давно надо уже ввести еще одну зубную профессию. И очень мягко назвать чтоб ни каких терминов про зубов и стоматологов. Профессия консультанта, который все подробно и ясно обьяснит и разъяснит про зубы, лечение и т.д. Который сможет убедить клиента пойти лечить зубы.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Хахаха))
ещё комментарий
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку