Записки детского стоматолога #1

Вечер добрый, дорогие друзья. Первый пост вызвал серьезный интерес, к которому я, честно говоря, был не готов. Я был приятно удивлен не только огромным количеством вопросов по поводу советов и рекомендаций, но и воспоминаниями многих из вас из детства на тему первого посещения стоматолога. Красной линией через большинство ваших историй проходил тот факт, что вам страшно было до потери пульса. И этот страх, даже ужас, который вы испытывали в тот момент, вы все хорошенько запомнили. И это замечательно! Память об этом понадобится нам для того, чтобы понимать, каким серьезным испытанием для вашего ребенка (возможно, будущего) станет или уже становится посещение врача стоматолога. Начну я с небольшой истории. В первом посте одной из первых просьб был комментарий от @Pinneapple c вопросом о «не прокатило».

На прием записались мама с девочкой 12 лет. Дети такого возраста в 90 процентах случаев уже абсолютно серьезны, контактны и понимают, за каким рожном родители их притащили к врачу. Лечение таких детей обычно проходит легко, весело и непринужденно. Лиза с тенью легкого волнения на лице относительно спокойно села в кресло, после чего мы с ней мило пообщались обо всякой всячине. Я оценил состояние полости рта девочки и сообщил маме диагноз с планом лечения. Мама теребила в руках плюшевую игрушку, смотрела на меня стеклянными глазами и на все мои реплики отвечала судорожными кивками головы. На тот момент я не придал состоянию матери значения, и если бы я знал, что начнется дальше, сказался бы больным и в панике сбежал бы с приема. Хотя нет, не сбежал бы, я ж китайский пионер. Итак, анестезия сделана, полость зуба раскрыта, я готовлю инструмент для обработки каналов зуба. В этот самый момент к дочери подходит мама, заглядывает в рот, смотрит на отпрепарированный зуб, и в тот же момент раскрывает врата ада.

Господи, доченька, тебе же так больно!- вскрикивает мама, заламывая руки и начиная рыдать.

Нет, что вы, Лизе абсолютно не... - пытаюсь сказать я, но мое возражение тут же тонет в начинающихся рыданиях дочери.

Происходящее дальше напоминает очень нехорошую драму. Мама рыдает, обнимая дочь, дочь рыдает вместе с матерью. Я сижу и судорожно думаю, что происходит. Может ли девочке быть больно? Исключено, зуб обезболен со всех сторон и в довершении успешно для подстраховки сделана внутрипульпарная (прямо в сам нерв) анестезия. Попробовать выпроводить маму из кабинета? Она меня не слышит, она бьется в истерике, все сильнее загоняя в истерику еще и дочь. Сообщить, что бы собирали вещи и приходили на седацию либо наркоз? Не вариант, пациенты приехали из другой области на несколько дней по рекомендации. Ситуация осложняется тем, что пациенты являются какими-то знакомыми кого-то из сотрудников клиники. С содроганием я понимаю, что лечить мне девочку теперь придется в таких вот условиях.

Наконец, кое-как выпроводив маму и дав время девочке успокоиться, я продолжил лечение. Лиза сидела спокойно, эпизодически слегка всхлипывая, я в это время начал чистить каналы. Один был успешно пройден, и тут в кабинет тихонько возвращается мама. Стоматологи поймут, что работа в каналах требует значительной концентрации, и потому момент, в который мама Лизы заглянула через мое плечо в рот девочке, мною был успешно пропущен. Расплата была моментальной.

-Лизонька, у тебя же ТАМ в зубе иголка торчит, это ведь жутко больно!- раздался крик бдительной родительницы.

В голове Лизы появляется осознание, что ей действительно жутко больно,она дергается с кресла в попытке, как я понимаю, сбежать. В моей голове роятся нецензурные слова, а в моей руке обломок инструмента. Глядя на всю эту картину, раздумываю о том, чтоб присоединиться к общей атмосфере и горько заплакать, ведь впереди меня ожидало не только лечение оставшихся двух каналов, но и извлечение обломка инструмента.

Описывать дальше фееричное действо я не вижу смысла — все продолжалось в том самом духе. Родительницу выводили из кабинета под различными уважительными поводами, я делал свое черное дело по спасению зуба от удаления. Отломок инструмента я достал, благо он переломился не глубоко в канале, каналы были вычищены и запломбированы, коронка зуба была отреставрирована. Лечение я начал в 9 утра. Благодарно рыдающую (да, набор эмоций тут не самый богатый) мать с пациенткой из клиники я проводил в 8 вечера. 11 часов на лечение 1 зуба. Неплохо.

Итак, какой же вывод можно из всего перечисленного сделать? Друзья, успешность лечения ребенка на 60% зависит от врача и на 40% от ребенка. А вот расположение к лечению ребенка на 50% зависит от вас, дорогие родители. Если быть кратким, то для повышения успешности лечения вашего ребенка от вас требуется следующее:

1. Отправляйте ребенка на лечение с тем родителем, кто более спокоен. Дети очень сильно чувствуют эмоции — родителей в первую очередь. Если родитель боится предстоящих процедур, то и ребенок будет бояться. Нужно понять, что базовый набор эмоций и отношения к окружению ребенок берет именно от вас! Возможно, вам стоит перед походом к стоматологу познакомиться с ним без ребенка, чтобы не опасаться самому.

2. Если ваш страх стоматолога не получается победить — ни в коем случае ни словом, ни делом не показывайте это ребенку. Зачастую с этой задачей лучше справляются папы, так как они контролируют эмоции качественнее, чем мамы (простите, милые девушки, но ваша доминанта материнства неистребима и вы за ребенка готовы оборвать руки и выпустить внутренности самому замечательному доктору, либо в ужасе сбежать в процессе надевания доктором перчаток).

3. Разговаривайте с ребенком. Рассказывайте ему, если вдруг у вас самих заболел зуб. Описывайте то, что теперь вы пойдете к доктору и доктор сделает так, чтобы зуб у вас больше не болел. Дети внимательно следят за вашими действиями и реакциями. В ситуации, когда зубик заболит уже у ребенка, он сам к вам подойдет и попросит сходить к чудо-доктору, который зубик полечит. Всегда помните, что лечение зуба который только заболел значительно проще и быстрее чем зуб, который болит уже долгое время, а ребенок вам об этом не рассказывает, потому что для него зубная боль что-то новое и не вызывает у него мыслей, что тут надо обратиться к родителям за помощью.

4. Разговаривайте о враче так, будто это ваш хороший друг. «Ходите» к нему сами, приносите всякие мелкие сюрпризики и обещайте ребенку обязательно взять его когда нибудь с собой.

5. Помните всегда, что ваш пример — самый лучший стимул для ребенка. С доктором общайтесь спокойно, без излишней помпы либо фамильярности (если врач вам представился просто по имени, то так его и называйте. Дети боятся официальности)

6. Не вмешивайтесь без необходимости в общение ребенка с врачом. Не перебивайте, если врач общается с ребенком. Если врачу нужно что-то спросить у вас, он обязательно спросит. Помните, главный тут — ребенок и его новый друг, его врач. Не нужно одергивать ребенка, если он разговаривает с врачом на ТЫ. Дети неформальны, им зачастую непонятны вот эти вот формальности ты-вы и обращение по имени-отчеству. Да и вообще, разве друзья обращаются друг к другу на Вы?

P.S. Дорогие друзья, все ваши вопросы я фиксирую у себя и буду стараться максимально учитывать их для следующих постов, однако в данный момент объем их таков, что не на все я могу оперативно и достаточно развернуто отвечать. У меня зреет мысль о создании какого-то расширенного формата для нашего с вами общения по поводу всего того, что касается заболеваний полости рта, гигиены и профилактики в дополнении к пикабу. Если у вас есть какие-то идеи либо предложения — с удовольствием их выслушаю и попробую реализовать. На этом заканчиваю и прощаюсь с вами, ваш DrAndriyanov.