Зачем современному человеку Православие?

Зачем современному человеку Православие? Православие, Церковь, Иисус Христос, Храм, Бог, Религия, Христианство, Длиннопост

Поскольку этих «зачем» много, то обозначим лишь несколько основных.

1. Православие своим учением о бессмертии человеческой личности отвечает на один из самых волнующих вопросов: «Зачем живёт человек?», открывает истинный смысл жизни и всей деятельности человека. Православие утверждает, что жизнь без веры в своё бессмертие не только не может являться ценностью для человека, но часто оказывается настолько трагичной, что приводит к самоубийству. Вера в смерть личности полностью обессмысливает её земную жизнь. Трагедия смерти особенно страшна для живущих такой верой, когда они расстаются навечно со своими любимыми, с богатством, славой, властью.

Земная жизнь лишь тогда становится ценностью и приобретает действительно реальный смысл, когда рассматривается в качестве того ответственного этапа существования человека, во время которого он может определить свою будущность, свою участь в вечности, поскольку здесь человеком совершается свободный выбор между добром и злом, здесь складывается его отношение к совести, к святости, к истине. И этот выбор, это отношение определяет характер и всей земной деятельности человека, и его дальнейшего бессмертного бытия.

Но каково будет это бессмертие? Здесь открывается ещё одна особенность православной веры. Она говорит, что вечная жизнь возможна не только праведникам и святым, но и великим грешникам, ибо Христос – Спаситель всех людей, как Он Сам сказал: И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе.

2. Вера в Бога-Любовь совершенно изменяет самосознание человека, его отношение к окружающему миру, ко всем жизненным трудностям, болезням, к самой смерти. Он знает, что в жизни нет случайностей, что всё происходит по премудрому Закону любви, которым является Бог. И потому даже тяжёлые страдания оцениваются не как рок или случайность, не как происки врагов, не как человеческая несправедливость или наказание от Бога за грехи, но как следствие собственных нарушений законов духовной и нравственной жизни. Бог во всех этих ситуациях оказывается лишь Врачом, Который готов оказать и всегда оказывает человеку помощь при любых изменениях его духовного состояния.

Это состояние порождается самим человеком, прежде всего его отношением к голосу совести, к евангельским заповедям, и потому оно может быть различным до противоположности: или игнорированием нравственного закона, ропотом, озлобленностью на всех и на всё, или осознанием своих грехов, принятием скорби как достойного результата своей жизни и искренним раскаянием в совершённых неправдах. Отсюда и действия Божии носят разный характер. При этом верующий знает, что Бог готов в любой момент дать ему самое лучшее, что принесёт пользу и его душе, и телу. Ибо Бог – это любвеобильный Врач, а не карающий палач! Такое убеждение даёт твёрдость и утешение человеку даже в самых трудных обстоятельствах жизни.

3. В отличие от всех мечтательных образов идеального человека, созданных в литературе, философии, психологии, – христианство предлагает реальный и совершенный его образ. Это – Христос. История показала, что этот Образ оказался в высшей степени благотворным для множества людей, последовавших Ему в своей жизни. Дерево узнаётся по плодам. И люди, искренне принявшие Православие, особенно достигшие святости, лучше всяких слов засвидетельствовали своим примером, что православная вера делает с человеком, как изменяет его душу и тело, ум и сердце, как делает его носителем любви, выше которой нет ничего в мире. Они открыли миру богоподобную красоту души человеческой, показали, что такое истинное духовное совершенство.

4. Ничто так не мучает человека, как его собственные страсти: раздражение, злоба, зависть, уязвлённое самолюбие, гордыня, мстительность, алчность, пьянство, блуд, жажда власти, богатства и т. д. Как избавиться от этих страшных врагов, живущих в душе? Православие указывает средства освобождения от такого рабства страстям, предлагая заповеди Христовы и открывая законы духовной жизни. Знание их и следование им – это реальный путь к действительному счастью. И этот путь был проверен бесчисленное количество раз.

5. Какие премии, ордена, звания и славу получают физики, биологи, астрономы и прочие исследователи материи за открытые ими законы, многие из которых не имеют никакого практического значения в жизни человека! А вот законы его духовной жизни, с которыми он соприкасается ежечасно и ежеминутно, остаются совсем непознанными, хотя нарушение их имеет неизмеримо более серьёзные последствия, нежели всех других. Это парадокс: духовные законы, без знания которых счастья не достигнешь, почти неизвестны! Потому и происходит то, о чём так хорошо написал иеромонах Роман:

Сеем рожь, а косим лебеду,

Непрестанно ищем виноватых.

Строим рай, а вертимся в аду,

Узнавая в ближнем супостата.

Православие открыло человечеству эти законы духовной жизни. И в качестве примера можно привести некоторые из них.

– Христос говорит нам, чтобы мы не терзали свои души земными заботами, но первым делом искали Царства Божия и правды Его, – и всё остальное приложится. Мысль ясная: только тот, кто ищет прежде всего правды и святости в своей жизни, получит не какие-то мимолетные богатство, власть, славу, а именно счастье и на земле, и в вечности.

– В Евангелии читаем: По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Этим законом утверждается прямая зависимость силы любви человека от его нравственного состояния. Безнравственность всегда уничтожает в человеке чувство любви, а с ней и все другие духовные ценности. Об этом писал и один из крупнейших психиатров XX века К.Г. Юнг: «Сознание не может безнаказанно мириться с торжеством аморального, и возникают самые тёмные, подлые, низменные инстинкты, не только уродующие человека, но и приводящие к психическим патологиям».

– Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Оказывается, что требующий себе особого почёта и внимания, видящий себя лучшим, чем другие, хвалящийся своими успехами – будет унижен. Схиигумен Иоанн (Алексеев), валаамский старец, писал: «Всегда так бывает: если что-то сделаешь с тщеславием, жди бесславия». И напротив, скромность человека, незаносчивость, невыпячивание себя всегда вызывает уважение к нему и тем самым уже возвышает его.

– Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?. Этот закон указывает на прямую зависимость состояния христианской веры в человеке от его отношения к возникающим в душе страстям, особенно таким, как стремление к славе, чести, наградам и т. д. Естественно, под верой в данном случае подразумевается не просто формальное признание истин христианской веры, которые известны и бесам, а чистота жизни по этой вере.

– Святой Исаак Сирин формулирует ещё один из важнейших законов духовной жизни: «Нет способа пробудиться в душе Божественной любви, ...если она не победила страстей». Речь здесь идёт не об обычной, естественной любви, не о влюблённости, не о сострадании, жалости к другому человеку, не о чувстве справедливости, взаимопомощи и прочих состояниях, присущих любому человеку, не потерявшему чувства добра. Этот закон говорит об особом, глубочайшем состоянии любви, которое достигается очищением души от всех греховных страстей. О ней святой Исаак пишет, что это «возгорение сердца человека о всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари, …и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву… с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу… Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим».

6. Но почему именно Православие является верным путём к Богу и целительным бальзамом для человека – это отдельный большой вопрос. Сейчас можно лишь напомнить: дерево узнаётся по плодам, а в каждой религии таковыми плодами являются её святые, поскольку именно они показывают тот идеал, к которому она призывает человека. Потому верны слова: каковы святые, такова и религия. И стоит только посмотреть на наших святых: Киево-Печерских, Радонежских, Саровских, Оптинских и других, чтобы увидеть, какую красоту души человеческой, не говоря уже об их бесчисленных чудесах и знамениях, открывает Православие!

Неужели этого недостаточно? Неужели нужно ещё искать кого-то и где-то?!

p.s. Прошу прощения, если мой пост оказался для кого то неприемлемым. Для недопустимости такого случая в будущем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.