Заброшенное хранилище ядерных бомб бывшей РТБ военного аэродрома "Завитинск"
Сегодня мы расскажем про второе из двух заброшенных подземных хранилищ ядерного оружия, которые находились на территории заброшенной ещё в 1990-х гг. Ремонтно-Технической Базы, занимавшейся ядерным обеспечением дальней авиации ныне законсервированного военного аэродрома "Завитинск"
В предыдущей статье о первом хранилище на территории РТБ мы вкратце рассказывали что нам удалось найти из её истории. Для тех, кто пропустил, она была построена в 1960-х гг., когда с военной авиабазы "Воздвиженка" из Приморского края на расположенный неподалёку от РТБ и ныне законсервированный военный аэродром "Завитинск", был передислоцирован 303-й тяжелый бомбардировочный авиаполк 55-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии в.ч 65348, самолёты которого могли нести ядерное оружие.
Сам же аэродром был построен ещё до Великой Отечественной Войны, но речь в этой статье не о нём, а о построенной у села Червонная Армия РТБ в.ч. 19093, на территории которой было два защищённых подземных хранилища. В этих хранилищах хранились и обслуживались до выдачи в войска ядерные бомбы для дальних бомбардировщиков Ту-16, а впоследствии и специальные (ядерные) боевые части для ракет многофункциональных дальних сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3, которые базировались на аэродроме. РТБ не подчинялась авиационному командованию, а была напрямую подчинена 12-му ГУ МО, которое занималось хранением и выдачей ядерного оружия в войска.
Но послед распада СССР и потеплением отношений с Китаем, был подписан договор о отводе наступательных вооружений из приграничной 100 километровой зоны. Тогда в ходе переформирований 303-й ТБАП прошёл ряд слияний и переименований, а в 1997 г. передислоцирован в "Воздвиженку", где в 2009 г. закончил своё существование уже будучи 444-м Берлинским орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского бомбардировочным авиаполком.
С уходом с аэродрома "Завитинск" дальней авиации необходимость в РТБ отпала и она также была расформирована после вывоза ядерного оружия, а впоследствии заброшена и разграблена.
По территории базы проходила сеть мощных бетонных дорог из отлитых на месте железобетонных плит.
В прошлой статье мы осмотрели первое хранилище, а теперь идём к расположенному в километре он него второму.
В центре соединявшей их дороги располагалась большая площадка. А вдоль неё стояли автобоксы от которых ничего не осталось за четверть века.
Мы подходим к хранилищу. С воздуха оно теперь выглядит так.
Входы в него были пересыпаны грунтом после ухода военных, но это никак не помешало мародёрам распилить его на металл до голых стен.
Пересыпанный проём главного въезда в хранилище.
А слева дверная рама от трёхтонной защитной двери входа для личного состава.
Главный въезд перекрывался пятью выдвижными из ниш затворами. Первым был установлен многотонный толстый железобетонный затор, который сохранился в нише по сей день, далее был установлен ещё один металлический гермозатвор, который давно канул в небытие.
За ними располагался просторный тамбур-шлюз, в который по узкоколейке закатывалась тележка с изделием, после чего первая группа затворов закрывалась и открывалась вторая группа.
К тамбуру примыкало небольшое помещение.
В нём располагался пульт управления группами затворов, но от него ничего не осталось.
После шлюза шёл ещё один сохранившийся защитный бетонный затвор.
Сам он катался по большим металлическим шарам, уложенным в полу в направляющих желобах.
И ещё два гермозатвора из металла, от которых остались пустые ниши.
К слову во всех нишах были предусмотрены переходы с гермолюками, обеспечивавшие доступ к затворам со стороны ниши, где стояли электромоторы.
И пара люков даже сохранилось на местах.
Пройдя все затворы мы попадаем в большой высокий зал регламентных работ, где производились работы по сборке в нужную степень готовности специальных боевых частей.
К залу примыкало шесть пеналов хранилищ, под потолком была смонтирована мощная кран-балка, а в полу были проложены рельсы для транспортировки изделий на тележках.
Но прежде чем мы перейдём к осмотру самого главного-пеналов хранилищ, давайте пройдём в расположенный вдоль тамбуров технический блок с входом для личного состава.
Если стоять спиной к тамбурам, то мы поворачиваем налево к проходу в техблок.
Это длинный коридор с помещениями по бокам.
Заброшенка
2.6K постов16.4K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе действует система тегов. Добавляя посты вносите соответствующие теги:
*[урбанфакт] - Информативный пост с обильным количеством информации и фотографий
*[урбанфото] - Пост содержащий исключительно эффектные/интересные снимки
*[забугорныйурбан] - Пост содержащий информацию о иностранных объектах
*[урбанслучай] - Случаи, курьезы, происшествия из личного опыта урбан-туристов
*Также желательно добавлять тег с названием города/населенного пункта местонахождения объекта