За что Коперника (не)сожгли на костре?

Несмотря на обилие информации о личности легендарного астронома, его жизнь наполнена мифами и вымышленными фактами. Был ли он на самом деле священнослужителем? Сожгли ли его на костре за его систему гелиоцентризма? Почему его труды так взбудоражили умы современников? Постарались ответить на эти вопросы в нашем материале.
Осторожно — много текста! 👇

За что Коперника (не)сожгли на костре? Астрономия, История, Николай Коперник, Видео, Длиннопост

Личность Николая Коперника. Почва для зарождения революционных идей

Родиной Николая Коперника является город Торн (сейчас Торунь, Польша), но метрических записей с достоверной датой его рождения не сохранилось. Из гороскопа, составленного для Коперника уже во взрослом возрасте, мы знаем дату 19 февраля (28 февраля по новому стилю) 1473 года, именно её и принято считать днём, когда он родился. На этот гороскоп ссылается и ученик Коперника Георг Иоахим Ретик, немецкий математик и астроном, но нельзя с полной уверенностью утверждать, что дата верная.

Вся проблема в том, что гороскопы зачастую подгонялись под нужные характеристики. Так, в случае с Коперником, в его гороскопе изначальное описание личности, исходя из даты и даже времени рождения (до минут), было такое: «Выдающийся философ и математик, но лицемер, еретик, великий обманщик и лжепрорицатель». В будущем астроном и астролог Франческо Джунтини в своём труде «Speculum Astrologiae» сменит время, чтобы характеристика получилась более приятная. Таким образом, нельзя утверждать, что и дата рождения не подбиралась под желаемую судьбу или характеристику личности, и, поскольку метрик о его рождении не сохранилось, достоверной даты рождения Николая Коперника нет.

На момент рождения Николая город Торунь процветал. Отцом Коперника был богатый купец, тоже Николай Коперник, а матерью Варвара Ватценрод, дочь именитого аристократа. У Коперника было две сестры, а также брат, Анджей Коперник, с которым он в дальнейшем очень плотно общался. К сожалению, о ранних годах жизни Николая также крайне мало сведений. Он со своей семьёй часто ездил в гости ко многочисленным родственникам и в имения, доставшиеся их семье по наследству. Предположительно, несколько лет после рождения Коперник жил в достатке и беззаботности, пока до Торуня не добралась эпидемия чумы. В 1483 году в официальных документах прекращаются упоминания отца Коперника, что является косвенным доказательством его смерти именно в этом году. К сожалению, точных данных также не сохранилось.

После смерти отца забота о воспитании Николая и его брата Анджея перешла к его дяде по материнской линии Лукашу (Луке) Ватценроду, который внёс невероятно весомый вклад в их будущую судьбу. Уже к моменту рождения Николая Лукаш был доктором исторического права и преподавателем. В 1474 году он вернулся в Торунь и поступил на должность преподавателя в местную школу при костёле Св. Яна, где, судя по всему, учился Коперник. Стоит добавить, что сам Лукаш активно добивался для себя высокого положения в среде духовенства и многого успел достичь, а главное — обзавестись нужными связями. Однако, через пару лет за интимную связь с дочерью директора школы Св. Яна, в результате которой у Николая появился двоюродный брат, Лукаш был смещён с поста.

О дальнейшей судьбе мальчиков можно судить, главным образом, по биографии Лукаша, поскольку достоверных записей об их детстве также не сохранилось. У Лукаша в Влоцлавеке была резиденция, и поскольку он был опекуном сыновей Коперника, вероятнее всего, братья учились в Влоцлавекской кафедральной школе, одной из лучших в той местности. Однако есть и другая версия, согласно которой они учились в Хелмно в школе Братства общей жизни (Fratres vitae communis), где был упор на латинский и греческий языки, а также чтение древних авторов.
В 1489 году умирает мать Николая, и вся опека над братьями переходит к Лукашу. В 1491 году Николай с братом Анджеем поступают в Краковский университет. С этого момента в биографии Коперника появляются задокументированные факты, поэтому о его жизни, начиная с учёбы в Краковском университете, можно говорить с большей уверенностью.

На момент поступления Коперника в университете уже работала кафедра астрономии и математики, на которой преподавал разносторонний учёный-схоластик Ян Шеллинг из Глогува (Иоанн Глогувский, 1445–1507), один из самых выдающихся учёных своего времени. Из основных дисциплин Коперники изучали: грамматику, логику, риторику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, богословие и каноническое право — то есть дисциплины, отвечающие сложившимся ещё в Средневековье программам. Интересным фактом является то, что здесь не преподавали греческий язык за неимением специалиста, поэтому всех классиков приходилось изучать на латыни.

Однако бо́льшее внимание стоит уделить не этим предметам, а активно распространяющимся идеям гуманизма, ставящим под сомнение идеи существующих доктрин. Среди преподавателей Краковского университета были такие яркие гуманисты того времени, как опальный Филипп Буонакорси, а также гуманист и свободный мыслитель Конрад Цельтес. Гуманизм оказал на Коперника очень большое влияние и во многом определил ход его будущих мыслей. Эти идеи также повлияли и на жизнь в студенческих общежитиях, разделив учащихся на противоборствующие группы: гуманистов и схоластиков. Конфликты периодически доходили до драк, но принимал ли в них участие Коперник, мы наверняка не знаем.

В чём же состоял конфликт схоластики и гуманизма?

Схоластика смотрела на мир через призму бога и религии, а также власти церковных авторитетов. Это дуэт между сложившимися в Средневековье религиозными догматами, прочно укрепившимися в образовательных учреждениях, давшими толчок к развитию образования, и философией Аристотеля с его геоцентрической системой мира. Гуманизм же, наоборот, обращался к человеческой личности и смотрел на окружающий мир глазами людей. Это более приземлённые и реалистичные взгляды и мысли, стремящиеся отойти от изживших себя религиозных споров на тему бога и его существования. Гуманизм стремился удовлетворить человеческое любопытство и ответить на накопившиеся вопросы о мире, ответы на которые схоластика была не в силах поведать.

Сам Коперник поступил на факультет свободных искусств, где проучился с 1491 по 1494 год. В ходе обучения он пристрастился к астрономии и обучался у Альберта Брудзевского (он же Во́йцех Брудзе́вский, он же Альберт Блар), самого яркого преподавателя Краковского университета. Стоит упомянуть, что сам Альберт являлся сторонником идей Клавдия Птолемея, позднеэллинистического астронома, создавшего общепринятую геоцентрическую систему. В связи с этим крайне маловероятно то, что он мог подтолкнуть Коперника к созданию гелиоцентрической системы. Тем не менее, именно благодаря Альберту Николай основательно пристрастился к астрономии.

1494 году братья Коперники без получения учёной степени заканчивают Краковский университет. Они возвращаются в Торунь, где встаёт вопрос о том, чем они планируют заниматься дальше. Под влиянием Лукаша, который сам незадолго до этого получил духовный сан, Коперники принимают решение получить духовное звание и продолжить образование в Италии также с целью получения необходимой для сана степени доктора канонического права.

Осенью 1496 года они прибывают в Италию и поступают в Болонский университет, который являлся одним из лучших на тот момент представителей школы правоведения в Европе. Здесь Коперник смог изучить греческий язык и в оригинале читать античных авторов. Параллельно с получением образования он занимался астрономией совместно с болонским профессором Домеником Мария ди Новарой, активно составляющим разного рода астрологические календари, оракулы и гороскопы, в основном за счёт того, что получал за этого довольно внушительные суммы. Некоторые историки склоняются к тому, что сам он в астрологию не верил, однако занятие это приносило стабильный и хороший доход, поэтому он продолжал этим заниматся.

Тем не менее, Доменик Мария ди Новара также сомневался в птолемеевской системе и решался высказывать критику в адрес его трудов, что не могло не повлиять на Николая Коперника, который, имея основу в виде революционных на тот момент идей гуманизма, копил силы и уверенность в продолжавшейся борьбе против геоцентризма и к пробуждению коперниканской революции. Кроме этого, они вместе занимались астрономическими наблюдениями, в том числе застали покрытие Альдебарана Луною.

И Николай, и Анжей по приезду в Италию (не без участия своего дяди Лукаша) заочно были избраны канониками (священнослужители, совершающие при соборах и коллегиатских церквах общее богослужение) в Эрмеландский капитул, благодаря чему получали стабильный небольшой доход. Однако некоторые историки сомневаются в правильности данного титула и утверждают, что Коперник никогда не был священнослужителем. Веселовский И.Н. в своей книге подробно описывает происхождение этого, по его заверению, мифа, и приписывает его появление огрехам в переводе отчётных документов, содержащих сокращения. В акте опекунского совета от 1519 года, на который ссылается ряд историков, автором было неправильно расшифровано сокращение «psolr» как «presbiter», то есть «пресвитер», когда как для него было предусмотрено сокращение «prto», а «psolr» означало «personaliter constitutes» — «лично присутствующий». В действительности он выполнял административные функции, а в дальнейшем и лечил священнослужителей.

Поскольку жизнь в Италии требовала больших затрат, денег не всегда хватало, и братья часто влезали в долги. В 1500 году Коперник также оканчивает Болонский университет, не имея при этом никакого диплома и учёной степени, после чего переезжает в Рим, где начинает читать лекции по математике и продолжает заниматься астрономическими наблюдениями. Благодаря этим постоянным наблюдениям и изучению окружающего его мира он засомневался в верности птолемеевской системы и решился пересмотреть имеющиеся тогда астрономические представления, чтобы найти и устранить источники противоречий.

Николай Коперник не был одинок в своих сомнениях по поводу устоявшейся системы мира. Как уже было указано, на момент его жизни активно развивались и распространялись идеи гуманизма, прорастающие сквозь кризис схоластики. Разрушающиеся устоявшиеся представления о мире неизбежно вели к его переосмыслению, к тому же Италия в те времена являлась оплотом идей гуманизма, поэтому у Коперника была одна из самых благодатных почв для развития революционных мыслей.

Николай Коперник был человеком любознательным, старался игнорировать политику, внутрицерковные разборки а также был равнодушен к активным проповедям. Считается также, что он был равнодушен и к разного рода светским мероприятиям, предпочитая занятия наукой и искусством. Однако сложно утверждать, что это было именно так, учитывая общество, в котором на тот момент крутился Коперник.

После окончания Болонского университета, братья Коперники должны были вернуться домой. Однако желая продолжить обучение и не желая возвращаться домой, в 1501 году они едут в Фрауенбург, резиденцию Эрмеландского капитула в Пруссии, где выпрашивают разрешение на то, чтобы продолжить обучение. Николаю Копернику также приходится сказать, что он собирается изучать медицину, дабы быть более полезным коллегам. И это срабатывает. В том же году Николай Коперник уезжает в медицинскую школу в Падую, лучшую на тот момент, где он проучился до 1503 года, после чего отправился в Феррару и, наконец, получил степень доктора канонического права. Анжей, тем временем, возвращается в Рим и продолжает обучение.
Вернувшись обратно в Падую, он продолжил заниматься медициной и, вероятно, пользуясь влиянием дяди Лукаша, смог отсрочить ещё на три года свою поездку домой. Только в 1506 году Коперник закончил столь неординарное и разностороннее образование, а также свои непрерывные и долгие путешествия, переехав к дяде в замок Гейльсберг. За время обучения он тщательно изучил труды классиков, точные науки, пристрастился к астрономии и приобрёл стойкую неприязнь к схоластическим идеям.

Гелиоцентризм и инквизиция

Где-то в период с 1506 по 1515 год Николай Коперник смог собрать воедино все свои знания и оформить систему гелиоцентризма. Считается, что именно в 1506 году он в общих чертах определил будущий тон своих работ. В 1515 году он пишет и рассылает по узкому кругу друзей и знакомых первый свой труд на эту тему — «Малый Комментарий», в котором описывает свои идеи о строении Солнечной системы, вращении Земли и движении небесных объектов в целом, а также открыто выражает сомнения насчёт трудов античных авторов.

Среди своих соплеменников и коллег к моменту написания первых астрономических трудов Коперник обладал уже определённым научным авторитетом. Уже в более поздних своих трудах он признаётся, что друзья убеждали его предать огласке его научные труды, однако он довольно долго тянул с этим. Несмотря на растущий авторитет в научной среде, его отношения с церковью постепенно портились. Так, к примеру, после выхода переведённого в 1509 году Коперником с греческого языка произведения «Моральные, деревенские и любовные письма Феофилакта Симокатты, схоластика» у Николая стала закрепляться репутация еретика, поскольку сам греческий язык и греческая литература считалась ересью, а пристрастившиеся к ним — схизматиками. Это «звание» давалось католикам, проповедующим греческую веру, а также раскольникам церкви и иноверцам в том числе.

В целом вся церковная ересь и преследование инакомыслящих заключалась не в критике учения как такового, а в борьбе за влияние. С возникновением лютеранства католическая церковь стремительно теряла влияние. Признание иных греческих доктрин, кроме аристотелевских, а также признание или отказ от реакции на появление и развитие геоцентризма грозил потерей влияния, поскольку проповеди католиков никак не увязывались с геоцентризмом.

Примерно в 1512 году умирает дядя Лукаш, и Коперник переезжает в город Фрауенбург. К 1515 году он обрастает списком обязанностей политических и административных, и уже не может уделять столько же внимания своим научным изысканиям. В связи с этим дальнейшая работа ведётся медленно, но кропотливо и вдумчиво. Во многом она затормозилась и благодаря напряжённым отношениям внутри церкви, а также религиозным войнам, которые пришлось наблюдать Копернику. Он опасался напористо доказывать свою точку зрения, и даже при таком подходе имел открытых врагов.

Но сперва надо было плотно заняться обоснованием своих теорий. Так, например, в астрономии во времена жизни Коперника круговым движением называли и движение тела вокруг своей оси, и движение точки вокруг окружности, и Николаю предстояло разделить эти два понятия, сделав глобальный шаг к гелиоцентрической системе.

В 1514 году папа Лев Х приглашает математиков и астрономов, в том числе Коперника, с вопросом о реформе календаря, но Коперник отказывается, мотивируя это тем, что у него нет точных расчётов для такого серьёзного мероприятия. В 1516 году он переезжает в замок Алленштейн и получает должность управляющего имениями капитула. К сожалению, за четыре года жизни в нём Коперник застал разгар напряжённых отношений между Тевтонским орденом и Польшей, и ему приходилось брать на себя часть политических функций по урегулированию конфликтов. Однако это не увенчалось успехом — началась польско-тевтонская война 1519–1521 годов. Во время войны он занимал крайне важные должности и играл немалую роль в урегулировании конфликтов. Но, к сожалению, ему пришлось надолго отложить свою научную деятельность. В это же время в Европе нарастает религиозный накал, гуманизм набирает силу, а также растёт агрессия между различными религиозными ветками.

Однако крайне важно понимать, что даже для революционного лютеранства идеи Коперника, в том числе система гелиоцентризма, являлись ересью, идущими вразрез с религиозными писаниями. Кроме того, сам Коперник помогал своим друзьям издавать критикующую лютеранство литературу, например, прусскому католическому теологу и епископу Тидеману Гизе, близкому другу Коперника, которого даже похоронили рядом с ним. Он уговорил его на печать произведений вместо распространения рукописей. К сожалению, сохранилось крайне мало таких трудов, поскольку сами католики сожгли их под предлогом ереси. Гизе и Коперник не скрывали своего негативного отношения к лютеранству и Реформации в целом.

Очень важно упомянуть и то, что сама идея гелиоцентризма не была нова. Коперник узнал о ней из той же греческой античной литературы. Ещё в третьем веке до н.э. античный астроном Аристарх Самосский, который считается Коперником своего времени, писал об этом. Но его идеи не были приняты античным обществом. Николай, будучи гуманистом и, соответственно, большим поклонником древней и классической литературы, наверняка ознакомился с трудами Аристарха и других греков. Коперник даже не первый, кто поднял их идеи из архивов, однако благодаря революции в общественном мышлении эти идеи удалось проработать и собрать их в продуманную систему. Самое главное, что он вытянул из греческой литературы, это идея о неподвижности Солнца и подвижности планет. В своём труде «О вращениях небесных сфер» он постоянно ссылается на труды античных астрономов и модифицирует их выводы, соотнося с собственными практическими наблюдениями.

В ходе работы над своими трудами Коперник обнаружил такие явления, как противостояние, при котором планета за пределами земной орбиты встает в противоположной Солнцу точке эклиптики, а также петлеобразное движение этих планет в периоды, близкие к противостоянию, что говорит о том, что и сама Земля двигается по своей орбите, а не стоит в центре, как утверждается в рамках геоцентризма, поэтому требовался пересмотр имеющихся знаний.

Труд Коперника «О движении небесных сфер» состоит из шести книг, в каждой из которых содержится множество небольших глав с коротким описанием его мыслей. Главы из первой книги задают тон всему труду и содержат следующие основные мысли:

1. Земля имеет форму шара. В качестве доказательства шарообразности Земли он приводит наблюдения за небесным сводом, при котором в разных регионах Европы могут быть видны или не видны созвездия и различные небесные объекты за счёт смещения высоты полюса. Кроме этого упоминается и знаменитый пример с кораблём и сушей, в котором на мачту помещают сверкающий предмет, а с суши наблюдают за тем, как меняется высота от кромки воды до этого предмета и как он постепенно исчезает за горизонтом, что также свидетельствует о сферичности нашей планеты.

2. Каким образом Земля с водой представляет из себя шар. Абсолютно всё на Земле стремится к центру, включая воду. Сама по себе планета не ровная, но вода, заполняя все эти неровности, образует вместе с ними шар. Воды не может быть больше, чем земли, иначе она бы затопила всё вокруг. В этой главе он критикует заявления о том, что воды на планете больше, поскольку этот аргумент подкрепляется тем, что вся планета состоит из подземных каналов, заполненных водой. Он рассчитывает, что вода и суша «находятся друг с другом в тройном соотношении». Кроме этого, Коперник определяет, что центр Земли совершенно точно является центром её тяжести, Земля должна иметь форму, которую описывает её тень (на Луне во время затмений), то есть — абсолютно круглая.

3. Разделение типов движения. Как уже было сказано, во времена Коперника не разделяли вращения вокруг собственной оси и вокруг одной точки. В этой главе он выделяет и объясняет следующие виды движения объектов: суточное вращение (вращение вокруг собственной оси со сменой дня и ночи), круговращение планет (движение по орбитам).

4. О месте Земли и свойственно ли ей круговое движение. Здесь он сравнивает движение Земли относительно других объектов Солнечной системы. Например, если Земля движется по орбите и вращается вокруг своей оси, это объясняет петлеобразное движение планет на небосводе. Геоцентрическая теория ранее объясняла это либо «волей богов», либо многочисленными сложными дополнительными правилами, только бы подогнать теорию под факты. Геоцентризм позже объяснял петлеобразность движения планет эпициклами, и, с точки зрения науки, эпициклы и рассматривались как основной аргумент.

5. Почему люди считают Землю центром мира. Коперник предполагает, что искренняя уверенность в этом связана с силой притяжения Земли. Всё на ней тянется к её центру, и из-за этого в древности могли предположить, что всё мироздание тянется к центру Земли, а сама Земля ввиду своей тяжести неподвижна.

6. О порядке небесных орбит. Здесь Коперник очень подробно рассматривает античные теории о строении Солнечной системы, и на их основе создаёт свою систему, подкрепляя её собственными расчётами и наблюдениями.

В малом комментарии описываются основные принципы гелиоцентризма, а в в труде «О движении небесных сфер» уже подробные математические расчёты, многие из которых настолько точны, что и до нынешнего времени остаются актуальными. Они-то и убеждали учёные умы современников Галилео, объясняя все неточности и несостыковки геоцентризма путём замены центрального объекта Солнечной системы, подкреплённой точными расчётами.

В итоге он получил совершенно новую систему мира, более обоснованную и объясняющую все несостыковки, которые есть в геоцентризме, однако идущую вразрез со схоластическими идеями. Коперник не только вытолкнул Землю из центра мира, но и снизил её до уровня обычных небесных объектов. Однако сама работа над трудом заняла внушительное время — «О вращении небесных сфер», который он, предположительно, начал ещё в 1506 году, был опубликован только в 1543 году.

Всё это время шла ожесточённая религиозная война. Всё больше священнослужителей и князей переходили на сторону лютеранства. Коперник же остался при католицизме и был одним из тех, кто открыто критиковал лютеранство, чем добился ненависти к своим трудам со стороны лютеран. Аргументируя тем, что новая система гелиоцентризма противоречит священному писанию, лютеране называли идеи Коперника не только глупыми, но и крайне опасными. Католическая церковь относилась к этому более мягко, и, вероятно, это было связанно скорее с религиозной борьбой за власть над умами, чем с действительными идеологическими претензиями в сторону трудов Коперника.

Кроме этого сам Коперник был заметной политической фигурой. В 1517 году на территории Польши, Литвы и Пруссии начался резкий рост цен на продукты из-за теологических взглядов местных властей на экономику и попытки получения дополнительной прибыли за счёт добавления в монетное серебро меди, что в итоге вело к стремительной порче монет. Впоследствии Коперник выпускает несколько экономических трудов, где подрывает теологические взгляды на ценность денег и придаёт им вполне материальную и чёткую основу. В 1520-х годах Гизе и Коперник активно участвуют в противостоянии действиям крестоносцев и активно борются за их изгнание.

Тем не менее, Коперник старался вести себя крайне аккуратно в отношении своих новых трудов, поскольку боялся, что своими резкими действиями он повлияет на развитие науки. Его сторонники умеренно поддерживали его идеи. Так, например, часть рукописей с описанием новой системы мира были зачитаны папе Клименту VII ещё в 1533 году, кроме него рукописи были зачитаны и другим сторонникам католической церкви, включая кардинала Николая Шенберга, который в письме просил Коперника не скрывать свои научные труды и открыть людям все подробности новой системы. Однако он не спешит.

Дело сдвигается с мёртвой точки только в 1539 году, когда к Копернику приезжает его единственный ученик — Георг Иоахим Ретик. Самому Копернику было около 66 лет, а Ретику — 25 лет. Он на тот момент находился в двухлетней командировке для углубления астрономических знаний и посещал самых известных астрономов своего времени. К Копернику он направился с целью подробнее изучить дошедшую до него новую систему гелиоцентризма. Он был настолько впечатлён идеями и доказательствами Коперника, что стал не только человеком, убедившим Коперника опубликовать свои труды, но и сам активно распространяющим его идеи. В итоге при поддержке Гизе, близкого друга Коперника, в 1540 году выходит труд Ретика «О книгах обращения Николая Коперника первое повествование...»,он же «Narratio Prima» («Первое повествование»). В нём очень подробно излагается вся суть гелиоцентрической системы, и именно с этого момента идеи Коперника приобретают широкое распространение.
Встреча Коперника и Ретика стала большим подарком для Тидемана Гизе, поскольку вдвоём с Ретиком они смогли убедить Николая опубликовать значительную часть его трудов ещё при жизни астронома, с его согласия и правками. Очень вовремя. Зимой 1542 года Николай Коперник тяжело заболел и умер летом 1543 года от болезни, предположительно инсульта. Сложно сказать, было бы вообще хоть что-либо опубликовано на широкую публику, если бы не Гизе и Ретик, поэтому их вклад в распространение трудов Коперника сложно переоценить.

С выходом труда «О вращении небесных сфер» связано много сомнений. Так, Гизе и Ретик в своё время усомнились в подлинности предисловия, поскольку, по их утверждениям, они абсолютно не соответствуют ни характеру Коперника, ни его убеждениям. Как выясняется позже, автором предисловия стал богослов Андреас Осиандер, споривший с Коперником и убеждающим его сменить тон самого произведения на более мягкий. Он пытался уговорить его сделать пометку в предисловии о том, что в труде нет однозначных заявлений и это не более чем лёгкие размышления, но Коперник отказался и написал более резкое предисловие. Осиандер, воспользовавшись состоянием здоровья Коперника, переписал его, а Ретик и Гизе ничего не успели сделать. Кроме этого, само заглавие труда «De Revolutionibus orbium coelestium. Libri VI» считается спорным. Современники Коперника утверждают, что во время правок он менял название, но итоговым вариантом всё равно остался именно этот. При всех этих нюансах автором везде был прописан Коперник, и это очень огорчало его последователей. Доброе имя было восстановлено лишь Иоганном Кеплером в 1609 году, когда он выпустил свои разъяснения к труду Николая Коперника.

Бытует мнение, что Коперник умер на кострах инквизиции, но это, как мы уже выяснили, не так. Его труды подвергались серьёзной критике со стороны лютеранства и некоторых священников, в том числе со стороны инквизиции. Но сама инквизиция в фходе судебного заседания признала его труды «пифагорейским учением», то есть обвинила его в том, что все его труды не что иное, как пересказ античной литературы, а сам он нового ничего не привнёс. Этим она попыталась обесценить все его труды. В те времена, чтобы выпустить какие-либо научные труды, требовалось разрешение инквизиционной цензуры, и обвинение в ереси для Коперника стало серьёзным препятствием на пути к публикации.

Святая инквизиция никогда не арестовывала Коперника по обвинению в ереси и не пыталась его казнить. Вероятно, потому что сам астроном при жизни, видя обстановку в религиозном сообществе, не спешил открыто и агрессивно издавать свои труды, стараясь действовать осторожно и показывая их только доверенным людям. А его фундаментальное и культовое произведение вышло уже практически перед самой смертью Коперника. Тем не менее, его идеи отлично согласовались с революционными настроениями общества и стали настоящим вызовом теологической составляющей общества и позиции церкви. Коперник дал научное обоснование позиции Земли в общей системе мира и заложил основу начала революционного освобождения естествознания от влияния религии.

***
Автор Екатерина Хананова, редактор Елена Королёва. Материал был написан по заказу DS Astro для подготовки к ролику в рамках рубрики История астрономии.

Источники:
*В источниках имя Коперника: польский Mikołaj Kopernik, немецкий Niklas Koppernigk, латинский Noicolas Copernicum.

1. Francisci Junctini speculum Astrologiae universam mathematicam scientiam in certas classes digestam complectens, Том 1
2. Francisci Junctini speculum Astrologiae universam mathematicam scientiam in certas classes digestam complectens, Том 2
3. Энгельгардт М.А., “Николай Коперник. Его жизнь и научная деятельность”
4. Веселовский И. Н., Белый Ю. А. “Николай Коперник, 1473-1543”
5. Идельсон Н.И. “Николай Коперник” 1945 год, Издательство Академии наук СССР
6. Дмитриев И.С. “Искушение святого Коперника”
7. Мартынов Д.Я., «Николай Коперник. Жизнь и творчество»
8. Гребеников Е.А. 'Николай Коперник' - Москва: Наука, 1982
9. НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА МАЛЫЙ КОММЕНТАРИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫХ ИМ ГИПОТЕЗ О НЕБЕСНЫХ ДВИЖЕНИЯХ / Перевод с латинского И.Н. Веселовского, Природа, 1973, №2, с. 10-11
10. “Малый Комментарий” на латинском и английском.
11. Труды Николая Коперника в открытом Интернет-архиве.
12. Житомирский С.В. ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА АРИСТАРХА САМОССКОГО И АНТИЧНАЯ КОСМОЛОГИЯ
13. Г.А. Гурев. «Учение Коперника и религия. Из истории борьбы за научную истину в астрономии»

Наука | Научпоп

8K постов79.5K подписчиков

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.