Это были лихие 90-е, мы выживали как могли. Вспоминает украинский дальнобой
Многие вспоминают это время с содроганием, единицы с ностальгией. Кто-то считает их проклятыми, а кто-то святыми. Каждому свое. Сегодня героем нашего поста стал украинский дальнобойщик из Николаева, который поделился своими приключениями на фоне развалившегося СССР.
И смешные, и грустные, а порой и жуткие моменты. От этого никуда не уйдешь. Встречи с бандитами, зарождение и расцвет братства дальнобойщиков. Все это в прошлом. Но иногда его надо вспомнить, чтобы больше не повторять прежних ошибок. Ну, что, готовы к путешествию во времени?
19 лет
Ага, ровно столько я отъездил. Ну может чуть чуть до 20 не хватило, а срок немалый. За все это время много чего было и плохого, и хорошего. Порой риск был не только грузом и техникой, но и лично своей жизнью. В те годы много, кто уезжал в рейс и больше не возвращался домой. Как говорится, ни машины, ни груза, ни кормильца. Годы были такие - бандитские.
В тех рейсах ни разу не ночевал на дороге. Чувствую, что глаза “склеиваются” отъезжал на 5-6 км от трассы. Неважно, лес, тайга, степь, деревня только не на дороге. Останешься там- как пить дай ощиплют бандиты, а могли и вообще грохнуть.
Типовое фото КАМАЗа девяностых...
В дальнобойщики я пришел после 21 года службы в армии. Союз трещал по швам, когда я начал собирать свой первый Камаз. На коленке, фактически из металлолома. Корми семью как-то надо было. Да и вообще это была моя детская мечта- водить мощный грузовик. Как говорится, за исполнение мечт!
Первый рейс. Белоруссия. Конечный пункт - Речница. Из нашего Николаева повез лук, а там торговал. Всего этим в городе занимались 5 машин, в том числе и моя. Все Камазы с 20-тонными полуприцепами.
Профит? Да когда как. Что наторговал, все твое. Расценка - 1 километр = 1 доллар. Арифметика простая: 200 наездил и 200 получил, 1000 накатал получи 1000 бакинских. Ну такие расценки были у нас, в Николаевском районе. В Одессе уже чуть подороже- 1,5 бакса за 1 километр.
Количество рейсов в месяц не было стабильным. Все зависит куда едешь и сколько везешь. Как-то возил контейнеры из Ильичевска в Москву, получал 1 100 долларов за рейс. Тогда выходило по 4-5 ходок туда и обратно. А если заморачивался и брал груз до Питера, то дома отсутствовал и целый месяц. Или к примеру заказ до Сыктывкара (5000 километров). Семь дней туда, семь дней тусуешься на месте и также семь дней обратно.
Ф1
Бывало всякое. В один “прекрасный” день меня пытались остановить братки в Брянске, ехал я тогда с грузом из Ильичевска. Проехал автопереход «Три сестры». Время уже под утро, 4 часа. Лето. Внезапно легковушка впритирку обгоняет меня и пытается подрезать.
Ну, ясно-понятно. Гоп-стоп и все такое. Знаком показываю им, мол, торможу-торможу. Братки остановились, я наоборот по газам и на скорости объезжаю их. Так было несколько раз. Потом нервы у них не выдержали. Из бокового окна показалось дуло дробовика.
Пришлось пойти на хитрость. Достал муляж Ф-1. Показал им аргумент в форточку. Смекнули быстро, отстали.
А на выезде из Брянска, когда выезжаешь на трассу Киев-Москва, на Белых Берегах стоял весовой пункт и пункт ГАИ. Весы я проехал нормально, а вот гаишникам чем-то не понравился. Все как обычно, выйти из машины, документы и все такое. А про муляж Ф-1 забыл. Я оставил его в куче грязных рабочих перчаток прямо в бардачке. Инспектор пошарился в кабине, но в бардачок не заглянул. Хоть и понимаю, что за учебную мне ничего был не было. Но все равно было нервозно.
Ценные люстры
Однажды зафрахтовали меня чеченцы. Надо было забирать груз, по документам светильники прямо в аэропорту. Товар принял, машину сразу опечатали. А на границе таможня проверила содержимое ящиков, оказалось, что это хрустальные люстры. И всю дорогу за нами следили бандиты.
В 16-00 нужно было везти этот груз в Москву, транзитом через Украину. Но я договорился с охраной аэропорта, что переночую на их территории. Иначе ночью меня с этими люстрами зароют. К 6-00 утра стартовали на Ростов.
Смотрю в боковом зеркале словно приклеенная тащится на хвосте Волга. Мы 40 км/ч и она 40 км/ч, мы ускоряемся, и она тоже. В общем, приплыли. Тут мой напарник запросился в туалет, мол, я быстро. Я ему: "Какое быстро. У нас братки за спиной. Пока едем - не тронут. Терпи до города".
Братство на колесах
Дело было на погранпереходе. Местные решили поставить наш борт на “рамки”, то есть когда ты платишь за проезд. В напарниках тогда у меня был прошедший афган и всю постперестроечную дребедень с локальными конфликтами Ахматов, хороший парень. Ну так вот, окружили его деревенские в кольцо, прессуют. Дело худо. Врываясь в толпу, выхватываю оттуда Ахматова. Перед этим попросил дать клич по колонне, что одесситов бьют.
Водители тут же на ноги и так шандарахнули по деревенской гопоте, что гнали их до самых до окраин.
В час ночи местные принесли магарыч и извинились перед Ахматовым.
Черти что
На дворе 1996 год. Я тогда обзавелся лицензией «Перевозка грузов по Украине, СНГ и странам Балтии». Во как!
Ночью раздается звонок. На том конце трубки голос уточняет:
- До Киева без остановки можешь ехать?
- Могу.
Договорились о встрече. Подъезжает легковушка. Из салона вышли двое. Одни с автоматом ко мне в кабину, второй положил ящик размером метра на метр ко мне в полуприцеп.
- Впереди вас поедет машина. Будет договариваться о зеленом коридоре, езжай за ней и не вздумай отстать.
Выехали в 11 дня, а приехали в Киев уже к 19-00. На конечном пункте меня проводили в ресторан, накрыли шикарный стол. Кстати ужинал вместе с водителем Волги, которая ехала впереди. Разговорились.
- Ты не в курсе, что это было?
- Нет.
- В Николаев сейчас?
- Ну да, у меня ж такси. Надо в автопарк ставить.
- Нет, я останусь на пару дней в Киеве. Как бы не грохнули на обратном пути сегодня. Дело мутное какое-то.
И дело не в моей трусости. Элементарная мера предосторожности.
Кошелек, кошелек, какой кошелек
Эх, 90-е. Милиционеры брали взятки, бандиты грабили, дальнобои маневрировали между теми и этими. И все при делах. Изобретательности братков можно позавидовать. К примеру, лежит на земле кошелек. Не вздумай трогать!
Правило простое- не твое, не трожь. В противном случае, минут через 30 тебя догоняет бригада с претензией, что в портмоне было 5 000 бакинских. Или больше, все зависело от жадности гопоты.
Такой же трюк проворачивали с подсадными женщинами. И вроде бы хорошо одета, не заподозришь подставу. А после того как высадишь такую фифу, в твоей кабине остается “ненароком” забытый бумажник. Ну и дальше по сценарию, гони бабки и все такое.
К счастью, такие аферисты меня не доставали. А вот на барсеточников как-то нарвался. Тогда промышляли закупкой и перевозкой кругляка. В Ракитное ехал с деньгами там покупал лес и вез до покупателей. В тот рейс нас было трое: я, мой напарник Валентин и знакомый по кличке Борода.
Заметил, что с прицепом дело неладное. Остановились. Оказывается колесо внутреннее пробито. Говорю Володе - Пошли менять.
Ремонтируем. Пока то да се. Подъехала легковушка, красный Опель. Тоже что-то у них забарахлило. Двое ковыряются с мотором, а третий поинтересовался дорогой до Жашков. Объяснил ему.
Из кабины выглянул Борода, кричу ему мол, заглуши мотор. Он видать не расслышал и пошел ко мне. Время полдень, кабину не закрывали. Как-то не думали, что кто-то посреди дня рискнет что-то делать. Опель как-то резко рванул с места, как только Борода отошел от кабины достаточно далеко.
Предчувствие чего-то паршивого кольнуло сердце. Побежал к кабине. Так и есть! Нет барсетки с деньгами за лес, паспорта и газового пистолета. Красная иномарка уже скрывалась за поворотом. Черт!
Тормознул попутку и уговорил водителя устроить погоню. И не обратил внимание, что по обочине дороги брел какой-то левый мужик.
Догнали их перед самым Жашковым. Водителю Опеля сразу заехал в морду, но ни он, ни пассажир ни в чем не признавались. Вызвали милицию. Опергруппа приехала быстро, начали допрос подозреваемых. Пока опера прессовали барсеточников, разговорился со старлеем.
- Ну, денег и пистолета и телефонов ты не увидишь, забей. А вот паспорт тебе покинут.
- Да как так-то?
- Надо было в лес везти и палкой выбивать признание. Они ж тебя от третьего соучастника отвлекали. Их же трое было, да?
Оставалось только бить самого себя за невнимательность. Накатал заявление. А паспорт я действительно нашел возле того самого места, где тормознули Опель. Правда было это спустя неделю после инцидента.
Мой Камаз
Свою первую машину я собирал из утиля. На старом ж/д вокзале был пункт приема металлолома. В те времена, еще до развала СССР каждое предприятие имело план сдачи лома. Можно было найти много запчастей. Так и начал ваять. Сначала раму нашел, поставил ее на бочки и пошло-поехало. Так год с лишним и промучился, но все же выкатил на дорогу.
Новичком был и по-первости не знал элементарным вещей. К примеру, особенно смешно было, когда потерял свой госномер. Вез из Черкасс в Николаево пиво, что-то бумкнуло сзади прицепа. Смотрю болтается на соплях брызговик, а на потерявшемся в дороге куске как раз и был регистрационный номер.
Стал паниковать. Пришел в свою бывшую воинскую часть. Дал парням пару бутылок водки и сам вырезал образцы госномера для пресса. Любо-дорого! Потом договорился с цехом, который делал надгробные памятники. У них как раз были штамповочные станки. Мужики сделали все как надо, разве, что металл был очень толстым. Но издалека не отличишь.
Проездил с такими номерами 2 года. И в Москве был, и в Питере. Нигде не тормознули. Однако именно дома мне не повезло.
Рейс до Харькова, в прицепе помидоры. На обратном пути уже с картошкой меня тормозят гайцы (Воссиятский пост). И надо же было неудачно так затормозить, прямо напротив старшего. Тот глаза протер, подошел к номерам.
- Так ты что на липовых номерах катаешься?
- Да нормально все с ними!
- Срезай.
И уже взятку им предлагал, картошки сколько хочешь. Старший просто крепость. Плюнул. Снял АКБ, забрал документы и ключи. Пришлось ехать в Николаев. Благо, там оказался знакомый гаишник. Мне быстро сделали справку, что номера у меня не изымали.
Приезжаю обратно. А у Камаза кабина вскрыта. Шмон в полном разгаре. Машина краденая и все дела. Поскандалил, повезли меня на штрафстоянку. Там уже достучался до начальника. Тот справку почитал, дал отмашку отпустить. Однако напоследок поинтересовался.
- Где такие номера делал?
- Да у своих, в транспортном цехе воинской части. Я там 20 с лишком лет оттарабанил.
- Ну дела.
В общем, кое-как отпустили. Намекали на мзду, но поезд уже ушел.