Электровертолёт А.Г. Иосифьяна, 1933 год
В начале 1930-х годов инженер-электрик Андроник Гевондович Иосифьян, сотрудник Всесоюзного электротехнического института, загорелся идеей создания привязного вертолёта с электродвигателями.
С 1933 по 1935 год он работал над моделью двухвинтового вертолёта соосной схемы. В основе конструкции лежали два трёхлопастных винта диаметром 1,8 метра, которые вращались в противоположные стороны. Лопасти крепились к втулке с помощью горизонтальных шарниров.
Винты приводились в движение трёхфазным асинхронным электродвигателем мощностью 0,52 кВт. Питание электродвигателя осуществлялось от обычной электросети напряжением 220В через гибкий кабель.
Один винт вращался вместе с ротором двигателя, а другой — со статором. Общая масса модели составляла 28 кг, включая 11-килограммовый двигатель.
Модель прошла всесторонние испытания, в ходе которых изменялся угол установки лопастей и измерялась развиваемая подъёмная сила. Наибольшие сложности возникли из-за вибрации всей установки, вызванной недостаточной балансировкой статорной и роторной обмоток двигателя.
Был разработан метод крепления модели в трёх точках, который позволил устранить вибрацию. По результатам испытаний было решено разработать электродвигатели мощностью 25–30 кВт, рассчитанные на более высокое напряжение в питающей сети.
В начале 1937 года завершилась постройка модели привязного электро-вертолёта новой схемы. Модель имела трёхлопастной несущий винт, который приводился во вращение тягой небольших тянущих винтов, размещённых вместе с электродвигателями на конце каждой лопасти.
Основные параметры модели:
- Диаметр несущего винта — 11 м;
- Число лопастей — 3;
- Диаметр тянущих винтов — 0,4 м;
- Частота вращения тянущих винтов — 9000 об/мин;
- Тип двигателя: 3 х ЭД, мощность каждого электродвигателя — 8 кВт;
- Частота вращения несущего винта — примерно 75 об/мин;
- Полная масса модели (с человеком) — 320 кг;
- Масса каждого двигателя — 8,3 кг.
Лопасти несущего винта были прикреплены к втулке с помощью горизонтальных, вертикальных и осевых шарниров. Для управления и стабилизации модели в системе был установлен автомат перекоса, который мог изменять циклический и общий шаг лопастей несущего винта.
Испытания модели проводились в мае-июне 1937 года. При частоте вращения несущего винта от 40 до 45 оборотов в минуту установка функционировала нормально. Однако, когда обороты увеличивались до 70-75 об/мин, начинала вибрировать втулка, что приводило к резкому дёрганию ручки управления.
Поскольку модель была значительно перетяжелена (примерно на 120 кг), во время испытаний двигатели приходилось сильно перегружать (почти на 50%). Это не позволяло им работать дольше 5-10 минут из-за перегрева.
В ходе испытаний модель поднималась на небольшую высоту — до 1 метра. Однако при посадке во время одного из полётов она сломалась, и запланированная широкая программа дополнительных испытаний не была реализована.
ВерТолёТоМаниЯ
191 пост121 подписчик
Правила сообщества