«Эффект Моны Лизы» — когда кажется, что глаза портрета следуют за тобой

«Эффект Моны Лизы» — когда кажется, что глаза портрета следуют за тобой Мона Лиза, Портрет, Леонардо да Винчи, Картина, Искусство, Эффект, Длиннопост

Мона Лиза известна двумя вещами : своей загадочной улыбкой и пристальным взглядом, который, как считается, следует за своими зрителями.

Действительно, всемирно известная картина Леонардо да Винчи, также известная как «Джоконда», вдохновила название научного феномена : «эффект Моны Лизы», или восприятие того, что объект на изображении всегда смотрит прямо на вас, где бы вы ни находились

Но учёные из немецкого Билефельдского университета сделали вывод : есть одна картина, которая не демонстрирует «эффект Моны Лизы» — и это сама Мона Лиза.

На самом деле, говорят исследователи, она смотрит примерно на 15 градусов вправо от вас — возможно, на ваше правое ухо или через плечо.

Гернот Хорстманн, адъюнкт-профессор Центра передового опыта Билефельдского университета (технология когнитивного взаимодействия (CITEC), и Себастьян Лот (научный сотрудник), пригласили тествую группу, и попросили 24 участников оценить взгляд Моны Лизы.

Вместо того, чтобы просто спрашивать каждого участника, чувствуют ли они, что Мона Лиза смотрит на них, они показывали картину на экране компьютера и просили участников отметить направление взгляда на двухметровой столярной линейке, расположенной горизонтально между ними и экраном.

Расстояние между участниками и экраном компьютера оставалось одинаковым — 66 см (26 дюймов), но линейка перемещалась как ближе, так и дальше от экрана на протяжении всего испытания. Исследователи также изменяли размер и видимую область головы и лица Моны Лизы, чтобы определить, влияют ли на восприятие её взгляда определённые элементы её лица.

Участников попросили отреагировать на картину с разной степенью увеличения, от 30% до 70%, а также они видели кадры, на которых были только её глаза и нос, и те, на которых была видна вся её голова целиком.

Чтобы ответы участников не были одинаковыми, и они каждый раз не останавливались на одном и том же измерении на линейке, Хорстманн и Лот также показывали им, что Мона Лиза смещается на 3,4 см (1,3 дюйма) влево и вправо.

Показывали :

  • ближе и дальше

  • всё лицо, или части лица, и всю голову целиком

  • сдвигали изображение на экране

Предыдущее исследование, цитируемое в этом эксперименте, указывает на диапазон эффекта Моны Лизы : объект изображения будет выглядеть смотрящим на своего зрителя, если его взгляд находится в пределах 5 градусов влево или вправо. Это совсем небольшой угол смещения зрачков, он обычен в реальной жизни, где мы смотрим на людей либо прямо, либо чуть в сторону от зрачков собеседника — то есть от одного до семи-восьми градусов.

Художники тоже иногда рисуют лицо и глаза так, чтобы зрачки были с самым небольшим градусом отклонения, как в обычной жизни.

Кроме того, с помощью цветовой иллюзии и теней художник может изобразить взгляд "расфокусированным", когда глаза портрета при взгляде сбоку кажутся смотрящими прямо тебе в глаза : это получается тогда, когда зритель и сбоку, и прямо видит, или думает, что видит, взгляд изображённого человека.

Взгляд Моны Лизы, однако, был определён участниками исследования под средним углом 15,4 градуса вправо — короче говоря, Мона Лиза определённо не смотрит прямо в глаза никому из зрителей.

Нет никаких сомнений в существовании «эффекта Моны Лизы», — заключили Хорстманн и Лот. Просто его нет у самой Моны Лизы. Она смотрит чуть в сторону, что не даёт у неё этого эффекта.

Лига искусствоведов

466 постов2K подписчиков

Добавить пост