Взгляд на жизнь магазинную...

Все мы постоянно посещаем магазины. Все мы частенько недовольны теми или иными явлениями, там происходящими. Кто-то уверен в вечных обманах и кознях. Кто-то считает, что администрация магазина днями и ночами разрабатывает планы обдирания трудового народа. И весь смысл работы магазина заключается в преступной наживе на наивных покупателях.

Я большую часть своей сознательной жизни работаю в федеральных ритейлах. И мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями со стороны сотрудника ритейла о покупателях и о внутренней жизни магазина. Развеять немного мифов и огульных осуждений. Ещё раз повторюсь, речь идёт о федеральных сетях! В других меня не присутствовало. Не собираюсь никого отговорить от работы у федералов. Каждый выбирает свой путь сознательно. Лёгкой работы не бывает, за очень редким исключением. Я говорю о простых и смертных людях и о рабочих процессах, происходящих внутри магазина.


Мой взгляд со стороны сотрудника администрации крупного федерального мультиформатного (прод/непрод) ритейла.


Входим в магазин.

Нас встречает сервисная стойка, с сидящими внутри сотрудниками, всегда женского пола. Их задача состоит в общении и консультации покупателей, оформлении документации.

За сухими определениями функционала данных дам стоит адова работа! Психологическая нагрузка просто запредельная. Люди, которые работают там годами, имеют чугунные нервы!

Постоянное общение с неуравновешенными людьми, психованными бабулями и яжематерями, бабомужиками, «генералами» и «маршалами» ФСБ, КГБ и других аббревиатур, «налоговой», «судьями», водителями глав всяких администраций, «друзьями» директора, «друзьями» министров ГД, друзьями президента Путина и тд. Ну и куда же без старых добрых лиц в алкогольном и наркотическом опьянении, ну и лиц, «ботающих по фене» тоже хватает.

Становится понятным, почему люди мужского пола не работают на сервисных стойках. Прошло бы совсем немного времени, когда мужчина, рискнувший работать на этом месте, «втащил» бы очередному «слушай брат, ты кто такой?» в лицо. А бить в лицо покупателей запрещено стандартами компании — владельца бизнеса.

Сотрудники стойки пытаются удовлетворить абсолютно все недовольства покупателей, от нервного дурака-водителя, на парковке въехавшего на ограничительную полусферу, мол какого чёрта мы её туда положили, до ошибки «особо умного» кассира.

Психованных и закомплексованных лютей множество, и чуть ли не каждый желает выплеснуть свой психоз или комплекс на девчонок.

Когда возникает конфликтная ситуация и покупатель находится в состоянии «я млять, всех вас ща разорву», вызывается администрация магазина. Директора вы не заполучите - не царское это дело. Администратор, замдир или лицо их заменяющее примут удар на себя. Я с подобными взрывоопасными покупателями включал режим «кирпича». Без эмоций, однотонно, с глупой улыбкой повторяешь одно и то же, что в рамках закона о торговле и Гражданского Кодекса РФ мы абсолютно правы, извините, помочь ничем не можем. Всего хорошего, всех благ! Приходите ещё! При нормальном общении, в 95% проблема решается на местах и положительно. Я прекрасно понимал, что торгуем не всегда качественным продуктом. Магазин может себе позволить списать к чёртовой матери бракованный товар или обменять его на новый. Тем более показатель списания контролируется и есть понимание его сумм. Кстати, выкидывается всё, что списывается. Никаких системных продаж списанной продукции нет. Раздавать сотрудникам или ещё кому подобные товары запрещено. Всё утилизируется под неусыпным взглядом службы безопасности.

Бабулька купила по акции дерьмотелевизор в подарок внучку. Внук, когда увидел телевизор, засунул бабульку в одну подмышку, телевизор в другую и пулей обратно в магазин. Если бы подняли скандал, то всё бы закончилось нервами и криками, а телек вместе с бабулькой и внучком благополучно уехали бы обратно домой. А у этих граждан хватило ума спокойно всё рассказать и адекватно посетовать на дерьмотелек и смысла его продажи в целом. Мы прекрасно поговорили и я, с пожеланиями здоровья и удачи, телевизор забрал обратно, а бабульке вернули деньги. Так она потом пирожки принесла в благодарность. Надеюсь, что по сей день с ней всё нормально, она жива и здорова. Пирожки были очень вкусные.

Есть граждане, которые при обращении на стойку информации по наимизернейшей проблеме начинают орать во всю глотку: «Верните мои деньги! Душегубы! Воры! Угнетатели рабочих масс!». Пытаться наладить хоть какой-то диалог с такими «оперными певцами» очень тяжело. Они переходят на личности, матерятся, проклинают, призывают всех богов отомстить, «увольняют», обещают привести брата бандита, мужа СОБРовца, угрожают физической расправой, кидают в лицо любым предметом, что попадает под руку (в меня летали 300 грамм замороженных вареников) и т.д. Естественно, любопытный народ, увидев такой «концерт», начинает скапливаться на крики «пострадавшего». Образуется митинг сочувствующих, родственников, страдающих от скуки и прикалывающихся. Орать начинают все. Спасибо редким покупателям, которые идут на помощь и пытаются успокоить крикунов. Митинг у нас принято ликвидировать с помощью ОМОНа, водомёта, слезоточивого газа, резиновых пуль и т.д. К сожалению, магазины такими средствами не пользуются. Девчонки со стойки информации и администрация убаюкивают всю эту толпу. Особо крикливыми и истеричными, как ни странно, являются мужчины, вот так! Увы, терпимость к самим себе у нас отсутствует, зато к чудесам правительства нашего мы терпимы до поноса...

Процент вполне адекватных людей равен, примерно 60%, это радует и наводит на мысли, что не всё ещё в этом мире потеряно.


Идём дальше. Продавцы. Просрочка. Выкладка. Ценники.


Продавцы приходят, уходят, опять приходят и снова уходят. Круговорот продавцов в городе велик. В той системе, в которой работают федералы, круговорот будет бесконечен. Оплата труда — мизерная. Чтобы получить свои 25 тысяч, продавец должен работать круглосуточно. Если он работает согласно трудовому кодексу, то получает свои 15 т.р. и будет доведён до состояния, когда будет вынужден уволиться. Такие «заводчане» никому не нужны. Компания же лояльна к продавцам. Кормит их. Белую заработную плату платит. Форму предоставляет. Обучает. Так будь же добр тоже быть лояльным к работодателю и работай...всегда. На этом принципе работают все сети. И вот представьте ситуацию, когда продавца, пришедшего неделю назад в магазин, забодали со своими задачами, он ещё и не понимает половины функционала и специфики работы. Никакой адаптации трудовой нет. В теории она есть. На практике нет. Людей не хватает, поэтому научишься в процессе работы сам. Вперёд на баррикады! Продавец не успевает поменять ценник. Он ещё пока не умеет быстро сориентироваться в работе. Вот такой продавец, а таких 90%, вас и встречает в торговом зале. Вы, с вполне законным требованием даёте ему в руки некорректный ценник, или спрашиваете, где товар, который в рекламном буклете есть, а на полке нет и тп. Говорите много всего «хорошего» про то, что вас специально обманывают, зарабатывают на вас. Просят вызвать для решения проблемы, естественно, директора, не меньше. Многие сразу закатывают скандал. После пары таких концертов продавец пишет заявление на увольнение.

Есть люди, которые вполне адекватно могут обратиться к продавцу и все проблемы решается гораздо быстрее и эффективнее, в большинстве случаев. В режиме отсутствия персонала, многозадачности, постоянного подстёгивания со стороны руководства, не лимитированного рабочего времени, реагирования на покупателя, отсутствия обеденного перерыва как такового, - работает среднестатистический продавец. Очень жаль людей, которые работают с замороженными продуктами. Весь день находиться на выкладке низкотемпературных бонет с продукцией, плюс холодильная камера. Нормальных доплат, как таковых, за такой труд нет. Не знаю, как на складах различных, где люди весь свой рабочий день и зимой и летом находятся в холоде. Может там и оплачивают дополнительно вредные условия труда… в чём я сильно сомневаюсь. В магазинах не оплачивают.

Отрабатывая свои P&L-и ретейлеры, экономят в первую очередь на зарплатах продавцов.

Можно набрать высококвалифицированных людей, либо взрастить их на местах, но им придётся платить несколько больше, иначе их «купят» конкуренты. Оборот же магазина не вырастет пропорционально заработным платам хороших работников. Поэтому держат низкоквалифицированный персонал. Платят ему копейки. Ушёл продавец, ну и фиг с ним, придут другие такие же. А людям с низкой квалификацией куда идти работать? Работы то не очень много. Плюс магазины рядом с домом. В пешей доступности. Вот и идёт народ в разные «Магниты», да «Пятерочки» работать. А сетям проще заплатить органам надзорным за найденную просрочку штраф, чем тратить деньги на персонал. Ну об органах чуть позже.


Лентяев, которым на всё начхать, прячущихся от руководства, тоже предостаточно. Можно считать, что передвижение подобных тел в пространстве - не наполнено смыслом, как говорил всем известный А.Е. Быков. Это ходячая вакансия, максимально вредящая всем. А в Перекрёстках, так полный абзац с тайными покупателями, которые при аудите минусуют баллы продавцам в листе проверки по всякой ерунде. Получить в Перекрёстках премию – весьма маловероятно. Ещё забавное правило, если у кассы стоят больше трёх покупателей, то покупатель может позвонить в звоночек и прилетят все, вплоть до директора магазина и сядут на кассы. Текущая работа при этом остаётся на потом.

Кстати, Перекрёстки на первых местах по просрочке на полках, для информации.


Выкладка.

Существуют, так называемые, планограммы выкладки. Грубо это картинки, на которых изображено, где и как должен стоять товар. Ввиду полного бардака с логистикой во всех ретейлерах, товар приходит, мягко выражаясь — через попу. Выкладка товара происходит по тому же принципу. Товар приходит вперемешку. Конфеты с мылом в одном поддоне. Поэтому проще выставить что есть под рукой, чем копаться полдня на складе, выискивая необходимую продукцию, которую нужно выставлять согласно планограмме. Исключением являются моменты, когда приезжают мега-боссы с аудитом. Во время подготовки к приезду сгоняется весь состав продавцов и наводится порядок. Раз в полгода. В остальное время на полках бардак. Если бы не помощь компаний-производителей или крупных дистрибьютеров в виде бесплатных для ритейла продавцов — мерчендайзеров, то всё бы выглядело совсем уныло. Кстати, о мерчендайзерах. Они выполняют немалую работу. Многие находятся в магазине полный рабочий день. А вот создать нормальные условия работы и быта бесплатным помощникам магазины не хотят. Даже несчастных шкафчиков, куда можно положить свои вещи не выделяют. Зато, если нарушен трудовой распорядок, то бедного мерча СБ запрессует в плинтус. Странный, но повсеместный подход.

Переоценка товара происходит на ежедневной основе. Количество ценников от 0 до 5 000 за смену. В Пятёрочках так с этим делом сейчас совсем полный трэш. Вечная головная боль с ценниками для всех. Продавцы не успевают их менять физически. В результате страдает покупатель и теряется много времени большого количества сотрудников для устранения вполне справедливого негатива.


Наша любимая, просто до безобразия любимая — ПРОСРОЧКА!!!


Просроченный товар есть везде! Абсолютно в любом магазине его можно найти. Можно найти целенаправленно. Можно попасть на неё из-за невнимательности. Эффективных систем контроля за товаром с подходящими сроками годности нет. Каждый ритейл пытается сделать свою суперсистему. Может быть система и работала, но с постоянной текучкой продавцов проблема не решается. Я могу сказать с абсолютной ответственностью, что в ретейлерах нет целенаправленной политики подсунуть вам просроченный продукт. Наказания для ответственных лиц за просрочку серьёзные. Но, как я уже говорил, пока будет текучка кадров, не будет соблюдаться системы контроля, просрочка будет всегда. В некоторых сетях существуют просто драконовские кары к сотрудникам при обнаружении просрочки в торговом зале. Но она всё равно присутствует. Помимо текучки кадров существует проблема ручного труда. В основном, продавцы работают с просрочкой, ведя журналы. В ручном режиме. Процент ошибок в таком учете, где-то 15% - 20%. Автоматизированной эффективной системы учета сроков товара в торговом зале и на складах пока нет.

Этим активно пользуются различные общественные организации, аля «Хрюши» и еже с ними. На первом этапе высылается разведка. Два, три человека активно «шуршат» на полках выискивая просроченный товар. После обнаружения необходимой продукции вызываются активисты, которые начинают на камеру выдвигать обвинения, что людей специально травят, требовать немедленной утилизации в их присутствии, лезть в санитарные зоны, вести себя откровенно по-хамски и тд. Если им попался не очень уверенный в себе сотрудник, то они сожрут его с потрохами. Не вижу в этом действе абсолютно никакой пользы. Очередной скандал, но только ещё и на камеру.

Как пример.

Подходит ко мне в торговом зале молодая мама и негромко говорит, что на колбасной полке лежит «Краковская» с небольшой плесенью. Реакция была немедленная. Товар еще раз пересмотрен. Брак убран в течении 10 мин. В благодарность молодая мама осталась с подарком в виде фирменной ручки и небольшой упаковки с пироженками.

Время потрачено минимум. Проблема решена. Покупатель ушёл довольным. Продавцы не получили никакого стресса. Рабочий процесс не прерван.


Приёмка. Склад.


Идём дальше и упираемся в приёмку товара. Это первый кошмарик, происходящий с товаром, попадающим в магазин.

Многие ретейлеры имеют достаточно жёсткие регламенты приёмки продукции. Если их соблюдать, то проблем с испорченным товаром на полках было бы гораздо меньше. Но на приёмке тоже нехватка персонала. Там тоже не особо балуют людей зарплатами. Поэтому товароведы и грузчики зачастую ещё те «артисты»! Я не говорю, что все они редиски! Нет! Там, как и в других подразделениях, работают вполне нормальные люди, которые ответственно относятся к своей трудовой деятельности. Но процент таких людей совсем скромен.

Товар попадает на приёмку. Зона приёмки — грязь, вонь, дым от авто. Ветер и пыль со стороны открывающихся/закрывающихся ворот. Вот в таких примерно условиях ведётся приёмка. За очень редким исключением! Свежее мясо или рыба должна приниматься в санитарной одежде. Машина обработана. Водитель должен быть с действующей санитарной книжкой. Чист и опрятен. Видели бы этого водителя! В драном грязном халате. Небритый. С грязнющими руками.

Мясо зачастую складывается друг на друга. Вешала для мяса есть не везде. Если есть, то не всегда в чистом виде. Охлаждённые рыба/мясо принимается совместно со другой продукцией, ящики с которой перекладываются с места на место, пылят и сорят. Мимо гоняют кары, рохли, снуют продавцы туда-сюда. Тут же рядом курилка… Не везде подобная картина! Но процент магазинов с таким безобразием очень высок!

Потом продукция развозится по камерам, либо в торговый зал. Очень часто о ней забывают в суматохе, где-нибудь в уголке. Вспоминают, когда под поддоном с товаром чего-нибудь потекло. Ничего, в холодильник. Потом в торговый зал. В торговом зале молочная продукция, мороженное и т.п., тоже может простоять половину дня. Ну ничего, что немного растаяло. В холодильнике придёт в себя.

Некоторые мерзавчики-водилы в жаркое время года катают продукцию без включённых рефрижераторов. Экономят топливо. Включают за пару часов перед отгрузкой в торговую точку. И если на приёмке нет термометра с щупом, который меряет температуру внутри какой-нибудь колбасы, то теплая колбаска (прохладная только сверху) благополучно уходит на полку плесени на радость. С пресервами, рыбной продукцией ситуация аналогична.


Собственное производство (если есть)


Кошмарчик второй — собственное производство. Здесь тоже основная проблема с квалифицированными кадрами. Нормальные кадры стараются работать в ресторанах. На собственном производстве есть хорошие мастера направлений. Есть нормальные начальники/заведующие производств. На них не экономят. Рядовые же повара меняются чуть реже, чем продавцы. Исполнение санитарных норм на производствах очень слабое. Отношение к нормам пофигистическое. Если стоишь рядом — сделают, как надо. Нет тебя, так и не обязательно снимать халат, чтобы сходить в туалет. Никто же не видит. А потом в этом же халате изготовить оливье. Магазины, в которых доведена до ума система движения полуфабрикатов строятся за счёт собственника и стараются учесть нюансы работы цехов, для изготовления той или иной продукции. В магазинах, которые приобретаются или берутся в аренду производство спроектировано по логике умалишённого. Магазины будут сознательно нарушать санитарные нормы в этом случае, пока проверка надзорных органов не прикроет производство на дорогую реконструкцию.

Я много раз замечал, как небрежно ведут себя повара с оборудованием для нарезки овощей и т.д. Как обрабатывается всё наплевательски. Ну в принципе отношение к работе аналогично продавцам. Не нравиться, ну я пошла в другой магазин, за вашу заработную плату ищите другого дурака. Единственной палочкой-выручалочкой являются сотрудники предпенсионного возраста. Они получают небольшую, но белую заработную плату. Чтобы не рисковать пенсией, терпят всё и ответственно работают.

Я не покупаю продукцию собственных производств в магазинах. Может быть лишь ту, которая проходит термическую обработку. Кулинария же (салаты всякие) - ни в коем случае! Особенно детям!

Отдельно хочу отметить работников, которые занимаются мойкой различных гастроёмкостей и другой, так скажем, посуды, которая используется в производстве. Часто относятся наплевательски к процессу мойки. На эту должность берут сотрудников на аутстаффинг. Это стороння контора, которая на ежедневной основе предоставляет сотрудника того или иного направления. А туда кого только не берут!!!

В одно время пришла на постоянную работу мойщиком одна молодая девчушка. Образование – 9 классов. Простенькая, скромная, пугливая. Жила с бабушкой и дедушкой. Квалификации никакой! К работе относилась очень ответственно! Мойка осуществляется с помощью чудовищных едких жидкостей. Средство защиты у мойщика – фартук, перчатки, резиновая обувь, шапочка, маска. В процессе работы эта адская жидкость всё равно попадает на кожу. Однажды я увидел руки и щёки этой девчушки в столовой. Она сидела, кушала. После месяца работы её руки и лицо превратились в нечто совсем неприятное зрелище. И что в итоге? А этой мы же говорили об охране труда, о методике мытья и т.д. Она же расписалась в журналах различных инструктажей. Поэтому сама виновата, что обожженная ходит. И всем на это глубоко начхать! Если что, то придёт другая.


Внутри

Жизнь внутренняя особо не кипучая. Каждый магазин имеет костяк сотрудников, которые горы готовы свернуть. Работают долго. Иногда сами не понимают — почему и зачем? На них и держится работа. Многим руководителям не хватает понимания этого момента. Директора — 50/50. Иногда люди, за которыми хоть в огонь, хоть в воду. Иногда — цари! Совершают поступки, полностью наплевав на судьбы людей. Главное выполнить задачу! Трупы считать не будем.

Но в целом, дураков в директорах крупных магазинов федералы не держат. Работа у диров требует полного самоотречения. В магазинах они живут. В праздники тоже. Домой ходят только ночевать. И страшно боятся ситуаций, когда чересчур инициативный продавец полезет по лестнице на стеллаж за товаром на складе и не позаботится о страховке. Летуны. Или ездуны на карах, крушащие ноги и руки зазевавшихся сотрудников. Или, как однажды в одной из Лент, уборщица, увидев бутылку с темной жидкостью без этикетки, решила, что это квас. Хлебнула. Оказалась щёлочь для мытья поверхностей. Представляете картину? Человек с кровавой пеной изо рта, хрипящий и идущий вам навстречу в коридоре. После подобных событий директора быстро седеют. Оплачивать лечение в случае получения сотрудником различных подразделений в добровольном порядке магазин не будет. Через суд можно выбить деньги. Добровольно оплатить– никогда!

А если, не дай бог, кто-то отравился! Да ещё и со смертельным исходом! Последствия очень серьёзные. Рубят всех вверх по структуре, не считаясь с должностями, аж пух летит.


Корпоративов совместных нет. Организуются сами. Разные отделы развлекаются сами по себе.

Обучение продавцов — формальное. Руководящий состав обучают уже лучше. А иногда прямо здорово! На практике полученные знания не применяют. Но сертификаты о обучении на стенах висят обязательно.

Столовые в крупных магазинах присутствуют. В некоторых недурно и недорого кормят.

Продавцов рассматривают, как расходный материал. Особо в них ничего не вкладывая, понимая бессмысленность этого занятия. После первой зарплаты и осознания условий работы, продавец с высокой долей вероятности может уйти.

Отдельно отмечу такое звено, как начальники или заведующие отделами. От них требуют аналитической работы, параллельно организовывать и управлять вверенным коллективом, параллельно работать в торговом зале, параллельно выполнять задания руководителя. Рабочее время пролетает со скоростью истребителя. И всё успеть, конечно, невозможно. Но руководство не ориентировано (не знаю почему) на оптимизацию работы данных сотрудников. Поэтому завотделы вечно получают по загривку. На их труде и строится работа магазина. Они его сердце!


Касса


Выходим из магазина и упираемся в очередь на кассах :)


Одно из слагаемых успеха деятельности магазина — отсутствие очередей на кассах.

И здесь мы снова упираемся в текучку кадров. Кассиры тоже барражируют по просторам города в поисках лучшей доли. Их постоянно не хватает не только из-за невысокой заработной платы и специфического монотонного труда. Огромное количество экземпляров, которые любят воровать. Другие сотрудники магазина тоже не архангелы, но кассиры тут ставят рекорды. Можно «не заметить» телевизор, проползающий в ногах покупателя мимо кассы. Охрана, как обычно спит. Можно не пробить в кассе кучку товара, но оставить его в корзинке знакомого покупателя. Можно банально обсчитать покупателя. А можно после смены встать, взять из кассы выручку и тупо и цинично уйти. Особенно в крупных торговых комплексах, когда кругом толпы народа.

Кстати, кассиры являются первым звеном в доведении покупателя до истерики по ерундовым причинам. Иногда очень удивляет причина конфликта на кассах. Например. Мне послышалось, Вы сказали мне, что я дурень? Это говорит покупатель, проходящий мимо кассы на выход из магазина. Кассир бы извинилась и перевела бы этот разговор в шутку. Нет, кассир начала развивать диалог и довела ситуацию до «митинга», со всеми вытекающими последствиями.

Когда очереди на кассах, а кассира приспичило сходить по какой-либо нужде, что ей делать? 😊 Очередь всех разорвёт в пух и прах, если кассир встанет и попытается сбегать в уборную. И заменить некем.

Но есть и некоторые плюсы в их работе. В будние дни до часа пик, до того, когда покупатели едут с работы домой, кассиры в полном расслаблении. С 18 до 21 (в разных регионах по-разному, но смысл один) начинается интенсивная работа. После 21 вновь расслабление. Новый Год, и 8 марта — это жесть и ужас для кассиров. Видели бы вы сотрудника кассы после рабочей смены в предновогодние праздники.


Надзоры


Проверки, ну в основном это Роспотребнадзор (РПН), происходят часто, благодаря большому количеству людей, пишущих жалобы в РПН. Люди отстаивают свою гражданскую позицию, вполне с понятной причиной. Меня обманули! Да, тут не поспоришь. Из-за текущей системы работы сетей с кадрами «обманывать» таким образом будут и дальше. Сети научились работать с жалобами. Если человек не скандалит, то могут подарить коробку конфет или шампанского в качестве извинений. Скандальных же в большинстве случаев отправляют писать жалобы кому-угодно. Итак, жалоба написана. РПН за несколько дней уведомляет, что явится с проверкой. Является. Проводит проверку. Набирают пробы, с серьёзными лицами говорят о страшных карах за нарушения и бла бла бла. Итог — штраф на ответственное лицо 10 — 15 т.р. Если есть задача у РПН сделать план по деньгам, могут и на юрлицо выписать — до 500 т.р. У ритейлов очень серьёзные юридические службы. Чтобы доказать необходимость закрытия магазина РПН придётся попотеть. А потеть там, что греха таить, некому.

Я много раз был в РПН. Видел эти горы обращений. На каждое нужно открывать дело, привлекать экспертов и писать, писать и писать. После первых двух-трёх проверок, когда уже с инспекторами познакомились, вопросы с просрочками, нарушениями разных гостов и техрегламентов решались быстро и безболезненно. Массовые жалобы граждан, увы, никакой угрозы магазину не несут. А жаль.

Когда обнаружены нарушения в собственных производствах, связанных с процессами перемещения полуфабрикатов, мяса, рыбы, их обработкой, пересечениями потоков, когда магазин относится к своему производству пофигистически, то здесь РПН молодцы — впаривают закрытие цехов вплоть до полного переоборудования оных. Если бы с таким же успехом закрывались магазины при системном обнаружении тех же просрочек, то может и ритейлеры по-другому отнеслись бы к своим сотрудникам.

Например, внезапное посещение инспектором магазина. Без предупреждения! Раз нашли просрок или ещё какое нарушение, два нашли, три наши — закрыли на фиг! Без сложных юридических проволочек.

А пока сетям проще заплатить штраф, чем чего-то менять. Дневные обороты доходят до нескольких миллиардов рублей. Миллиарды в день! Фиг с ними, со штрафами…

Закрытый магазин – это убыток в несколько сот миллионов рублей в день.


Мой посыл никак не оправдывает просрочку, некорректный ценник или ещё какое-нибудь недоразумение, произошедшее в магазине. Я попытался описать общую картину, которая имеет место на практике на текущий 2019 год в сетевом ритейле.

Мы все, покупатели и продавцы находимся в заложниках федеральных сетей. Они управляют качеством продукта, через давление на производителей, требуют товар, чтобы покупатели не умерли, его съевши, с копеечной ценой. Вот производители и городят продукцию из бог знает чего, лишь бы остаться в сети. Только сейчас начали давить на качество продуктов программами на ТВ, публикациями в СМИ, системой Меркурий. Только сейчас формируется продуктовая линейка, которую можно назвать нормальной по качеству. Но какашек ещё пока в магазинах предостаточно!

Это федералы, экономя свои расходы, заставляют покупателей и продавцов воевать друг с другом, посредством унижения продавца, как класса. Да и покупателя тоже.

Да, я считаю, что основная проблема наших сетей в наплевательской политике, к так называемому - младшему обслуживающему персоналу. Как пример, если вдруг дан сверху приказ сэкономить затраты, то самыми первыми пострадают продавцы, кладовщики, грузчики, повара, кассиры. Эти люди - пехота на «передовой» торговли. Как известно, пехота долго не живёт… Менеджмент среднего и топ звеньев не пострадает. Эти штабные останутся при деньгах в любом случае.

Хотелось бы обратиться с призывом к нам всем, да будем относиться терпимее друг к другу! Люди, работающие в магазинах, как ни странно, тоже люди. Приходя в магазин, пожалуйста, выбросьте из головы мысль о том, что покупатель всегда прав! Будем взаимовежливы! Ведь нормальное обращение покупателя с любой проблемой, нормально разрешалось всегда! Очень неприятно, когда покупатель относится к продавцу, как злой барин к прислуге. А есть такие, которые специально приходят в магазин, чтобы вынести мозг всем и довольным уйти домой.


Мы, работники магазинов, не пытаемся всунуть вам просрочку, специально поставить некорректный ценник, каким-то образом обмануть и т.д. Мы работаем в рамках жёстких регламентов. Мы, к сожалению, не успеваем физически выполнить свою работу на 100%, дабы не возникал негатив покупателей. Мы очень стараемся! Если вдруг негатив возник, пожалуйста, давайте мы избавимся от него вместе в добропорядочной форме!


Как и всё происходящее в нашей жизни сети имеют хорошую и не очень хорошую сторону. Есть плюсы и у федералов. Они всё-таки дают возможность работать людям, не имеющих необходимого образования, платят белую заработную плату. Платят налоги. Благоустраивают территорию вокруг магазинов.

Дают нам ассортимент товара, конкурентные цены, приятные акции и всякие другие активности, встречают нас в больших и светлых магазинах, раздают «плюшки» на праздниках, работают круглосуточно, работают в праздники, скрашивают наш досуг.


Возможно, прочитав сей опус и познав все «ужасы», происходящие на производствах, в торговых залах, на приёмках и на складах, вы спросите: «Куда же идти тогда за хлебушком?» Да туда, куда и раньше ходили. Будьте внимательней к продукции, спросите в спокойной интонации продавца, он вам нормально скажет, стоит или не стоит брать тот или иной продукт. Поверьте, на практике такой способ самый эффективный для покупки продуктов, с малой долей вероятности попадания на плохое качество оных. К сожалению, пока мы работаем так.


Федералы, конечно, свинтусы. Но они всё же хорошие свинтусы!


Мир вам, люди!


P.S.

А ещё, федеральные сети управляют нами! Переместить поток покупателей из одного конца торгового зала в другой — проще простого! Так неприятно иногда чувствовать себя каким-то зомби, находясь на стороне покупателей.

Как пример!

Была акция на апельсины свежие. Давали хорошую скидку. Народ толпится у корзин с апельсинами, выбирая себе товар. Продавец подвозит коробки с новой продукцией. Народ быстро переключается на коробки. Начали их вскрывать, а вдруг там крупнее, круглее, оранжевее и вкуснее. Апельсины в корзинах остались лежать ненужными, ведь их уже трогали :). Оставшиеся в корзинах несчастные апельсинчики, мы пересыпали в пустые коробки и вывезли их под видом новых. Расхватали всё! :)