Выставка на заборе. Женщина делает картины крышечек от пластиковых бутылок
Ограда вокруг частных участков обычно выглядит неуютно. Иногда это заржавевшие стальные прутья или обваливающиеся кирпичные стенки, а чаще всего – унылый серый профлист. Но изредка бывают и исключения. Вокруг дома Галины Кочновой не забор, а сказка! Там оживают герои мультфильмов, оленята с белками и даже шишкинские медведи с картины «Утро в сосновом лесу». Все они сделаны вручную – из крышек.
Необычное хобби
По образованию Галина Кочнова – техник-строитель, мастер производственного обучения. Сейчас она на пенсии, инвалид 3 группы. Впрочем, в жизни ей приходилось заниматься самыми разными профессиями, вспоминает Галина Вадимовна:
– Не умею машину водить, остальное все умею. Шить, вязать, копать могу. Этот гараж я сама сделала, вообще я каменщик-монтажник. Кладкой владею в совершенстве, работаю с раствором. По распределению работала мастером в училище, потом на заводе, потом сюда приехала. На МТЗ работала, в ЖКХ работала директором, мастером, в школе 10 лет проработала.
На пенсии у женщины начали болеть и выгибаться пальцы. Поэтому она занялась бисером, чтобы разрабатывать руки и не давать им костенеть. А потом нашла себе еще одно, куда более оригинальное хобби – картины из пробок, говорит она:
– У меня был мальчик под опекой. Надо было с ним чем-то заниматься. В журнале увидели – там какой-то кораблик был сделан на сетке. Мы с ним попробовали сделать. Но у нас не особенно получилось. Но потом меня заинтересовало, мы начали собирать пробки. Потом кума подвязалась, соседи подвязались, родственники. Увидела в интернете, девчата дочери показали, где делают люди.
«Как вышивка крестиком»
Для создания таких картин используются принципы из разных видов декоративно-прикладного искусства, поясняет Галина Вадимовна:
– Долго не могла придумать, как они крепят их. Потом дошла, сначала шилом тыкала, потом начала прожигать. Это как мозаика, а принцип – вышивка крестиком обыкновенная. Вот этот материал крепится на проволоке. Покупаю проволоку вязальную, прожигаю дырочки – 4 дырочки на пробке. И соединяю крест-накрест. А вот на этой направляющие покупаю проволоку. И по направляющей набираю, навязываю проволоку, верх и бок, и тогда уже закрепляю.
Некоторые картины автор придумывает сама, как основу для других берет вышивки или вдохновляется чужими работами. Дочь умеет рисовать и помогает с хобби, признается Галина Кочнова:
– Берем вышивки с журналов, делаем сами. Бывают вышивки маленькие, рисуночки. Берешь рисунок, смотришь, какое расстояние нужно, сколько у тебя пробок и считаешь. И набираешь по цветам. Выставляет кто-то работы – я тоже копирую у них. Что-то свое добавляешь, что-то переделываешь. Старшая дочь рисует. Я говорю – мне вот это вот надо нарисовать, она мне рисует.
Один раз женщина попробовала покрасить такую картину. Но краска на пробках быстро облезает. Впрочем, это и не нужно – пробки сами по себе долго сохраняют цвет даже на солнце. Обычно картины держатся яркими 5-6 лет, добавляет автор, показывая на лошадь – одну из своих первых работ. Сейчас она потихоньку начала выгорать.
7000 пробок
Естественно, на всю эту красоту нужно очень много пробок. Впрочем, для работы лучше посчитать точно, учит Галина Вадимовна:
– Рассчитываю – я замеряю расстояние, сколько мне нужно, и считаю. Одна пробка – это 3 на 3 см. На метр идет где-то 33 пробки, вот 33 на 33 умножаешь. И по 2, и по 4 метра у меня есть картины. Я пробки расфасовываю при обработке, закончилось, тогда еще набираю или другую картину начинаю.
Естественный вопрос – сколько пробок уходит в среднем и какого размера была самая большая картина? Галина Кочнова отвечает:
– На одну ушло 7 120 штук. На какую-то 1500, на какую-то 1 200. И по 2500 и по 3000, по-разному. Они все разного размера.
Понятно, в одиночку собрать такое количество крышек нереально. Но со временем увлечением мастерицы прониклись жители поселка – и стали помогать, говорит она:
– Сначала сказали, что мне делать нечего. Потом стали приносить пробки. Люди увидели, что я этим занимаюсь и спрашивают: «А где ты их собираешь?». На свалке, родственники помогают. А потом знакомые, соседи не выбрасывают, все несут. Это вот пакет с пробками бабушка кинула мне через забор тут. Мне и соседи собирают, и соседи соседей, и знакомые знакомых. Все позаразились.
Первые картины женщина создавала вместе с мужем. Но потом ушел к другой, помоложе. Женщина поясняет со смешком:
– С ним начинала. Помогал мне пробки собирать, на стены крепить помогал. На заборе начинал, а потом я уже сама. Молодую нашел. Я-то уже старая!
7 лет работы
Автор создает свою коллекцию картин уже 7 лет. Там уже есть домашние животные, звери, цветы, птицы, бабочки, лошади, коровы, зайчики, олени, цветы. При этом картины служат не только декоративной цели, но еще и приносят очень большую пользу – украшают забор из сетки и закрывают двор от посторонних, рассказывает она:
– У меня было большое желание их делать. Но их надо где-то выставлять. Летом доска у меня дома. Тут вот ее делаю, делаю картину, а потом выношу наружу. Я так решила, чтобы меньше лишних глаз было. Я выхожу и в купальнике в огород. Уже возраст.
Обычно за лето она делает 3 картины, но бывает по-разному. Галина Вадимовна говорит, что от творчества иногда отвлекают житейские дела:
– Вот у меня пробки остались. Этим летом я мало занималась. Я весной две картины полностью сделала. И одну с глазами восточными, я их доделывала, они с осени оставались. И белочку эту сделала. Вот, начала бабочку тут. Ну у меня ж еще работа есть. Огород, хозяйство, куры. На два дома тяжело, здоровьем слабовата. И еще мама старенькая. Везде надо успеть.
Галина Кочнова не только делает картины с помощью проволоки, в духе вышивания крестиком, но мастерит и множество других вещей. Например, то самое «Утро в сосновом лесу» на гараже сделано в другой технике – крышки встроены прямо в стену. А двор устилают дорожки из пробок, ее собственное изобретение, забор из камней и фигурки из раствора, говорит женщина:
– Поехали в колхоз, там что-то ломали. Пособрала куски, дорожку сделала. Камни нашла, красивый заборчик сделала из камней. Я фундамент на полдома выложила камнями. Фигурки разные из раствора леплю, раствор делаю, как на кладку. Все с интересом смотрят. Это я еще до картин занималась – фигурки всякие лепила во дворе. Все ходили смотреть, думали, что детский сад. Нравится мне заниматься творчеством.
Мечты и планы
Такая красота привлекает внимание прохожих. Жители поселка к забору Галины Кочновой уже привыкли – но все равно нет-нет, да и остановятся посмотреть. Особенно нравится детям, говорит она:
– И вот им интересно, они идут из садика, потом родителям рассказывают, какие там звери, какие животные. Еще с родителями спорят. Одному одно видится, другому другое. Детей тут фотографируют, приезжают фоотграфироваться из городов. Людям нравится.
Восприятие действительно зависит от взгляда. А результат в итоге по духу напоминает работы импрессионистов: отдельные детали (то есть крышечки) могут выглядеть непонятно, но все вместе собирается в единый образ. Большое – и красивое – видится на расстоянье. Галина Кочнова приводит пример:
– Надо отойти, чтобы хорошо рассмотреть. У меня зять не понимает, что это, а когда отойдет подальше, то уже нравится ему.
У Галины Вадимовны множество планов на будущее. Она делает работы не только для себя, но и в подарок для близких. Главное, чтобы на все хватало сил и времени, добавляет женщина:
– Идей у меня много. Забор закончу. Нужно две картины брату сделать. Закончить здесь бабочку. И у меня туалет уличный – туда еще дорожку надо сделать. Но это все весной, если Бог даст здоровья. Купол храма хочу сделать. У меня есть рисунки красивые. Но не могу, места нужного нет.
Источник: "Курские известия".