741

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

Привет подписчикам "Небесных историй"!

В чате моего Телеграм-канала* попросили высказать мнение пилотов, летающих на 737MAX об этом самолёте, а также поделиться мыслями о недавнем серьезном инциденте с 737MAX-9 авиакомпании "Аляска Эйрлайнз". Начал писать там, но решил продолжить и здесь.

*Да-да, я в курсе про хейт ТГ на Пикабу.

Во время встреч на прямых эфирах на YouTube я раз ...цать излагал своё мнение, свои впечатления от работы на этом самолете. Новейший Boeing-737МАХ (имею опыт полетов на MAX-8 с апреля 2018 года) по пилотированию вобрал в себя все лучшее из предыдущих поколений CL и NG, его очень приятно пилотировать в небе, на нем приятно рулить по перрону. У "максика" прекрасная экономика, большие новомодные дисплеи и... в общем-то это все.

Ничего революционного в плане авионики или автоматики 737MAX не получил, по сути это просто более гламурная "классика" с дисплеями а-ля Боинг-787 с урезанной функциональностью оных по сравнению с Дримлайнером. Это все тот же винтажный ламповый мускулолет, хоть и очень приятный в управлении.

Видео автора: Посадка на 737MAX в индийском Каликуте

Например, на 737MAX даже в виде опции нельзя получить движущуюся карту аэропорта на навигационном дисплее, что есть на 747, 777 и 787. Я уж не говорю о красивом отображении полетных карт с зонами ограничений и получением данных о погоде по маршруту по спутниковой связи и трафиком ADS-B. Как ни удивительно это звучит, но в XXI веке на самых массовых самолетах внедрены далеко не все передовые достижения - и сейчас я пишу не только про 737, но и про его прямого конкурента Airbus A320, который при этом все равно более продвинутый в плане матчасти, чем "бобик".

Современные маленькие бизнес-джеты куда более навороченные, чем самые массовые пассажирские лайнеры. Вот так вот!

На 737MAX все так же, как на предыдущих поколениях "бобиков", примитивно работает автоматика при уходе на второй круг - если исполнять его на одном автопилоте, то оный отключается по нажатии кнопки TO/GA, а автомат тяги, если был выключен, не подключится. А на древнем 757 - подключится.

Нет системы EICAS, что даже на NG казалось отсталым при его появлении в далеких смутных 90-х. Опять же - на еще более древних 757/767 EICAS есть. Правда, благодаря конфликту FAA и "Боинг" по 737MAX-10 есть надежда, что EICAS на "максиках" все же появится.

Нет продвинутых электронных чек-листов, которые давно внедрены на А320. Более того, они внедрены на Боинг-777, еще более старом, чем 737NG.

В общем, много чего нет из того, что делает работу пилота более удобной. А удобной - значит, безопасной.

Почему так сделано? Думаю потому, что "Боинг" стал заложником собственного успеха с 737NG, которых наклепали более 7100 штук. Им хотелось получить максимум при минимуме нововведений (и расходов, соответственно). Чем все это закончилось благодаря спешке и непродуманности, мы прекрасно знаем.

| Статья в двух частях "Катастрофы 737MAX"

Про инцидент с 737MAX-9 Аляски

Конечно же, это был не кусок фюзеляжа, и не окно, как поспешно написали СМИ и растиражировали блогеры. Похоже, что там вырвало заглушку, устанавливаемую на месте двери дополнительного аварийного выхода позади крыла. Таких выходов на более длинном MAX-9 (так же, как сделано на 737-900ER поколения NG) два - их добавили, чтобы повысить количество кресел более 189.

Занятный факт

Изначально "Боинг" выпустил ни то ни се - модификацию 737-900, которая отличалась от -800 лишь растянутым фюзеляжем, бо́льшим весом, бо́льшим расходом топлива и неприлично большими скоростями на взлете и посадке. Максимальное количество кресел осталось прежним - 189. Типа, вот вам больше мест для ног за большие деньги. Больше кресел установить было нельзя по правилам сертификации - не хватало аварийных выходов.

Авиакомпании изрядно удивились такому троллингу, и "Боингу" пришлось прорезать в фюзеляже позади крыла две дыры по бокам для аварийных дверей, что позволило увеличить количество кресел. Помимо этого новую модификацию уже в базе оснастили пакетом для улучшения взлетно-посадочных характеристик (на -800 это опция), обозвали получившуюся модель 737-900ER (от extended range, "увеличенная дальность" - хотя объем баков точно такой же, как на -800, и по факту дальность меньше) и, перекрестив, отправили в эксплуатацию.

Самолет приняли, но время было упущено, А321 оказался куда более интересным и востребованным у авиакомпаний.

Так вот, добавили дополнительные аварийные выходы, но есть одно интересное но!

Если по факту авиакомпания эксплуатирует салон с меньшим количеством кресел, чем 189, то эти дополнительные выходы не требуются. Можно просто дверь наглухо заблокировать, убрав рычаг ее управления из вида (как я понимаю, так сделано во flydubai и в Oman Air), либо даже установить более лёгкие (как я понимаю, в этом и есть преимущество над дверью) заглушки с нормальными иллюминаторами. На обычной дополнительной аварийной двери небольшое окошко, а на заглушке - полноценный иллюминатор. Визуально только так и можно определить, дверь это или "заглушка".

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

737-900ER с "заглушкой" и нормальной дополнительной аварийной дверью

У "Аляски" и 737-900ER, и 73MAX-9 с такими вот 'заглушками' на месте дополнительного аварийного выхода. Судя по фото, которые я нашел в интернете, в американской авиакомпании Delta тоже. К рассказу это не относится, просто факт.

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

737MAX-9 авиакомпании "Аляска Эйрлайнз"

Что было и как жить дальше

Напомню, что было: при выполнении рейса из Портленда в Онтарио, в наборе высоты при пересечении примерно 5000 метров, неожиданно вырвало наружу эту самую заглушку по левому борту самолета.

Дыра образовалась весьма значительная, поэтому самолет практически мгновенно разгерметизировался, а образовавшимся при этом мощным потоком воздуха наружу выдуло кое-какие незакрепленные личные вещи пассажиров (у одного ребенка, сидевшего неподалеку, сдуло рубашку). По счастью, никто не сидел рядом со злополучной заглушкой, люди остались целыми.

Командир принял решение прекратить полет - весьма логичное решение. Через 20 минут пилоты вернули самолет на землю.

Очевидно, что заглушку выдавило перепадом давления (в салоне оно куда выше, чем снаружи на большой высоте). Каким образом? А бог его знает. Вручную открыть данную заглушку не представляется возможным. Да даже и дверь - в полете ее открыть не получится, даже если очень сильно постараться.

В общем, вряд ли что-то может быть причиной помимо производственного брака или конструктивных недостатков крепления заглушки в фюзеляже.

"...вряд ли что-то может быть причиной помимо производственного брака или конструктивных недостатков крепления заглушки в фюзеляже"

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

Фотография вырванной заглушки

В чате искали схожие случаи, но самый-самый так и не нашли. Подсказываю: Boeing 747, рейс 811 United Airlines, 1989 год.

В наборе высоты (пересекли примерно 6-7 км) самопроизвольно открылась передняя грузовая дверь, при этом она за собой вырвала кусок фюзеляжа по правому борту. В огромную дыру вылетели 11 кресел, погибли 9 сидевших на них пассажиров. Едва не погибла находившаяся неподалеку стюардесса.

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

Злополучный 747

Отлетевшие элементы конструкции самолета повредили оба правых двигателя - случился пожар. Двигатели удалось потушить. Их, конечно же, выключили.

Управлять самолет с такой асимметричной тягой было непросто. Кроме этого, из-за повреждения отказало управление закрылками, а они служат для уменьшения скорости на взлете и посадке. Пилотам пришлось проявить изрядную выдержку и мастерство при посадке тяжелой махины на скорости 350-370 км/ч.

Однозначную причину самопроизвольного открытия двери не выяснили, но логично предположили, что проблема была в ее запорном устройстве. Его доработали и вроде как в дальнейшем нареканий не было.

Что касается конструкции "заглушек" на MAX-9, то я предполагаю, что она идентична таковой на 737-900ER, который летает довольно давно. И до недавнего времени таких инцидентов не возникало. Замечу, что парк этих лайнеров не такой уж и большой, а самолетов, где вместо двери установили "заглушку", и того меньше.

Ну а MAX-9 начали выпускать совсем недавно, их еще мало - в основном в США, как я понимаю. Несколько самолётов есть во flydubai - но на них стоит обычная аварийная дверь.

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

По сообщениям СМИ все 737MAX-9 на сегодняшний день остановлены до выяснения причин.

Думаю, ответ о причине серьезного инцидента с "Боингом" Alyaska Airlines скоро появится.

Спасибо за внимание!
Безопасных полётов!

| Об авторе
| Мои книги об авиации на Литрес

| Статья "Катастрофа Боинг-737 в Кожикоде"

Гражданская авиация

328 постов940 подписчиков

Правила сообщества

Запрещено нарушать правила Пикабу

Запрещено нарушать законодательство РФ

Запрещено нарушать воздушный кодекс