Выбрать будущее для ребенка

Пост наверняка получится "многабукафный".

Зная тенденцию пикабу, краткая выжимка: дочка учится на программиста (я ее уговорил выбрать направление), но, мне кажется, ее это не впечатляет. Возможно я ошибся в рекомендациях. Каково ваше мнение? Стоит ли диктовать выбор своим детям или оставить выбор будущего на их усмотрение?

Моей дочке 18. Она учится на программиста в колледже. И, в целом, у нее получается, и она, вроде как, довольная выбором, но есть НО, на которые хочется обратить внимание и узнать мнение публики.

Обращаясь к родителям: вы наверняка сталкивались с моментом, когда ваш ребенок не может определиться с выбором свой будущей специальности. На мой взгляд это не мудрено, если мне кто-то скажет, что он в 16 лет абсолютно понимал свое будущее, я искренне посмеюсь ему в лицо. Ибо это, на мой взгляд, невозможно априори. Слишком мал багаж накопленного жизненного опыта, что бы делать однозначные и абсолютные выводы. Я, естественно, тоже столкнулся с тем, что мой ребенок не понимал в каком направлении развиваться. И я, как родитель, принял за нее решение...

Почему именно родитель принимает решение? Давайте не будем ограничиваться уникумами, когда ребенок реально повернут на той или ной теме, горит тем или иным направлением, готов горы свернуть, проигрывая по иным предметам, но в своем направлении просто гений! Это прекрасно. Но нет, 99% семей - это дети, кто является чем-то средненьким, "чуть там лучше", "чуть тут хуже". Поэтому МЫ - родители принимаем решение чем будет заниматься наш ребенок.

Как я выбирал направление. Мы с ней много беседовали на разные профессии, поднимали темы на различные темы технических и гуманитарных наук. В итоге, я увидел, что дочке доставляет удовольствие решать задачи программирования. Я ей давал (простые) задания на логику, она с моей (легкой) помощью вполне себе бодренько раскладывала все "по красоте". Поначалу мы решали алгоритмические задачи в голове, и у нее получался пусть кривой, но вполне рабочий алгоритм. Да местами неверно, да не всегда она могла выстроить полный цикл в голове без банальных ошибок, но, тем не менее, для меня это был вполне себе показатель, что человек готов к решению задач программирования. Потом перешли на непосредственное написание кода (C#). И там тоже были недопонимания, ошибки, но в итоге то все решалось. В конечном итоге действительно получалась рабочая программа.

Маленькая ремарка. Я сам не программист, не смотря на наличие диплома по этой специальности. Я маркетолог. Единственная общая черта межу этими двумя специальностями - математика. :)

И вот с начала занятий с дочкой (16 лет) до ее поступления в колледж (18 лет) я видел, что ребенок не горит конечно этим занятием, но у нее получается. Да, через сопли и иногда слезы, но она САМА раскладывает задачу на шаги решения. А уж когда у нее получается рабочая программа, которая она (программа) решает вложенные в нее изначально задачи, блеск в глаза дочери, ее искрения радость победы - это вообще отдельная ода отцовского счастья. В этот момент я так рад, за её, просто феерический, выброс эндорфинов, что аж слеза на глаз наворачивается. :)

Не могу сказать, что ей было интересно решать задачи, видно было, что это доставляет сложности и неудобства. Но какие были альтернативы? Косметологом? Мастером ногтей? В кулинарию ее не вперло, единственная радость - ветеринария - устроила препон в виде неприятия крови. Химия, как наука тоже не вставляла... Да и кто в 16 лет задумывается серьезно о том, что "надо учиться", "надо накапливать опыт по специальности", "надо наконец вообще выбрать специальность"?

НО! подошли к сути. :)

Но, сейчас, спустя год ее образования, я вижу, что ребенок вообще не горит программированием. Она не хочет сдавать экзамены, ей хочется сдать лабы, что бы ей "поставили автоматом". Решая поставленную задачу, она решает ее исключительно в рамках задачи, не выходя за пределы задания. А ведь, как сделал бы я, можно же было бы "тут навернуть", "там улучшить", "здесь ввести новые вводные, которые бы улучшили результат", да и вообще "обернуть все это в красивую обертку хорошего интерфейса". Главное они всё это проходили уже по программе обучения... Просто у нее нет вот этой тяги к тому, что бы самообразовываться. Нет желания улучшить результат, вполне достаточно что бы результат удовлетворял условиям задачи.

И вот теперь я боюсь, что выбор, мною сделанный, может оказаться неправильным. Что я поставил ребенка в рамки, которые её сжимают. Ведь профессиональная карьера программиста лишь тогда успешна, когда программист реально болеет своей идеей. Иначе это просто кустарник. Впрочем это можно сказать и о любом ином направлении: что плотник, что мастер холодильного оборудования, что повар... Успешный мастер всегда только в тот момент, когда он горит своей идеей.

Какие мысли на сей счет? Прав ли я в диктате выбора, или стоило дать ребенку свободу выбора, и пусть себе определяется сколько бы это не заняло времени?