Введение в Unit-экономику: Почему каждый маркетолог должен это знать

Введение в Unit-экономику: Почему каждый маркетолог должен это знать Фриланс, Маркетинг, Малый бизнес, Бизнес, Рекомендации, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Разговоры о вечном или "Рассчитываем Unit-экономику за чашкой кофе" (с) Андрей Федосик

Беседы о Unit-экономике за чашкой кофе

Привет, дорогие маркетологи и все, кто каждый день бороздит просторы таргетированных кампаний, сегментации аудитории и анализу конверсий! Сегодня мы поболтаем о теме, которая, возможно, для некоторых окажется новинкой – я говорю о Unit-экономике.

Недавно за кофе мы с парой коллег беседовали о вселенском и вечном – впрочем, как это обычно бывает в маркетинговой среде, разговор быстро свернул на работу. И вот тут я понял, что этот, один из самых ценных инструментов анализа бизнес-моделей, для некоторых моих друзей - terra incognita.

Похоже, пора расставлять все точки над «i» и делиться друг с другом знаниями, ведь в нашей работе понимание каждой детали может кардинально изменить игру. Так что считайте, что сегодня у нас маленький круглый стол, за чашечкой ароматного кофе, чтобы разобраться: что это такое, для чего она нужна и как это поможет привлечь нам деньги и славу ;)


Друзья мои, Unit-экономика – это не какая-то нудная теория, а крайне важный инструмент в арсенале маркетолога, особенно если вы работаете в стартапах или любом бизнесе, где ключевое слово – масштабируемость. Ясное дело, все мы хотим, чтобы наши бизнес-модели были прибыльными и стабильными, вот только как понять, что наш продукт или услуга действительно приносит деньги, а не сжигает их быстрее, чем вы говорите «ROI»?

Unit-экономика приходит на помощь, разрабатывая нам красную дорожку к финансовому благополучию. "Unit" в данном случае можно перевести как "единица товара или услуги", и экономика вокруг такой единицы помогает нам понять, сколько же мы на самом деле зарабатываем с продажи каждой такой единицы.

Давайте рассмотрим попроще. Представим, что вы продаете фирменный кофе. Одна банка обходится вам в 2 рубля (себестоимость), продаете вы её за 5. Прибыль с одной банки 3 рубля, верно? Но здесь и подстерегает ошибка, ребята и девчата, не учитывать расходы на маркетинг, логистику и т.д. и т.п.! Добавим еще, допустим, рубль на привлечение покупателя, пол-рубля на логистику, пол=рубля дяде Васе, дворнику и т.д. Теперь ваша чистая прибыль с единицы продукта – это не 3 рубля, а всего-то 1, который мы можем потратить на вылату з\п, масштабирование, и т.д.. Ну а если мы углобимся в расчеты дальше, то вполне может оказаться, что вы работаете глубоко в минус.

А зачем это всё надо? Да потому что, запуская реклaмную кампанию или выстраивая долгосрочный план продаж, без понимания Unit-экономики можно вылететь в трубу, простите за мой французский.

Понимая, насколько прибыльны твои продажи, ты можешь лучше планировать бюджет, строить маркетинговую стратегию и, что самое важное, видеть реальную картину.

И как же применять это чудо-орудие анализа? Как же это делается?

Для начала — собираем данные:

1. Direct Cost Per Unit (Прямые затраты на единицу товара/услуги) — это производственные расходы, затраты на материалы, оплату труда и прочее, что напрямую связано с созданием конкретного товара.

2. Revenue Per Unit (Выручка на единицу товара/услуги) — это сколько денег приносит вам продажа одного товара или предоставление услуги.

Уже неплохо, правда? Но это только начало.

Теперь вычитаем прямые затраты из выручки, чтобы получить: Gross Profit Per Unit (Валовая прибыль на единицу товара/услуги) — она покажет нам, сколько мы зарабатываем "начисто" с продажи каждой штуки, не учитывая общие расходы компании. Вот такая простая арифметика, друзья.

Но не забывайте и о прочих затратах — маркетинге, аренде офиса, з/п персонала и т.п. Они не входят в unit-экономику напрямую, но без учета этих даннх полноценная картина бизнеса не сложится!

Конечно все что написано выше, это очень упрощенная модель, так сказать "обьясняю на пальцах". Все гораздо глубже и замороченней, но общий принцип и смысл именно таков, как я описал. Для расчета Unit-экономики существуют специальные таблицы (они у меня есть) которые при занесении всех показателей автоматически расчитывают результат.

Введение в Unit-экономику: Почему каждый маркетолог должен это знать Фриланс, Маркетинг, Малый бизнес, Бизнес, Рекомендации, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Примерный вид таблицы для расчета Unit-экономики

Так что, уважаемые маркетологи, если до сегодняшнего дня Unit-экономика была для вас чем-то вроде сказки "про белого бычка", надеюсь, сейчас вы почувствуете, что это нужный инструмент, который поведет вас к очаровательному багровому закату прибыльности и финансового успеха. Не проходите мимо Unit-экономики. И пускай некоторые еще не встречали ее на своем пути – всегда можно обратиться за помощью к друзьям или хорошим статьям (моей, например ;)

На этом всё, друзья! Жду ваших вопросов и комментариев – пообсуждаем все нюансы и подскажем друг другу, куда двигаться дальше.

При наличии активности начну писать более подробные статьи на эту тему с детальным разбором этого инструмента. В нем нет абсолютно ничего сложного, а польза от него - неоспорима (лично для меня)

Обнимаю всех и желаю удачи в расчетах!

Всем удачных проектов и жирных плюсов в Unit-экономике!

До новых встреч за кофейком и свежими маркетинговыми идеями.

Всем дочитавшим до конца - ПОДАРОК.

Оnline-консультация по Вашему проекту от маркетолога. Забирайте ее прямо сейчас!

Получить консультацию!


Мой Яндекс Дзен