Всероссийский праздник воздухоплавания
Прошлую неделю можно назвать космической, да и вообще год в целом юбилейный для полетов в России. 100 лет гражданской авиации и Аэрофлоту как-никак. За 100 с лишним лет российские ученые, авиаконструкторы и летчики добились небывалых рекордов в освоении неба и космоса и думаю многие из них ещё впереди. Но все большие победы начинаются с малых шагов, об одном из которых, но весьма значимом мы сегодня и поговорим.
С 8 по 15 мая 1910 г. в Петербурге прошла Международная неделя авиации, первая подобная в городе. И вот спустя всего несколько месяцев Императорский Всероссийский Аэроклуб задумывается, - «А чем мы мол хуже, у нас своих что ли талантов не наберется?» и организовывает Всероссийский праздник воздухоплавания, который проходит в Петербурге с 8 сентября по 1 октября. Ну а чего мелочиться то?!
Расположение аэродрома
Специально для шоу на месте пустыря был построен аэродром товарищества «Крылья», получивший впоследствии название Комендантский. Буквально на бывших огородах в короткий срок появились трибуны, ангары, буфеты и прочие постройки. Поговаривают, что рабочие трудились в авральном режиме практически без сна.
Но тут надо понимать, что помимо развлечения публики, правительство по итогам праздника собиралось сложить полное впечатление о возможностях применения авиации в военное время. Собственно лейтенант Пиотровский накануне, 5 сентября, в интервью газете «Новое время» и сообщил, что:
«Вопрос о применении воздухоплавания для военных целей поставлен у нас в России, на мой взгляд, вполне правильно. Немцы отдают предпочтение дирижаблям, французы — воздушным кораблям и аэропланам: у нас собираются пользоваться и тем, и другим, стараясь извлечь из них возможную выгоду... На него будет возложена стратегическая и тактическая разведки…
Наше военное министерство командировало во Францию нескольких офицеров генерального штаба, которые и должны привезти сюда результаты происходящих опытов с аэропланами во время маневров. Результаты эти будут играть важную роль и их учтут для будущего… Капитан Мациевич и я стремимся выработать тип морского аэроплана. Такой аэроплан должен обладать способностью спускаться на воду… Согласно последним сведениям, во Франции уже имеется аппарат, могущий опуститься на воду и пригодный для Морского ведомства... Предстоящий национальный праздник авиации покажет, что уже теперь у нас имеются смелые и опытные летуны. Пройдет немного времени, и вы увидите, что и у нас аэропланы найдут должное место как в Военном, так и в Морском ведомствах»
Банкет по случаю старта мероприятия
Стартовать праздник должен был ещё 5 сентября, но традиционно-питерская погода не позволяла дать в первый день блестящего шоу, потому начало перенесли. Многих это расстроило, но не остановило. Так, известный русский авиатор Михаил Никифорович Ефимов, совершивший 21 марта 1910г. вообще первый авиационный полёт в России, решил раздать стиля несмотря на погодные условия. 5 сентября при ветре около 10 м/с он совершил два полета, причем один даже с пассажиром, на аппарате отдела воздушного флота «Фарман», только что полученном из-за границы. На следующий день он совершил ещё три полета, проделывая при том в воздухе трудные упражнения. О его мастерстве газеты писали следующее:
«На громоздком "Фармане", которого весной весьма непочтительно сравнивали с ломовым извозчиком, он выделывал необычайные по своей легкости и замысловатости кунстштюки: он падал "камнем" вниз, выпрямляясь и задерживая спуск лишь у самой земли. Он описывал восьмерки петли, нырял, сразу взлетал с поверхности земли и садился на землю с небывалой до сих пор точностью. Огромный аэроплан производил в его руках впечатление послушного, легкого и грациозного животного.»
Ефимов с пассажиркой
Однако при попытке взлететь в четвертый раз попал в канаву, шасси и пропеллер оказались поврежденными. Сам Ефимов ушибся, но, к счастью, легко.
Да, кстати, это сейчас самолет самый безопасный вид транспорта, но на заре авиации ситуация была скорее обратная. Многие это понимали, и использовали это в своих целях. Накануне праздника авиации некоторые петербургские страховые общества постановили включить в число страховых операций страхование по воздухоплаванию. Авиаторы страховались по трем категориям: на случай смерти, на случай увечья и на случай временной неспособности к труду. Ну и, разумеется, пилоты воспользовались таким предложением.
Отмечу, что современные полеты максимально далеки от безумия былых лет. Вот вам, например видео с десантниками 1930х годов для составления некоторой картины.
Молебен по случаю открытия
8 сентября, несмотря на моросивший с утра дождь, праздник был открыт. На открытии было осуществлено около 10 полетов (из-за того, что некоторые полеты длились менее минуты, не все они были учтены в зачете), и в этот день отметился Мациевич, совершивший полет длительностью в 44 минуты и 12 секунд. На протяжении всего празднества ежедневно проводились соревнования по длительности полета, наибольшей взятой высоте и точности приземления. Победителям в дисциплинах вручали денежные призы, что позволило всё тому же Ефимову заметно обогатиться.
Своим визитом почтила праздник Раймонда Де Ларош, - женщина, претендующая на звание первой в мире лётчицы.
Далее представляю вашему вниманию небольшой отчет по произошедшим событиям в дни мероприятия.
9 сентября шоу посетили великие князья Дмитрий Павлович и Александр Михайлович с сыновьями и князья Гавриил Константинович и Игорь Константинович. Александр Михайлович явно был здесь не просто так, ведь именно он позднее стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 г., а позднее взял шефство над Императорским военно-воздушного флотом.
По оценке журналиста «Ведомостей», «полеты русских летунов, зарегистрированные благоприятными итогами первых дней всероссийского авиационного праздника, дали большой толчок к развитию военного воздухоплавания. Военное ведомство по сему случаю решило обзавестись 10 аэропланами, тип каковых определится по окончании праздника, кроме того, предположено в самый непродолжительный срок открыть отдел аэропланов при офицерской воздухоплавательной школе. Затем комитет по усилению флота на последнем заседании постановил приобрести 20 аэропланов типа “Фарман” и “Блерио”. В настоящее время в упомянутый комитет поступило 4 летательных аппарата, пожертвованных частными лицами». Решено было пригласить инструктором в школу авиатора Ефимова.
11 сентября на празднике присутствовали великие князья Дмитрий Павлович и Александр Михайлович, а также много военных во главе с временно управляющим Военным министерством генерал-лейтенантом Поливановым.
В этот день произошел второй несчастный случай. Авиатор Кузьминский, племянник графа Л. Н. Толстого, упал и сломал себе руку, а также повредил ногу и лицо.
Вид аэроплана Блерио перед взлетом
Но, особенного значения этому не придавали, так как времена были весьма лихие и подобную травму в наше время можно сравнить с вырванным заусенцем.
Вид аэроплана Блерио авиатора А.А.Кузминского , потерпевшего аварию
12 сентября также было омрачено аварией. Первый полет Уточкина окончился аварией. Летя против солнца, он не заметил каната воздушного змея подполковника Ульянинова, в корзине которого было два пассажира, в том числе его сын, и задел его крылом. Аппарат боком сел на землю и получил незначительное повреждение. Никто не пострадал.
14 сентября «состязания закончились полетом на “монгольфьере” аэронавта Юзефа Древницкого. На высоте около 500 метров был совершен спуск на парашюте в середине расходящейся публики вблизи аэродрома». Юзеф к тому моменту уже был легендой. Свой первый прыжок с парашютом он совершил 2 июня 1895г. в Орле, став первым парашютистом России. К 1910г. на его счету было уже более 400 прыжков!
В этот день активно обсуждался полет шара «Треугольник» с пилотом подполковником Генерального штаба Одинцовым и пассажиром Кузнецовым, стартовавшего ещё 11 сентября с Комендантского поля, пролетевшего более 2000 вёрст до ст. Кутейниково, близ Таганрога за 40 часов 3 минуты и побившего всероссийский рекорд продолжительности и расстояния. Мировой же рекорд для неуправляемых воздушных шаров принадлежал французу графу де ля Во — 48 часов. Во время полетов "Треугольник" поднимался до 5500 метров высоты. Скорость движения его доходила до ста верст в час.
После удачных первых дней праздника председатель Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования великий князь Александр Михайлович послал императору Николаю II телеграмму: «Счастлив сообщить, что офицеры, командированные комитетом, получившие звание пилотов: подполковник Ульянин, капитан Мациевич, лейтенант Пиотровский, поручик Матыевич, очень удачно летают, намного превзошли иностранцев, летавших весной. Также великолепно летает поручик воздухоплавательного парка Руднев. Смею выразить уверенность, что дело авиации в России стало на прочную почву. Находящийся под моим председательством комитет, а также новые летчики и ученики приложат все усилия, чтобы в деле авиации не отстать от наших соперников на славу дорогой родины и, на радость, вашего величества».
В ответ была получена телеграмма следующего содержания: «Радуюсь удачным полетам наших офицеров. Передай им мое искреннее пожелание дальнейшего успеха в этой новой военной отрасли. Николай».
Седьмой день полетов (15 сентября) был не очень удачным. Сегно на аэроплане русской конструкции «Россия-А» потерпел аварию: от попавшей нечаянно в контакт перчатки аэроплан не было возможности остановить, и он врезался боком в размытый грунт, сломав шасси, стойки и пропеллер. Авиатор вылетел из сиденья и сильно поцарапал руки и лицо. Погода для полетов была сомнительной, тем не менее, Мациевичу удается «прокатить» 14 пассажиров.
На подъеме прошел 10-й день полетов 20 сентября в присутствии великого князя Дмитрия Павловича и А. И. Гучкова. Было совершено 36 полетов.
Поручику Матыевичу-Мацеевичу удалось подняться на «Блерио» на высоту 1250м.
Но настоящей звездой этого дня стал поручик Руднев, который совершил весьма хулиганский поступок.
Сделав несколько кругов над аэродромом, он вдруг вылетел за его пределы и скрылся. Пролетев на Стрелкой, и долетев до Исаакия, он на глазах изумленной публики описал два круга над собором и вернулся на аэродром. Это был первый полет аэроплана над Петербургом.
Помимо Руднева в этот день вновь отличился Древницкий совершивший прыжок с парашютом с «Монгольфьера» с высоты 3000 м.
Примерно так выглядел парашют Древницкого
Не менее удачным был и день 21 сентября. После полета Руднева над Петербургом публики было особенно много. Состоялось 35 полетов.
В этот день в воздух поднялся большой жёлтый воздушный шар «Василий Корн» с пилотами подполковником генерального штаба Одинцовым и профессором Рыниным. Они стартовали в направлении Стокгольма в соревновании за приз за высоту и точность спуска. Прибывший на полет великий князь Дмитрий Павлович передал Одинцову письмо к сестре, великой княгине Марии Павловне, герцогине Зюдерманландской. Позже стало известно, что рекорд высоты 6100 м Одинцов побил, поднявшись на 6350 м, а результат точности спуска неудачен, вместо Швеции сели они в Финляндии близ Сердоболя (Сортавала).
Следует также отметить, что в этот день впервые в России поручик Руднев совершил полёт сразу с двумя пассажирами.
22 сентября стало по настоящему легендарным днем для авиации.
В этот день Столыпин поднялся на аэроплане с капитаном Мациевичем и сделал 2 круга над аэродромом. «Новое время» писало: «В Петербурге много толков вызвал совершенный полет председателя Совета министров П. А. Столыпина. Председатель Совета министров своим полетом желал, как говорят, подчеркнуть то значение, которое придается высшим правительством русскому воздухоплаванию и особенно участию в этом важном государственном деле наших офицеров, проявивших столько чисто русской удали и знания этого специального дела».
Сам же Столыпин после полета сказал, что до сих пор он только теоретически верил в воздухоплавание, теперь же на практике убедился, что этой отрасли предстоит великое будущее.
Вторым знаменательным событием этого дня явился перелет лейтенанта Пиотровского с пассажиром студентом Масаиновым в Кронштадт (каждый из нас думаю с легкостью может представить фразу сказанную студенту Пиотровским при предложении о смене маршрута =) ).
Морской офицер Пиотровский заранее не планировал туда лететь, так как полет проводился в зачет соревнования на высоту: «В Кронштадт я попал случайно; долетел до Сестрорецка, чувствую, что бензина не хватит на обратный полет, и хватил через море». В поисках аэроплана запрашивались по телефону полицейские участки, но безрезультатно. И только по окончании полетов было получено по телефону извещение о том, что Пиотровский благополучно спустился в Кронштадте возле морского арсенала. Это был самый длинный на тот момент авиаперелёт в России, да ещё и совершенный в условиях тумана.
Совершивший перелет в Кронштадт лейтенант Пиотровский получил приглашение заведовать школой авиации при Лиге воздушного флота. На месте спуска его аэроплана на плацу Кронштадтского флотского экипажа решено было возвести обелиск-памятник.
В этот же день на Комендантское поле прибыл огромный дирижабль «Голубь», на борту которого находились три офицера и механик. Стартовал он из Гатчины под управлением подполковника Утяшева. Встречать его на аэродроме отправились почти все аэропланы, которые кружили в небе вокруг дирижабля словно ласточки.
К сожалению, на празднике не обошлось и без утрат.
24 сентября уже под закрытие программы потерпел аварию Горшков. Вот как описывает события корреспондент «Современного слова» С. Любош: «Вот Горшков перед трехрублевыми трибунами хлопнулся о землю, раздается треск, шасси исковерканы, весь аппарат валится на бок, но авиатор невредим, поломанный аэроплан солдаты уносят к ангарам.
Куда менее удачный исход ждал капитана Мациевича. Его «Фарман» развалился в воздухе.
Мациевич поднялся в воздух уже под гудок об окончании программы. Силуэт его "Фармана" то чернел на фоне заката, то освещался последними лучами солнца. Вдруг одна из расчалок самолёта лопнула, её конец попал в винт, "Фарман" накренился и начал разваливаться, из него выпала человеческая фигурка и стремительно понеслась к земле. Удар о поверхность был такой силы, что тело отскочило от земли на 2 метра. Найденный на поле барограф показал высоту подъема 387 м. Аппарат Мациевича упал неподалеку от его тела.
Зрители спешат к месту трагедии
Александр Блок, ставший невольным свидетелем трагедии, отозвался на это событие стихами:
И зверь с умолкшими винтами
Повис пугающим углом…
Ищи отцветшими глазами
Опоры в воздухе… пустом!
Уж поздно: на траве равнины
Крыла измятая дуга…
В сплетенье проволок машины
Рука — мертвее рычага…
На тот момент ещё не существовало парашютов для пилотов. Древницкий и до катастрофы, постигшей Мациевича, задумывавшийся над тем, как должен быть устроен парашют для авиаторов, и даже разрабатывавший его конструкцию писал: «По своему личному опыту знаю, что парашют является единственным надежным спасательным прибором для воздухоплавателей в случае катастрофы с шаром. Такую же роль, я уверен, ему придется играть и для аппаратов тяжелее воздуха, аэропланов».
Идея о том каким должен быть парашют вскоре пришла ещё одному свидетелю катастрофы - актёру драматической труппы Народного дома Глебу Котельникову.
Котельников работал почти год, время от времени повторяя слова жены, сказанные ею тогда на Комендантском поле: «Неужели нельзя придумать какой-нибудь, совсем небольшой аппарат, который бы падал вместе с человеком и выбрасывал бы парашют?».
Как мы знаем, Котельников по итогу смог создать первый авиационный ранцевый парашют РК-1.
25 сентября в знак траура полетов не было. А в последующие дни уже не происходило особо значимых событий. Мероприятие должно было закончиться ещё 30 сентября, но 1 октября члены организационного комитета решили устроить дополнительные полеты. Несмотря на сильный ветер и холод, публики собралось очень много. Все ждали прилета лейтенанта Пиотровского из Кронштадта. В пятом часу члены жюри получили извещение по телефону, что Пиотровский вылетел из Кронштадта и чуть не погиб; «с аэропланом полное крушение, авиатор легко ранен». Не самое удачное окончание мероприятия, но общего впечатления о празднике оно ничуть не смазало.
Подводя итоги праздника, директор товарищества «Крылья» сообщил, что мероприятие посетило 150 000 человек. Он призвал государство взять попечительство над авиацией и выразил надежду, что эти события дадут толчок увлечению авиацией: «В обществе праздником интересовались. Если многие не ездили, то с жадностью прочитывали отчеты — в ресторанах, клубах, театрах только и слышны были разговоры, что про авиацию. Многие стали мечтать летать и многие, конечно, приведут свое желание в исполнение».
Благодаря мероприятию вся Россия узнала имена своих героев: Руднева, Пиотровского, Мациевича и их товарищей. «Праздник» взбудоражил умы общественности, дав значительный толчок российской авиации. Начали строится отечественные авиационные заводы и открываться лётные школы. Уже в 1911г. в Петербурге состоялась Международная воздухоплавательная выставка. Но это уже совсем другая история.
ВПитере
5.9K пост12.3K подписчиков