Всероссийский праздник воздухоплавания

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Прошлую неделю можно назвать космической, да и вообще год в целом юбилейный для полетов в России. 100 лет гражданской авиации и Аэрофлоту как-никак. За 100 с лишним лет российские ученые, авиаконструкторы и летчики добились небывалых рекордов в освоении неба и космоса и думаю многие из них ещё впереди. Но все большие победы начинаются с малых шагов, об одном из которых, но весьма значимом мы сегодня и поговорим.

С 8 по 15 мая 1910 г. в Петербурге прошла Международная неделя авиации, первая подобная в городе. И вот спустя всего несколько месяцев Императорский Всероссийский Аэроклуб задумывается, - «А чем мы мол хуже, у нас своих что ли талантов не наберется?» и организовывает Всероссийский праздник воздухоплавания, который проходит в Петербурге с 8 сентября по 1 октября. Ну а чего мелочиться то?!

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Расположение аэродрома

Специально для шоу на месте пустыря был построен аэродром товарищества «Крылья», получивший впоследствии название Комендантский. Буквально на бывших огородах в короткий срок появились трибуны, ангары, буфеты и прочие постройки. Поговаривают, что рабочие трудились в авральном режиме практически без сна.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Но тут надо понимать, что помимо развлечения публики, правительство по итогам праздника собиралось сложить полное впечатление о возможностях применения авиации в военное время. Собственно лейтенант Пиотровский накануне, 5 сентября, в интервью газете «Новое время» и сообщил, что:

«Вопрос о применении воздухоплавания для военных целей поставлен у нас в России, на мой взгляд, вполне правильно. Немцы отдают предпочтение дирижаблям, французы — воздушным кораблям и аэропланам: у нас собираются пользоваться и тем, и другим, стараясь извлечь из них возможную выгоду... На него будет возложена стратегическая и тактическая разведки…

Наше военное министерство командировало во Францию нескольких офицеров генерального штаба, которые и должны привезти сюда результаты происходящих опытов с аэропланами во время маневров. Результаты эти будут играть важную роль и их учтут для будущего… Капитан Мациевич и я стремимся выработать тип морского аэроплана. Такой аэроплан должен обладать способностью спускаться на воду… Согласно последним сведениям, во Франции уже имеется аппарат, могущий опуститься на воду и пригодный для Морского ведомства... Предстоящий национальный праздник авиации покажет, что уже теперь у нас имеются смелые и опытные летуны. Пройдет немного времени, и вы увидите, что и у нас аэропланы найдут должное место как в Военном, так и в Морском ведомствах»

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Банкет по случаю старта мероприятия

Стартовать праздник должен был ещё 5 сентября, но традиционно-питерская погода не позволяла дать в первый день блестящего шоу, потому начало перенесли. Многих это расстроило, но не остановило. Так, известный русский авиатор Михаил Никифорович Ефимов, совершивший 21 марта 1910г. вообще первый авиационный полёт в России, решил раздать стиля несмотря на погодные условия.  5 сентября при ветре около 10 м/с он совершил два полета, причем один даже с пассажиром, на аппарате отдела воздушного флота «Фарман», только что полученном из-за границы. На следующий день он совершил ещё три полета, проделывая при том в воздухе трудные упражнения. О его мастерстве газеты писали следующее:

«На громоздком "Фармане", которого весной весьма непочтительно сравнивали с ломовым извозчиком, он выделывал необычайные по своей легкости и замысловатости кунстштюки: он падал "камнем" вниз, выпрямляясь и задерживая спуск лишь у самой земли. Он описывал восьмерки петли, нырял, сразу взлетал с поверхности земли и садился на землю с небывалой до сих пор точностью. Огромный аэроплан производил в его руках впечатление послушного, легкого и грациозного животного.»

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Ефимов с пассажиркой

Однако при попытке взлететь в четвертый раз попал в канаву, шасси и пропеллер оказались поврежденными. Сам Ефимов ушибся, но, к счастью, легко.

Да, кстати, это сейчас самолет самый безопасный вид транспорта, но на заре авиации ситуация была скорее обратная. Многие это понимали, и использовали это в своих целях. Накануне праздника авиации некоторые петербургские страховые общества постановили включить в число страховых операций страхование по воздухоплаванию. Авиаторы страховались по трем категориям: на случай смерти, на случай увечья и на случай временной неспособности к труду. Ну и, разумеется, пилоты воспользовались таким предложением.

Отмечу, что современные полеты максимально далеки от безумия былых лет. Вот вам, например видео с десантниками 1930х годов для составления некоторой картины.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Молебен по случаю открытия

8 сентября, несмотря на моросивший с утра дождь, праздник был открыт. На открытии было осуществлено около 10 полетов (из-за того, что некоторые полеты длились менее минуты, не все они были учтены в зачете), и в этот день отметился Мациевич, совершивший полет длительностью в 44 минуты и 12 секунд. На протяжении всего празднества ежедневно проводились соревнования по длительности полета, наибольшей взятой высоте и точности приземления. Победителям в дисциплинах вручали денежные призы, что позволило всё тому же Ефимову заметно обогатиться.

Своим визитом почтила праздник Раймонда Де Ларош, - женщина, претендующая на звание первой в мире лётчицы.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Далее представляю вашему вниманию небольшой отчет по произошедшим событиям в дни мероприятия.

9 сентября шоу посетили великие князья Дмитрий Павлович и Александр Михайлович с сыновьями и князья Гавриил Константинович и Игорь Константинович. Александр Михайлович явно был здесь не просто так, ведь именно он позднее стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 г., а позднее взял шефство над Императорским военно-воздушного флотом.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

По оценке журналиста «Ведомостей», «полеты русских летунов, зарегистрированные благоприятными итогами первых дней всероссийского авиационного праздника, дали большой толчок к развитию военного воздухоплавания. Военное ведомство по сему случаю решило обзавестись 10 аэропланами, тип каковых определится по окончании праздника, кроме того, предположено в самый непродолжительный срок открыть отдел аэропланов при офицерской воздухоплавательной школе. Затем комитет по усилению флота на последнем заседании постановил приобрести 20 аэропланов типа “Фарман” и “Блерио”. В настоящее время в упомянутый комитет поступило 4 летательных аппарата, пожертвованных частными лицами». Решено было пригласить инструктором в школу авиатора Ефимова.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

11 сентября на празднике присутствовали великие князья Дмитрий Павлович и Александр Михайлович, а также много военных во главе с временно управляющим Военным министерством генерал-лейтенантом Поливановым.

В этот день произошел второй несчастный случай. Авиатор Кузьминский, племянник графа Л. Н. Толстого, упал и сломал себе руку, а также повредил ногу и лицо.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Вид аэроплана Блерио перед взлетом

Но, особенного значения этому не придавали, так как времена были весьма лихие и подобную травму в наше время можно сравнить с вырванным заусенцем.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Вид аэроплана Блерио авиатора А.А.Кузминского , потерпевшего аварию

12 сентября также было омрачено аварией. Первый полет Уточкина окончился аварией. Летя против солнца, он не заметил каната воздушного змея подполковника Ульянинова, в корзине которого было два пассажира, в том числе его сын, и задел его крылом. Аппарат боком сел на землю и получил незначительное повреждение. Никто не пострадал.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

14 сентября «состязания закончились полетом на “монгольфьере” аэронавта Юзефа Древницкого. На высоте около 500 метров был совершен спуск на парашюте в середине расходящейся публики вблизи аэродрома». Юзеф к тому моменту уже был легендой. Свой первый прыжок с парашютом он совершил 2 июня 1895г. в Орле, став первым парашютистом России. К 1910г. на его счету было уже более 400 прыжков!

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

В этот день активно обсуждался полет шара «Треугольник» с пилотом подполковником Генерального штаба Одинцовым и пассажиром Кузнецовым, стартовавшего ещё 11 сентября с Комендантского поля, пролетевшего более 2000 вёрст до ст. Кутейниково, близ Таганрога за 40 часов 3 минуты и побившего всероссийский рекорд продолжительности и расстояния. Мировой же рекорд для неуправляемых воздушных шаров принадлежал французу графу де ля Во — 48 часов. Во время полетов "Треугольник" поднимался до 5500 метров высоты. Скорость движения его доходила до ста верст в час.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

После удачных первых дней праздника председатель Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования великий князь Александр Михайлович послал императору Николаю II телеграмму: «Счастлив сообщить, что офицеры, командированные комитетом, получившие звание пилотов: подполковник Ульянин, капитан Мациевич, лейтенант Пиотровский, поручик Матыевич, очень удачно летают, намного превзошли иностранцев, летавших весной. Также великолепно летает поручик воздухоплавательного парка Руднев. Смею выразить уверенность, что дело авиации в России стало на прочную почву. Находящийся под моим председательством комитет, а также новые летчики и ученики приложат все усилия, чтобы в деле авиации не отстать от наших соперников на славу дорогой родины и, на радость, вашего величества».

В ответ была получена телеграмма следующего содержания: «Радуюсь удачным полетам наших офицеров. Передай им мое искреннее пожелание дальнейшего успеха в этой новой военной отрасли. Николай».

Седьмой день полетов (15 сентября) был не очень удачным. Сегно на аэроплане русской конструкции «Россия-А» потерпел аварию: от попавшей нечаянно в контакт перчатки аэроплан не было возможности остановить, и он врезался боком в размытый грунт, сломав шасси, стойки и пропеллер. Авиатор вылетел из сиденья и сильно поцарапал руки и лицо. Погода для полетов была сомнительной, тем не менее, Мациевичу удается «прокатить» 14 пассажиров.

На подъеме прошел 10-й день полетов 20 сентября в присутствии великого князя Дмитрия Павловича и А. И. Гучкова. Было совершено 36 полетов.

Поручику Матыевичу-Мацеевичу удалось подняться на «Блерио» на высоту 1250м.

Но настоящей звездой этого дня стал поручик Руднев, который совершил весьма хулиганский поступок.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Сделав несколько кругов над аэродромом, он вдруг вылетел за его пределы и скрылся. Пролетев на Стрелкой, и долетев до Исаакия, он на глазах изумленной публики описал два круга над собором и вернулся на аэродром. Это был первый полет аэроплана над Петербургом.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Помимо Руднева в этот день вновь отличился Древницкий совершивший прыжок с парашютом с «Монгольфьера» с высоты 3000 м.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Примерно так выглядел парашют Древницкого

Не менее удачным был и день 21 сентября. После полета Руднева над Петербургом публики было особенно много. Состоялось 35 полетов.

В этот день в воздух поднялся большой жёлтый воздушный шар «Василий Корн» с пилотами подполковником генерального штаба Одинцовым и профессором Рыниным.  Они стартовали в направлении Стокгольма в соревновании за приз за высоту и точность спуска. Прибывший на полет великий князь Дмитрий Павлович передал Одинцову письмо к сестре, великой княгине Марии Павловне, герцогине Зюдерманландской. Позже стало известно, что рекорд высоты 6100 м Одинцов побил, поднявшись на 6350 м, а результат точности спуска неудачен, вместо Швеции сели они в Финляндии близ Сердоболя (Сортавала).

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Следует также отметить, что в этот день впервые в России поручик Руднев совершил полёт сразу с двумя пассажирами.

22 сентября стало по настоящему легендарным днем для авиации.

В этот день Столыпин поднялся на аэроплане с капитаном Мациевичем и сделал 2 круга над аэродромом. «Новое время» писало: «В Петербурге много толков вызвал совершенный полет председателя Совета министров П. А. Столыпина. Председатель Совета министров своим полетом желал, как говорят, подчеркнуть то значение, которое придается высшим правительством русскому воздухоплаванию и особенно участию в этом важном государственном деле наших офицеров, проявивших столько чисто русской удали и знания этого специального дела».

Сам же Столыпин после полета сказал, что до сих пор он только теоретически верил в воздухоплавание, теперь же на практике убедился, что этой отрасли предстоит великое будущее.

Вторым знаменательным событием этого дня явился перелет лейтенанта Пиотровского с пассажиром студентом Масаиновым в Кронштадт (каждый из нас думаю с легкостью может представить фразу сказанную студенту Пиотровским при предложении о смене маршрута =) ).

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Морской офицер Пиотровский заранее не планировал туда лететь, так как полет проводился в зачет соревнования на высоту: «В Кронштадт я попал случайно; долетел до Сестрорецка, чувствую, что бензина не хватит на обратный полет, и хватил через море». В поисках аэроплана запрашивались по телефону полицейские участки, но безрезультатно. И только по окончании полетов было получено по телефону извещение о том, что Пиотровский благополучно спустился в Кронштадте возле морского арсенала. Это был самый длинный на тот момент авиаперелёт в России, да ещё и совершенный в условиях тумана.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Совершивший перелет в Кронштадт лейтенант Пиотровский получил приглашение заведовать школой авиации при Лиге воздушного флота. На месте спуска его аэроплана на плацу Кронштадтского флотского экипажа решено было возвести обелиск-памятник.

В этот же день на Комендантское поле прибыл огромный дирижабль «Голубь», на борту которого находились три офицера и механик. Стартовал он из Гатчины под управлением подполковника Утяшева. Встречать его на аэродроме отправились почти все аэропланы, которые кружили в небе вокруг дирижабля словно ласточки.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

К сожалению, на празднике не обошлось и без утрат.

24 сентября уже под закрытие программы потерпел аварию Горшков. Вот как описывает события корреспондент «Современного слова» С. Любош: «Вот Горшков перед трехрублевыми трибунами хлопнулся о землю, раздается треск, шасси исковерканы, весь аппарат валится на бок, но авиатор невредим, поломанный аэроплан солдаты уносят к ангарам.

Куда менее удачный исход ждал капитана Мациевича. Его «Фарман» развалился в воздухе.

Мациевич поднялся в воздух уже под гудок об окончании программы. Силуэт его "Фармана" то чернел на фоне заката, то освещался последними лучами солнца. Вдруг одна из расчалок самолёта лопнула, её конец попал в винт, "Фарман" накренился и начал разваливаться, из него выпала человеческая фигурка и стремительно понеслась к земле. Удар о поверхность был такой силы, что тело отскочило от земли на 2 метра. Найденный на поле барограф показал высоту подъема 387 м. Аппарат Мациевича упал неподалеку от его тела.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Зрители спешат к месту трагедии

Александр Блок, ставший невольным свидетелем трагедии, отозвался на это событие стихами:

И зверь с умолкшими винтами

Повис пугающим углом…

Ищи отцветшими глазами

Опоры в воздухе… пустом!

Уж поздно: на траве равнины

Крыла измятая дуга…

В сплетенье проволок машины

Рука — мертвее рычага…

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

На тот момент ещё не существовало парашютов для пилотов. Древницкий и до катастрофы, постигшей Мациевича, задумывавшийся над тем, как должен быть устроен парашют для авиаторов, и даже разрабатывавший его конструкцию писал: «По своему личному опыту знаю, что парашют является единственным надежным спасательным прибором для воздухоплавателей в случае катастрофы с шаром. Такую же роль, я уверен, ему придется играть и для аппаратов тяжелее воздуха, аэропланов».

Идея о том каким должен быть парашют вскоре пришла ещё одному свидетелю катастрофы - актёру драматической труппы Народного дома Глебу Котельникову.

Котельников работал почти год, время от времени повторяя слова жены, сказанные ею тогда на Комендантском поле: «Неужели нельзя придумать какой-нибудь, совсем небольшой аппарат, который бы падал вместе с человеком и выбрасывал бы парашют?».  

Как мы знаем, Котельников по итогу смог создать первый авиационный ранцевый парашют РК-1.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

25 сентября в знак траура полетов не было. А в последующие дни уже не происходило особо значимых событий. Мероприятие должно было закончиться ещё 30 сентября, но 1 октября члены организационного комитета решили устроить дополнительные полеты. Несмотря на сильный ветер и холод, публики собралось очень много. Все ждали прилета лейтенанта Пиотровского из Кронштадта. В пятом часу члены жюри получили извещение по телефону, что Пиотровский вылетел из Кронштадта и чуть не погиб; «с аэропланом полное крушение, авиатор легко ранен». Не самое удачное окончание мероприятия, но общего впечатления о празднике оно ничуть не смазало.

Всероссийский праздник воздухоплавания Военные, Достопримечательности, Авиация, Санкт-Петербург, Аэроплан, Ефимов, Российская империя, Длиннопост

Подводя итоги праздника, директор товарищества «Крылья» сообщил, что мероприятие посетило 150 000 человек. Он призвал государство взять попечительство над авиацией и выразил надежду, что эти события дадут толчок увлечению авиацией: «В обществе праздником интересовались. Если многие не ездили, то с жадностью прочитывали отчеты — в ресторанах, клубах, театрах только и слышны были разговоры, что про авиацию. Многие стали мечтать летать и многие, конечно, приведут свое желание в исполнение».

Благодаря мероприятию вся Россия узнала имена своих героев: Руднева, Пиотровского, Мациевича и их товарищей. «Праздник» взбудоражил умы общественности, дав значительный толчок российской авиации. Начали строится отечественные авиационные заводы и открываться лётные школы. Уже в 1911г. в Петербурге состоялась Международная воздухоплавательная выставка. Но это уже совсем другая история.

ВПитере

5.9K пост12.3K подписчиков